Психологическое заключение по результатам обследования профессионального выгорания педагогов
методическая разработка по психологии

Малова Ольга Анатольевна

Статья посвящена результатам исследования профессионального выгорания среди педагогов дошкольного образовательного учреждения. Основной целью исследования было выявление симптомов эмоционального выгорания и особенностей их проявления у педагогов.

Работа основывается на использовании методики В.В. Бойко, позволяющей диагностировать фазы выгорания: «напряжение», «резистенция» и «истощение». Приведены количественные и качественные данные, демонстрирующие степень выраженности симптомов и их распределение среди участников исследования.

Результаты показали, что у 3% педагогов диагностировано сформировавшееся эмоциональное выгорание, а 12% находятся в группе риска. Эти данные указывают на необходимость профилактических и коррекционных мероприятий.

В статье предложены рекомендации по снижению уровня эмоционального выгорания, включая индивидуальные консультации, тренинги, развитие стрессоустойчивости и использование методов саморегуляции. Особое внимание уделено значимости организационных изменений, направленных на создание благоприятного психологического климата в коллективе.

Статья представляет интерес для специалистов в области психологии, педагогов и руководителей образовательных учреждений, занимающихся профилактикой профессионального выгорания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Психологическое заключение  по результатам обследования профессионального выгорания педагогов МБДОУ№ 432 г. Нижний Новгород

  Психологическое обследование педагогов проводилось в МБДОУ№432  в феврале 2024 г.

  Цель  исследования:

 В ходе исследования была поставлена  цель - выявить симптомы профессионального выгорания и личностных особенностей  у педагогов ДОУ.

Целевая группа:

 В исследовании приняли участие 26  педагогов. Было предложено пройти опросник из  84 вопросов. Исследование проводилось анонимно.

Периодичность проведения исследования: однократно.

Использованные методики:

 В ходе психодиагностического исследования была использована методика «Диагностика эмоционального выгорания личности» В.В. Бойко. Методика  позволяет диагностировать ведущие симптомы  «эмоционального выгорания» и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения»,  «резистенции»,  «истощения».  Оперируя смысловым содержанием и количественными  показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания» можно дать достаточно объемную характеристику личности, оценить адекватность эмоционального реагирования в конфликтной ситуации, наметить индивидуальные меры. 

Теоретическое обоснование.

 Интерес к синдрому "выгорания" возник в зарубежной психологии в 1970-х годах, и до настоящего времени эта проблема широко изучается в контексте профессиональных стрессов.

Существуют различные определения "выгорания", однако в наиболее общем виде оно рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. В связи с этим, синдром "выгорания" обозначается рядом авторов как "профессиональное выгорание", что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации профессионала под влиянием длительного профессионального стажа.

Синдром "выгорания" наиболее характерен для представителей коммуникативных профессий.
Многие исследования показывают, что ключевую роль в синдроме "выгорания" играют эмоционально затрудненные или напряженные отношения в системе "человек—человек", например, отношения между лечащим врачом и трудными больными, отношения между руководителем и подчиненными в конфликтных ситуациях или при неблагоприятном психологическом климате в коллективе.

Наиболее ярко синдром "выгорания" проявляется в тех случаях, когда коммуникации отягощены эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью. Вероятность появления проблемы "выгорания" увеличивается по мере возрастания частоты и продолжительности контактов разрушительной или раздражительной природы. Соответствующим образом "выгорание" соотносится с количеством и качеством контактов, которые профессионал имел со своими подчиненными, клиентами, подопечными.
В настоящее время хорошо известны три модели "выгорания" и соответствующие им методы оценки. Согласно первой, одномерной модели, "выгорание" — это состояние физического, психического и эмоционального истощения, вызванное длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях общения. Данная трактовка близка к пониманию "выгорания" как синдрома "хронической усталости". Приверженцы одномерного подхода не ограничивают "выгорание" какими-либо определенными профессиональными группами.

Вторая модель предложена голландскими исследователями. Они рассматривают "выгорание" как двухмерный конструкт, состоящий из эмоционального истощения и деперсонализации, которая проявляется в ухудшении отношения к другим (подчиненным, коллегам), иногда и к самому себе.

В. Бойко выделяет три фазы синдрома эмоционального выгорания:

1. Напряжение – характеризуется ощущением эмоционального истощения, усталости, вызванной собственной профессиональной деятельностью. Проявляется в таких симптомах:

• переживание психотравмирующих обстоятельств (человек воспринимает условия работы и профессиональные межличностные отношения как психотравмирующие);

• недовольство собой (недовольство собственной профессиональной деятельностью и собой как профессионалом);

• «загнанность в тупик» – ощущение безвыходности ситуации, желание изменить работу или вообще профессиональную деятельность;

• тревога и депрессия – развитие тревожности в профессиональной деятельности, повышение нервности, депрессивные настроения.

