Результаты работы по основным направлениям профессиональной деятельности педагога-психолога
материал по психологии

Козловская Елена Олеговна

Результаты работы по основным направлениям профессиональной деятельности педагога-психолога МАДОУ детский сад «Звёздочка» Козловской Елены Олеговны за 4 года.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА

     Коррекционно-развивающую работу провожу в индивидуальной и групповой форме. Основная задача этого вида профессиональной деятельности – создание условий, содействующих оптимальному психологическому развитию ребенка. Коррекционную работу провожу по итогам углубленной диагностики. Формирую подгруппы детей, объединенных сходными проблемами, и провожу занятия по коррекционным программам.

Результаты развития коммуникативных навыков у детей 5-6 лет

Учебный год

2020-2021

2021-2022

2022-2023

2023-2024

До коррекции

В – 5%

С – 60%

Н – 35%

В – 14%

С – 71%

Н – 14%

В – 14%

С – 65%

Н – 21%

В – 15%

С – 65%

Н – 30%

После коррекции

В –30%

С – 67%

Н –3%

В – 35%

С – 65%

Н – 0%

В – 40%

С – 58%

Н – 2%

В – 45%

С – 53%

Н – 2%

     (Условные обозначения: В – высокий, С – средний, Н – низкий)

     Развитие познавательной сферы (произвольность внимания, мышления) – цикл занятий на основе программы психологических занятий для дошкольников 6-7 лет Н.Ю. Куражевой «Приключения будущих первоклассников».

Результаты развития когнитивных процессов

Учебный год

2020-2021

2021-2022

2022-2023

2023-2024

Возраст 6-7 лет

До коррекции

1 уровень – 11%

2 уровень – 10%

3 уровень – 19%

4 уровень – 60%

1 уровень – 17%

2 уровень – 13%

3 уровень – 23%

4 уровень – 47%

1 уровень – 11%

2 уровень – 22%

3 уровень – 26%

4 уровень – 41%

1 уровень – 3%

2 уровень -8%

3 уровень – 14%

4 уровень – 75%

После коррекции

1 уровень – 58%

2 уровень – 22%

3 уровень – 11%

4 уровень – 9%

1 уровень – 58%

2 уровень – 20%

3 уровень – 11%

4 уровень – 11%

1 уровень – 67%

2 уровень – 17%

3 уровень – 9%

4 уровень – 7%

1 уровень – 45%

2 уровень – 34%

3 уровень -11%

4 уровень – 10%

(Условные обозначения: первый уровень – готов, второй уровень – условно готов, третий уровень – условно не готов, четвертый уровень – не готов)

Результаты формирования мотивационной готовности к школьному обучению у детей 6-7 лет

Учебный год

2020-2021

2021-2022

2022-2023

2023-2024

До коррекции

62%

40%

29%

41%

После коррекции

90%

80%

71%

81%

Анализ индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ

Учебный год

Проблемы, возраст ребенка

Результат

2020-2021

Развитие познавательной сферы:

- развитие внимания, памяти, мышления: 6-7 лет – 2 ребенка;

- развитие тонкой моторики, зрительно-пространственной координации, произвольности поведения: 5-6 года – 1 ребенок.

Развитие эмоционально-личностной сферы:

- коррекция тревожности, неуверенности, повышение самооценки: 6-7 лет – 1 ребенок;

- обучение приемам саморегуляции и произвольности поведения и эмоционального состояния:, 6-7 лет – 1 ребенок.

Улучшение показателей развития познавательной сферы.

Развитие памяти, внимания, мышления.

Развитие моторики, графических навыков, зрительно-моторной координации.

Повышение самооценки.

Снижение уровня тревожности.

Укрепление навыков саморегуляции поведения.

2021-2022

Развитие познавательной сферы:

- развитие внимания, памяти, мышления: 6-7 лет – 2 ребенка;

- развитие тонкой моторики, зрительно-пространственной координации, произвольности поведения: 3-4 года – 2 ребенка.

Развитие эмоционально-личностной сферы:

- коррекция гиперактивности: 6-7  лет – 1 ребенок;

- обучение приемам саморегуляции и произвольности поведения и эмоционального состояния:, 6-7 лет – 1 ребенок, 3-4 года – 2 ребенка.

Улучшение показателей развития познавательной сферы.

Развитие памяти, внимания, мышления.

Развитие моторики, графических навыков, зрительно-моторной координации.

Укрепление навыков саморегуляции поведения.

