Модель психологической службы в МАДОУ
рабочая программа

Агаева Алена Викторовна

модель психологической службы в МАДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_psihologicheskoy_sluzhby_madou_322.docx41.97 КБ

Предварительный просмотр:

Территориальный отдел главного управления образования

администрации города по Октябрьскому району города

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

                                    «Детский сад №322 «Морозко»______________________  

660130, г. Красноярск, ул. Гусарова, 31, тел.246-47-79, dou322@mailkrsk.ru 

Модель психологической службы МАДОУ № 322 «Морозко»

Модель развития психологической службы МАДОУ № 322 «Морозко»

                   

Задачи

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса

Оказание качественной психолого-педагогической помощи субъектам образовательного процесса

Методическое сопровождение деятельности службы

Оказание консультативной помощи педагогам и родителям (законным представителям)

        

                        

Организационно-правовой

Психолого-педагогический

Мониторинговый

  1. Нормативно-правовая база для регламента работы ПСО в МАДОУ
  2. Организация равномерного распределения функциональных обязанностей специалистов МАДОУ
  1. Проектирование психологически безопасной образовательной среды;
  2. Психолого-педагогическое и методическое сопровождение участников образовательного процесса
  3. Оказание психолого-педагогической помощи всем целевым группам
  1. Оценка эффективности психолого-педагогического сопровождения в МАДОУ

        

Структуры, с которыми взаимодействует ПСО МАДОУ: РМО педагогов-психологов, РМО учителей-логопедов, РМО учителей-дефектологов, МБУ ЦППМиСП № 5 «Сознание», муниципальные базовые площадки по направлениям «Психологическая служба ДОУ».

Направления деятельности психологической службы

Методы, способы, технологии, формы работы психологической службы

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса

Оказание психолого-педагогической помощи всем субъектам образовательного процесса

Работа с педагогами

Консилиумы

Просвещение

Профилактика

Консультирование

Психодиагностика

Психокоррекция

Мониторинг

проектирование

Работа творческой группы

Педагоги ДОУ

Организационно-методическая деятельность

Результативный компонент модели психологической службы

- повышение эффективности функционирования психологической службы МАДОУ

- обеспечение доступности получения психолого-педагогической помощи всем участникам образовательного процесса

     Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье воспитанников, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологической безопасной и комфортной образовательной среды.

   Объектом психолого-педагогического сопровождения выступает образовательный процесс.

  Субъектом сопровождения являются: взрослые (педагоги, родители) и воспитанники МАДОУ.

   Данная модель сопровождения разработана в рамках адаптированной основной образовательной программы МАДОУ для детей с ТНР и для детей с ЗПР. Общий контроль за реализацией модели психологического сопровождения осуществляет заведующим ДОУ.

   Текущий контроль возлагается на заместителя заведующего.

   Промежуточные результаты работы анализируются на планерках и педагогических советах, согласно плану работы.

   В реализации модели психолого-педагогического сопровождения задействованы:

 - администрация ДОУ,

- старший воспитатель,

 - воспитатель,

 - учитель-логопед,

- педагог-психолог,

- учитель-дефектолог.

   Принципы модели психологического сопровождения:

   - научность – использование научно обоснованных и апробированных в педагогической дошкольной практике технологий и методик;  

   - системность – организация системы работы со всеми участниками образовательного процесса;

     - комплексность - совместная деятельность различных специалистов, всех участников образовательного процесса в решении задач сопровождения: администрации, воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда, и др.;

   - превентивность - обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.

   - открытость – последовательное использование ресурсов сетевого взаимодействия и социального партнёрства, открытость мероприятий для педагогических и руководящих работников ДОУ;

   - технологичность - использование современных технологий, интерактивной стратегии в работе.

   Цель: создание условий для психологического сопровождения всех участников образовательного процесса.

   Для достижения цели решаются следующие задачи: 

   1. Организация психологического сопровождения педагогов, воспитанников, родителей;

   2. Развитие компетентности (психологической культуры) воспитанников, родителей, педагогов.

   3. Обеспечение преемственности в психологическом сопровождении формирования УУД (универсальные учебные действия) у воспитанников.

   4. Сопровождение воспитанников в условиях ДОУ:

    - адаптации к новым условиям обучения;

    - поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития;

    - формирование жизненных навыков;

    - формирование навыков позитивного коммуникативного общения;

    - профилактика нарушения эмоционально-волевой сферы;

    - помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;

   - профилактика девиантного поведения;

   - сопровождение одаренных воспитанников, детей «группы риска».

   5. Систематическое отслеживание психологического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе дошкольного обучения, подбор методов и средств оценки сформированности универсальных учебных действий.

   6. Выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии и осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи таким детям.

Основные направления психологического сопровождения

   Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.    

   Психопрофилактическая работа - обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:

  • разработка и осуществление развивающих программ для воспитанников с учетом задач каждого возрастного этапа;
  •  выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;
  • предупреждение возможных осложнений в связи с переходом воспитанников на следующую возрастную ступень.

