Методическая разработка педагога – психолога «Занятие с элементами музыкотерапии в ДОУ» «На поиски настроения»»
план-конспект занятия по психологии (старшая группа)
Методическая разработка педагога – психолога
«Занятие с элементами музыкотерапии в ДОУ»
«На поиски настроения»»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Занятие с элементами музыкотерапии в ДОУ» | 32.72 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка педагога – психолога
«Занятие с элементами музыкотерапии в ДОУ»
«На поиски настроения»»
Развитие эмоциональной сферы детей – важнейшая задача педагога-психолога и очень важно профессионалу создавать условия для самовыражения детей. Поэтому игры и упражнения на обучение понимания собственного эмоционального состояния, состояния других людей, а также снятия эмоционального напряжения необходимы в саду
В арсенале каждого психолога дошкольного учреждения имеется собственные разработанные и апробированные конспекты, либо заимствованные у коллег и успешно адаптированные к определенному контингенту и возрасту детей, как правило, они определенной целевой направленности, коррекционные или развивающие, строго систематизированы по тематике.
Но иногда возникает необходимость, иметь в запасе козырь, беспроигрышный вариант, именно такое, универсальное на наш взгляд занятие, мы и хотим представить вашему вниманию.
Часто бывает, что в группе остаются «никудашние» дети, когда часть группы находится на дополнительных кружковых занятиях по изобразительному искусству, либо на репетициях по костюмированному представлению, либо на подготовке к спортивным выступлениям, да возможно и на прививках.
И тогда в группе мы видим унылые мордашки. Вот тут то и случайно, а возможно и нет, появляется волшебник – ПСИХОЛОГ.
Общее описание занятия:
– Добрый день, ребята, как дела,
Как настроение?….(выслушиваем ответы детей).
Как правило, всегда найдется ребенок, которому СКУЧНО. В нашем случае ответы «плохое», «скучно» – зацепка!
Если вы сумеете запомнить, прочитайте стихотворение Оксаны Школьник, но не по бумажке, здесь важна естественность, мы же приводим здесь сокращенный вариант этого стихотворения.
Что – то как – то настроение
у меня с утра не очень.
И не сладкое варенье
и сандалик мой промочен.
Как – то мне сегодня скучно,
и не прыгает скакалка,
и на небе как-то тучно,
и саму себя мне жалко.
Мне не хочется печенья,
что же вдруг со мною сталось?
Видно просто настроение
вдруг куда – то потерялось!
– Почему, куда же вдруг пропало настроение? Жить без настроения нам никак нельзя! Я предлагаю вам отправиться его искать!
А искать можно его на улице, а можно отправиться и в кабинет психолога (в случае плохой погоды)
В моем случае дорога проходит через улицу, т.к. средние, старшая и подготовительная группа размещена в одном здании, а кабинет размещается в другом, поэтому я смело комбинирую оба варианта.
Здесь – все зависит от времени, которым вы располагаете….
-Ребята, знаете, о чем я думаю….может вы сегодня забыли с кем – то поздороваться?
Когда мы здороваемся, мы желаем другому человеку не только здоровья, но и хорошего настроения?
Выполняем речедвигательные упражнения (сначала воспроизведение взрослого с показом движений, затем совместное воспроизведение с детьми)
«Здравствуй»
(по стихотворению Т.Сикачёвой)
– Я здороваюсь везде – дома и на улице,
Даже «Здравствуй» говорю я соседской … (курице).
(дети показывают «крылышки».)
Здравствуй, солнце золотое!
(показывают солнце.)
Здравствуй, небо голубое!
(показывают небо.)
Здравствуй, вольный ветерок!
(показывают «ветерок».)
Здравствуй, маленький дубок!
(показывают «дубок».)
Здравствуй, Утро!
(жест вправо.)
Здравствуй, День!
(жест влево.)
Нам здороваться не лень!
(разводят обе руки в стороны.)
