Управление стрессом в профессиональной деятельности педагога
материал по психологии

Татьяна Ивановна Быкова

Управление стрессом в профессиональной деятельности педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stress-pedagogi.docx512.52 КБ

Предварительный просмотр:

Управление стрессом в профессиональной

деятельности педагога

На протяжении всей истории существования человека стресс является неизменным спутником его жизни. Как правило, мы используем это слово в отрицательном значении. Житейское понимание «стресса» сводится к его рассмотрению как патологии, которую нужно лечить. Что же такое стресс, откуда он берется, всегда ли он опасен, и как защитить себя от его негативных последствий?

Стресс — это общая неспецифическая реакция организма в ответ на любое внешнее воздействие.

На самом деле стресс — это нормальная реакция организма. Наша жизнь невозможна без стрессов, потому что постоянно изменяются ее условия. Мы переходим из садика в школу, меняем работу, вступаем в брак и разводимся, уезжают дети или близкий друг, ссоримся, не можем обнаружить в магазине привычный продукт, меняем место жительства на лучшее и приспосабливаемся к новой инфраструктуре. Каждое такое изменение вынуждает нас адаптироваться к новым условиям. В нашем организме и психике запускаются реакции, которые мы называем стрессом, в сущности, это реакции адаптации. Человек ощущает стресс, когда его возможности не соответствуют ситуации. Он может быть разной степени выраженности, от почти незаметного до сильных переживаний, мешающих ясно мыслить и адекватно действовать. Однако стресс — это не аффект. При стрессе человек, как правило, может контролировать свои эмоции, анализировать ситуацию, принимать адекватные решения.

Энциклопедическая справка. Кажется, что стресс вошел в нашу жизнь совсем недавно — когда ее темп ускорился из-за научно-технического прогресса. Но он, конечно, был и раньше. Просто термин «стресс» возник только в начале XX века. Впервые он появился в журнале Nature в 1936 году, когда врач Ганс Селье опубликовал небольшую заметку о реакции организма на повреждения.

Психологи различают стресс и стрессор. Стресс — это реакция организма, а стрессор — это фактор, который вызывает такую реакцию. Например, повышение в должности — это стрессор, а переживания, волнение, тревога по этому поводу — это стресс.

Стресс, в своем развитии проходит определенные стадии:

Тревожная реакция (мобилизация)

Происходит мобилизация всех защитных функций организма. Откуда ни возьмись, берутся варианты решения проблемы, и появившаяся нагрузка больше не видится непосильной. Надпочечники начинают усиленно работать, увеличивается их корковый слой, повышается общая активность.

Стадия сопротивления

Стадия сопротивления, когда организму удается (за счет предшествующей мобилизации) успешно справиться с вредными воздействиями. В этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость. Организм максимально экономично и сбалансированно расходует драгоценные ресурсы на борьбу. Человек по-прежнему продуктивен, решает задачи и добивается целей, но все же организм работает буквально на износ, если вы отказываете себе в драгоценном отдыхе.

Факт. 70% россиян регулярно испытывают стресс.

Стадия истощения

Приспособительные возможности организма снижаются. В этот период он хуже сопротивляется новым вредностям, увеличивается опасность заболеваний. Снижается работоспособность, ухудшаются мыслительные способности, снижается уровень восприятия, находить выход из сложившихся обстоятельств все труднее. Психика дает серьезные сбои. Человек впадает в оцепенение, не способен адекватно оценивать обстановку и принимать какие-либо решения. Начинаются проблемы со здоровьем, падает иммунитет, портится состояние волос, ногтей и кожи. Человек становится замкнутым, все реже вникает в суть разговора, все больше молчит, совершает необдуманные поступки, ведет беспорядочную деятельность, снижается качество работы, рассеивается внимание, нарушается память. Наступление третьей стадии не обязательно.