Адекватное поведение в группе.

2022-2023

Развитие познавательной сферы:

- развитие внимания, памяти, мышления: 6-7 лет – 2 ребенка;

- развитие тонкой моторики, зрительно-пространственной координации, произвольности поведения: 3-4 года – 1 ребенок, 5-6 лет – 2 ребенка.

Развитие эмоционально-личностной сферы:

- коррекция гиперактивности: 6-7  лет – 1 ребенок;

- коррекция тревожности, неуверенности, повышение самооценки, обучение приемам саморегуляции и произвольности поведения и эмоционального состояния: 6-7 лет – 1 ребенок, 5-6 лет – 2 ребенка, 3-4 года – 1 ребенок.

Улучшение показателей развития познавательной сферы.

Развитие памяти, внимания, мышления.

Развитие моторики, графических навыков, зрительно-моторной координации.

Снижение уровня тревожности.

Повышение самооценки.

Укрепление навыков саморегуляции поведения.

Адекватное поведение в группе.

2023-2024

Развитие познавательной сферы:

- развитие внимания, памяти, мышления: 6-7 лет – 2 ребенка;

- развитие тонкой моторики, зрительно-пространственной координации, произвольности поведения: 3-4 года – 1 ребенок, 5-6 лет – 1 ребенок.

Развитие эмоционально-личностной сферы:

- коррекция тревожности, неуверенности, повышение самооценки, обучение приемам саморегуляции и произвольности поведения и эмоционального состояния: 6-7 лет – 1 ребенок, 5-6 лет – 1 ребенок, 3-4 года – 1 ребенок.

Улучшение показателей развития познавательной сферы.

Развитие памяти, внимания, мышления.

Развитие моторики, графических навыков, зрительно-моторной координации.

Снижение уровня тревожности.

Повышение самооценки.

Укрепление навыков саморегуляции поведения.

     По окончании цикла коррекционно-развивающих занятий у детей происходят положительные изменения: снижается уровень тревожности, исчезают страхи; дети самостоятельно идут на контакт со сверстниками, могут выражать свои эмоции, проявляют инициативу, умеют договариваться между собой; агрессивные дети способны отслеживать свои вспышки гнева; у гиперактивных детей формируется навык двигательного контроля, самооценка детей становиться адекватной.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА

     Цель профилактических мероприятий – предупреждение возможных проблем в развитии детей.

     Задачи:

- повышение адаптационного потенциала детей 2-х младших групп;

- содействие оптимальному, гармоничному развитию детей в каждой возрастной группе;

- гармонизация межличностных отношений в детском коллективе в условиях инклюзии;

- создание условий для перехода детей на новую образовательную ступень (психологическая готовность к обучению в школе);

- гармонизация детско-родительских отношений;

- активизация психологических ресурсов педагогов.

     Результат профилактической работы по проблемам адаптации: на протяжении нескольких лет в ДОУ снижается количество детей с тяжелой адаптацией, что свидетельствует об эффективной организации решения данной задачи.

Результаты работы по программам адаптации

Учебный год

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

2020-2021

51/93%

3/5%

1/2%

2021-2022

66/72%

23/25%

3/3%

2022-2023

54/65%

28/33%

2/2%

2023-2024

53/77%

16/23%

0

 

    Профилактическая работа по гармонизации межличностных отношений способствовала росту благополучия взаимоотношений в группе дошкольников.   Исследование психологического благополучия ребенка в ДОУ показывает положительные данные по психоэмоциональному самочувствию детей.

Результаты исследования межличностных отношений и психологического самочувствия детей

Учебный год

 

Обследовано

Психоэмоциональное самочувствие ребенка в группе

положительное

неустойчивое

негативное

2021-2022

84%

80%

20%

0

2022-2023

88%

77%

23%

0

2023-2024

91%

87%

13%

0

     Результатом профилактической работы по формированию психологической детей к обучению в школе стала стабильно высокая динамика всех ее компонентов, уменьшение количества детей с трудностями в усвоении образовательной программы ДОУ и не готовых к обучению в школе.      

