«ШКОЛА ЗАБОТЛИВЫХ РОДИТЕЛЕЙ» КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ПОСТУПЛЕНИЮ РЕБЕНКА В ДОУ И АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА»
статья
«ШКОЛА ЗАБОТЛИВЫХ РОДИТЕЛЕЙ» КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ПОСТУПЛЕНИЮ РЕБЕНКА В ДОУ И АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА»
Скачать:
Предварительный просмотр:
«ШКОЛА ЗАБОТЛИВЫХ РОДИТЕЛЕЙ» КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ПОСТУПЛЕНИЮ РЕБЕНКА В ДОУ И АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА»
Жаркова Марина Вячеславовна, Клочкова Светлана Васильевна
Россия, г.Арзамас
e-mail: mbdou26@mail.ru
В статье описан опыт работы МБДОУ «Детский сад № 26» г. Арзамаса по созданию системы педагогического сопровождения семейного воспитания в период подготовки к поступлению ребенка в ДОУ и в период адаптации с целью установления контакта и дальнейшего сотрудничества с семьями воспитанников.
Согласно Указу Президента от 7 мая 2018 года стратегической задачей развития дошкольного образования является создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье.
В контексте данной стратегической задачи деятельность нашего детского сада направлена на создание в ДОУ системы педагогического сопровождения семейного воспитания в период подготовки к поступлению ребенка в ДОУ и в период адаптации с целью установления контакта и дальнейшего сотрудничества с семьями воспитанников.
И теория, и практика показывают, что вовлечение семьи в деятельность ДОУ приносит пользу и детям, и детскому саду, и, прежде всего, самим родителям. Чтобы наладить отношения с родителями, сделать их конструктивными, чтобы оказывать поддержку и помощь усилиям семьи в воспитании ребенка, мы стараемся подбирать наиболее эффективные формы взаимодействия еще на этапе подготовки к поступлению ребенка в ДОУ.
Мы считаем, что наиболее эффективным способом вовлечения родителей в образовательный процесс является активное взаимодействие с родителями воспитанников, которое будет способствовать:
- эмоциональной вовлеченности (необходима доброжелательность, приветливость, открытость сотрудников ДОУ) - позволяет родителям чувствовать себя продуктивными, энергичными, причастными к образованию своего ребенка, помогающими другим, обновленными и готовыми к новым жизненным задачам.
- информационной вовлеченности - готовность принять от родителей сведений о ребенке и поделиться своей информацией о его действиях и деятельности, о его состоянии и поступках.
- физической вовлеченности – готовность принимать активное участие в мероприятиях детского сада, оказывать хозяйственно-бытовую помощь, принимать непосредственное участие в образовательном процессе (проекты, экскурсии, встречи и т.д.).
Одной из форм взаимодействия с семьями воспитанников является «Школа заботливых родителей». Она функционирует на основании Положения о «Школе заботливых родителей».
Цель деятельности «Школы заботливых родителей»: педагогическое сопровождение семейного воспитания в период подготовки к поступлению ребенка в ДОУ и в период адаптации.
Задачи:
- Оказание педагогической помощи родителям будущих воспитанников в вопросах подготовки детей к условиям ДОУ.
- Повышение педагогической грамотности родителей.
- Привлечение родителей к активному участию в деятельности образовательного учреждения.
- Создание условий для успешной адаптации детей в детскому саду.
Школа заботливых родителей функционирует на основе перспективного плана. Встречи с родителями начинаются с января и проходят 1-2 раза в месяц в вечернее время.
В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы взаимодействия. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. С помощью этих форм общение происходит в непринужденной форме, с обсуждением актуальных проблем воспитания детей, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации.
Деятельность «Школы заботливых родителей» ведется в следующих направлениях:
- Информационно-аналитическое, целью которого является выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях адаптации к дошкольному учреждению и построение грамотного общения с родителями. К этим формам относятся: проведение опросов, анкетирование, «почта доверия», индивидуальные беседы, ознакомление родителей с документами и нормативно-правовой базой.