Г. Селье предложил различать эустресс и дистресс (англ. distress — истощение, несчастье). Сам по себе эустресс он стал рассматривать как положительный фактор, связанный с положительными переживаниями, как источник повышения активности, радости от усилия и успешного преодоления. Дистресс же наступает при очень частых и продолжительных стрессах, связанных с отрицательными переживаниями, при таких сочетаниях неблагоприятных факторов, когда наступает не радость преодоления, а чувство беспомощности, безнадежности, сознание чрезмерности, непосильности и нежелательности, обидной несправедливости требуемых усилий.

https://platforma.razvitum.ru/catalog/21/file/4.jpgC:\Users\admin\Desktop\2.jpg

 

Между стрессовыми реакциями, вызванными положительными или отрицательными стрессорами, имеются определенные и в биологическом плане еще мало изученные различия. Но и положительные, и отрицательные стрессы сопровождаются повышением «скорости износа и истощения организма».

Даже отрицательные факторы стресса в стадии мобилизации организма оказываются полезными, если величина раздражителя не слишком велика. Организм мобилизуется, и это становится хорошей тренировкой для сердечно-сосудистой системы, для ума и для развития личности, поскольку успешное преодоление препятствий повышает уверенность в своих силах, самооценку, а приобретенные в процессе знания и компетенции пригодятся в работе.

Цитата. «Не следует бояться стресса. Его не бывает только у мертвых. Стрессом надо управлять. Управляемый стресс несет в себе аромат и вкус жизни!» Г. Селье

Прекрасным примером «хорошего» стресса на физиологическом уровне является закаливание. Кратковременное воздействие на организм холодной воды или воздуха (с очень постепенным понижением температуры) оказывается для организма кратковременным стрессом, с которым он справляется на стадии мобилизации, запуская необходимые для этого вегето-сосудистые реакции. Так организм тренируется противостоять негативным воздействиям среды, а наш иммунитет за счет этого повышается.

Когда воздействие раздражителя становится слишком долгим, либо раздражитель слишком сильный, стресс переходит в следующую стадию — адаптации, а потом и истощения. Такой стресс становится дистерессом — «плохим» стрессом. Сколько бы организм и психика не задействовали ресурсов, справиться с раздражителем они не могут, рано или поздно наступает истощение. Хронический стресс приводит к тому, что для каждого нового фактора истощение наступает все быстрее.

Стресс проявляет себя на психофизиологическом, эмоциональном и поведенческом уровне. Если эустресс мобилизует, активирует нас на преодоление неблагоприятной ситуации либо на переживание приятной, дает подъем сил, жизненной активности, улучшает протекание когнитивных процессов — мышления, памяти, воображения, внимания, то дистресс имеет негативное влияние и проявляет себя комплексом негативных симптомов.

Из-за стресса миллионы людей страдают от бессонницы, усталости, недомоганий, тревожности и отверженности. Люди все чаще становятся зависимыми от алкоголизма и наркомании, в надежде избавиться от стресса, некоторые кончают жизнь самоубийством.

В целом, появление этих симптомов свидетельствует об истощении организма и психики человека. Гормоны стресса сужают кровеносные сосуды, препятствуют выработке эндорфинов (естественные болеутоляющие средства) и снижают иммунитет. Человек начинает чаще болеть, падает работоспособность и способность принимать решения (особенно — принимать правильные решения). Частые и длительные стрессы в 80% случаев ведут к формированию синдрома хронической усталости.

Приступ дистресса может возникнуть неожиданно, спровоцированный определенной ситуацией, но в большинстве случаев это явление «накопительное»: вначале сопротивляемость организма снижается, а после постепенно угасает. Если не обратить на ситуацию внимания, обычный эмоциональный дискомфорт грозит перерасти в болезнь.

Несколько по-разному реагируют на стресс мужчины и женщины. Кажется, что мужчины вообще крепче и стрессы переносят легче, но это не совсем так. В целом женщины лучше адаптируются к длительным неблагоприятным воздействиям, и в этом смысле — женщины более стрессоустойчивы, чем мужчины. Однако при резких и неожиданных неприятностях слабее женщины.

Стрессор — любое требование извне или раздражитель. Раздражитель становится стрессором только в силу значения, которое человек ему приписывает.

