Статья "НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ДИАГНОСТИКЕ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ"
учебно-методический материал по психологии
В данной статье раскрывается практическая значимость применения нейропсихологического подхода в современной психологии и дефектологии. Обосновывается мысль о значении использования данного метода при диагностике и коррекции различных речевых нарушений и отклонений в психофизическом развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neyropsihologicheskiy_podhod_v_diagnostike_i_korrektsii_narusheniy_rechi_u_doshkolnikov.docx | 16.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Курганская А.А.
педагог-психолог,
МБДОУ д/с № 88
г. Белгород, Россия
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ДИАГНОСТИКЕ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: в данной статье раскрывается практическая значимость применения нейропсихологического подхода в современной психологии и дефектологии. Обосновывается мысль о значении использования данного метода при диагностике и коррекции различных речевых нарушений и отклонений в психофизическом развитии.
Ключевые слова: нейропсихология, высшие психические функции, нейропсихологическое обследование дошкольников, коррекционно-развивающая работа, дизонтогенез.
В рамках современной нейропсихологии утверждается, что ребенка нельзя рассматривать как маленького взрослого. Согласно исследованиям детская нейропсихология не является «миниатюрной версией» нейропсихологии взрослых. Детская нейропсихология обладает своей уникальной спецификой, ставит особые задачи и требует новых интерпретаций. Тем не менее правомерность системного факторного анализа ВПФ у детей подтверждается тем, что специально направленное коррекционно-развивающее обучение, построенное на данных луриевского нейропсихологического исследования, выявляющего у ребенка сохранные и нарушенные факторы психического функционирования, более эффективно, чем общеразвивающее обучение.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предоставляет педагогам возможность для профессионального роста и применения разнообразных методик. Одним из наиболее эффективных является нейропсихологический подход, который используется для диагностики и коррекции отклонений. Особое значение этот подход приобретает при дизонтогенезе, позволяя выявить вторичные отклонения, уточнить диагноз, определить стратегию коррекции и спрогнозировать динамику развития ребенка с ОВЗ.
Особая роль применению нейропсихологического подхода отводится в условиях недостаточности функций при дизонтогенезе. Нейропсихологический подход позволяет выявить вторичные отклонения на основе первичного дефекта; дать более точное диагностическое описание на основе оценки состояния функциональных систем и блоков мозга; наметить пути коррекционной работы на основе более сохранных функций; прогнозировать динамику психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья на основе нейропсихологического анализа.
В психолого-педагогических исследованиях подчеркивается важность системного анализа высших психических функций: выявление как недостаточно сформированных, так и сохранных психических функций позволит более эффективно построить коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими нарушения речевого развития, прогнозируя зону их ближайшего развития.
Нейропсихологический подход ориентирует на использование в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ методов, разработанных с учетом мозговой организации ребенка, позволяющих развивать и корригировать нарушенные или несформировавшиеся функции.
Нейропсихологические особенности детского возраста заключаются, прежде всего, в незавершенности развития головного мозга ребенка и неокончательном развитии ВПФ. Поэтому основным фактором, который препятствует развитию мозговой деятельности ребенка и формированию ВПФ, является неразвитость межзональных связей мозга, в то время как у взрослых речь идет о нарушениях уже сформированных мозговых структур. По этой причине необходимо в коррекционно-развивающей работе учитывать существенные отличия нарушений высших психических функций у детей и взрослых.
Соответственно, отставание или недостатки в развитии одной функции могут привести к нарушению развития других психических функций, связанных с ней. Нейропсихологический подход, применяемый на каждом этапе работы с ребенком с различного рода нарушениями, поможет выявить взаимосвязь развивающегося мозга ребенка и психических функций; а также разработать и реализовать наиболее оптимальный план коррекционной работы.
Таким образом коррекционный процесс, построенный на основе нейропсихологического подхода, позволит реализовать комплексное воздействие и усилить работу педагога-психолога благодаря опоре на сохранные ВПФ, активизации нарушенных ВПФ, формированию психологической базы речи.
Список литературы:
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.
- Глозман Ж.М., Николаева Е.И., Карпова Н.Л., Добрин А.В. Роль функциональной ассиметрии в развитии и динамике когнитивных и речевых расстройств. М.: Психол. ин-т РАО, 2022. 194 с. https://elibrary.ru/ggydcg
- Лурия А. Р. Основы нейропсихологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Академия, 2003. 384 с. Текст: непосредственный.
- Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция. Москва: Просвещение, 1992. 95 с. Текст: непосредственный
- Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: учебное пособие. Москва: Генезис, 2007. 474 с.
© Курганская А.А., 2024 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика и коррекция нарушения речи у детей дошкольного возраста
диагностика и коррекция нарушения речи у детей дошкольного возраста...
Особенности взаимодействия речевых и неречевых процессов в коррекции нарушений речи у дошкольников.
Особенности взаимодействия речевых и неречевых процессов в коррекции нарушений речи у дошкольников....
Использование инновационных технологий в логопедической работе по коррекции нарушений речи у дошкольников
Вот уже 6 лет коллектив МАДОУ ЦРР детский сад №13 "Петрушка" работает в инновационном режиме по программе О.А. Куревиной "Синтез исскусств в эстетическом воспитании дошкольников"...
Рабочая программа "Коррекция нарушений речи у дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ"
Рабочая программа учителя-логопеда логопедического пункта ДОУ...
Диагностика и коррекция нарушений речи у детей дошкольного возраста с использованием инновационных технологий»
«Применение наглядного моделирования при формировании связной речи у старших дошкольников с ОНР»...
"Взаимодействие воспитателя и родителей по коррекции нарушений речи у дошкольников"
Модернизация российского образования актуализирует проблемы ДОУ, семьи, социума. Сотрудничество семьи и воспитателя становится всё более востребованным. Педагоги ищут ...
Статья "Использование приемов наглядного моделирования в коррекции нарушений речи у дошкольников"
Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. В логопедической работе моделирование выступает как определенный метод п...