По дороге мы начинаем искать пропавшее настроение – летом в одуванчике (здесь – пожалуйста, стих про одуванчик, который носит желтый сарафанчик), затем на карусели (стих про карусель – пожалуйста), заглянем и в сезонную песочницу. И после каждого поиска спрашиваем:
– Ну как, появилось настроение?
-Я знаю, знаю, ребята, где может прятаться наше настроение – в мыльных пузырях.
Осторожно пузыри…
Ой, какие!
Ой, смотри!
Раздуваются!
Блестят!
Отрываются!
Летят!
– Посмотрите, в каждом пузырике живет маленькая радуга настроений! Ловите, ловите, ребята, свое настроение!
И, конечно, где находится хорошее настроение – в веселых танцевальных мелодиях, предоставьте детям возможность потанцевать (песня «Хорошее настроение» в исп. группы» Волшебники двора»)
Текст песни
Мы что-то потеряли
И долго его искали
И небо было хмурым
И дождик моросил
Под лепестком ромашки
У месяца в кармашке
Нигде пропажи нашей
Никто не находил
Припев:
Хорошее настроение
Сплошное невезение
Когда однажды утром
Его ты не найдешь
Хорошее настроение
Немножко вдохновения
И ты уже с друзьями
Танцуешь и поешь!
***
Откуда оно берется
Где прячется и смеется
И в солнечные сети
Ты зря его ловил
Известно всем на свете
Оно в твоей конфете
Которую ты с другом
Сегодня разделил!
Психолог подзывает детей (можно для привлечения внимания использовать колокольчик), предлагает взяться за руки, закрыть глаза поднять лицо к солнышку и улыбаться в ответ солнышку:
– Почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться еще шире.
Дышите и улыбайтесь…, ваши руки и ладошки наполняются улыбкой солнышка.
А теперь откроем глаза и посмотрим друг на друга. Какие добрые, улыбающиеся у вас всех лица.
Ребята, я вижу, что вы все улыбаетесь, и у вас хорошее….(после паузы ребята сами заканчивают фразу) настроение! Мы с вами искали его и в …(перечисляем, пусть каждый ответит, где он нашел свое настроение).
Прочитайте детям стихотворение Лики Разумовой «Секрет хорошего настроения»:
Если вы скучаете.
Если вы зеваете.
Или плакать хочется.
Или носик морщится,
Значит надо…значит надо…
Надо весело скучать!
Так давайте…так давайте…
Улыбаться и визжать!
Можно рядышком присесть,
Поболтать и песню спеть.
Глазками подмигивать,
Приседать, подпрыгивать.
И конечно…и конечно…
Веселиться и мечтать!
(здесь сокращено в необходимом контексте)
Настроение увидит,
Как вам весело живётся.
Пожалеет, что сбежало
И опять домой вернётся.
Засияют ваши глазки,
И запляшет язычок.
Вот такой секретик счастья.
Не забудь его, дружок!
– А как вы думаете, где же все-таки живет хорошее настроение? Помогаем ребятам найти ответ. Ну, конечно, в нас самих!
А вот какое начинается действо в кабинете:
Приглашаю детей на ковер, на котором у меня всегда разложены разноцветные облака (каждому – облако на выбор), обращаем внимание на выбор основных цветов.
– Ребята, наше настроение где – то здесь, мы сейчас будем его искать, я подскажу, где оно может быть, но помните, как только зазвенит колокольчик, вы сразу бегите на свое облачко, хорошо?
Здесь мы начинаем использовать ресурсные возможности кабинета, можно выбрать вариант игры с пластилином, конечно, здесь учитываем аллергоанамнез (наличие аллергичесих заболеваний, индивидуальной переносимости запахов), а у меня он не простой, а мягкий, разноцветный, да еще и ароматизированный, зеленый – с запахом арбуза, желтый –лимонный, малиновые и розовые оттенки –конечно с малиновым ароматом, красные -клубники и земляники, бежевые и коричневый – ваниль, голубые оттенки –мятные.
