«ШКОЛА ЗАБОТЛИВЫХ РОДИТЕЛЕЙ» КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ПОСТУПЛЕНИЮ РЕБЕНКА В ДОУ И АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА»
статья

Клочкова Светлана Васильевна

«ШКОЛА ЗАБОТЛИВЫХ РОДИТЕЛЕЙ» КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ПОСТУПЛЕНИЮ РЕБЕНКА В ДОУ И АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ШКОЛА ЗАБОТЛИВЫХ РОДИТЕЛЕЙ» КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ПОСТУПЛЕНИЮ РЕБЕНКА В ДОУ И АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА»

Жаркова Марина Вячеславовна, Клочкова Светлана Васильевна

Россия, г.Арзамас

e-mail: mbdou26@mail.ru

В статье описан опыт работы МБДОУ «Детский сад № 26» г. Арзамаса по созданию системы педагогического сопровождения семейного воспитания в период подготовки к поступлению ребенка в ДОУ и в период адаптации с целью установления контакта и дальнейшего сотрудничества с семьями воспитанников.

Согласно Указу Президента от 7 мая 2018 года стратегической задачей развития дошкольного образования является создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье.

В контексте данной стратегической задачи деятельность нашего детского сада направлена на создание в ДОУ системы педагогического сопровождения семейного воспитания в период подготовки к поступлению ребенка в ДОУ и в период адаптации с целью установления контакта и дальнейшего сотрудничества с семьями воспитанников.

И теория, и практика показывают, что вовлечение семьи в деятельность ДОУ приносит пользу и детям, и детскому саду, и, прежде всего, самим родителям. Чтобы наладить отношения с родителями, сделать их конструктивными, чтобы оказывать поддержку и помощь усилиям семьи в воспитании ребенка, мы стараемся подбирать наиболее эффективные формы взаимодействия еще на этапе подготовки к поступлению ребенка в ДОУ.

Мы считаем, что наиболее эффективным способом вовлечения родителей в образовательный процесс является активное взаимодействие с родителями воспитанников, которое будет способствовать:

        - эмоциональной вовлеченности (необходима доброжелательность, приветливость, открытость сотрудников ДОУ) - позволяет родителям чувствовать себя продуктивными, энергичными, причастными к образованию своего ребенка, помогающими другим, обновленными и готовыми к новым жизненным задачам.

        - информационной вовлеченности - готовность принять от родителей сведений о ребенке и поделиться своей информацией о его действиях и деятельности, о его состоянии и поступках.

        - физической вовлеченности – готовность принимать активное участие в мероприятиях детского сада, оказывать хозяйственно-бытовую помощь, принимать непосредственное участие в образовательном процессе (проекты, экскурсии, встречи и т.д.).

Одной из форм взаимодействия с семьями воспитанников является «Школа заботливых родителей». Она функционирует на основании Положения о «Школе заботливых родителей».

Цель деятельности «Школы заботливых родителей»: педагогическое сопровождение семейного воспитания в период подготовки к поступлению ребенка в ДОУ и в период адаптации.

Задачи:

  1. Оказание педагогической помощи родителям будущих воспитанников в вопросах подготовки детей к условиям ДОУ.
  2. Повышение педагогической грамотности родителей.
  3. Привлечение родителей к активному участию в деятельности образовательного учреждения.
  4. Создание условий для успешной адаптации детей в детскому саду.

Школа заботливых родителей функционирует на основе перспективного плана. Встречи с родителями начинаются с января и проходят 1-2 раза в месяц в вечернее время.

В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы взаимодействия. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. С помощью этих форм общение происходит в непринужденной форме, с обсуждением актуальных проблем воспитания детей, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации.

