«Образовательное событие как одна из новых форм психолого –педагогического сопровождения семьи ребенка с ОВЗ»
статья по психологии (старшая группа)

Сидорович Лилия Александровна

   Система коррекционного образования детей с ОВЗ с учетом ФГОС ДО представляет собой широкий спектр задач и целей, которые направлены на реализацию и удовлетворение потребностей индивидуальных особенностей, обучающихся и их семей. Одной из актуальных задач образования обучающихся с ОВЗ является повышение эффективности коррекционно-образовательной деятельности.

Решение этой задачи предусматривает поиск новых технологий и форм организации обучения, продуктивных путей формирования знаний, которые бы учитывали возможности детей с особыми образовательными потребностями.

ФГОС дошкольного образования ориентирует педагогов на взаимодействие с родителями, а именно: устанавливает, что родители являются участниками реализации, адаптированной основной образовательной программы для детей с ОВЗ. Перед педагогами стоит задача привлечь родителей к сотрудничеству, активному участию в коррекционно-образовательном процессе ДОУ.

В настоящее время в педагогической среде наблюдается интерес к понятию «образовательное событие», что связано, прежде всего, с его результативностью в деле развития личности ребёнка с ОВЗ.  Образовательное событие – специальная форма организации и реализации образовательной деятельности.   По Б. Д. Эльконину, «событие не является следствием и продолжением естественного течения жизни. Событие связано как раз с перерывом этого течения и переходом в другую реальность. То есть событие должно быть осмыслено как ответственное действие, как переход из одного в другой тип поведения, от одних представлений к другим, от непонимания другого к его освоению и принятию. Событие нельзя понимать как случайность. Событие предполагает очень серьезную, трудную и напряженную работу и переживание».

Сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия для детского действия, а полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой цели и показывает это родителям.

Ценность образовательного события в том, что оно создает целостное единство образовательного процесса, а его содержание отражает картину всего изученного, приобретенного, накопленного, сформированного в познавательной, творческой, речевой, культурной, эмоциональной сфере. В образовательном событии также представлена целостная картина личностных качеств ребенка с особыми образовательными потребностями – это работоспособность, настойчивость, исполнительность и качества межличностного общения – это творческое сотрудничество, доброта, отзывчивость, сопереживание.

 Подготовка к образовательному событию – это творческий процесс и совместная деятельность педагогов, детей, родителей, где каждый находит себе место и познает новые возможности своих личностных качеств.

Для повышения результативности в работе с детьми с ОВЗ особую значимость представляет сотрудничество и взаимосвязь учителя – дефектолога, педагога – психолога и других специалистов. Согласно этому нами разработана модель образовательного события, которая включает в себя занятия - практикумы и семинары – тренинги, целью которых является: создание модели взаимодействия в процессе коррекционно – развивающей 

деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребенка. А также обучение родителей эффективным методам, способам и приемам общения со своим ребенком для выстраивания позитивных детско – родительских отношений.

Образовательное событие можно охарактеризовать как: Со-бытие, Со-творчество, Со-дружество. Событие СплочениеОбучениеБезоценочностьИскренностьТолерантностьИнтересЕдинство.

При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx29.35 КБ

Предварительный просмотр:

«Образовательное событие как одна из новых форм психолого –педагогического сопровождения семьи ребенка с ОВЗ»

Система коррекционного образования детей с ОВЗ с учетом ФГОС ДО представляет собой широкий спектр задач и целей, которые направлены на реализацию и удовлетворение потребностей индивидуальных особенностей, обучающихся и их семей. Одной из актуальных задач образования обучающихся с ОВЗ является повышение эффективности коррекционно-образовательной деятельности.

Решение этой задачи предусматривает поиск новых технологий и форм организации обучения, продуктивных путей формирования знаний, которые бы учитывали возможности детей с особыми образовательными потребностями.

ФГОС дошкольного образования ориентирует педагогов на взаимодействие с родителями, а именно: устанавливает, что родители являются участниками реализации, адаптированной основной образовательной программы для детей с ОВЗ. Перед педагогами стоит задача привлечь родителей к сотрудничеству, активному участию в коррекционно-образовательном процессе ДОУ.