2. «Резистенция» – характеризуется избыточным эмоциональным истощением, которое провоцирует развитие и возникновения защитных реакций, которые делают человека эмоционально закрытым, отстраненным, безразличным. На таком фоне любое эмоциональное привлечение к профессиональной деятельности и коммуникации вызывает у человека чувство избыточного переутомления. Проявляется в таких симптомах:

• Неадекватное выборочное эмоциональное реагирование – не контролированное влияние настроения на профессиональные отношения;

• Эмоционально-моральная дезориентация – развитие безразличия в профессиональных отношениях;

• Расширение сферы экономии эмоций – эмоциональная замкнутость, отчуждение, желание прекратить любые коммуникации;

• Редукция профессиональных обязанностей – свертывание профессиональной деятельности, стремление как можно меньше времени тратить на выполнение профессиональных обязанностей.

3. «Истощение» – характеризуется психофизическим переутомлением человека, опустошенностью, нивелированием собственных профессиональных достижений, нарушением профессиональных коммуникаций, развитием циничного отношения к тем, с кем приходится общаться, развитием психосоматических нарушений. Проявляется в таких симптомах:

• Эмоциональный дефицит – развитие эмоциональной бесчувственности на фоне переутомления, минимизация эмоционального вклада в работу, автоматизм и опустошение человека при выполнении профессиональных обязанностей;

• Эмоциональное отчуждение – создание защитного барьера в профессиональных коммуникациях;

• Личностное отчуждение (деперсонализация) – нарушение профессиональных отношений, развитие циничного отношения к тем, с кем приходится общаться;

• Психосоматические нарушения – ухудшение физического самочувствия, развитие таких психосоматических нарушений, как расстройства сна, головная боль, проблемы с давлением.

Этапы проведения психодиагностического исследования:

  1. Подготовительный. Подбор и анализ методик. Разработка анкет.
  2. Экспериментальный. Проведение психодиагностического исследования.
  3. Аналитический. Обработка анкет. Количественный и качественный анализ полученных данных.

Количественный и качественный анализ  результатов психодиагностического  исследования профессионального «выгорания».

Категории исследуемых лиц

кол-во человек

1.

Воспитатели

19

2.

Специалисты

5

3.

Административные сотрудники

2

4.

Сотрудники, отказавшиеся от анкетирования

2

  После обработки были получены следующие результаты:

номер

1.Психотравма

2.Неуд.собой

3.Загнанность

4.Тревога

5.Избирателность

6.Дезориентация

7.

Экономия эмоций

8.Редукция

9.Эмоц. дифицит

10.Эмоц.

отстраненность

11.Личност. отстраненность

12.Соматика

1101

2

5

0

8

15

15

12

2

17

46

15

13

0

6

34

1102

4

7

0

8

19

15

17

5

17

54

10

8

0

5

23

0801

2

5

0

11

18

10

0

25

23

58

0

3

5

8

16

1201

4

7

0

3

14

7

2

15

25

49

5

0

5

5

15

0101

2

13

16

8

39

17

7

8

17

49

9

5

15

10

39

0102

2

5

16

12

35

7

5

3

15

30

20

25

15

7

57

1301

4

5

0

0

9

5

0

5

10

20

10

8

5

2

25

1302

4

0

0

0

4

8

0

8

10

26

12

10

5

2

29

0701

12

5

6

15

38

12

2

15

13

42

5

3

8

15

31

0702

2

7

11

5

22

20

2

8

13

43

5

5

8

8

26

0201

2

3

0

0

5

0

20

0

2

22

0

10

0

0

10

0202

2

3

0

3

8

0

12

0

2

14

0

3

0

5

8

0401

0

7

0

0

7

0

13

0

0

13

0

8

0

2

10

1501

14

11

12

10

46

15

12

28

15

70

5

16

8

2

31

1001

2

8

0

5

15

16

5

6

17

44

11

7

0

0

18

1701

25

8

0

8

41

17

0

28

10

51

10

5

20

10

45

0301

2

5

6

0

13

10

2

0

2

14

0

8

0

0

8

0302

4

8

6

0

18

16

2

0

2

18

7

3

0

0

10

1401

3

0

1

0

4

0

4

20

14

38

6

8

7

22

43

0901

1

3

0

0

4

2

0

5

2

9

0

3

3

5

11

0902

1

3

0

0

4

2

2

5

2

11

0

3

3

5

11

0601

5

0

0

0

5

15

19

0

20

54

3

8

5

8

24

0501

5

0

0

0

5

17

0

11

6

34

7

10

0

8

25

0502

2

5

0

5

12

15

0

5

7

27

0

10

2

13

25

1811

7

0

0

8

15

2

7

2

2

13

5

3

0

8

16

1902

2

14

11

13

40

20

4

6

15

40

7

20

18

20

65

Показатель выраженности каждого симптома  колеблется  в пределах от 0 до 30 баллов.