- Досуговое направление организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы, родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. К досуговым формам взаимодействия относятся: совместное посещение детского сада, совместные развлечения, мастер-классы, совместное творчество, совместные игры.
- Познавательное направление организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков. К этим формам проведения общения относятся: педагогическая гостиная, информирование устное и через печатные издания.
В своей педагогической деятельности мы стараемся использовать все формы организации взаимодействия с родителями, в том числе и в период адаптации детей к детскому саду.
Первая встреча с семьями будущих воспитанников происходит в форме круглого стола. Цель данного мероприятия: знакомство с воспитателями группы, знакомство с помещениями детского сада, сплочение детско-родительского коллектива.
Форма проведения. Родители с детьми приходят в свою будущую группу, осматриваются, заинтересовывают детей игрушками. Родители знакомятся с будущими воспитателями. Педагоги проводят небольшую экскурсию по группе и предлагают деткам поиграть. Через некоторое время родителям предлагаем пройти в зал, а с детьми остается второй воспитатель. В зале происходит дальнейшее знакомство. Воспитатель знакомит родителей с особенностями пребывания детей в детском саду, режимом дня и особенностями образовательного процесса с детьми раннего возраста. Воспитатель проводит анкетирование родителей по теме «Давайте познакомимся». Затем предлагает родителям представиться и коротко рассказать о свой семье и своем ребенке. Родителям предоставляется возможность задать вопросы и поделиться своими страхами относительно пребывания ребенка в детском саду.
Затем родители находятся в группе вместе с детьми и воспитателями, где продолжается неформальное общение и происходит дальнейшее знакомство родителей друг с другом и детьми.
Такая форма общения с родителями способствует возникновению доверия к сотрудникам ДОУ, сплочению детско-родительского коллектива и успешной адаптации детей к детскому саду.
Следующее мероприятие - встреча родителей с администрацией детского сада. Родители приходят без детей.
Цель встречи: ознакомление родителей с документацией ДОУ и нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность детского сада.
На этой встрече заведующий знакомит родителей с Уставом ДОУ, Правилами внутреннего распорядка для воспитанников, Правилами приема, перевода, отчисления воспитанников. Объясняет родителям порядок оформления документов для приема ребенка в детский сад. Старший воспитатель знакомит родителей с режимом дня, дает рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду, рассказывает об особенностях и трудностях адаптации ребенка к условиям детского сада и дает рекомендации, как подготовить ребенка к ДОУ.
Следующее мероприятие «Детский сад, встречай ребят!» – совместное посещение группы детского сада родителями и детьми. Цель: продолжение знакомства с воспитателями, группой, адаптация ребенка к детскому саду.
Родители с детьми приходят в группу, воспитатели предлагают сначала самостоятельно осмотреться ребенку и родителю, рассмотреть игрушки, вместе поиграть. Воспитатель помогает гостям освоиться в группе. Затем педагоги в неформальной обстановке рассказывают родителям какие игрушки подходят детям в раннем возрасте, показывают развивающий игровой материал, рассказывают, как можно организовать игровую деятельность и занятия дома.
В процессе такого общения происходит сплочение детско-родительского коллектива, дети знакомятся друг с другом, привыкают к воспитателям. Родители общаются с воспитателями в неформальной обстановке, рассказывают об особенностях, привычках своего ребенка, что позволяет педагогу в последствии осуществлять индивидуальный подход к ребенку и в работе с семьей.
Следующая встреча – спортивное развлечение «Будь здоров, малыш!».
Совместное мероприятие с детьми и родителями. Воспитатели знакомят родителей с особенностями физического развития детей раннего возраста, методами и приемами физического развития, показывает общеразвивающие упражнения и основные виды движений для детей раннего возраста, дает рекомендации по организации двигательной деятельности дома.
Детям предлагают спортивный инвентарь. Воспитатель проводит с детьми подвижную игру.
На следующей встрече родителям предлагается мастер-класс по совместному творчеству с детьми. Цель мероприятия: приобщение к совместному творчеству, ознакомление с видами и особенностями детского творчества в раннем возрасте и способами его организации, сплочение детско-родительского коллектива.