Результаты исследования компонентов формирования психологической готовности к обучению в школе

Уровни готовности

2020-2021

2021-2022

2022-2023

2023-2024

Первый уровень

46 д./57%

49 д./58%

54 р./67%

31 р./45%

Второй уровень

18 д. /23%

17 д./20%

14 д./17%

24 р./34%

Третий уровень

9 д./11%

9 д./11%

7 д./9%

8 д./11%

Четвертый уровень

7 д./9%

9 д./11%

6 д./7%

7 д./10%

Всего выпускников

80

83

81

70

    (Условные обозначения: первый уровень – готов, второй уровень – условно готов, третий уровень – условно не готов, четвертый уровень – не готов)

     Наличие детей с низким уровнем готовности к школе связано с тем, что в детском саду воспитываются дети с ОВЗ (ЗПР, ТНР), а так же дети, которые редко посещали детский сад по болезни, а также отсутствием интереса родителей (законных представителей) к коррекционно-развивающему процессу.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

     Психологическое просвещение направлено на создание условий, в рамках которых педагоги и родители могут получить профессионально и личностно значимые для них знания и повысить уровень их использования для решения практических вопросов.

 

 

Результаты посещения родителями родительских собраний по психологической проблематике

Учебный год

2020-2021

2021-2022

2022-2023

2023-2024

Среднее количество одной встречи

18

18

19

17

 

          Психологическое просвещение педагогов имеет большое значение в повышении профессионального мастерства. Содержание работы планирую с учетом основного методического направления ДОУ и ежегодных задач работы учреждения.

     Показателем эффективности просвещения, считаю:

- положительные отзывы родителей и педагогов, подчеркивающие полезность информации;

- повышение доверия к педагогу-психологу как специалисту ДОУ:

- повышение интереса к психологическим проблемам воспитания и развития детей в семье и ДОУ.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

     Веду регулярный консультативный прием родителей и педагогов, оказываю информационную поддержку и практическую помощь коллегам района.

Результаты консультативной работы

Учебный год

2020-2021

2021-2022

2022-2023

2023-2024

Количество индивидуальных консультаций родителей

12

8

15

32

Количество индивидуальных консультаций педагогов

7

2

3

4

     На стендах для родителей постоянно обновляю письменные памятки, консультации, отвечающие современному процессу образования, развитию и воспитанию детей.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

     Психодиагностическая деятельность предполагает психолого-педагогическое исследование детей различного возраста, выявление индивидуальных особенностей их развития, определение причин выявленных нарушений развития личности и интеллекта.

 

 

Диагностический инструментарий педагога-психолога ДОУ

Цель исследования

Методика

Параметры исследования

ДИАГНОСТИКА АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ

Оценка прохождения и уровня адаптированности ребенка к ДОУ.

 

А.С. Роньжина Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению.

Психоэмоциональное самочувствие ребенка в детском саду, адаптация к ДОУ.

ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Оценка уровня пространственного мышления, исследование обучаемости.

Доски Сегена

Методика направлена на исследование доступности простых целенаправленных действий, зрительно-моторной координации, пространственной ориентации, ориентационной основы деятельности, зрительного-пространственного гнозиса, действия «на глаз», пространственного мышления, исследование обучаемости.

Исследование уровня развития когнитивных функций.

Методика запоминания

«10 слов» А.Р. Лурия.

 

Исследование характеристик вербальной памяти, утомляемости, внимания.

Оценка уровня развития ребенка, выявление слабых сторон развития.

«Экспресс-диагностика в детском саду».

Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений» Л.Г. Руденко, Н.Н. Павлова

Комплексное обследование познавательных процессов.

Углубленное исследование развития познавательной сферы.

«Психолого-педагогическая диагностика развития детей». Е.А. Стребелева.

Изучения уровня познавательного развития.

Получение общего представления об интеллекте ребенка в целом.

Тест «Нарисуй человека»

Ф. Гудинаф, К. Маховер и т.д.

Исследование уровня психического и интеллектуального развития ребенка.

ДИАГНОСТИКА ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  И ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ

Исследование уровня готовности к школьному обучению.

Скрининговая программа диагностики готовности к школе (Семаго Н.Я., Семаго М.М.).

Комплексная диагностика психофизиологических и интеллектуальных функций, сформированности предпосылок учебной деятельности.

Диагностика сформированности предпосылок учебной деятельности.

«Графический диктант»

Д.Б. Эльконина.

Умение действовать по правилу, самостоятельно действовать по указанию взрослого, ориентироваться на систему условий задачи, выявляет произвольность действий и сформированность эмоционально-волевой сферы, выявление пространственной ориентировки и развитие мелких движений, зрительно-моторной координации, мелкой моторики, самостоятельного анализа образца.

Исследование отношения к школе.

Беседа о школе Т.А. Нежновой.

