Статья на тему "Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации"
статья по психологии (младшая группа)
В данной статье представлено понятие адаптации к пребыванию в дошкольной образовательной организации, определение раннего возраста. Представлены условия, при которых адаптация будет протекать более успешно, как для ребенка, так и для его родителей (законных представителей). В статье кратко представлены особенности развития ребенка раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему: «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО»
Автор: Шахбазова Розанна Анатольевна
Воспитатель МБДОУ детский сад № 79 «Аистенок»
Аннотация: В данной статье представлено понятие адаптации к пребыванию в дошкольной образовательной организации, определение раннего возраста. Представлены условия, при которых адаптация будет протекать более успешно, как для ребенка, так и для его родителей (законных представителей). В статье кратко представлены особенности развития ребенка раннего возраста
Ключевые слова: адаптация, ранний возраст, дошкольная образовательная организация, возраст до трех лет.
Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.
Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как низкая сопротивляемость организма к заболеваниям и его повышенная ранимость. Каждое заболевание, перенесенное ребенком, сказывается на его общем развитии, поэтому в период адаптации к детскому саду важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребенка в детском саду.
Поступление ребенка в детский сад – это очень ответственный и сложный период в жизни ребенка и его родителей. В этот период происходит адаптация малыша к новым социальным условиям (детскому саду). Как правило, это вызывает у взрослых серьезную тревогу. В семье ребенок привыкает к определенному режиму, к способу укладывания, кормления, у него формируются определенные взаимоотношения с родителями и привязанность к ним. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье
В возрасте до трех лет ребенок имеет ряд специфических возрастных возможностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и окружающая ребенка среда, появляется большое количество незнакомых людей.
Приспособление организма к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Семье ребенка тоже требуется какое-то время для того, чтобы приспособиться к новым жизненным обстоятельствам. Обычно время приспособления условно разделяют на три периода: острый, подострый и компенсационный. Самые серьезные трудности ожидают семью в острый период. Это моменты первого столкновения с неизвестным, новым. Это новая, часто неожиданная эмоциональная реакция как ребенка, так и его родителей. И наиболее сложная перестройка организма происходит в начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушениям здоровья, поведения и психики ребенка.
Выделяют три фазы адаптационного процесса:
1. Острая фаза: частые соматические заболевания, нарушение сна, аппетита, снижение речевой и игровой активности (длится примерно один месяц).
2. Подострая фаза: все сдвиги первого месяца уменьшаются и регистрируются по отдельным параметрам, но общий фон развития замедлен (длится от трех до пяти месяцев).
3. Фаза компенсации: убыстряется темп развития. Для всех семей острый период адаптации индивидуален. Он может иметь разную длительность. Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и в детском саду.
Проблема адаптации ребёнка к детскому учреждению - одна из самых острых в педагогике раннего возраста. Более половины детей от одного до трех лет оказываются не готовыми к детскому саду. Отсутствие психологической готовности к детскому учреждению чревато многочисленными медицинскими и психологическими трудностями - дети начинают непрерывно болеть, целыми днями плачут, у них появляются невротические реакции, обостряются психосоматические явления и прочее.
Однако, какой-либо специальной работы по подготовке маленьких детей к детскому учреждению, в настоящее время не ведётся. Если подготовка ребёнка к школе многократно и тщательно проработана и является одной из главных задач воспитания, то переход ребёнка из семьи в детское учреждение, который является ничуть не менее резким и травмирующим событием, остаётся без внимания педагогов и психологов.
Очевидно, что этой проблеме необходимо уделить специальное внимание. Одной из форм организационных форм адаптации ребёнка к детскому учреждению являются группы кратковременного пребывания или «адаптационные» группы. Специальной задачей психологической службы в адаптационных группах является работа с трудными случаями и поиск адекватного подхода для разных групп детей.
Сложность этой задачи в том, что здесь невозможно предложить единый для всех метод адаптации - каждый ребёнок нуждается в особом подходе. Единственным общим моментом является завоевание доверия и расположение малыша. Без такого доверия к новому взрослому нормальное эмоциональное самочувствие ребёнка невозможно.
С поступлением ребенка трех-четырехлетнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения.
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т.д. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребенок должен приспособиться к новым условиям, т.е. адаптироваться.
Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться. Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие между нашими возможностями и требованиями среды.
Существует три стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде:
а) творческий стиль, когда человек старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам;
б) конформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;
в) избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.
Наиболее оптимальным для ребенка является творческий стиль, наименее оптимальным – избегающий. Как же формируются у ребенка способности к адаптации?
Само рождение ребенка – яркое проявление биологической адаптации. Переход из условий внутриутробному ко вне утробному существованию требует коренной перестройки в деятельности всех основных систем организма - кровообращения, дыхания, пищеварения. Эти системы должны к моменту рождения иметь возможность осуществить функциональную перестройку, то есть должен быть соответствующий врожденный уровень готовности этих адаптационных механизмов.
Здоровый новорожденный имеет такой уровень готовности и достаточно быстро приспосабливается к существованию во внешних условиях. Так же как и другие функциональные системы, система адаптационных механизмов продолжает своё созревание и совершенствование в течение ряда лет постнатального онтогенеза. В рамках этой системы уже после рождения у ребенка формируется и возможность к социальной адаптации по мере того, как ребенок овладевает окружающей его социальной средой. Это происходит одновременно с формированием всей системы нервной высшей деятельности. Все же эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям.
Итак, чтобы избежать стрессовых ситуаций, необходимо грамотно подойти к одной из проблем дошкольного учреждения – проблема адаптации детей. Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие, облегчающее его адаптацию.
Список используемых источников
- Буранова Ш. Педагогические требования организации успешной адаптации детей к дошкольной образовательной организации // Мактабгача таълим журнали. – 2021. – № 3. – Электронная копия доступна на сайте журнала.
- Лыкова И.А. Адаптация к детскому саду ребёнка раннего возраста : учеб.-метод. пособие / И. А. Лыкова, Е. Д. Файзуллаева. – Москва : Цветной мир, 2022. – 95 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/01/picture-277417-1375347604.jpg)
Опыт работы «Взаимодействие с родителями как успешный фактор адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации»
Новизна педагогического опыта состоит в том, что расширено сотрудничество педагогов групп раннего возраста и семьи: взаимодействие с родителями детей раннего возраста начинается до п...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/30/picture-791196-1475233405.jpg)
Игра как средство адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации
Тезисы для участия в территориальной педагогической научно-практической конференции «Грани вдохновения: актуальные практики дошкольного образования»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/20/picture-918445-1492699096.jpg)
Проект Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Взаимодействие детского сада и семьи, что предполагает совместную деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребенка, общение, обмен мыслями, чувствами, переживаниями....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/17/picture-551385-1418839835.jpg)
Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации «В детский сад без слёз»
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.Цель: создани...