Так что можно сказать, что причиной стресса являются стрессоры. Однако это не совсем так. Очень важна индивидуальная реакция на стрессор. Именно из-за различия в значимости раздражителя один школьник перед экзаменом совершенно не волнуется, другой несколько нервничает, а у третьего путаются мысли, он забывает все, что хорошо выучил, его тошнит, а приступ диареи заставляет выбежать из класса. А ведь причина стресса одна и та же — экзамен.

Реакция организма на стресс со знаками «плюс» и «минус» разная на эмоциональном и на биохимическом уровне, однако, на физическом уровне процессы могут проходить одинаково, и стресс от радостного события может быть разрушительным. Поэтому по уровню стресса для организма, например, свадьба может быть приравнена к смерти. Известны случаи, когда мать, увидев живым сына, известие о смерти которого она получила несколько лет назад, умирает от сердечного приступа.

Основная мысль. Одно и то же событие для одного человека окажется стрессором, а для другого — нет.

C:\Users\admin\Desktop\3.jpg

Внутренние факторы тоже могут вызывать стресс, они могут быть психологическими и физиологическими. Пессимистичный настрой, гормональный дисбаланс из-за болезней, хронические заболевания, внутренние конфликты, несоответствие ожиданий и реальности, неприятие собственного тела, конкуренция, необходимость сделать сложный моральный выбор, — все это считается.

Стрессовая реакция одинаково легко запускается как реальными событиями, так и существующими лишь в нашем воображении. В психологии это называется «закон эмоциональной реальности воображения». А еще частая причина стрессов — нежелание примириться с реальностью, когда между желаемым и действительным существует расхождение.

Факт. 70% переживаний происходят по поводу событий, которые существуют лишь в воображении.

Имеют значение также и особенности нервной системы. Люди с разным типом темперамента демонстрируют разную реакцию на стресс и разную степень стрессоустойчивости. Меланхолик очень чувствителен к стрессу и в большей степени подвержен его негативному влиянию. Холерик отлично адаптируется, но быстро истощается при длительном воздействии стрессового фактора. Самыми устойчивыми оказываются сангвиник и флегматик.

Интересно. Психологи используют метафоры для того, чтобы показать, что люди реагируют на стрессор и проявляют себя совершенно по-разному.
«Нога на газ». Взволнованный или сердитый. Человек взвинчен, он кипит, чрезвычайно эмоционален и не может усидеть на месте.
«Нога на тормоз». В депрессии или отстранен. Такой человек словно укрывается от окружающего пространства, проявляет минимум эмоций и практически не тратит энергии.
«Ноги на обеих педалях». Скованный и напряженный. Человек словно заморожен под влиянием стресса, он в ступоре и не знает, что делать. Снаружи он выглядит парализованным, однако внутри все кипит.

Психологами выявлено, что возраст не влияет на формирование стрессов, им подвержены даже дети. Дети могут испытывать стресс при утрате родителей, недостатке любви и заботы, боязни «остаться одному». Детский стресс могут провоцировать негативные воздействия или угроза физического или сексуального насилия.

Среди внешних источников стресса самыми распространёнными являются такие, как: переезды на новое место жительства, развод с супругом, ежедневные проблемы, которые могут накапливаться как снежный ком, семейные споры, недосыпания. Среди внутренних можно выделить такие источники, как несоответствие человека тому, каким он хочет себя видеть, недостижение поставленных целей, заниженная самооценка и другие.

Мы проводим на работе большую часть своей жизни, поэтому рабочая обстановка тоже таит в себе множество стрессовых факторов. Стрессу подвержены около трети работников, а четверть считают, что сама их работа является стрессовым фактором в их жизни.

Факт. 75% людей считают, что для прошлого поколения работа не была такой выматывающей.

В принципе, причины стресса на рабочем месте и его проявления подчиняются тем же закономерностям, что в быту и в семье. Если Вы не любите свою профессию, если есть конфликты с коллегами, если руководитель — деспот и тиран, то, конечно, работа будет для Вас постоянным источником стресса. А маленькая зарплата или перегрузка (а иногда и то, и другое), отсутствие перспектив роста будут вызывать напряжение даже на любимой работе.

Для многих людей очень трудно находиться в ситуации, когда не известно или не понятно, как руководитель оценивает результаты их деятельности. А если в организации поощряется конкуренция между сотрудниками, то уровень стресса у них будет выше.