Позволяет выявить один из трех типов ориентации в отношении школы и учения.

Исследование учебной мотивации.

«Изучение учебной мотивации» Г.У.Солдатова.

Позволяет определить уровень учебной мотивации младших школьников.

 «Мотивационная готовность» А.Л. Венгер.

ДИАГНОСТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ДОШКОЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Диагностика совместной деятельности и общение со взрослыми и сверстниками.

Схема анализа совместной деятельности разработана на основе критериев, выделенных Т.А.Репиной, Л.Н. Башлаковой.

Межличностные отношения, коммуникативные умения и навыки.

Наблюдение детей в совместной игровой, трудовой и учебной деятельности (Диагностика способности детей к партнерскому диалогу А. М.Щетининой).

ДИАГНОСТИКА СВОЙСТВ ЛИЧНОСТНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

Исследование эмоциоанльного состояния ребенка.

Восьмицветовой тест Люшера.

Параметры эмоционально-личностной сферы.

Диагностика самооценки.

Методика «Лесенка». В модификации С.Г. Якобсон, В.Г. Щур.

Исследование ситуативной и личностной тревожности.

Исследование тревожности в дошкольном возрасте (Тест тревожности Р. Темпл, М. Дорки, В. Амен).

Диагностика страхов ребенка.

Методика «Страхи в домиках». Модификация М.А. Панфиловой.

Диагностика агрессивности.

«Кактус» Панфилова М.А.

Диагностика эмоционального состояния ребенка.

Методика «Паровозик» С.В. Велиева

ДИАГНОСТИКА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Диагностика эмоционального благополучия и структуры семейных отношений.

Проективная методика «Рисунок семьи» (диагностика восприятия ребенком внутрисемейных отношений, автор Г.Т. Хоментаускас).

Выявление эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье.

     Можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики позволяют достаточно точно и полно определять степень развития, различные проблемы и нарушения, имеющиеся у детей.

Диагностическое сопровождение  родителей дошкольников:

 

1. Опросник «Измерение родительских установок и реакций» (изучение общих особенностей воспитания, авторы Е.С. Шефер, Р.К. Белл).

2. Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (диагностика типа семейного воспитания и характера его нарушений, автор Э.Г. Эйдемиллер).

3. Опросник «Взаимодействие родитель – ребенок» (автор И.М. Марковская).

4. Опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES-3).

5. Тест семейная социограмма Эйдемилира.

6. Методика диагностики родительского отнощения (ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин).

7. Опросник «Психологический климат в семье».

8. Опросник «Мера заботы».

9. Опросник «Стили родительского поведения».

 

Диагностика в сопровождении педагогического коллектива ДОУ:

 

1. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко.

2. Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание. Методика К. Маслач и С. Джексон.

3. Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание (MBI) (адаптация Водопьянова Н.Е.).

4. Оценка коммуникативных и организаторских склонностей (КОС).

5. Шкала самоманиторинга М. Снайдера.

6. Самоактуализационный тест Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинская.

7. Опросник самоорганизации деятельности ОСД (Е.Ю. Мандрикова).

8. Опросник способов совладания WCQ (адаптация Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк).

9. Шкала психологического благополучия К. Риффа (адаптация Л.А. Пергаменщик, Н.Н. Лепешинский).

10. Измерение эмоционального интеллекта – опросник ЭМИН (Д.В. Люсин).

11. Вербальный фрустрационный тест (Л.Н. Собчик).

12. Диагностика социального интеллекта (Дж. Гилфорда).

13. Опросник потребности в достижении Ю.М. Орлова.

14. Шкала оценки мотивации одобрения Ю.Л. Ханина (адаптация Марлоу-Кроуна).

15. Методика диагностики коммуникативных установок В.В. Бойко.

16. Диагностика временных ориентация и жизненных перспектив Ф. Зимбардо, Дж. Ньютенна.

17. Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки.    

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rezultaty_.docx36.9 КБ

Предварительный просмотр:

Результаты работы по основным направлениям профессиональной деятельности педагога-психолога МАДОУ детский сад «Звёздочка» Козловской Елены Олеговны за 4 года.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА

     Коррекционно-развивающую работу провожу в индивидуальной и групповой форме. Основная задача этого вида профессиональной деятельности – создание условий, содействующих оптимальному психологическому развитию ребенка. Коррекционную работу провожу по итогам углубленной диагностики. Формирую подгруппы детей, объединенных сходными проблемами, и провожу занятия по коррекционным программам.

