Педагогическое сопровождение семьи от поступления ребенка в ДОУ до выпуска в школу
статья по теме
Опыт работы по организации семейного клуба в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт работы по организации семейного клуба в ДОУ | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическое сопровождение семьи от поступления ребенка в ДОУ до выпуска в школу
Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым.
Для более эффективного взаимодействия ДОУ с родителями должна быть создана система педагогического сопровождения семьи от первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении до его поступления в школу, учитывающая возрастные периоды развития детей и педагогическую компетенцию каждой семьи.
В нашем детском саду накоплен разнообразный опыт взаимодействия с семьями воспитанников. В последние годы отмечается возросший интерес родителей детей, вновь поступающих в детский сад, к системе дошкольного образования, их доверие к педагогам. Родители все больше прислушиваются к мнениям тех педагогов, человеческую ценность которых они признают. А это побуждает специалистов непрерывно профессионально совершенствоваться, повышать коммуникативную культуру общения с родителями, активно внедрять новые технологии сотрудничества с семьей. Все эти задачи сформулированы в проекте «Взаимодействие детского сада и семьи», который наш детский сад реализует с 2009 года.
В нашем детском саду активно используются такие формы взаимодействия с родителями, как родительские собрания, педагогические беседы, консультации специалистов, "семейный клуб", открытые занятия, "дни открытых дверей", выпускается газета «Мир детства» и др. Из перечисленных форм особо можно отметить работу семейных клубов, как наиболее эффективную, помогающую наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшить детско-родительские отношения на основе совместной деятельности. Первоначально (в 2007 году) семейный клуб был организован воспитателями Старцевой М.Ф. и Стребковой Л.П. в своей группе и назван «За чашкой чая». Было разработано Положение, составлен перспективный план. Положительные результаты работы клуба уже по итогам первого года заставило обратить внимание остальных воспитателей на эту форму взаимодействия с семьей. Постепенно в каждой группе организовывались свои клубы.
Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.
Основными направлениями деятельности клубов являются оказание медико- педагогической помощи родителям воспитанников, пропаганда положительного опыта семейного воспитания, повышение компетентности родителей в вопросах развития детей дошкольного возраста.
При организации заседаний используются разные формы: круглый стол, тренинги, практикумы, видеоматериалы по организации жизни детей в ДОУ и семье. За чашкой чая родители получают квалифицированную помощь специалистов дошкольного учреждения: инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, медицинской сестры.
На итоговом заседании обсуждаются результаты работы клуба и его эффективность в решении вопросов воспитания и развития ребенка.
Мероприятия планируются с учетом интересов и запросов родителей, по результатам анкетирования в конце учебного года.
Так, за время существования клуба подробно представлены следующие темы:
- «Добро пожаловать в детский сад» (обсуждение вопросов адаптации ребенка к условиями дошкольного учреждения);
- «Закаляйся, если хочешь быть здоров» (знакомство с традиционными и нетрадиционными методами закаливания, опыт оздоровления ребенка в семье);
- «Играем пальчиками, развиваем речь» (развитие мелкой моторики через разные виды деятельности);
- «Считай, смекай, отгадывай» (развитие интеллектуальных способностей ребенка через игру);
- «Ребенок за столом» (все о правильном и здоровом питании ребенка);
- «Хочу все знать» (развитие познавательной активности ребенка);
- «Наказывать или не наказывать» (формы взаимодействия с ребенком в разных ситуациях);
За период функционирования клубов самым сложным для нас оказалось привлечение самих родителей к активному взаимодействию, были проблемы с посещением, низкой активностью родителей.
Тщательная подготовка к каждому заседанию, четкий отбор материала, нетрадиционность форм, практическая деятельность, ненавязчивость обучения различным приемам работы с детьми – все это способствовало заинтересованности родителей к посещению клубных заседаний.
Одним из результатов деятельности клубов является выпуск газеты для родителей воспитанников «Мир детства». Где публикуются:
- новости из жизни своей группы (рубрика «Вести из групп»),
- высказывания детей на различные темы («Говорят дети»),
- советы родителям по вопросам здоровьесбережения («В гостях у Айболита»).
- заметки о сотрудниках ДОУ («Портрет в особой рамке») и др.
Критериями эффективности работы клубов на наш взгляд являются:
- высокая посещаемость родителями всех планируемых заседаний
- использование родителями предложенных материалов в работе с детьми
- родители охотно принимают участие в оформлении предметно-развивающей среды
- в результате повышения активности участия родителей в подготовке и проведении мероприятий различного уровня, дети нашего ДОУ получают дипломы за участие в них
- детский сад имеет достаточно высокий рейтинг у родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Сопровождение семьи при поступлении ребенка раннего возраста в ДОУ и процесса адаптации ребенка»
Консультация для воспитателей «Сопровождение семьи при поступлении ребенка раннего возраста в ДОУ и процесса адаптации ребенка»...
Программа сопровождения семьи при поступлении ребенка раннего возраста в детский сад "В детский сад с радостью"
Проблема адаптации детей раннего возраста в детском саду не нова и давно в центре внимания. Современные исследования и рекомендации о том, как подготовить малыша к поступлению в садик, достаточно мног...
Проект по сопровождению семьи до поступления ребенка раннего возраста в ДОУ «В детский сад с радостью»
Цель проекта: оказание помощи родителям в воспитании малышей, повышение педагогической компетентности родителей, снижение напряженности адаптации детей раннего возраста при поступлении в ДОУ....
Коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направленная на развитие конструктивных детско-родительских отношений семей "Счастливы вместе"
Пояснительная записка:В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В России частота появления на свет таких детей за десяти...
Программа психолого-педагогического сопровождения семьи, имеющей леворукого ребенка
Сопровождение леворукого ребенка...
Консультация для родителей "Готова ли семья к поступлению ребенка в школу?"
Консультация для родителей "Готова ли семья к поступлению ребенка в школу?"...
Психологическая поддержка в семье при поступлении ребенка в школу
Родительская поддержка является одним из важнейших факторов, способность улучшить взаимоотношения между родителями и ребенком. При отсутствии адекватной поддержки ребенок будет испытывать р...