Интересно. В Японии существует термин «кароши», или «внезапная смерть» на работе. Считается, что ее причина — перегрузки в процессе труда, кульминацией которых становится сердечный приступ или паралич. Когда-то «кароши» были предметом гордости подобно харакири у самураев, но приблизительно 10000 смертей в год потребовали применения профилактических мер.

Особой проблемой становится угроза сокращения или увольнения человека. Некоторые руководители думают, что такая угроза заставит людей работать интенсивнее, но это только кажется. На самом деле люди быстро истощаются, становятся безразличными к результатам своего труда, а большую часть жизненных сил тратят переживания. В этой ситуации лучше уж ужасный конец, чем ужас без конца. Увольнение может оказаться стрессом более сильным, но кратковременным. C:\Users\admin\Desktop\1.jpg

https://platforma.razvitum.ru/catalog/21/file/7.jpg

Итак, мы помним, что стресс бывает хороший (если кратковременный или от радостных событий) и плохой (если длительный или стрессор слишком сильный). А если стресс в нашей жизни становится хроническим, то совсем плохо — это уже прямой путь к болезни. Очевидно, что неплохо бы снизить количество стресса, но возможно ли это в нашей жизни, изобилующей новыми вызовами и проблемами?

Поскольку стресс вызывается стрессором, то, прежде всего, нужно постараться снизить количество стрессовых факторов. Какие-то из них вполне объективны, и повлиять на них невозможно, например, если вас сократили на работе, и супруг объявил о желании развестись, но есть и такие, которые вполне поддаются коррекции. Если Вас раздражает какой-то знакомый или родственник, нужно видеться с ним реже. Если начальник совершенно невыносим, попробуйте спокойно, не торопясь поискать новое место работы. При острой нехватке времени попробуйте избавиться от части своих обязанностей и просите о помощи близких. Если разговор по телефону с незнакомым человеком вызывает стресс, попробуйте общаться письменно, по электронной почте или в мессенджерах. Если опоздания приводят Вас в стрессовое состояние, то разработайте для себя правила, как перестать опаздывать и всегда иметь в запасе время. Если Вы боитесь остаться без денег, заведите «подушку безопасности», с которой будете чувствовать себя более уверенно.

После 40 лет заметно снижается количество респондентов, для которых объем работы — весомый повод для стресса, при этом в топ-5 причин появляется беспокойство о своем здоровье. Здесь тоже многое зависит от нас: позаботиться, наконец о здоровом образе жизни и своевременно проходить диагностику, не запускать проблемы со здоровьем под силу каждому человеку, было бы желание.

Поскольку стрессор весьма индивидуален, то есть зависит не столько от самого фактора, сколько от отношения к нему, то второй путь снижения стресса — это изменение отношения к событию. Если начальник на Вас кричит, можно объяснить себе, что он это делает не потому, что Вы плохой работник (а то б уволил, а не кричал), а потому что он импульсивен и не желает себя контролировать. Смотрите на него, мысленно представляя на его месте беснующегося орангутанга в зоопарке. Если предстоит собеседование на работу мечты, не придавайте ему большого значения, иначе стресс заставит вас путаться и забывать важные вещи. Думайте о нем как одном из многих, как о тренировке перед каким-то другим собеседованием.

Пример из жизни. Я испытываю сильный стресс, когда меня оценивают, поэтому первая попытка сдать экзамен по вождению закончилась грандиозным провалом — я была настолько дезориентирована, что нарушила все, что можно было на том участке пути, хотя водила уже очень прилично к тому времени. Но стресс — он такой! Через месяц на пересдаче я сказала себе, что я все равно не сдам, и моя задача — просто продержаться пять минут без нарушений (а наследующей пересдаче — 10 минут, и так далее, пока я не привыкну и не сдам), меня никто не гонит, я учусь на свои деньги и могу сдавать сколько угодно, хоть полгода. К тому же в день экзамена я заболела, плохо себя чувствовала и думала только о том, чтобы побыстрее оказаться дома в постели с парацетамолом и горячим чаем. В результате такого отношения мне было все равно, как я проеду заданный участок, я делала все на автомате, и, конечно же, сдала без проблем, а через неделю у меня уже были права!