   Диагностическое направление. Выявление особенностей психического развития ребенка, наиболее важных особенностей деятельности, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества. Диагностика может быть индивидуальной и групповой.

   Этапы индивидуальной диагностики:

- изучение обращения к психологу, поступающего от воспитателей, родителей (определение проблемы, выбор метода исследования);

- формулировка заключения об основных характеристиках психического развития или формирования личности дошкольника (постановка психологического диагноза);

- разработка рекомендаций, программы психо-коррекционной работы с воспитанником, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований.

   Консультативное направление (помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются воспитатели, родители).

   Индивидуальное консультирование - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению.

   Групповое консультирование - информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.

   Развивающее направление. Развивающая работа (индивидуальная и групповая) – формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.

   Коррекционное направление. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы, прежде всего с воспитанниками, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики. Направлено на:

  • уменьшения степени выраженности патологии, ее поведенческие последствия; предупреждение появления вторичных отклонений в развитии;
  • обеспечение максимальной реализации реабилитационного потенциала ребенка.  

   Просветительско-образовательное направление. Психологическое просвещение и образование - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

Формы работы психолого-педагогического сопровождения

   Решение задач психолого-педагогического сопровождения воспитанников не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком. Оно требует организации работы с педагогами и родителями как участниками образовательного процесса. Работа с воспитанниками:

- Профилактическая работа с воспитанниками с целью формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, содействие формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей.

- Выявление воспитанников группы риска (методом мониторинга), сопровождение одаренных воспитанников, находящихся под опекой, и организация индивидуальной или групповой коррекционно-развивающей работы.

- Проведение тренингов с воспитанниками по развитию коммуникативных и регулятивных компетентностей, формированию мотивации к учебному процессу.

- Консультирование родителей, воспитателей (помощь в решении проблем).

   При систематической работе достигаются цели: самореализации, самоопределения, взаимоотношения.

Работа с педагогами и другими работниками ДОУ.

      - Профилактическая работа с воспитателями. Существенное место в работе с воспитателями отводится обучению педагогов установлению психологически грамотной, развивающей системы взаимоотношений с воспитанниками, основанной на взаимопонимании и взаимном восприятии друг друга. Педагоги обучаются навыкам формирования адекватной Я-концепции, эмпатии, разрешения проблем, оказания психологической поддержки в процессе их взаимодействия с воспитанниками и коллегами.

     - Консультирование педагогов по вопросам совершенствования образовательного процесса (сопровождение индивидуальных образовательных траекторий).

     - Проведение семинаров, практических занятий, лекций. Ожидания и достигаемые цели: просветительная работа, информация по вопросам личностного роста. Диагностический материал, создание комфортной психологической атмосферы в педагогическом коллективе. Индивидуальное проведение диагностических мероприятий. Повышение психологической компетентности и профилактика профессионального выгорания психолого-педагогических кадров.

Работа с родителями.

    - Консультирование родителей по созданию условий, обеспечивающих успешную адаптацию воспитанников к ДОУ, посвященное психологическим особенностям того или иного вида деятельности. Оно может проводиться как в традиционной форме – групповые и индивидуальные консультации, лекции, семинары, - так и в достаточно новых для системы сопровождения формах совместных семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, в которых принимают участие родители.

    - Профилактическая работа с родителями с целью обеспечения родителей знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми. В результате их проведения становится возможным формирование групп лидеров из родителей, в дальнейшем активно участвующих в профилактической деятельности.

     - Проведение бесед, лекций, возможность давать рекомендации родителям для успешного воспитания детей учитывая возрастные особенности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективная работа психологической службы дошкольного образовательного учреждения как условие психологической стабильности детей, сотрудников и родителей

В статье освещены практические методы работы психологической службы дошкольного образовательного учреждения со всеми участниками образо-вательного процесса от периода раннего детства до предшкольного ...

"Опыт работы службы сопровождения МАДОУ «Едэйко» по раннему выявлению и своевременной реабилитации семейного неблагополучия. Своевременность обмена информацией между субъектами профилактики».

работа специалистов ППк МАДОУ во взаимодействии со всеми субъектами профилактики по защите прав и интересов ребенка, наиболее эффективна при условии:раннего выявления проблемы;своевременного информиро...

модель психологической службы МБДОУ № 9

Взаимосвязь узких специалистов детского  сада и учреждений города  в работе  с детьми...

Организационно-функциональная модель психологической службы МАДОУ "Детский сад № 6"

Организационно-функциональная модель психологической службы МАДОУ "Детский сад № 6"...

Приказ о создании психологической службы в МАДОУ г. Нижневартовска ДС №90 "Айболит" 2024

Приказ о создании психологической службы в МАДОУ г. Нижневартовска ДС №90 "Айболит" 2024...

Модель психологической службы

Модель психологической службы муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Преображенский детский сад» предназначена для обеспечения психолого-педагогического сопровож...

Модель психологической службы в ДОУ

Модель психологической службы в ДОУ...