В настоящее время в педагогической среде наблюдается интерес к понятию «образовательное событие», что связано, прежде всего, с его результативностью в деле развития личности ребёнка с ОВЗ. Образовательное событие – специальная форма организации и реализации образовательной деятельности. По Б. Д. Эльконину, «событие не является следствием и продолжением естественного течения жизни. Событие связано как раз с перерывом этого течения и переходом в другую реальность. То есть событие должно быть осмыслено как ответственное действие, как переход из одного в другой тип поведения, от одних представлений к другим, от непонимания другого к его освоению и принятию. Событие нельзя понимать как случайность. Событие предполагает очень серьезную, трудную и напряженную работу и переживание».

Сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия для детского действия, а полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой цели и показывает это родителям.

Ценность образовательного события в том, что оно создает целостное единство образовательного процесса, а его содержание отражает картину всего изученного, приобретенного, накопленного, сформированного в познавательной, творческой, речевой, культурной, эмоциональной сфере. В образовательном событии также представлена целостная картина личностных качеств ребенка с особыми образовательными потребностями – это работоспособность, настойчивость, исполнительность и качества межличностного общения – это творческое сотрудничество, доброта, отзывчивость, сопереживание.

Подготовка к образовательному событию – это творческий процесс и совместная деятельность педагогов, детей, родителей, где каждый находит себе место и познает новые возможности своих личностных качеств.

Для повышения результативности в работе с детьми с ОВЗ особую значимость представляет сотрудничество и взаимосвязь учителя – дефектолога, педагога – психолога и других специалистов. Согласно этому нами разработана модель образовательного события, которая включает в себя занятия - практикумы и семинары – тренинги, целью которых является: создание модели взаимодействия в процессе коррекционно – развивающей

деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребенка. А также обучение родителей эффективным методам, способам и приемам общения со своим ребенком для выстраивания позитивных детско – родительских отношений.

Образовательное событие можно охарактеризовать как: Со-бытие, Со-творчество, Со-дружество. Событие СплочениеОбучениеБезоценочностьИскренностьТолерантностьИнтересЕдинство.

При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания.

Образовательный процесс в ДОУ строится на основе комплексно-тематического принципа, приближенного к так называемому «событийному» принципу, что позволяет сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. В основу реализации комплексно-тематического планирования положены следующие подходы:

  • яркое событие в природе, социальной жизни общества или праздник;
  • эмоционально окрашенное событие в жизни ребенка;
  • яркие события, специально смоделированные специалистами путем внесения новых, необычных интересных предметов;
  • объект субкультуры дошкольников (элемент ценностей внутри возрастной группы).

Образовательное событие проводится от одного до трех раз в квартал учителем – дефектологом совместно с педагогом – психологом и воспитателями группы и ориентировано на детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Согласно поставленным целям и задачам образовательного события педагоги ДОУ подбирают дидактический, методический материал, игры и упражнения.

Общие и основные цели образовательных событий:

1. Гармонизация детско – родительских отношений и сотрудничество в диаде «ребенок – взрослый».

2. Повышение психолого – педагогических компетенций родителей в развитии ребенка.

Общие задачи образовательного события:

  1. Развивать психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие, воображение, речь).
  2. Развивать эмоционально – личностную сферу.
  3. Развивать и обогащать общую осведомленность об окружающем мире.
  4. Развивать социально – коммуникативные способности.
  5. Формировать нравственные ценности и адекватную самооценку.
  6. Снятие эмоционального напряжения.

Обоснование интегративных возможностей образовательных событий:

1. Образовательные события формируют эффективное образовательное пространство, направленное на формирование целостной, разносторонне развитой личности.

2. Образовательные события позволяют систематизировать, обобщить и свести знания в единую гармоничную картину окружающего мира.

3. Образовательные события способствуют повышению мотивации родителей в воспитании, развитии и обучении своего ребенка с ОВЗ.

4. Образовательные события развивают творческое отношение к собственной педагогической деятельности, дают возможность адекватно ее оценивать, выработать навыки саморазвития и самообучения.

