Модель психологической службы в МАДОУ
рабочая программа
модель психологической службы в МАДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_psihologicheskoy_sluzhby_madou_322.docx | 41.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Территориальный отдел главного управления образования
администрации города по Октябрьскому району города
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №322 «Морозко»______________________
660130, г. Красноярск, ул. Гусарова, 31, тел.246-47-79, dou322@mailkrsk.ru
Модель психологической службы МАДОУ № 322 «Морозко»
Модель развития психологической службы МАДОУ № 322 «Морозко» |
Задачи | |||
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса | Оказание качественной психолого-педагогической помощи субъектам образовательного процесса | Методическое сопровождение деятельности службы | Оказание консультативной помощи педагогам и родителям (законным представителям) |
Организационно-правовой | Психолого-педагогический | Мониторинговый |
|
|
|
Структуры, с которыми взаимодействует ПСО МАДОУ: РМО педагогов-психологов, РМО учителей-логопедов, РМО учителей-дефектологов, МБУ ЦППМиСП № 5 «Сознание», муниципальные базовые площадки по направлениям «Психологическая служба ДОУ». |
Направления деятельности психологической службы | Методы, способы, технологии, формы работы психологической службы | ||
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса | Оказание психолого-педагогической помощи всем субъектам образовательного процесса | Работа с педагогами | Консилиумы Просвещение Профилактика Консультирование Психодиагностика Психокоррекция Мониторинг проектирование |
Работа творческой группы | Педагоги ДОУ | Организационно-методическая деятельность |
Результативный компонент модели психологической службы - повышение эффективности функционирования психологической службы МАДОУ - обеспечение доступности получения психолого-педагогической помощи всем участникам образовательного процесса |
Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье воспитанников, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологической безопасной и комфортной образовательной среды.
Объектом психолого-педагогического сопровождения выступает образовательный процесс.
Субъектом сопровождения являются: взрослые (педагоги, родители) и воспитанники МАДОУ.
Данная модель сопровождения разработана в рамках адаптированной основной образовательной программы МАДОУ для детей с ТНР и для детей с ЗПР. Общий контроль за реализацией модели психологического сопровождения осуществляет заведующим ДОУ.
Текущий контроль возлагается на заместителя заведующего.
Промежуточные результаты работы анализируются на планерках и педагогических советах, согласно плану работы.
В реализации модели психолого-педагогического сопровождения задействованы:
- администрация ДОУ,
- старший воспитатель,
- воспитатель,
- учитель-логопед,
- педагог-психолог,
- учитель-дефектолог.
Принципы модели психологического сопровождения:
- научность – использование научно обоснованных и апробированных в педагогической дошкольной практике технологий и методик;
- системность – организация системы работы со всеми участниками образовательного процесса;
- комплексность - совместная деятельность различных специалистов, всех участников образовательного процесса в решении задач сопровождения: администрации, воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда, и др.;
- превентивность - обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.
- открытость – последовательное использование ресурсов сетевого взаимодействия и социального партнёрства, открытость мероприятий для педагогических и руководящих работников ДОУ;
- технологичность - использование современных технологий, интерактивной стратегии в работе.
Цель: создание условий для психологического сопровождения всех участников образовательного процесса.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
1. Организация психологического сопровождения педагогов, воспитанников, родителей;
2. Развитие компетентности (психологической культуры) воспитанников, родителей, педагогов.
3. Обеспечение преемственности в психологическом сопровождении формирования УУД (универсальные учебные действия) у воспитанников.
4. Сопровождение воспитанников в условиях ДОУ:
- адаптации к новым условиям обучения;
- поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития;
- формирование жизненных навыков;
- формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
- профилактика нарушения эмоционально-волевой сферы;
- помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;
- профилактика девиантного поведения;
- сопровождение одаренных воспитанников, детей «группы риска».
5. Систематическое отслеживание психологического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе дошкольного обучения, подбор методов и средств оценки сформированности универсальных учебных действий.
6. Выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии и осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи таким детям.
Основные направления психологического сопровождения
Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Психопрофилактическая работа - обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:
- разработка и осуществление развивающих программ для воспитанников с учетом задач каждого возрастного этапа;
- выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;
- предупреждение возможных осложнений в связи с переходом воспитанников на следующую возрастную ступень.
Диагностическое направление. Выявление особенностей психического развития ребенка, наиболее важных особенностей деятельности, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества. Диагностика может быть индивидуальной и групповой.
