«Организация психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с ОВЗ».
статья
В детский сад все больше прибывает детей с ограниченными возможностями здоровья. Родители здоровья. Родители таких детей в большинстве этих детей часто находятся в крайне неблагоприятном психологическом состоянии. Следовательно, первоочередное направление деятельности воспитателя - оптимизация психологического состояния родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
translyats._4._otpravitt_gorbunova_statya_rtsro.docx | 21.15 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с ОВЗ».
Горбунова Оксана Викторовна, воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой»
«Семья - это не те, кто тебя балует и следует всякому твоему капризу.
Это те, кто сражается за тебя и за кого сражаешься ты».
Джонн Депп
В детский сад все больше прибывает детей с ограниченными возможностями здоровья. Родители этих детей часто находятся в крайне неблагоприятном психологическом состоянии. Следовательно, первоочередное направление деятельности воспитателя - оптимизация психологического состояния родителей.
Эффективность психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, т.е. процесса реабилитации, социальной адаптации и интеграции, во многом зависит от личностных взаимоотношений между родителями, детьми и педагогами и от решения комплексных проблем, имеющихся у членов семьи, участвующих в воспитательном процессе.
К работе с такими семьями следует подходить с гуманистических позиций, ориентировать родителей на опережающую подготовку ребенка к жизни, вырабатывать у него умение мыслить категориями будущего, формировать позитивные перспективы его развития.
Работая в группе комбинированного вида, столкнулись с необходимостью более глубокого изучения особенностей семьи и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для этого проводим анкетирование.
Анкета для родителей.
1.Фамилия. Имя ребенка возраст (полных лет) _______________________________
2.Не было ли серьезных заболеваний, операций, травм в первые годы жизни Вашего малыша? ______________________________________________________________
3.Есть ли еще дети в семье? (если да, то указать возраст) ___________________________
4.Считаете ли Вы, что у Вашего ребенка существуют речевые проблемы? Если да, то в чем они заключаются? (Невнятная речь, в речи запинки, не хочет говорить, не умеет составлять предложения, рассказ, нарушено звукопроизношение, связная речь и
т.д.) ___________________________________________________________________
5. Как Вы в семье помогаете своему ребенку справляться с речевыми проблемами? (Исправляете, объясняете, занимаетесь индивидуально с ребенком, не обращаете внимания - со временем все само пройдет) _________________________________________
6.Каким образом реагирует ребенок на речевые трудности? (Плачет, обращается за помощью, наблюдает за Вашими действиями, молчит, не обращает внимания, затихает, «общается» с игрушками, повторяет за взрослыми речь) другое_______________________
7.Какие отношения у ребенка с членами семьи? ______________________________
8.Кому в общении он отдает предпочтение? __________________________________
Чем это вызвано на Ваш взгляд? (По мере необходимости, желание самого ребенка, исполняет все желания) другое___________________________________________________
9.Как Вы можете определить характер Вашего ребенка? (Вспыльчивый, капризный,
доброжелательный, упрямый, послушный, ласковый, спокойный) другое______________________________________________________________
10.Легко ли контактирует с детьми, с взрослыми? Радуется ли, если к Вам приходят гости? _______________________________________________________________________
11.Чем больше всего любит заниматься Ваш ребенок? (Книги, игрушки, игры, телевизор, компьютер, спортивные мероприятия, общаться со взрослыми) другое________
12.Есть ли у ребенка потребность в психологической разрядке? _________________
Каким образом это проявляется? (Кричит, уединяется, затихает, «общается» с игрушками, пытается воспроизвести взволновавшие его ситуации, повторяет слова, действия взрослых, слушает музыку, смотрит телевизор, засыпает, рисует, конструирует) другое________________________________________________________________________
13.Какие предложения, просьбы есть к сотрудникам, педагогам детского сада в разрешении Ваших проблем с ребенком (если есть таковые) __________________________
Благодарим вас, за участие!