5. Образовательные события способствуют успешной социализации личности. Особенностью деятельности педагога в подготовке к образовательному событию является то, что эта деятельность носит гибкий, дифференцированный характер и включает элементы спонтанности и импровизации, требует наличия ряда профессиональных умений и навыков, среди которых – умение наблюдать за деятельностью, поведением и взаимоотношениями детей и родителей, анализировать текущие события, интерпретировать полученные результаты. По итогам образовательного события проводится самоанализ и обмен мнениями.

Ожидаемым результатом образовательного события является:

  1. Построение каждым участником определенной модели оптимальных взаимоотношений с детьми, эффективных навыков коммуникации в процессе межличностного общения.
  2. Оптимизация детско – родительских отношений.
  3. Повышение психологической и педагогической компетенции родителей в развитии и воспитании детей с ОВЗ.
  4. Обогащение у дошкольников кругозора, общей осведомленности и познавательного интереса для дальнейшей социализации.

Таким образом, в ходе проведения образовательных событий, учителем – дефектологом и педагогом – психологом собран сборник методических и практических материалов «Времена года», в котором описывается содержание каждого образовательного события.

Представленные в сборнике образовательные события апробированы и рассчитаны для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Они раскрывают содержательно-организационные аспекты деятельности учителя-дефектолога и педагога-психолога в сопровождении детей с ОВЗ и их родителей.

Методическая разработка посвящена систематизации материалов образовательных событий, проводимым с обучающимися детьми с ОВЗ, имеющими проблемы в развитии. Это новый вид взаимодействия с детьми, родителями, педагогами, окружающим социумом, который позволяет результативно влиять на развитие личности. Актуальность методического пособия в том, что разработок по данному вопросу в литературе очень мало, а развитие детей с ОВЗ требует индивидуального подхода, поиска новых инновационных форм работы для получения успешного результата. Новизна данной методической разработки определяется её направленностью к использованию в повседневной жизни и даёт насыщенный материал родителям для занятий с детьми с ОВЗ.

Практическая ценность данной разработки в том, что многообразие форм работы помогает родителям и педагогам ненавязчиво, в игровой форме развивать у детей психические, познавательные, интеллектуальные и творческие способности.

Данный методический материал является ресурсным средством, т.к. может использоваться другими педагогами, как итоговое мероприятие по теме, по проекту, может быть преобразовано в квест – игру.

Специалистами ДОУ проведена серьезная работа по систематизации образовательных событий в соответствие с возрастом обучающихся, временем года и лексической темой.

Важным является и то, что материал разработан с учетом возрастных, индивидуальных способностей детей. Организация образовательной деятельности с детьми строится с использованием современных технологий: ИКТ, проблемно-поисковых ситуаций, игровых технологий, что позволяет развивать детей с ОВЗ и давать им равные стартовые возможности в подготовке к обучению в школе и дальнейшей жизни.

Необходимо отметить эмоциональное состояние детей, которые участвуют в образовательных событиях. Они искренне радуются присутствию своих родителей, удивляются тому, что родители умеют играть, эмоционально сближаются, теплеют их взгляды, раскрываются эмоции. Дети ощущают этот дух сотрудничества, сотворчества, взаимоуважения. Доброжелательная обстановка «единения» раскрывает и развивает все способности детей: познавательные, речевые, интеллектуальные, эмоциональные и коммуникативные.

Структура образовательного события

Образовательное событие как занятие включает три части: вводную (разминка, приветствие), основную и заключительную (обратная связь, рефлексия). Каждая часть решает несколько самостоятельных задач, определяющих ее содержание.

Вводная часть ставит своей целью подготовить участников группы к непривычной для них форме тренинга: подчеркивается необходимость говорить по очереди, слушать друг друга, не перебивая, а также создать позитивный настрой на занятие, обеспечить эмоциональное реагирование и информировать участников о содержании предстоящей работы. Для решения этих задач выполняются упражнения и игры на психологический «разогрев» и на снятие эмоционального напряжения.

Основная часть занятия занимает большую часть времени (до 3/4) и по своему содержанию представляет реализацию соответствующих задач данного занятия.

Заключительная часть ставит своей целью снятие у участников эмоционального возбуждения и рефлексию содержания занятия каждым участником в отдельности и всей группы в целом. Обсуждение итогов занятия проводится в кругу в форме беседы по вопросам, позволяющим обмениваться впечатлениями и мнениями.