Используйте мягкий, кинетический пластилин, шариковый или массу для лепки.
Дайте детям насладиться пластилином, поработать в удовольствие и СЛЕПИТЬ ВСЕ, ЧТО ОНИ ЖЕЛАЮТ.
В случае если у кого – то из деток есть особая чувствительность или вы работаете с незнакомыми детьми, выбираем работу с карандашами, так как это более оптимальный вариант в этом случае. В ходе работы звучит музыка песенка про художников (из мультфильма «Маша и медведь»).
– А я знаю, где еще можно найти настроение – в бассейне с шариками!
Здесь важно проконтролировать разделить нашу группу, для того, чтобы избежать травматизации.
– Кто закончил первый – ныряет туда! А остальные ко мне! Потом меняемся!
– Предлагаю поймать рыбку удачи, мы загадаем ей, чтобы наше настроение вернулось!
(Широкий таз с рыбками – магнитами и парой – тройкой удочек у меня всегда наготове).
Если нет в кабинете бассейна с шариками, предлагаю как вариант – упражнение с малыми разноцветными перышками. А иногда вариант я выбираю по состоянию детей (при необходимости снять напряжение – игра в бассейне, при необходимости успокоить – игра с перышками).
Ребята, посмотрите, какие у меня есть волшебные разноцветные перышки.
Пусть наше настроение будет таким же красочным и легким, как эти перышки, давайте проверим, у кого самое легкое настроение (раздаю перышки, следуя предпочтения детей, показываю, как надо сдувать с ладошки, поддувая его вверх), хвалю обязательно каждого.
Обязательно включаю релаксацию и заканчиваю рефлексией.
Идеальный вариант концовки занятия – подвести детей к тому, что настроение не внешний фактор, а «живет» в нас самих и зависит только от нас.
А тем более, мы вместе теперь научились делать его ярким!
Ну а теперь представим нашу импровизацию в регламенте конспекта занятия.
Конспект подгруппового занятия педагога – психолога с детьми старшего дошкольного возраста «В поисках пропавшего настроения»
Цель:
Научиться понимать свое эмоциональное состояние и состояние других людей;
способствовать самовыражению детей.
Познакомить детей с разнообразием способов улучшения эмоционального состояния
Группа: 6 человек, иначе – разбиваем на подгруппы.
Возраст: контингент детей, начиная со средней группы, но самый оптимальный вариант – старшая и подготовительная к школе группа.
Ход занятия:
Этап занятия | Содержание и деятельность педагога-психолога. Вариант 1(на улице) | Содержание и деятельность педагога-психолога. Вариант 2(в кабинете) | |
I Вводная часть Ритуал приветствия. | Педагог – психолог здоровается с ребятами. Организует детей на прогулке.
– Добрый день, ребята, как дела, Как настроение?…..
Что – то как – то настроение у меня с утра не очень. И не сладкое варенье и сандалик мой промочен. Как – то мне сегодня скучно, и не прыгает скакалка, и на небе как то тучно, и саму себя мне жалко. Мне не хочется печенья, что же вдруг со мною сталось? Видно просто настроение вдруг куда – то потерялось!
– Почему, куда же вдруг пропало настроение? Жить без настроения нам никак нельзя! Я предлагаю вам отправиться его искать!
| Педагог – психолог здоровается с ребятами. – Добрый день, ребята, как дела, Как настроение?…..
Что – то как – то настроение у меня с утра не очень. И не сладкое варенье и сандалик мой промочен. Как – то мне сегодня скучно, и не прыгает скакалка, и на небе как то тучно, и саму себя мне жалко. Мне не хочется печенья, что же вдруг со мною сталось? Видно просто настроение вдруг куда – то потерялось! -Почему, куда же вдруг пропало настроение? Жить без настроения нам никак нельзя! Я предлагаю вам отправиться его искать!