Детско-родительская гостиная «Использование музыкально-театрализованной деятельности для всестороннего развития ребенка раннего возраста». Цель мероприятия: информирование родителей по теме, ознакомление родителей с приемами музыкально-театрализованной деятельности с детьми раннего возраста, музыкально-театрализованные игры с малышами.
Педагог знакомит родителей с русскими народными потешками, стишками, играми, которые можно использовать для театрализованных игр. Показывает в группе театральный центр, какие виды театра можно использовать с детками раннего возраста. Воспитатель предлагает детям и родителям принять участие в театрализованной игре, предлагает атрибуты для игры. («Козлятки и волк», «Колобок», «Вышла курочка гулять»). Родителям предлагаются буклеты с потешками, сказками для инсценировок, стишками.
Детско-родительская гостиная «Возрастные нормы речевого развития». Цель: информирование родителей по теме, ознакомление родителей с речевыми играми для детей раннего возраста.
На этой встрече мы знакомим родителей с особенностями речевого развития детей раннего возраста. Предлагаем поиграть вместе с детьми в игры на развитие речи, показываем упражнения на развитие звукопроизношения. Также родителям предлагаем буклеты с речевыми играми и упражнениями для занятий дома.
Заканчивается деятельность Школы заботливых родителей семейным праздником «Мама, папа, я – дружная семья!».
Совместный праздник, где дети, родители, воспитатели вместе играют, поют, танцуют.
Таким образом, чтобы в дальнейшем взаимодействие с родителями было плодотворным и результативным, мы ведем большую предварительную работу, которую начинаем еще до поступления ребенка в детский сад. Родители своими глазами видят условия детского сада, знакомятся с воспитателями, в результате чего появляется доверие у родителей к сотрудникам детского сада, а воспитатели имеют возможность узнать семью, ребенка и это облегчает дальнейшее сотрудничество с семьей.
Мы считаем, что данная работа имеет положительные моменты для всех участников образовательного процесса. Налаженные доброжелательные отношения на этапе поступления ребенка в ДОУ приводят к продуктивному и результативному взаимодействию образовательного учреждения и семей воспитанников на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду.
Библиографический список
1. Антонова Т.В., Волкова Е.М., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка. // Дошкольное воспитание. 2013, № 6. - 42 - 160 с.
2. Волкова И.В. Поддержка образовательной инициативы семьи // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2016 № 2 -28с.
3. Давыдова О.И. Сопровождение семейного досуга педагогами ДОО // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2016-№ 4 - 30с.
4. Павлова Л.О. Взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста / Л.О. Павлова // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 8. – 8-13c
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль изобразительной деятельности в установлении эмоционального контакта педагога с ребенком 2-х лет в период адаптации к условиям детского сада
Адаптация ребёнка 2-х лет в детском саду. Поступив в детский сад, ребенок попадает в новую, непривычную среду, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать тесные взаи...
Социально-психологические акции, Декады Психологии в ДОУ, одна из форм психолого-педагогического сопровождения.
Эмоционально окрашенное положительное отношение взрослого к тем или иным объектам окружающего мира откладывает хороший отпечаток, на мировоззрение ребёнка...
Статья на тему: ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА
Данная статья посвящена психолого – педагогическому сопровождению детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада. Перед тем, как определится с гипотезой и задачами исследован...
«Школа заботливых родителей» как одна из форм психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания в период подготовки к поступлению ребенка в ДОУ и адаптации к условиям детского сада»
Презентация педагогического опыта ДОУ по психолого-педагогическому сопровождению семей воспитанников в период адаптации...
методическая разработка эмоциональное благополучие ребенка в период адаптации к условиям детского сада
эмоциональное благополучие ребенка в период адаптации к условиям детского сада...
Психолого-педагогическое сопровождение детей (в том числе детей с ОВЗ), родителей, педагогов в период адаптации к условиям детского сада (ранний возраст)
Рабочие программы по психолого- педагогическому сопровождению детей дошкольного возраста....
Статья на тему: ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА
Данная статья посвящена психолого – педагогическому сопровождению детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада.Перед тем, как определится с гипотезой и задачами исследовани...