Ритуал прощания в кругу (с помощью предмета, игрушки) проводится как вербальное, так и невербальное выражение позитивных чувств участников друг другу.

Образовательные области: речевая, познавательная, социально – коммуникативная, художественно – эстетическая, физическая.

Принцип проведения образовательного события

  • Системность
  • Наглядность обучения
  • Цикличность построения
  • Доступность
  • Проблемность
  • Развивающий характер дидактического материала.

Образовательное событие содержит в себе следующие этапы:

  1. Организационный этап
  • Приветствие;
  • Создание эмоционального настроя в группе;
  • Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей и родителей.
  1. Мотивационный этап
  • Сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;
  • Выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме.
  1. Практический этап
  • Подача новой информации на основе имеющихся данных;
  • Задания на развитие познавательных процессов (восприятие, память, внимание, мышление, воображения) и творческих способностей;
  • Отработка полученных навыков на практике.
  1. Рефлексивный этап
  • Обобщение полученных знаний;
  • Подведение итогов; прощание.

Принятие правил группы:

  1. Доверительный стиль общения.

Принимается единый стиль обращения, предварительно каждый участник высказывает наиболее комфортную форму обращения (на «ты» или на «вы»).

  1. Принцип «здесь и сейчас»

В обсуждении своих чувств, мыслей, ощущений от того или иного упражнения руководствоваться только позицией «здесь и сейчас», обсуждать состояние настоящего.

  1. «Я-высказывания»

Отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности. Поэтому заменим высказывания типа: «Большинство моих друзей считает, что…», «Некоторые думают…» на суждения «Я считаю, что…», «Я думаю…» и т.п.

  1. Искренность в общении.

Говорим только то, что чувствуем, только правду или молчим. При этом открыто выражаем свои чувства по отношению к действиям других участников.

  1. Конфиденциальность всего происходящего в группе.

Все, что происходит во время занятий, не выносится за пределы группы. Это облегчает включение участников в групповые процессы, способствует самораскрытию. Они не боятся, что содержание их общения может стать общеизвестным.

  1. Безоценочность в обсуждении.

При обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а только их действия. Нельзя использовать высказывания типа: «Ты мне не нравишься», следует говорить: «Мне не нравится твоя манера общения» и т. Во время обсуждения правил ведущий должен дать возможность высказаться всем желающим, выслушать все предложения, замечания и обсудить их. После принятия правил, участники садятся в круг.

Продолжительность образовательного события – 40 минут.

Занятия предполагают работу в паре «родитель-ребенок». Количество участников 10-12 человек. Участники: дети, родители, педагоги.

Место проведения: музыкальный или физкультурный зал ДОУ.

В образовательном событии используются такие элементы как, арттерапия, танцевально-двигательная терапия, телесно - ориентированная терапия, психогимнастика, викторина по теме, коррекционно-развивающие игры, беседа, диалог, познавательные загадки – отгадки, составление рассказов, продуктивная деятельность, релаксация.

Таким образом, учитывая важность и значимость проведения образовательных событий, как одну из новых форм психолого – педагогической поддержки семьи ребенка с ОВЗ, следует подчеркнуть и выделить результаты совместной работы:

1. Оптимизация детско – родительских взаимоотношений: родители и дети стали эмоционально – личностно ближе друг к другу; родители научились осознавать и оптимизировать свою родительскую позицию с продуктивной и положительной стороны. Повысились познавательные способности и интересы у детей с ОВЗ.

2. Положительный отклик в эмоциональной реакции родителей на образовательные события, как сотворчество, содружество.

3. Обогащение и улучшение навыков психологических приемов саморегуляции в отношении родителя к своему ребенку.

4. Улучшилась родительская активность в осознании важности коррекционных занятий. Отмечается повышение качества и обогащение опыта эффективным приемам коррекционной работы с детьми в домашних условиях.