Студенту полезно сказать себе перед экзаменом или зачетом, что это не самое важное событие в жизни и, в конце концов, всегда можно пересдать (конечно, если дело именно в стрессе, а не в недостаточных знаниях). Даже к увольнению можно попробовать отнестись позитивно, увидеть в нем шанс на развитие, на возможность найти более высокооплачиваемую работу, ближе к дому, с лучшим коллективом. Травма может дать Вам возможность «отдохнуть», подумать о себе, своей жизни, провести больше времени с семьей.

Основная мысль. Чтобы уменьшить уровень стресса в своей жизни, попробуйте уменьшить количество стрессоров или изменить отношение к ним.

И еще один путь — научиться расслабляться. Поскольку стресс держит психику в напряжении, очень важно найти возможность расслабляться как психологически, так и физически. А чтоб найти на это время, нужно только желание и умение организовать свою жизнь.

Организационные способы снижения стресса

Одним из самых мощных источников стресса является нехватка времени, бесконечный цейтнот. Делай больше, делай быстрее, еще и еще! Постоянное пребывание в состоянии «не знаю, за что хвататься» не только лишает душевного равновесия, но и снижает нашу эффективность и на работе, и в повседневных делах.

Факт. 22% людей испытывают стресс от нехватки времени.

C:\Users\admin\Desktop\9.jpgНехватка времени, на первый взгляд является, объективным фактором, ведь в сутках всего 24 часа, и ни минутой больше. Как разорвать себя на все дела, которые запланированы? Здесь нам поможет тайм-менеджмент — искусство управлять своим временем. Тайм-менеджмент накопил немалое количество приемов, которые позволяют использовать время более эффективно и за счет этого многое успевать и высвободить достаточное количество его для отдыха.

Факт. 46% людей утверждают, что основной источник стресса — большие объемы работы.

Один из самых лучших способов — планирование. Достаточно составить список дел — обязательно на бумаге, а не в мыслях! Лучше сделать это накануне вечером, чтоб вы представляли, как будет загружен следующий день. А потом начинаем работать со списком:

Шаг 1. Посмотрите, насколько загружен Ваш день. Если очень загружен, то, возможно, что-то можно перенести на другой день. Возможно, в этом списке окажутся дела, которые можно вычеркнуть совсем (подумайте, надо ли помогать другу, если не хватает времени на себя и семью, а он в принципе, может справиться и сам). Степень важности и необходимости определяйте по последствиям: «Что будет, если я этого не сделаю?»

Шаг 2. Посмотрите, можно ли что-то поручить другим людям (подростки могут оплатить услуги ЖКХ и купить хлеб, супруг — забрать ребенка из садика и т.д.). Это называется делегирование.

Шаг 3. Распределите оставшиеся дела в порядке выполнения, примерно обозначив сетку часов. Если какие-то дела накладываются друг на друга, подумайте о переносе или делегировании.

На самом деле, это не займет много времени, 5-10 минут, и будет удобно завести датированный ежедневник, в котором указаны часы. Приучив себя к планированию, Вы обнаружите, что стали все успевать и, в то же время, не делать лишнего. Если Вам трудно выделить время на отдых в круговороте дел, внесите отдых в список, это важно. Это может быть рисование, чтение, прогулка, хотя бы полчаса, а лучше час. Потому что восстановление — это тоже важное дело в Вашей жизни, его-то точно нельзя откладывать на потом.

На следующий день, по мере выполнения дел, вычеркивайте их из списка, это даст Вам приятное чувство удовлетворения. К тому же, это необходимый предмет самоконтроля. Это заставит Вас более дисциплинированно подходить к выполнению заданий, не откладывать «на потом», иногда этих отложенных дел скапливается слишком много и возникает цейтнот.

Вообще полезно планировать выполнение дел не на самый последний срок. Тогда появится возможность их передвинуть в случае большой загрузки. Например, оплату счетов запланировать не на последний день, а за 3-5 до конечной даты, купить билеты заблаговременно, а не в последний момент.