Деятельность «Школы заботливых родителей» ведется в следующих направлениях:

  • Информационно-аналитическое, целью которого является выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях адаптации к дошкольному учреждению и построение грамотного общения с родителями. К этим формам относятся: проведение опросов, анкетирование, «почта доверия», индивидуальные беседы, ознакомление родителей с документами и нормативно-правовой базой.
  • Досуговое направление организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы, родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. К досуговым формам взаимодействия относятся: совместное посещение детского сада, совместные развлечения, мастер-классы, совместное творчество, совместные игры.
  • Познавательное направление организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков. К этим формам проведения общения относятся: педагогическая гостиная, информирование устное и через печатные издания.

В своей педагогической деятельности мы стараемся использовать все формы организации взаимодействия с родителями, в том числе и в период адаптации детей к детскому саду.

Первая встреча с семьями будущих воспитанников происходит в форме круглого стола. Цель данного мероприятия: знакомство с воспитателями группы, знакомство с помещениями детского сада, сплочение детско-родительского коллектива.

Форма проведения. Родители с детьми приходят в свою будущую группу, осматриваются, заинтересовывают детей игрушками. Родители знакомятся с будущими воспитателями. Педагоги проводят небольшую экскурсию по группе и предлагают деткам поиграть. Через некоторое время родителям предлагаем пройти в зал, а с детьми остается второй воспитатель. В зале происходит дальнейшее знакомство. Воспитатель знакомит родителей с особенностями пребывания детей в детском саду, режимом дня и особенностями образовательного процесса с детьми раннего возраста. Воспитатель проводит анкетирование родителей по теме «Давайте познакомимся». Затем предлагает родителям представиться и коротко рассказать о свой семье и своем ребенке. Родителям предоставляется возможность задать вопросы и поделиться своими страхами относительно пребывания ребенка в детском саду.

Затем родители находятся в группе вместе с детьми и воспитателями, где продолжается неформальное общение и происходит дальнейшее знакомство родителей друг с другом и детьми.

Такая форма общения с родителями способствует возникновению доверия к сотрудникам ДОУ, сплочению детско-родительского коллектива и успешной адаптации детей к детскому саду.

Следующее мероприятие - встреча родителей с администрацией детского сада. Родители приходят без детей.

Цель встречи: ознакомление родителей с документацией ДОУ и нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность детского сада.

На этой встрече заведующий знакомит родителей с Уставом ДОУ, Правилами внутреннего распорядка для воспитанников, Правилами приема, перевода, отчисления воспитанников. Объясняет родителям порядок оформления документов для приема ребенка в детский сад. Старший воспитатель знакомит родителей с режимом дня, дает рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду, рассказывает об особенностях и трудностях адаптации ребенка к условиям детского сада и дает рекомендации, как подготовить ребенка к ДОУ.

Следующее мероприятие «Детский сад, встречай ребят!» – совместное посещение группы детского сада родителями и детьми. Цель: продолжение знакомства с воспитателями, группой, адаптация ребенка к детскому саду.

Родители с детьми приходят в группу, воспитатели предлагают сначала самостоятельно осмотреться ребенку и родителю, рассмотреть игрушки, вместе поиграть. Воспитатель помогает гостям освоиться в группе. Затем педагоги в неформальной обстановке рассказывают родителям какие игрушки подходят детям в раннем возрасте, показывают развивающий игровой материал, рассказывают, как можно организовать игровую деятельность и занятия дома.

В процессе такого общения происходит сплочение детско-родительского коллектива, дети знакомятся друг с другом, привыкают к воспитателям. Родители общаются с воспитателями в неформальной обстановке, рассказывают об особенностях, привычках своего ребенка, что позволяет педагогу в последствии осуществлять индивидуальный подход к ребенку и в работе с семьей.

Следующая встреча – спортивное развлечение «Будь здоров, малыш!».

Совместное мероприятие с детьми и родителями. Воспитатели знакомят родителей с особенностями физического развития детей раннего возраста, методами и приемами физического развития, показывает общеразвивающие упражнения и основные виды движений для детей раннего возраста, дает рекомендации по организации двигательной деятельности дома.

Детям предлагают спортивный инвентарь. Воспитатель проводит с детьми подвижную игру.