Список литературы:

  1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование/ Ю.Б. Алешина - М., 1993.
  2. Абраменко О.Б. Конструктивные детско-родительские отношения как основа психологического здоровья детей / О.Б. Абраменко // Вопросы психологии. – 2006. – № 6. – С. 109-112.
  3. Бодалев А.А. Семья в психологической консультации / А.А. Бодалев, В.В. Столин. – М., 1989. – 208 с.
  4. Варга А.Я. Типы родительского отношения / А.Я. Варга. – Самара, 1997. – 217 с.
  5. Винникот Д.В. Разговор с родителями / Д.В. Винникот. – М., 1995.
  6. Гордон, Т.Р. Повышение родительской эффективности / Т.Р. Гордон. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997. – 172 с.
  7. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: учебное пособие / А.Н. Елизаров. – М.: Ось-89, 2003. – 336 с.
  8. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2004. – 320 с. 12. Клюева, Н.В. Психолог и семья: диагностика консультации, тренинг / Н.В. Клюева. – Ярославль, 2004. – 160 с. 13. Клюева, Я.В. Семья глазами ребенка с ЗПР / Я.В. Клюева. – Тверь, 2003; М., 2006. – 416 с.
  9. Крушная Н.А. Индивидуальная форма психологической работы с родителями, воспитывающими детей с задержкой психического развития, Челябинск, 2012г.
  10. Крючева Я.В. О готовности родителей к взаимодействию с ребенком с задержкой психического развития / Я.В. Крючева // Российский психиатрический журнал. – 2004. – № 6. – С. 24-26. 17. Кудайбергенова, С.К. Родительское отношение к детям с ограничениями в развитии / С.К. Кудайбергенова // Социальная защита. – 2002. – № 2. – С. 31-40.
  11. Куфтик Е. Кризис родителей / Е. Куфтик // Социальная защита. – 2003. – № 2. – С. 51-54.
  12. Лидерс А.Г. Стиль семейного воспитания и личностные особенности родителя / А.Г. Лидерс, Е.Н. Спирева // Семейная психология и семейная терапия. – 2001. – № 4. – С. 71-84.
  13. Овчарова Р.В. Психологической сопровождение семьи и семейного воспитания / Р.В. Овчарова. – Курган, 2002. – 72 с. 26. Овчинникова, И.Г. Отцовство / И.Г. Овчинникова // Народный университет. Педагогический факультет. – М., 1981. – № 9. – С. 21-24.
  14. Сагдуллаев А.А. О проблемах отношений в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии / А.А. Сагдуллаев // Дефектология. – 2002. – № 6. – С. 34-38.
  15. Смолярчук И.В. Воспитательные стратегии поощрения и наказания в детско-родительском взаимодействии / И.В. Смолярчук // Вестник МГУ. Психология. – 2006. – № 2. – С. 44-48.
  16. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии: практикум по формированию адекватных отношений / В.В. Ткачева. – М.: Изд-во Гном и Д, 2000. – 64 с. (В помощь психологу).

Сидорович Лилия Александровна

Учитель - дефектолог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение семьи. «Родителям, воспитывающим гиперактивного ребенка» (рекомендации для родителей).

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко  организуется преемственность в работе  логопеда и родителей. Работа самого лучшего логопеда не даст хороших р...

Коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направленная на развитие конструктивных детско-родительских отношений семей "Счастливы вместе"

Пояснительная записка:В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В России частота  появления на свет таких детей за десяти...

«ШКОЛА ЗАБОТЛИВЫХ РОДИТЕЛЕЙ» КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ПОСТУПЛЕНИЮ РЕБЕНКА В ДОУ И АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА»

laquo;ШКОЛА ЗАБОТЛИВЫХ РОДИТЕЛЕЙ» КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ПОСТУПЛЕНИЮ РЕБЕНКА В ДОУ И АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО С...

Рабочая программа индивидуального психолого - педагогического сопровождения подготовки ребенка дошкольного возраста в замещающую семью "На пороге новой жизни"

Программа разработана на основе алгоритма работы по подготовке ребенка в замещающую семью ОСГБУСОССЗН "ОСРЦдН" с целью адаптации к изменившимся жизненным обстоятельствам воспитанника дошколь...

«Организация психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с ОВЗ».

В детский сад все больше прибывает детей с ограниченными возможностями здоровья. Родители здоровья. Родители таких детей в большинстве этих детей часто находятся в крайне неблагоприятном психоло...