Дата проведения анкетирования «_____» ___________20___год
В результате этой работы, у нас появилась возможность лучше понять родителей, детей с ОВЗ, найти общие точки соприкосновения, которые дали возможность узнать индивидуальные особенности ребенка, организацию его жизни в семье. В общении с родителями проявляем максимум тактичности. Через социальные сети извещаем родителей о предстоящей совместной деятельности, поздравляем с праздниками, даем советы и пожелания в воспитании детей, демонстрируем родителям фото/видео фрагментов занятий в группе, с целью детального разбора определенных этапов воспитания и образования. Главное условие переписки - доброжелательный тон, радость общения.
Проводим совместные занятия «ребенок - воспитатель - родитель», целью которых является активное включение родителей в образовательный процесс. В ходе занятий они видят успехи и неудачи своего ребенка, ищут совместно пути выхода. Родители делятся домашним видео о работе с ребенком в домашних условиях, затем идет обсуждения, советы.
Для обмена опытом по семейному воспитанию и образованию детей с ОВЗ проводим собрания в нетрадиционной форме, например, «Круглый стол». Такая форма работы позволяет родителям проявлять инициативу в решении каких-либо вопросов.
В совместных досуговых мероприятиях выбираем несложное дело для ребенка с ОВЗ и вместе со сверстниками проводим праздник для мам, пап, бабушек и дедушек: показ сказок, литературно-музыкальный вечера. Так с детьми подготовили праздник «День пожилого человека», в котором принимали участие абсолютно все дети. Дети с ОВЗ активно участвовали в танцах, конкурсах на ряду со здоровыми детьми. Родители совместно с детьми помогали в создании костюмов, изготовлении атрибутов для праздника. Все дети с удовольствием изготовили и вручили подарки своим дедушкам и бабушкам. После праздника организовали чаепитие в теплой обстановке, где не уставали слушать слова благодарности.
Подобные мероприятия дают детям возможность социального общения, а также способствуют сближению родителей между собой, налаживают контакты между всеми участниками образовательного процесса.
Таким образом, индивидуальные, групповые и коллективные формы работы помогают наладить взаимодействие между педагогами и семьей, повышают эффективность процесса воспитания и развития особенных детей. А самое главное мы оптимизировали психологического состояния родителей, которые с удовольствием принимают участие в социальной адаптации своих детей.
Литература
1. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ [Текст]. - М.: Владос, 2013. - 168 с.
2. Лебедева С. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка [Текст] / Л. Светлана. - М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2013. - 156 с.
3. Леонгард Э. И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования. Методическое пособие [Текст] / Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова, Е.А. Иванова. - М.: МГППУ, 2011. - 278 с.
4. Матейчек З. Родители и дети [Текст] / З. Матейчек. - СПб.: Просвещение, 2012. - 238
5. Степанова Н.А., Лещенко С.Г., Хаидовс.к. психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: организация, содержание, технологии // современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 5.;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Психолого-педагогические технологии сопровождения семьи ребенка дошкольного возраста с гиперактивностью»
СДВГ-синдром дефицита внимания с гиперактивностью- нарушение психического здоровья ....
Школа малоопытного педагога-психолога «Организация психолого – педагогического взаимодействия с семьями воспитанников»
Ребёнок – зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.В. А. Сухомлинский...
Пример дорожной карты психолого-педагогического дистанционного сопровождения семьи на 2020-2021 уч.год.
Пример составления дорожной карты дистанционного сопровождения семьи в рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в ДОУ....
"Организация психолого-педагогических акций для семей воспитанников в виртуальном формате"
Материал представляет собой алгоритм организации тематических психолого-педагогических акций в детском саду....
План-схема коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания в психолого-педагогическом центре сопровождения семьи и развития ребенка «IZUMINKA» г. Долгопрудный.
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания.Цель: выявить особенности развития внимания детей старшего д...
Практика организации психолого- педагогического сопровождения обучающихся из семей участников (ветеранов) специальной военной операции (СВО)
Дети участников СВО (в особенности погибших или получивших серьезное ранение) нуждаются в корректном, внимательном подходе ссоблюдением требований по защите персональной информации и этических требова...
Практика организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся из семей участников (ветеранов) специальной военной операции
Стратегическими задачами государства на сегодняшний день является создание необходимых условий для полноценного, всестороннего, гармоничного формирования и развития детей, как поколения будущего, опре...