Результаты развития коммуникативных навыков у детей 5-6 лет

Учебный год

2020-2021

2021-2022

2022-2023

2023-2024

До коррекции

В – 5%

С – 60%

Н – 35%

В – 14%

С – 71%

Н – 14%

В – 14%

С – 65%

Н – 21%

В – 15%

С – 65%

Н – 30%

После коррекции

В –30%

С – 67%

Н –3%

В – 35%

С – 65%

Н – 0%

В – 40%

С – 58%

Н – 2%

В – 45%

С – 53%

Н – 2%

     (Условные обозначения: В – высокий, С – средний, Н – низкий)

     Развитие познавательной сферы (произвольность внимания, мышления) – цикл занятий на основе программы психологических занятий для дошкольников 6-7 лет Н.Ю. Куражевой «Приключения будущих первоклассников».

Результаты развития когнитивных процессов

Учебный год

2020-2021

2021-2022

2022-2023

2023-2024

Возраст 6-7 лет

До коррекции

1 уровень – 11%

2 уровень – 10%

3 уровень – 19%

4 уровень – 60%

1 уровень – 17%

2 уровень – 13%

3 уровень – 23%

4 уровень – 47%

1 уровень – 11%

2 уровень – 22%

3 уровень – 26%

4 уровень – 41%

1 уровень – 3%

2 уровень -8%

3 уровень – 14%

4 уровень – 75%

После коррекции

1 уровень – 58%

2 уровень – 22%

3 уровень – 11%

4 уровень – 9%

1 уровень – 58%

2 уровень – 20%

3 уровень – 11%

4 уровень – 11%

1 уровень – 67%

2 уровень – 17%

3 уровень – 9%

4 уровень – 7%

1 уровень – 45%

2 уровень – 34%

3 уровень -11%

4 уровень – 10%

(Условные обозначения: первый уровень – готов, второй уровень – условно готов, третий уровень – условно не готов, четвертый уровень – не готов)

Результаты формирования мотивационной готовности к школьному обучению у детей 6-7 лет

Учебный год

2020-2021

2021-2022

2022-2023

2023-2024

До коррекции

62%

40%

29%

41%

После коррекции

90%

80%

71%

81%

Анализ индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ

Учебный год

Проблемы, возраст ребенка

Результат

2020-2021

Развитие познавательной сферы:

- развитие внимания, памяти, мышления: 6-7 лет – 2 ребенка;

- развитие тонкой моторики, зрительно-пространственной координации, произвольности поведения: 5-6 года – 1 ребенок.

Развитие эмоционально-личностной сферы:

- коррекция тревожности, неуверенности, повышение самооценки: 6-7 лет – 1 ребенок;

- обучение приемам саморегуляции и произвольности поведения и эмоционального состояния:, 6-7 лет – 1 ребенок.

Улучшение показателей развития познавательной сферы.

Развитие памяти, внимания, мышления.

Развитие моторики, графических навыков, зрительно-моторной координации.

Повышение самооценки.

Снижение уровня тревожности.

Укрепление навыков саморегуляции поведения.

2021-2022

Развитие познавательной сферы:

- развитие внимания, памяти, мышления: 6-7 лет – 2 ребенка;

- развитие тонкой моторики, зрительно-пространственной координации, произвольности поведения: 3-4 года – 2 ребенка.

Развитие эмоционально-личностной сферы:

- коррекция гиперактивности: 6-7  лет – 1 ребенок;

- обучение приемам саморегуляции и произвольности поведения и эмоционального состояния:, 6-7 лет – 1 ребенок, 3-4 года – 2 ребенка.

Улучшение показателей развития познавательной сферы.

Развитие памяти, внимания, мышления.

Развитие моторики, графических навыков, зрительно-моторной координации.

Укрепление навыков саморегуляции поведения.

Адекватное поведение в группе.

2022-2023

Развитие познавательной сферы:

- развитие внимания, памяти, мышления: 6-7 лет – 2 ребенка;

- развитие тонкой моторики, зрительно-пространственной координации, произвольности поведения: 3-4 года – 1 ребенок, 5-6 лет – 2 ребенка.

Развитие эмоционально-личностной сферы:

- коррекция гиперактивности: 6-7  лет – 1 ребенок;

- коррекция тревожности, неуверенности, повышение самооценки, обучение приемам саморегуляции и произвольности поведения и эмоционального состояния: 6-7 лет – 1 ребенок, 5-6 лет – 2 ребенка, 3-4 года – 1 ребенок.