9 и менее баллов- не сложившийся симптом,

10-15 баллов-складывающийся симптом,

16 и более- сложившийся.

По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:

-36 и меньше баллов- фаза не сформировалась;

-37-60 баллов фаза в стадии формирования;

-61 и более –сформировавшаяся фаза.

  По первой шкале «Напряжение» никто  из ответивших на вопросы, не имеет высокие показатели. 0%

По второй шкале «Резистенция» : у  3% (1 чел.) педагогов фаза сформирована, у 15% (5 чел) находится в фазе формирования. Это говорит о возникновении защитных реакций, которые делают человека эмоционально закрытым, отстраненным, безразличным. На таком фоне любое эмоциональное привлечение к профессиональной деятельности и коммуникации вызывает  у человека чувство избыточного переутомления.

По третьей шкале «Истощение»: фаза сформирована у 3%  (1 чел.) сотрудников. Это говорит о том, что у одного педагога на момент проведения диагностики исчерпаны эмоциональные, физические, энергетические ресурсы, что  

12 %  сотрудников (4 чел.) находятся в стадии формирования третьей фазы «выгорания». Данный процент  педагогов находится в «группе риска», что может характеризоваться  психофизическим переутомлением человека, опустошенностью, нивелированием собственных профессиональных достижений, нарушением профессиональных коммуникаций, развитием циничного отношения к тем, с кем приходиться общаться, развитием психосоматических нарушений ( расстройство сна, головная боль, проблемы с давлением, гормональным фоном).

 Таким образом,  из 100% опрошенных сотрудников, у 3%  выявлено «эмоциональное выгорание». «Группу риска» составляют 12% педагогов.

Рекомендации:

  1. Индивидуальные консультации психолога ДОУ.
  2. В целях профилактики личностного отдаления, участие в занятиях- практикумах для сотрудников, направленных на развитие конструктивного взаимодействия.
  3. В целях психологического просвещения по теме профессионального выгорания, принимать участие в обсуждении проблематики на педагогических советах,  тренингах, деловых играх, форумах и группах в социальных сетях.

Профилактика и коррекция выгорания.

Проблема "профессионального выгорания" представляет для нас не только научный интерес, она имеет большую практическую значимость при использовании полученных данных в системе психогигиенических, психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья педагогов.

Надо отметить, что эмоциональное выгорание – процесс довольно коварный, поскольку человек, подверженный этому синдрому часто мало осознает его симптомы. Он не может увидеть себя со стороны и понять что происходит. Поэтому он нуждается в поддержке и внимании, а не конфронтации и обвинении.

Все мероприятия, которые обычно используют в борьбе с «синдромом сгорания, можно разделить на четыре  направления:

1) приспособление себя к работе – развитие таких качеств, как эмпатия, сочувствие, сопереживание, понимание человека, то есть совершенствование способностей приема и переработки информации, связанной с другим человеком;

2) приспособление работы к себе – включает в себя изменение профессиональных, организационных и других рамок, адаптацию их к себе, к своему организму, к своей душе;

3) экономичный расход «эмоционального топлива» - уменьшение эмоциональных затрат, связанных с взаимодействием с другими людьми. Это можно осуществить с помощью способов «разделения ответственности», формализации и структурирования своей деятельности, использования «техник» и др.;

4) восстановление – мероприятия, направленные на восполнение эмоциональных потерь, способы компенсации затраченных усилий и стимулирующие мероприятия (отслеживание результата, получение благодарности, материальное вознаграждение и др.) .

Большое значение имеет предварительное информирование работников о возможных психологических трудностях, связанных с их работой, а также организация специальных процедур (групповая психологическая работа, разработка индивидуальных психогигиенических и компенсационных программ и др.), которые способствуют предотвращению появления и развития негативных последствий трудной работы с людьми.

Наиболее распространенным средством является непрерывное психолого-педагогическое образование педагога, повышение его квалификации.