C:\Users\admin\Desktop\10.jpg

 

Особую проблему представляет «ролевой конфликт работающей женщины», когда женщине не хватает ресурсов для выполнения трех основных ролей: жена, мать и профессионал. Особенно жестким этот конфликт становится, если для женщины все эти три роли являются эталонными, то есть очень важными для ее самоопределения, и она стремится быть идеальной в каждой из них. Здесь поможет только снижение значимости одной или даже двух из этих ролей: пусть у детей не всегда будут самые лучшие развлечения и обед из трех блюд, но женщина будет больше сил отдавать работе, или поддержка и общение с мужем окажутся важнее чистоты и пирогов, или передать часть «женских» обязанностей мужу и детям, или выбрать работу с меньшей нагрузкой в пользу семьи. Женщина, которая такой выбор сделать не может, будет пребывать в хроническом стрессе.

Для уменьшения стресса можно правильно организовать свое рабочее место (в офисе или дома), потому что физический дискомфорт, особенно длящийся, тоже является фактором стресса, который лучше устранить. Удобное офисное кресло, расположение компьютера, освещенность рабочего места много значат. Не все можно изменить, но кое-что в наших силах. Можно развернуть и переставить стол, установить на кресло накладку для поддержки спины, отрегулировать яркость экрана компьютера, брать на работу удобную сменную обувь. Можно вкрутить более мощную лампу в настольную лампу там, где Вы шьете, вяжете или читаете. Если вы заняты физическим трудом, позаботьтесь об удобной обуви, подгоните по размеру рабочую одежду. Эти мелочи дадут Вам комфорт, который очень важен для того, чтобы напряжение не накапливалось.

Важно организовать пространство дома так, чтобы уборка, приготовление пищи и поиски необходимых вещей не занимали много времени. Впрочем, таким образом Вы получите не только экономию времени, но и усилий. Если дом не захламлен, если вещи уложены в коробки и подписаны, если в кухне не приходится наматывать километры от раковины к холодильнику и плите, то хозяйственные дела будут отнимать значительно меньше времени, которое можно потратить на то, чтобы снять стресс при помощи более приятных занятий.

Еще один очень важный момент для поддержания равновесия — достаточное количество сна. Полноценный сон — один из наиболее эффективных способов снять стресс. Недаром существует поговорка о том, что утро вечера мудренее. Если человек спит больше 8 часов в день, то его уровень тревожности становится ниже, а значит, он спокойнее реагирует на стрессовые факторы.

Итак, правильная организация своего времени и пространства снизит количество стресса в Вашей жизни.

 Психологические способы снижения стресса

1. Поскольку стресс является реакцией напряжения, то в противовес ему стоит использовать техники расслабления. Чтение — отличный способ расслабить сознание, погружение в другой мир, отвлечение на какое-то время от своих проблем дает возможность снять напряжение. Внесите полчаса чтения увлекательной книги в свой список дел. Но это должны быть не новости, не лента социальной сети, не учебник, а именно увлекательная история.

Факт. 6 минут чтения уменьшает стресс наполовину. Хорошо справляется со стрессом позитивное мышление.

2. Психологи выяснили, что с оптимистами и пессимистами случается примерно одинаковое количество неприятностей, но оптимисты переносят их гораздо легче и справляются с ними лучше. Поэтому старайтесь думать о хорошем и радоваться тому, что происходит каждый день, даже очень мелким хорошим событиям.

УПРАЖНЕНИЕ! Каждый вечер подумайте о трех мелочах, за которые Вы благодарны этому дню. Можно вести такой дневник благодарности. Увеличивайте количество хорошего, которое сможете вспомнить. Возможно, Вы воспитаете из себя оптимиста. Юмор помогает вернуть силы, а смех борется со стрессом. Анекдоты, забавные гифки, картинки-мемы и «демотиваторы» помогают снизить значимость стрессоров. Смех стимулирует выработку эндорфинов — гормонов, которые поднимают настроение. Медитируйте, если умеете, а если не умеете, научитесь хотя бы самому простому. Для этого не нужны коврик для йоги и специальное дзенпространство. Если вы не знаете, с чего начать, попробуйте технику S.T.O.P (Stop. Take. Observe. Proceed): — Stop — отложите то, чем занимались. — Take — сделайте несколько глубоких вдохов. — Observe — понаблюдайте за своим состоянием (психическим, физическим и эмоциональным).