Улучшение показателей развития познавательной сферы.

Развитие памяти, внимания, мышления.

Развитие моторики, графических навыков, зрительно-моторной координации.

Снижение уровня тревожности.

Повышение самооценки.

Укрепление навыков саморегуляции поведения.

Адекватное поведение в группе.

2023-2024

Развитие познавательной сферы:

- развитие внимания, памяти, мышления: 6-7 лет – 2 ребенка;

- развитие тонкой моторики, зрительно-пространственной координации, произвольности поведения: 3-4 года – 1 ребенок, 5-6 лет – 1 ребенок.

Развитие эмоционально-личностной сферы:

- коррекция тревожности, неуверенности, повышение самооценки, обучение приемам саморегуляции и произвольности поведения и эмоционального состояния: 6-7 лет – 1 ребенок, 5-6 лет – 1 ребенок, 3-4 года – 1 ребенок.

Улучшение показателей развития познавательной сферы.

Развитие памяти, внимания, мышления.

Развитие моторики, графических навыков, зрительно-моторной координации.

Снижение уровня тревожности.

Повышение самооценки.

Укрепление навыков саморегуляции поведения.

     По окончании цикла коррекционно-развивающих занятий у детей происходят положительные изменения: снижается уровень тревожности, исчезают страхи; дети самостоятельно идут на контакт со сверстниками, могут выражать свои эмоции, проявляют инициативу, умеют договариваться между собой; агрессивные дети способны отслеживать свои вспышки гнева; у гиперактивных детей формируется навык двигательного контроля, самооценка детей становиться адекватной.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА

     Цель профилактических мероприятий – предупреждение возможных проблем в развитии детей.

     Задачи:

- повышение адаптационного потенциала детей 2-х младших групп;

- содействие оптимальному, гармоничному развитию детей в каждой возрастной группе;

- гармонизация межличностных отношений в детском коллективе в условиях инклюзии;

- создание условий для перехода детей на новую образовательную ступень (психологическая готовность к обучению в школе);

- гармонизация детско-родительских отношений;

- активизация психологических ресурсов педагогов.

     Результат профилактической работы по проблемам адаптации: на протяжении нескольких лет в ДОУ снижается количество детей с тяжелой адаптацией, что свидетельствует об эффективной организации решения данной задачи.

Результаты работы по программам адаптации

Учебный год

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

2020-2021

51/93%

3/5%

1/2%

2021-2022

66/72%

23/25%

3/3%

2022-2023

54/65%

28/33%

2/2%

2023-2024

53/77%

16/23%

0

    Профилактическая работа по гармонизации межличностных отношений способствовала росту благополучия взаимоотношений в группе дошкольников.   Исследование психологического благополучия ребенка в ДОУ показывает положительные данные по психоэмоциональному самочувствию детей.

Результаты исследования межличностных отношений и психологического самочувствия детей

Учебный год

Обследовано

Психоэмоциональное самочувствие ребенка в группе

положительное

неустойчивое

негативное

2021-2022

84%

80%

20%

0

2022-2023

88%

77%

23%

0

2023-2024

91%

87%

13%

0

     Результатом профилактической работы по формированию психологической детей к обучению в школе стала стабильно высокая динамика всех ее компонентов, уменьшение количества детей с трудностями в усвоении образовательной программы ДОУ и не готовых к обучению в школе.      

Результаты исследования компонентов формирования психологической готовности к обучению в школе

Уровни готовности

2020-2021

2021-2022

2022-2023

2023-2024

Первый уровень

46 д./57%

49 д./58%

54 р./67%

31 р./45%

Второй уровень

18 д. /23%

17 д./20%

14 д./17%

24 р./34%

Третий уровень

9 д./11%

9 д./11%

7 д./9%

8 д./11%

Четвертый уровень

7 д./9%

9 д./11%

6 д./7%

7 д./10%

Всего выпускников

80

83

81

70

    (Условные обозначения: первый уровень – готов, второй уровень – условно готов, третий уровень – условно не готов, четвертый уровень – не готов)

     Наличие детей с низким уровнем готовности к школе связано с тем, что в детском саду воспитываются дети с ОВЗ (ЗПР, ТНР), а так же дети, которые редко посещали детский сад по болезни, а также отсутствием интереса родителей (законных представителей) к коррекционно-развивающему процессу.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

     Психологическое просвещение направлено на создание условий, в рамках которых педагоги и родители могут получить профессионально и личностно значимые для них знания и повысить уровень их использования для решения практических вопросов.

