Модель психологической службы
материал по психологии

Захаренко Дарья Дмитриевна

Модель психологической службы муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Преображенский детский сад» предназначена для обеспечения психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса (оказание психологической помощи  детям, детям с ОВЗ, а также родителям (законным представителям), педагогам).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_psihologicheskoy_sluzhby_preobrazhenskiy_ds.docx58.86 КБ

Предварительный просмотр:

Модель психологической службы Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Преображенский детский сад»

Модель психологической службы муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Преображенский детский сад» предназначена для обеспечения психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса (оказание психологической помощи  детям, детям с ОВЗ, а также родителям (законным представителям), педагогам).

В психологическую службу МКДОУ входят: старший  воспитатель, педагог-психолог, воспитатели, инструктор по ФК, музыкальный руководитель.  

Модель психологической службы является инструментом, структурирующим форму и содержание образования в ДОУ.  Нормативным основанием разработки модели являются:  

  • Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации до 2025 года,  утвержденная  Министерством  образования  и  науки  РФ 19.12.2017;
  • Приказ  Министерства  труда  и  социальной  защиты РФ  от  24 07.2015 № 514 «Об  утверждении  профессионального  стандарта «Педагог – психолог (психолог  в  сфере  образования)»
  • Приказ  Министерства  образования  и  науки  РФ  от 20.09.2013 « 1082 «Об  утверждении  Положения  о  психолого – медико – педагогической  комиссии»;
  • Федеральные  государственные  образовательные  стандарты;
  • Распоряжение  Министерства просвещения  РФ  от  28.12.2020 № Р – 193 «Об  утверждении  методических  рекомендаций  по  системе  функционирования  психологических  служб  в  общеобразовательных  организациях;
  • Распоряжение  Министерства  просвещения РФ  от  09.09.2019 № Р-93 «Об  утверждении примерного  Положения  о  психолого – педагогическом  консилиуме образовательной  организации;
  • Распоряжение  Министерства  просвещения  РФ  от 06.08.2020 № Р-75 «Об  утверждении  примерного Положения  об  оказании  логопедической помощи  в  организациях,  осуществляющих  образовательную  деятельность»;
  • Нормативные правовые акты ДОО: - Устав МКДОУ « Преображенский детский сад»;

  Модель  психологической  службы  разработана  в  рамках  основной  образовательной  программы  ДОУ. Контроль  за  реализацией  модели  осуществляется  заведующим  ДОУ. Текущий  контроль  возложен  на  старшего  воспитателя  ДОУ.  Промежуточные  результаты  работы  анализируются на  педагогических  советах.  

   

Цель: обеспечение психологического сопровождения образовательного процесса, направленного на сохранение и укрепление психического и психологического здоровья и развитие детей дошкольного возраста, а также профилактику его нарушения.

Задачи: 

1. Разработать нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность психологической службы в образовательной организации.

2. Реализовать план мероприятий для создания психологически комфортной среды ДОО.

3. Создать условия для предоставления психолого-педагогической, методической, консультативной помощи родителям (законным представителям).

Специалисты:

 Задачи:  

  Старший  воспитатель

 - координирует деятельность специалистов  ДОУ;

 - координирует деятельность специалистов ПМПК по разработке и реализации АООП.

Учитель-логопед:

 - определяет уровень нарушения речевого развития, оформляет заключение;

-  разрабатывает программы коррекционно-логопедического обучения детей, нуждающихся в логопедической помощи;

 - проводит подгрупповые и индивидуальные занятия по коррекции речевых нарушений с детьми;

 - проводит консультативную и просветительскую работу с педагогами ДОУ, родителями (законными представителями);

 Педагог – психолог: 

 - устанавливает актуальный уровень когнитивного развития ребенка;

-  определяет зону ближайшего развития;

 - выявляет особенности эмоционально-волевой сферы, личностные особенности детей, характер взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

- определяет направление, характер коррекционно- развивающей работы с детьми;

- проводит консультативную и просветительскую работу с педагогами ДОУ, родителями (законными представителями).

Воспитатель: 

- организует развивающую среду в соответствии с необходимыми требованиями для всех участников образовательного процесса;

- создает и поддерживает эмоционально-комфортную среду в группе;

- применяет технологии обучения и воспитания, отвечающие задачам развития всех детей;

 - проводит консультативную и просветительскую работу с педагогами ДОО, родителями (законными представителями);

- проводит обучающие семинары, мастер-классы с родителями.

Музыкальный руководитель 

- проводит работу, направленную на реализацию задач эстетического воспитания;

- реализует программу дополнительного образования для детей с ОВЗ.  

Основные направления деятельности психолого-педагогической службы образовательного учреждения: 

- эффективное обеспечение интеллектуального и нравственного развития личности с учетом возрастных, психологических и гендерных особенностей участников образовательного процесса, интеграция в образовательном пространстве.

Профилактика – целенаправленная систематическая деятельность по предупреждению возможных психологических проблем развития. Данная деятельность направлена на сохранение, укрепление и развитие психического здоровья воспитанников (может быть реализована в форме разработки развивающих программ для детей разных целевых групп; совместная работа всех членов психолого-педагогической службы).