Со стороны администрации нужна система поощрений, должны использоваться методы психологической разгрузки, релаксация прямо на работе, акцент должен быть сделан на том, каким образом руководители могут структурировать работу и организовать рабочие места, чтобы дело стало более значимым для исполнителей.

Развивать стрессоустойчивость возможно и самостоятельно, используя  методы самопомощи, к которым относятся: овладение навыками самоосознавания посредством самонаблюдения, ведения психологического дневника, написания автобиографии, анализа сновидений, практики медитации, овладение навыками саморегуляции посредством мышечной релаксации, дыхательных техник и аутогенной тренировки. Все эти методы нацелены на осознание внутренних ресурсов личности и возможностей самовосстановления.

Основным психологическим качеством, обеспечивающим стрессоустойчивость, является уровень личностной зрелости специалиста. Здесь подразумевается степень осознавания себя, способность брать на себя ответственность, принимать решения и делать выбор, умение строить гармоничные взаимоотношения с другими людьми, открытость изменениям и принятие своего и чужого опыта во всем его разнообразии.

Можно сделать вывод о том, что для действительно эффективного преодоления состояния выгорания  специалисту необходимо работать над переосмыслением своей роли в профессиональной деятельности и осознанием ее индивидуального личностного смысла для себя. Такой подход требует значительного времени и энергии для систематических встреч со специалистом-психологом.

Профилактика эмоционального выгорания может происходить не только в русле индивидуальной психологической помощи педагогу, но и в рамках участия в группах социально-психологических тренингов и личностного роста.

Если развитие выгорания предотвратить не удалось, и профессиональная деятельность вызывает проявления, характерные для синдрома эмоционального сгорания, восстановление психологического равновесия возможно в рамках психологической помощи, осуществляемой профессиональными психологами.

Тем не менее, можно попытаться предпринять профилактические шаги, которые предотвратят, ослабят или исключат данный феномен.

Большая роль в борьбе с синдромом эмоционального сгорания принадлежит, прежде всего, самому педагогу. Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, он не только сможет предотвратить возникновение синдрома эмоционального сгорания, но и достичь снижения степени его выраженности.

1) Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень психологической устойчивости.

2) Использование "тайм-аутов". Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны "тайм-ауты", т.е. отдых от работы и других нагрузок. Иногда необходимо "убежать" от жизненных проблем и развлечься, нужно найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным.

3) Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к "выгоранию". Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь.

4) Профессиональное развитие и самосовершенствование. Одним из способов предохранения от синдрома эмоционального сгорания является обмен профессиональной информацией с представителями других служб. Вообще, сотрудничество даёт ощущение более широкого мира, чем тот, который существует внутри отдельного коллектива. На некоторых людей возможность осваивать новое действует благотворнее, чем, например, материальное поощрение. Нужно стараться применять невостребованные навыки и знания сотрудников для решения новых задач. Для этого существуют различные курсы повышения квалификации, всевозможные профессиональные, неформальные объединения, конференции, где встречаются люди с опытом, работающие в других системах, где можно поговорить, в том числе и на отвлеченные темы. Чувство причастности к общему делу и командный дух являются сильным мотивирующим фактором. Сотрудники с таким мотивом готовы жертвовать своими личными интересами и временем, работая на достижение общих целей. Для этого необходимы совместные досуговые  мероприятия, участие в субботниках, тренинговых группах. Эффективным мотивирующим средством могут стать кадровые перемещения – и необязательно по вертикали. Для педагогов это может быть возможность  работы с детьми разного возраста и перемена воспитателя, работающего в паре.

Все педагоги  должны иметь возможность высказывать идеи и предложения.

5) Избегание ненужной конкуренции. В жизни очень много ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком большие карьерные устремления создают напряжение и тревогу, делают человека излишне агрессивным, что способствует, в свою очередь, возникновению синдрома эмоционального сгорания.

6) Эмоциональное общениеКогда педагог анализирует свои чувства и ощущения и делится ими с другими, вероятность "выгорания" значительно снижается или этот процесс не так явно выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы педагоги в сложных педагогических  ситуациях обменивались мнениями с коллегами и искали у них профессиональной поддержки. Если работник делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут найти для него разумное решение возникшей у него проблемы.

7) Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение или чрезмерное повышение массы тела усугубляют проявление синдрома эмоционального сгорания.

Педагог-психолог МБДОУ №432:                                       Малова О.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое заключение по результатам обследования профессионального выгорания педагогов ДОУ

Проблема "профессионального выгорания" представляет для нас не только научный интерес, она имеет большую практическую значимость при использовании полученных данных в системе психогигиенических, психо...