Результаты посещения родителями родительских собраний по психологической проблематике

Учебный год

2020-2021

2021-2022

2022-2023

2023-2024

Среднее количество одной встречи

18

18

19

17

          Психологическое просвещение педагогов имеет большое значение в повышении профессионального мастерства. Содержание работы планирую с учетом основного методического направления ДОУ и ежегодных задач работы учреждения.

     Показателем эффективности просвещения, считаю:

- положительные отзывы родителей и педагогов, подчеркивающие полезность информации;

- повышение доверия к педагогу-психологу как специалисту ДОУ:

- повышение интереса к психологическим проблемам воспитания и развития детей в семье и ДОУ.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

     Веду регулярный консультативный прием родителей и педагогов, оказываю информационную поддержку и практическую помощь коллегам района.

Результаты консультативной работы

Учебный год

2020-2021

2021-2022

2022-2023

2023-2024

Количество индивидуальных консультаций родителей

12

8

15

32

Количество индивидуальных консультаций педагогов

7

2

3

4

     На стендах для родителей постоянно обновляю письменные памятки, консультации, отвечающие современному процессу образования, развитию и воспитанию детей.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

     Психодиагностическая деятельность предполагает психолого-педагогическое исследование детей различного возраста, выявление индивидуальных особенностей их развития, определение причин выявленных нарушений развития личности и интеллекта.

Диагностический инструментарий педагога-психолога ДОУ

Цель исследования

Методика

Параметры исследования

ДИАГНОСТИКА АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ

Оценка прохождения и уровня адаптированности ребенка к ДОУ.

А.С. Роньжина Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению.

Психоэмоциональное самочувствие ребенка в детском саду, адаптация к ДОУ.

ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Оценка уровня пространственного мышления, исследование обучаемости.

Доски Сегена

Методика направлена на исследование доступности простых целенаправленных действий, зрительно-моторной координации, пространственной ориентации, ориентационной основы деятельности, зрительного-пространственного гнозиса, действия «на глаз», пространственного мышления, исследование обучаемости.

Исследование уровня развития когнитивных функций.

Методика запоминания

«10 слов» А.Р. Лурия.

Исследование характеристик вербальной памяти, утомляемости, внимания.

Оценка уровня развития ребенка, выявление слабых сторон развития.

«Экспресс-диагностика в детском саду».

Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений» Л.Г. Руденко, Н.Н. Павловой.

Комплексное обследование познавательных процессов.

Углубленное исследование развития познавательной сферы.

«Психолого-педагогическая диагностика развития детей». Е.А. Стребелева.

Изучения уровня познавательного развития.

Получение общего представления об интеллекте ребенка в целом.

Тест «Нарисуй человека»

Ф. Гудинаф, К. Маховер и т.д.

Исследование уровня психического и интеллектуального развития ребенка.

ДИАГНОСТИКА ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  И ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ

Исследование уровня готовности к школьному обучению.

Скрининговая программа диагностики готовности к школе (Семаго Н.Я., Семаго М.М.).

Комплексная диагностика психофизиологических и интеллектуальных функций, сформированности предпосылок учебной деятельности.

Диагностика сформированности предпосылок учебной деятельности.

«Графический диктант»

Д.Б. Эльконина.

Умение действовать по правилу, самостоятельно действовать по указанию взрослого, ориентироваться на систему условий задачи, выявляет произвольность действий и сформированность эмоционально-волевой сферы, выявление пространственной ориентировки и развитие мелких движений, зрительно-моторной координации, мелкой моторики, самостоятельного анализа образца.

Исследование отношения к школе.

Беседа о школе Т.А. Нежновой.

Позволяет выявить один из трех типов ориентации в отношении школы и учения.

Исследование учебной мотивации.

«Изучение учебной мотивации» Г.У.Солдатова.

Позволяет определить уровень учебной мотивации младших школьников.

 «Мотивационная готовность» А.Л. Венгер.

ДИАГНОСТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ДОШКОЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Диагностика совместной деятельности и общение со взрослыми и сверстниками.

Схема анализа совместной деятельности разработана на основе критериев, выделенных Т.А.Репиной, Л.Н. Башлаковой.

Межличностные отношения, коммуникативные умения и навыки.