Диагностика - изучение индивидуальных особенностей и познавательных способностей, обучающихся с целью выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии, в межличностных отношениях; выявление одаренных детей и др. (анкетирование, наблюдение, тестирование

Просвещение, повышение компетентности – формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития, повышение психологической культуры педагогов и родителей (беседы, семинары, выставки, подборки материала и прочее).

Консультирование – оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в выявлении причин различных психологических проблем, их анализ

и решение; оказание помощи в формировании новых установок и принятии собственных решений (индивидуальная и групповая работа).

Развитие и коррекция – деятельность, направленная на создание условий для повышения возможностей и решения конкретных проблем (индивидуальная, подгрупповая деятельность, обучающие встречи и прочее),  

Адаптация – сопровождение семей в процессе консультативной и коррекционной работы с ними, конструирование адаптивных моделей поведения и социальных взаимодействий, обеспечивающих наиболее полную социализацию и интеграцию в общество.  

Психолого-педагогическая служба опирается в своем развитии на ряд важных принципов:

1. Принцип обеспечения единства деятельности.

 2. Принцип защиты прав и интересов ребёнка.

3. Принцип профессионализма.

 4. Принцип соответствия нормативно-правовым требованиям.

 5. Принцип результативности.

6. Принцип научности и доказательности.

 7. Принцип непрерывности сопровождения.  

Содержательно-технологический компонент модели  психолого – педагогической  службы состоит из 4 модулей:

1 модуль 

– проектирование безопасной образовательной среды включает в себя:

  • организация безопасного психологически комфортного образовательного пространства;
  • сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
  • обеспечение доступного информационного поля.

2 модуль 

– создание психолого-педагогических и методических условий реализации основных и дополнительных программ;

 - обеспечение эффективного взаимодействия членов психологической службы;

 - психолого-педагогическое сопровождение образовательных и коррекционных программ;

 - развитие способностей воспитанников с учётом их потребностей и возможностей

 3 модуль 

– оказание психолого-педагогической помощи всем целевым группам

 - повышение социально-психологической компетентности;

 - обеспечение непрерывности систематического сопровождения воспитанников разных категорий;

 - адресное решение проблемных ситуаций разных категорий (ППк, служба медиации);

 - организацию консультативной поддержки, информационного сопровождения.

4 модуль 

– активизация административного ресурса;

 - разработка нормативно-правовой базы модели;

- распределение функциональных обязанностей специалистов;

- повышение профессиональной компетентности специалистов, реализация ИОМ;

- материально-техническое обеспечение;

 - организация межведомственного взаимодействия; - активное участие семьи в непрерывном психолого-педагогическом сопровождении и образовательном процессе  

Оценочно-результативный компонент модели ПС.

Цель:  оценка  деятельности  психологической  службы  в  ДОУ;  рефлексивно – аналитические ;  диагностические  и  мониторинговые  мероприятия.

Диагностическое  направление

- Составление  заключений  и  разработка  рекомендаций  для  успешной  социализации  и  развития  ребенка  в  условиях  ДОУ;

- Выявление  детей,  нуждающихся  в  дополнительном  психолого – педагогическом  сопровождении;

Развивающее  направление

- снижение  эмоциональной  напряженности,  тревожности,  агрессивности

-формирование  умения  управлять  своими  эмоциями  и  поведением;

- развитие  коммуникативных  навыков;

- стабилизация  психо – эмоционального  состояния;

- повышение  уровня  развития  познавательных  процессов;

- обеспечение  психологической  готовности  к  школьному  обучению.

Консультативное  направление:

-привлечение  к  психолого – педагогическому  процессу  педагогов, узких  специалистов ДОО,  а  также  родителей;

- гармонизация  детского – родительских  отношений  в  семье,  повышение  уровня  родительской  компетентности.

- повышение  педагогической  компетентности педагогов

Профилактическое  и  просветительское  направление

- повышение  психологической  компетентности педагогов;

-профилактика  отклоняющегося  поведения  и  личностных  нарушений  у  воспитанников;

- профилактика  эмоционального  выгорания  педагогов;

- нормализация  психологического  климата  в  ДОУ

                                               

                                                       

Модель  работы

Психологической  службы  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель маркетинговой службы МБДОУ

Переходим на новые горизонты образования.... ...

Модель методической службы дошкольного образовательного учреждения

Раскрыты особенности организации методической службы ДОУ на современном этапе развития дошкольного образования...

"Модель методической службы ДОУ, работающей в инновационном режиме, в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

Педагогический проект, целью которого является создание системы  методического сопровождения инновационной деятельности в дошкольном учреждении в условиях реализации ФГОС дошкольного образов...

"Проектирование модели методической службы в ДОУ"

Существующая модель методической службы образовательного учреждении малоэффективна, а существующая структура методической службы не решает всех потребностей, которые возникали в работе педагогических ...

Эффективная работа психологической службы дошкольного образовательного учреждения как условие психологической стабильности детей, сотрудников и родителей

В статье освещены практические методы работы психологической службы дошкольного образовательного учреждения со всеми участниками образо-вательного процесса от периода раннего детства до предшкольного ...

модель психологической службы МБДОУ № 9

Взаимосвязь узких специалистов детского  сада и учреждений города  в работе  с детьми...

Модель психологической службы в МАДОУ

модель психологической службы в МАДОУ...