Этапы индивидуальной диагностики:
- изучение обращения к психологу, поступающего от воспитателей, родителей (определение проблемы, выбор метода исследования);
- формулировка заключения об основных характеристиках психического развития или формирования личности дошкольника (постановка психологического диагноза);
- разработка рекомендаций, программы психо-коррекционной работы с воспитанником, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований.
Консультативное направление (помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются воспитатели, родители).
Индивидуальное консультирование - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению.
Групповое консультирование - информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.
Развивающее направление. Развивающая работа (индивидуальная и групповая) – формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.
Коррекционное направление. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы, прежде всего с воспитанниками, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики. Направлено на:
- уменьшения степени выраженности патологии, ее поведенческие последствия; предупреждение появления вторичных отклонений в развитии;
- обеспечение максимальной реализации реабилитационного потенциала ребенка.
Просветительско-образовательное направление. Психологическое просвещение и образование - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
Формы работы психолого-педагогического сопровождения
Решение задач психолого-педагогического сопровождения воспитанников не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком. Оно требует организации работы с педагогами и родителями как участниками образовательного процесса. Работа с воспитанниками:
- Профилактическая работа с воспитанниками с целью формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, содействие формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей.
- Выявление воспитанников группы риска (методом мониторинга), сопровождение одаренных воспитанников, находящихся под опекой, и организация индивидуальной или групповой коррекционно-развивающей работы.
- Проведение тренингов с воспитанниками по развитию коммуникативных и регулятивных компетентностей, формированию мотивации к учебному процессу.
- Консультирование родителей, воспитателей (помощь в решении проблем).
При систематической работе достигаются цели: самореализации, самоопределения, взаимоотношения.
Работа с педагогами и другими работниками ДОУ.
- Профилактическая работа с воспитателями. Существенное место в работе с воспитателями отводится обучению педагогов установлению психологически грамотной, развивающей системы взаимоотношений с воспитанниками, основанной на взаимопонимании и взаимном восприятии друг друга. Педагоги обучаются навыкам формирования адекватной Я-концепции, эмпатии, разрешения проблем, оказания психологической поддержки в процессе их взаимодействия с воспитанниками и коллегами.
- Консультирование педагогов по вопросам совершенствования образовательного процесса (сопровождение индивидуальных образовательных траекторий).
- Проведение семинаров, практических занятий, лекций. Ожидания и достигаемые цели: просветительная работа, информация по вопросам личностного роста. Диагностический материал, создание комфортной психологической атмосферы в педагогическом коллективе. Индивидуальное проведение диагностических мероприятий. Повышение психологической компетентности и профилактика профессионального выгорания психолого-педагогических кадров.
Работа с родителями.
- Консультирование родителей по созданию условий, обеспечивающих успешную адаптацию воспитанников к ДОУ, посвященное психологическим особенностям того или иного вида деятельности. Оно может проводиться как в традиционной форме – групповые и индивидуальные консультации, лекции, семинары, - так и в достаточно новых для системы сопровождения формах совместных семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, в которых принимают участие родители.
- Профилактическая работа с родителями с целью обеспечения родителей знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми. В результате их проведения становится возможным формирование групп лидеров из родителей, в дальнейшем активно участвующих в профилактической деятельности.
- Проведение бесед, лекций, возможность давать рекомендации родителям для успешного воспитания детей учитывая возрастные особенности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективная работа психологической службы дошкольного образовательного учреждения как условие психологической стабильности детей, сотрудников и родителей
В статье освещены практические методы работы психологической службы дошкольного образовательного учреждения со всеми участниками образо-вательного процесса от периода раннего детства до предшкольного ...
"Опыт работы службы сопровождения МАДОУ «Едэйко» по раннему выявлению и своевременной реабилитации семейного неблагополучия. Своевременность обмена информацией между субъектами профилактики».
работа специалистов ППк МАДОУ во взаимодействии со всеми субъектами профилактики по защите прав и интересов ребенка, наиболее эффективна при условии:раннего выявления проблемы;своевременного информиро...
модель психологической службы МБДОУ № 9
Взаимосвязь узких специалистов детского сада и учреждений города в работе с детьми...
Организационно-функциональная модель психологической службы МАДОУ "Детский сад № 6"
Организационно-функциональная модель психологической службы МАДОУ "Детский сад № 6"...
Приказ о создании психологической службы в МАДОУ г. Нижневартовска ДС №90 "Айболит" 2024
Приказ о создании психологической службы в МАДОУ г. Нижневартовска ДС №90 "Айболит" 2024...
Модель психологической службы
Модель психологической службы муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Преображенский детский сад» предназначена для обеспечения психолого-педагогического сопровож...
Модель психологической службы в ДОУ
Модель психологической службы в ДОУ...