Наблюдение детей в совместной игровой, трудовой и учебной деятельности (Диагностика способности детей к партнерскому диалогу А. М.Щетининой).

ДИАГНОСТИКА СВОЙСТВ ЛИЧНОСТНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

Исследование эмоциоанльного состояния ребенка.

Восьмицветовой тест Люшера.

Параметры эмоционально-личностной сферы.

Диагностика самооценки.

Методика «Лесенка». В модификации С.Г. Якобсон, В.Г. Щур.

Исследование ситуативной и личностной тревожности.

Исследование тревожности в дошкольном возрасте (Тест тревожности Р. Темпл, М. Дорки, В. Амен).

Диагностика страхов ребенка.

Методика «Страхи в домиках». Модификация М.А. Панфиловой.

Диагностика агрессивности.

«Кактус» Панфилова М.А.

Диагностика эмоционального состояния ребенка.

Методика «Паровозик» С.В. Велиева

ДИАГНОСТИКА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Диагностика эмоционального благополучия и структуры семейных отношений.

Проективная методика «Рисунок семьи» (диагностика восприятия ребенком внутрисемейных отношений, автор Г.Т. Хоментаускас).

Выявление эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье.

     Можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики позволяют достаточно точно и полно определять степень развития, различные проблемы и нарушения, имеющиеся у детей.

Диагностическое сопровождение  родителей дошкольников:

1. Опросник «Измерение родительских установок и реакций» (изучение общих особенностей воспитания, авторы Е.С. Шефер, Р.К. Белл).

2. Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (диагностика типа семейного воспитания и характера его нарушений, автор Э.Г. Эйдемиллер).

3. Опросник «Взаимодействие родитель – ребенок» (автор И.М. Марковская).

4. Опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES-3).

5. Тест семейная социограмма Эйдемилира.

6. Методика диагностики родительского отнощения (ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин).

7. Опросник «Психологический климат в семье».

8. Опросник «Мера заботы».

9. Опросник «Стили родительского поведения».

Диагностика в сопровождении педагогического коллектива ДОУ:

1. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко.

2. Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание. Методика К. Маслач и С. Джексон.

3. Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание (MBI) (адаптация Водопьянова Н.Е.).

4. Оценка коммуникативных и организаторских склонностей (КОС).

5. Шкала самоманиторинга М. Снайдера.

6. Самоактуализационный тест Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинская.

7. Опросник самоорганизации деятельности ОСД (Е.Ю. Мандрикова).

8. Опросник способов совладания WCQ (адаптация Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк).

9. Шкала психологического благополучия К. Риффа (адаптация Л.А. Пергаменщик, Н.Н. Лепешинский).

10. Измерение эмоционального интеллекта – опросник ЭМИН (Д.В. Люсин).

11. Вербальный фрустрационный тест (Л.Н. Собчик).

12. Диагностика социального интеллекта (Дж. Гилфорда).

13. Опросник потребности в достижении Ю.М. Орлова.

14. Шкала оценки мотивации одобрения Ю.Л. Ханина (адаптация Марлоу-Кроуна).

15. Методика диагностики коммуникативных установок В.В. Бойко.

16. Диагностика временных ориентация и жизненных перспектив Ф. Зимбардо, Дж. Ньютенна.

17. Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание профессиональной деятельности педагога-психолога, претендента на высшую категорию

В материале представлены два файла. Один включает в себя написанное заявление на высшую категорию педагога-психолога, второй описание педагогической деятельности педагога-психолога...

Методическая разработка. Мини - сборник коллажей "ПЕДАГОГИ - ДЕТИ - РОДИТЕЛИ" (обзор профессиональной деятельности педагога - психолога)

В данном сборнике коллажей отражена работа педагога-психолога со всеми участниками образовательного процесса...

Методическая работа в МБДОУ по направлению "Эффективные формы взаимодействия с педагогами в рамках профессиональной деятельности педагога-психолога"

Цель: поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или истинных профессиональных проблем; выработка внутренней позиции по отношению к профессиональной деятельности, ориентир...

План профильных мероприятий реализации одной из задач профессиональной деятельности педагога-психолога по одному из объектов профессиональной деятельности «ребенок и детский коллектив», «семья».

Психологическая служба образования – интегральное явление, которое представляет собой единство четырех составляющих, или аспектов, научного, прикладного, практического и организационного. Каждый...

Диагностический этап в профессиональной деятельности педагога-психолога в работе с детьми РАС

Цель психодиагностики - получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем у респондентов....