Факт. 12 процентов из тех, кто испытывают психологические перегрузки, обращаются к психологу или психиатру.

3. Еще один важный совет: избегайте ненужной конкуренции. Конкуренция — один из самых мощных источников стресса. Конкуренция, как и многое в нашей жизни, это палка о двух концах. С одной стороны, она стимулирует нас развиваться, совершенствовать себя, приобретать знания, оттачивать навыки, и как итог, занимать более выгодные позиции в обществе и иметь больше благ. С другой стороны, конкуренция — один из мощнейших факторов стресса. Полезно разделить для себя те случаи в вашей жизни, где конкуренция необходима (на работе) и те, где она будет излишней. Не обязательно быть самой красивой, самым сильным, чтоб дети быстрее всех научились читать или ходить, чтоб мой пирог побил всех конкурентов, а моя машина вызывала острую зависть друзей. Принимайте себя и любите таким, какой Вы есть. Скажите себе, что у каждого есть свои достоинства и недостатки, и это своеобразие делает нас интересными друг другу. Если не получается, можно обратиться к психологу.

4. Очень важное умение — это умение говорить «Нет». — «Нет» — общению, которое напрягает, неприятным людям. — «Нет» — дополнительным обязательствам, которые перегрузят Вас. — «Нет» — провокациям лишних покупок, которые введут Вас в долги или заставят судорожно считать копейки до зарплаты. — «Нет» — еще одной подработке, которая лишит последних сил.

5. Физические нагрузки для снижения стресса. Занимайтесь спортом как минимум 2-3 раза в неделю. Вы всегда можете выбрать то, что вам по душе: вечерние прогулки, бег, фитнес, бадминтон, танцы и многие другие спортивные мероприятия. Активный отдых — отличный способ снизить уровень стресса и улучшить ваше самочувствие. Сегодня модными стали занятия йогой. Йога не только дает мягкую нагрузку на организм, она учит сосредотачиваться на своем состоянии, расслабляться. Это прекрасное лекарство от стресса. Попробуйте, возможно, Вам понравится.

6. Попробуйте метод прогрессивной мышечной релаксации. Американский психотерапевт Кевин Чэпмен для борьбы со стрессом использует метод прогрессивной мышечной релаксации. Принцип прост: после любого сильного напряжения наступает сильное расслабление. То есть нужно напрягать мышцы в течение 10 секунд, а затем 20 секунд концентрироваться на последующем чувстве расслабления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога Тема: «Развитие навыков профилактики стресса»

Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое),...

Психодиагностическая работа педагога-психолога ОУ по выявлению сформированности компонентов профессиональной деятельности педагогов .

В данной работе собран диагностический инструментарий   способствующий выявлению сформированности компонентов  профессиональной деятельности педагогов, а так же диагностические методик...

О системе мероприятий по анализу и оценке профессиональной деятельности педагогов в условиях перехода к реализации профессионального стандарта и ФГОС ДО в дошкольном образовательном учреждении

В статье показана система мероприятий по анализу и оценке профессиональной деятельности педагогов в условиях перехода к реализации профессионального стандарта и ФГОС ДО в дошкольном образовательном уч...

Организация повышения профессиональной компетентности педагогов в Доу на основе диагностики профессиональной деятельности педагогов.

Педагог - ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, стано...

Стресс-менеджмент в профессиональной деятельности педагогов ДОУ

Стресс-менеджмент — это не просто модное словосочетание. Управление стрессом — это необходимое условие нормальной профессиональной деятельности. Стресс-менеджмент – это совокупность ...

План профильных мероприятий реализации одной из задач профессиональной деятельности педагога-психолога по одному из объектов профессиональной деятельности «ребенок и детский коллектив», «семья».

Психологическая служба образования – интегральное явление, которое представляет собой единство четырех составляющих, или аспектов, научного, прикладного, практического и организационного. Каждый...