На следующей встрече родителям предлагается мастер-класс по совместному творчеству с детьми. Цель мероприятия: приобщение к совместному творчеству, ознакомление с видами и особенностями детского творчества в раннем возрасте и способами его организации, сплочение детско-родительского коллектива.

Детско-родительская гостиная «Использование музыкально-театрализованной деятельности для всестороннего развития ребенка раннего возраста». Цель мероприятия: информирование родителей по теме, ознакомление родителей с приемами музыкально-театрализованной деятельности с детьми раннего возраста, музыкально-театрализованные игры с малышами.

Педагог знакомит родителей с русскими народными потешками, стишками, играми, которые можно использовать для театрализованных игр. Показывает в группе театральный центр, какие виды театра можно использовать с детками раннего возраста. Воспитатель предлагает детям и родителям принять участие в театрализованной игре, предлагает атрибуты для игры. («Козлятки и волк», «Колобок», «Вышла курочка гулять»). Родителям предлагаются буклеты с потешками, сказками для инсценировок, стишками.

Детско-родительская гостиная «Возрастные нормы речевого развития». Цель: информирование родителей по теме, ознакомление родителей с речевыми играми для детей раннего возраста.

На этой встрече мы знакомим родителей с особенностями речевого развития детей раннего возраста. Предлагаем поиграть вместе с детьми в игры на развитие речи, показываем упражнения на развитие звукопроизношения. Также родителям предлагаем буклеты с речевыми играми и упражнениями для занятий дома.

Заканчивается деятельность Школы заботливых родителей семейным праздником «Мама, папа, я – дружная семья!».

Совместный праздник, где дети, родители, воспитатели вместе играют, поют, танцуют.

Таким образом, чтобы в дальнейшем взаимодействие с родителями было плодотворным и результативным, мы ведем большую предварительную работу, которую начинаем еще до поступления ребенка в детский сад. Родители своими глазами видят условия детского сада, знакомятся с воспитателями, в результате чего появляется доверие у родителей к сотрудникам детского сада, а воспитатели имеют возможность узнать семью, ребенка и это облегчает дальнейшее сотрудничество с семьей.

Мы считаем, что данная работа имеет положительные моменты для всех участников образовательного процесса. Налаженные доброжелательные отношения на этапе поступления ребенка в ДОУ приводят к продуктивному и результативному взаимодействию образовательного учреждения и семей воспитанников на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду.

Библиографический список

1. Антонова Т.В., Волкова Е.М., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка. // Дошкольное воспитание. 2013, № 6. - 42 - 160 с.

2. Волкова И.В. Поддержка образовательной инициативы семьи // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2016 № 2 -28с.

3. Давыдова О.И. Сопровождение семейного досуга педагогами ДОО // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2016-№ 4 - 30с.

4. Павлова Л.О. Взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста / Л.О. Павлова // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 8. – 8-13c

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль изобразительной деятельности в установлении эмоционального контакта педагога с ребенком 2-х лет в период адаптации к условиям детского сада

Адаптация ребёнка 2-х лет в детском саду. Поступив в детский сад, ребенок попадает в новую, непривычную среду, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать тесные взаи...

Социально-психологические акции, Декады Психологии в ДОУ, одна из форм психолого-педагогического сопровождения.

Эмоционально окрашенное положительное отношение взрослого к тем или иным объектам окружающего мира откладывает хороший отпечаток, на мировоззрение ребёнка...

Статья на тему: ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

Данная статья посвящена психолого – педагогическому сопровождению детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада. Перед тем, как определится с гипотезой и задачами исследован...

методическая разработка эмоциональное благополучие ребенка в период адаптации к условиям детского сада

эмоциональное благополучие ребенка в период адаптации к условиям детского сада...

Статья на тему: ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

Данная статья посвящена психолого – педагогическому сопровождению детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада.Перед тем, как определится с гипотезой и задачами исследовани...