Статья "Использование приемов наглядного моделирования в коррекции нарушений речи у дошкольников"
статья по логопедии
Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. В логопедической работе моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой - как программа для анализа новых явлений.
Возможности использования наглядных моделей в логопедической работе широки. Оно позволяет ребенку зрительно представить изучаемые понятия, научиться работать с ними. Это особенно важно для детей дошкольного возраста, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ispolzovanie_priemov_naglyadnogo_modelirovaniya.docx | 1006.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование приемов наглядного моделирования
в коррекции нарушений речи у дошкольников
Автор статьи: Антоненкова Н.В.
учитель-логопед
МБДОУ д/с №3
г. Ярцева Смоленской обл.
Количество детей с речевой патологией неуклонно растет. Речевые нарушения, в свою очередь, негативно влияют на развитие умственных способностей, на адекватность поведения и социализацию ребенка в обществе. Нарушения речи снижают успеваемость в школе и зачастую являются причиной школьной дезадаптации.
Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать дошкольную коррекционную логопедическую работу.
Все большее внимание уделяется психологически ориентированному обучению, когда весь коррекционный процесс планируется «от ребенка», а не «от дефекта», и в программе работы с ребёнком учитывается не только структура дефекта, но и его психологические особенности, предпочитаемые им стили общения, каналы получения информации и способы действий.
Ребенок постигает мир, используя наиболее сохранный и развитый канал поступления информации: оптический (в картинах), акустический (в звуках), кинестетический (в ощущениях).
Детям-логопатам свойственно первичное или вторичное нарушение фонематического восприятия, слухового внимания и памяти, которая обеспечивает процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем и т.д.
Учитывая вышеизложенное, перспективным направлением оптимизации процесса коррекционно-развивающего обучения в детском саду (и не только), по мнению Ю.Ф. Гаркуши, является использование наглядного моделирования.
Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. В логопедической работе моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой - как программа для анализа новых явлений.
Возможности использования наглядных моделей в логопедической работе широки. Оно позволяет ребенку зрительно представить изучаемые понятия, научиться работать с ними. Это особенно важно для детей дошкольного возраста, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова , А.Н. Леонтьев).
Формируя у детей восприятие, внимание, наблюдательность и т.п., мы развиваем познавательные процессы, что является хорошей предпосылкой для развития мышления. Научить детей анализировать, синтезировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, проводить аналогии – это значит - готовить их к успешному обучению. Для этого используются различные модели, схемы, мнемотаблицы, знаки, символы.
Как известно, модель - это система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства изучаемого предмета. Модель используется в качестве заместителя предмета. Она упрощает структуру оригинала, отвлекается от несущественных свойств, служит обобщенным отражением явления. Модели могут представлять собой материальные предметы или быть информационными (наглядно-образными, логико-символическими). Особое место в работе с дошкольниками занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.
Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.
Овладение приемов работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;
- перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при частном или полном графическом воспроизведении.
Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет логопеду более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обобщать их активную лексику. Закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять предложения, рассказ; а также в ходе звукового анализа использовать модели звука (согласный, гласный, твердый, мягкий, глухой, звонкий и т.д), слова (определенный символ, с помощью которого обозначается его начало, середина и конец). Также включение наглядных моделей в процесс обучения содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий. При этом используемые модели могут включать схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования и т.п.
В своей практической работе я использую приемы моделирования на всех этапах коррекционно-развивающего обучения. Я расскажу о видах работ, познакомлю с играми и упражнениями.
В индивидуальной работе по коррекции звукопроизношения не раз доказали свою эффективность мнемотаблицы для формирования артикуляционного праксиса:
- упражнение «Качели»
- упражнение «Вкусное варенье»
.
В процессе автоматизации поставленных звуков также не обходится без наглядных опор. В таких таблицах изображаем совместно с ребенком правильное положение губ, языка, зубов, по возможности, направление воздушной струи. Это помогает ребенку самостоятельно контролировать правильность артикуляции при произнесении звука.
Трудно переоценить значение мнемотаблиц для заучивания стихотворных текстов, а также для пересказа сказок, рассказов, самостоятельного составления описательных и сравнительных рассказов. Это направление неоднократно описывалось, можно только добавить, что эффективность этого метода подтвердилась даже в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, и у детей с аутистическими проявлениями.
Использование мнемотаблиц позволяет обеспечить следующие результаты в работе с детьми:
• с помощью условных обозначений на мнемотаблицах расширяются знания о характерных особенностях предметов и явлений окружающего мира;
• развивается умение понимать и составлять тематические рассказы при помощи графических аналогий;
• формируется артикуляционный праксис;
• развиваются психические процессы (различные виды памяти, внимание, мышление);
• значительно развиваются у детей умственная активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
Данная работа с дошкольниками способствует их подготовке к успешному обучению в школе и формированию у них одной из ключевых компетенций — владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации их в современном информационном обществе.
Список использованной и рекомендуемой литературы
- Башинская Т. В. «Словечки-человечки» или Веселая подготовка к обучению грамоте. – Мозырь, «Белый ветер», 2010 г.
- Бойкова С.В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5-7 лет. – СПб: КАРО, 2007.
- Ивановская О. Г., Гадасина Л. Я., Савченко С. Ф. Занятия с логопедом по обучению связной речи детей 6-7 лет на основе разрезных картинок. – СПб, «Каро»,2009 г.
- Пятница Т. В. Грамота? – Да! – Мозырь, «Белый ветер», 2012 г.
- Пятница Т. В. Лексика+грамматика=…В 3-х частях – Мозырь, «Белый ветер», 2011 г.
- Ханьшева Г. В. Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006 г.
- Фразовый конструктор. Алифанова Е. А., Егорова Н. Е. – издательство «Книголюб».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности взаимодействия речевых и неречевых процессов в коррекции нарушений речи у дошкольников.
Особенности взаимодействия речевых и неречевых процессов в коррекции нарушений речи у дошкольников....
Использование инновационных технологий в логопедической работе по коррекции нарушений речи у дошкольников
Вот уже 6 лет коллектив МАДОУ ЦРР детский сад №13 "Петрушка" работает в инновационном режиме по программе О.А. Куревиной "Синтез исскусств в эстетическом воспитании дошкольников"...
Рабочая программа "Коррекция нарушений речи у дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ"
Рабочая программа учителя-логопеда логопедического пункта ДОУ...
Опыт работы по теме «Применение метода наглядного моделирования в развитии речи у дошкольников»
В статье раскрывается суть одного из подходов к развитию речи у дошкольников - метода наглядного моделирования. Освещены возможности его применения при решении различных задач, решаемых...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать эффективные средства, стимулирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала....
Использование наглядного моделирования в развитии речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Использование наглядного моделирования в развитии речи у дошкольников с общим недоразвитием речи...
Методическая разработка «Использование приемов наглядного моделирования в коррекции нарушений речи у дошкольников»
Методическая разработка«Использование приемов наглядного моделирования в коррекции нарушений речи у дошкольников»...