Приводит детей к кабинету психолога. Приглашает детей на ковер, на котором разложены разноцветные облака (каждому – облако на выбор). – Ребята, наше настроение где – то здесь, мы сейчас будем его искать, я подскажу, где оно может быть, но помните, как только зазвенит колокольчик, вы сразу бегите на свое облачко, хорошо?
| |
II Разминка.
| -Ребята, может вы сегодня забыли с кем – то поздороваться? Когда мы здороваемся, мы желаем другому не только здоровья, но и хорошего настроения? Речедвигательные упражнения (сначала воспроизведение взрослого с показом движений, затем совместное воспроизведение с детьми) «Здравствуй» (по стихотворению Т.Сикачёвой) – Я здороваюсь везде – дома и на улице, (дети показывают «крылышки».) (показывают солнце.) (показывают небо.) (показывают «ветерок».) (показывают «дубок».) (жест вправо.) (жест влево.) (разводят обе руки в стороны.)
| -Ребята, может вы сегодня забыли с кем – то поздороваться? Когда мы здороваемся, мы желаем другому не только здоровья, но и хорошего настроения? Речедвигательные упражнения (сначала воспроизведение взрослого с показом движений, затем совместное воспроизведение с детьми) «Здравствуй» (по стихотворению Т.Сикачёвой) – Я здороваюсь везде – дома и на улице, (дети показывают «крылышки».) (показывают солнце.) (показывают небо.) (показывают «ветерок».) (показывают «дубок».) (жест вправо.) (жест влево.) (разводят обе руки в стороны.)
| |
III Основная часть
|
|
| |
Упражнение 1
| Игры с песком (лепим настроение), зимой – снегом, любая игра на ваше усмотрение. | Игры с пластилином, свободная беседа о цвете, запахах, предпочитаемых ребятами, творчество на тему « мое самое – самое настроение» или работа с карандашами, красками (звучит песенка про художников из мультфильма « Маша и медведь») | |
Упражнение 2
| Упражнение с мыльными пузырями -Я знаю, знаю, ребята, где может прятаться наше настроение – в мыльных пузырях. Осторожно пузыри… -Посмотрите, в каждом пузыре живет маленькая радуга настроений! Ловите, ловите, ребята, свое настроение!
| Вариант1 Игры в бассейне – А я знаю, где еще можно найти настроение – в бассейне с шариками! – Кто закончил первый – ныряет туда! А остальные ко мне! Потом меняемся! – Предлагаю поймать рыбку удачи, мы загадаем ей, чтобы наше настроение вернулось! Вариант 2 Упражнение с малыми разноцветными перышками. -Ребята, посмотрите, какие у меня есть волшебные разноцветные перышки.
-Пусть наше настроение будет таким же красочным и легким, как эти перышки, давайте проверим, у кого самое легкое настроение (психолог раздает перышки, следуя предпочтения детей, показывает, как надо сдувать с ладошки, поддувая его вверх), хвалит каждого.
| |
Физминутка музыкальная | Танцевальная мелодия, свободная импровизация (песня «Хорошее настроение» в исп. группы «Волшебники двора») Текст песни
| Танцевальная мелодия, свободная импровизация (песня «Хорошее настроение» в исп. группы «Волшебники двора») Текст песни
| |
IV. Релаксация Упражнение «Улыбка». | Психолог подзывает детей, предлагает взяться за руки, закрыть глаза поднять лицо к солнышку и улыбаться в ответ солнышку: –Почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться еще шире. Дышите и улыбайтесь…, ваши руки и ладошки наполняются улыбкой солнышка. А теперь откроем глаза и посмотрим друг на друга. Какие добрые, улыбающиеся у вас всех лица. | Психолог звонит колокольчик, дети занимают место у своих облачков. -Ложитесь поудобней на ковер» (дети ложатся на ковёр, устраиваются поудобнее. Руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ноги прямые, не скрещенные. Играет тихая спокойная музыка) – Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим ногам и рукам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя… (пауза). Прислушайтесь к вашему дыханию… (пауза). Дыхание ровное и спокойное. Представьте себе, что вы видите красивое солнышко, оно широко широко улыбается вам. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться еще шире Дышите и улыбайтесь…, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2-3 раза). А теперь откроем глаза и посмотрим друг на друга. Какие добрые, улыбающиеся лица».
| |
Рефлексия | Ребята, я вижу, что вы все улыбаетесь, и у вас хорошее….настроение! Мы с вами искали его и в…(перечисляем, пусть каждый ответит, где он нашел свое настроение). Стихотворение Лики Разумовой «Секрет хорошего настроения»: Если вы скучаете.
– А как вы думаете, где же все-таки живет хорошее настроение? Помогаем ребятам найти ответ. – Ну, конечно, в нас самих! | Ребята, я вижу, что вы все улыбаетесь, и у вас хорошее….(после паузы ребята сами заканчивают фразу) настроение! Мы с вами искали его и в …(перечисляем, пусть каждый ответит, где он нашел свое настроение). Стихотворение Лики Разумовой «Секрет хорошего настроения»: Если вы скучаете. – А как вы думаете, где же все-таки живет хорошее настроение? Помогаем ребятам найти ответ. – Ну, конечно, в нас самих! | |
Инвентарь для занятий | Мыльные пузыри, переносная мини колонка c USB для воспроизведения музыки Колокольчик Флешка с записью для музыкального сопровождения: (песня «Хорошее настроение» в исп. группы» Волшебники двора») | Ароматизированный пластилин инструменты для рисования (краски, кисти, карандаши, альбомные листы., малые разноцветные перышки. Сухой бассейн с шариками Широкий таз, рыбки с магнитами и 2-3 пары удочек. Переносная мини – колонка c USB для воспроизведения музыки (песня «Хорошее настроение» в исп. группы» Волшебники двора», песенка про художников из мультфильма « Маша и медведь», музыка для релаксации на выбор) колокольчик. | |
Ссылка на использованные ресурсы | Оксана Николаевна Школьник «Настроение» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка НОД воспитателя с дошкольниками подготовительной группы на тему «В поисках домашних питомцев»
Цели данной разработки расширение запаса знаний об окружающем мире. Способствовать систематизации представлений о местах обитания домашних животных. Разработка может быть полезна воспитателям де...
Методическая разработка конспекта познавательного досуга с детьми старшего дошкольного возраста «В поисках приключений»
Интеграция образовательных областей.В досуге интегрируются социально-коммуникативное развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; познавательное развитие; речевое развитие.Форма...
Методическая разработка для воспитателей и педагогов-психологов «Занятия со старшими дошкольниками по формированию творческого (дивергентного) мышления»
Представленные материалы будут полезны всем, кто ведет занятия для старших дошкольников в группах детского сада, в любых развивающих центрах и т.п. Умение мыслить творчески, видеть несколько решений о...
Методическая разработка интегрированной игры-занятия для детей старшего дошкольного возраста «В поисках Колобка».
Предлагаемый материал был представлен на городской профессиональный конкурс методических разработок «Деятельность – путь к знанию» в номинации «Физическое развитие дошкольников» по направлению «...
Методическая разработка занятия по ФЭМП в старшей группе по теме «В поиске сказок»
Методическая разработка занятия по ФЭМП в старшей группе по теме «В поиске сказок»...
Конспект НОД по музыкальному развитию с элементами музыкотерапии " Путешествие в страну весёлого настроения"
Формировать представления у дошкольников о благотворном влиянии различных видов музыкальной деятельности на настроение человека, на выработку привычек к зоровому образу жизни....
Методическая разработка Квест-игры по правилам дорожного движения в старшей группе «Поиски светофора!»
Цель: закрепление у детей дошкольного возраста правила дорожного движения в процессе игровой деятельности. Задачи: Способствовать закреплению знаний детей о правилах безопасного пов...