Сборник упражнений "Развитие внимания" для занятий с ребенком
консультация по психологии (подготовительная группа)

Буянова Надежда Юрьевна

Перед вами сборник упрожнений по развитию внимания для дошкольников 

    Развитие внимания в детском возрасте.

Внимание-  это одно из психологических понятий, которое наиболее часто используется в обычной жизни и, на первый взгляд, кажется самым знакомым и понятным каждому человеку. Действительно, трудно указать те границы, где оно начинается и где кончается, так как заключает в себе все ступени: от мимолетного внимания- к случайному шуму до полного поглощения какой-либо деятельностью или предметом.

Внимание понимают, как направленность человека на внешнем или внутреннем объекте, или деятельности, которое обеспечивает оптимальное восприятие и реакцию человека на конкретную информацию и отстранение от всякой другой деятельности.

Развитее внимания и в старшем дошкольном возрасте связано с появлением новых интересов, расширением кругозора, овладением новыми видами деятельности. Старший до­школьник все больше обращает внимание на те стороны дей­ствительности, которые раньше оставались вне его внимания.

Развитие внимания в онтогенезе анализировал Л,С, Вы­готский, Он писал, что «культура развитий внимания заклю­чается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов — знаков, посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внима­ние».

Процесс возрастного развития внимания, по мнению АЛ, Ле­онтьева, — это улучшение внимания с возрастом под влиянием внешних стимулов. Такими стимулами являются окружающие предметы, речь взрослых, отдельные слова. С первых дней жиз­ни ребенка внимание в значительной степени оказывается направляемым с помощью слов-стимулов.

Развитие внимания в детском возрасте проходит ряд пос­ледовательных этапов:

  1. первые педели и месяцы жизни ребенка характеризу­ются появлением ориентировочного рефлекса как объектного врожденного признака непроизвольного внимания, сосредоточенность низкая;
  2. к концу первого года жизни возникает ориентировочно- исследовательская деятельность как средство будущего развития произвольного внимания;

3) начало второго года жизни характеризуется появлени­ем зачатков произвольного внимания: под влиянием взрос­лого ребенок направляет взгляд на называемый предмет;

  1. во второй и третий год жизни развивается первоначальная форма произвольного внимания. Распределение внима­ния между двумя предметами или действиями детям в возра­сте до трех лет практически недоступно;
  2. в 4,5-5 лет появляется способность направлять внимание под воздействием сложной инструкции взрослого;
  3. в 5—6 лет возникает элементарная форма произволь­ного внимания под влиянием самоинструкции. Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности, в играх, ма­нипуляции предметами, при выполнении различных дей­ствий;
  4. в 7-летнем возрасте развивается и совершенствуется вни­мание, включая волевое;
  5. в старшем дошкольном возрасте происходят следую­щие изменения:
  • расширяется объем внимания;
  • возрастает устойчивость внимания;
  • формируется произвольное внимание.

Объем внимания в значительной степени зависит от про­шлого опыта и развития ребенка. Старший дошкольник спо­собен удерживать в поле зрения небольшое количество пред­метов или явлений.

На протяжении дошкольного возраста внимание ребенка становится не только устойчивее, шире по объему, но и эффективнее. Особенно ярко появляется формировании у ребенка произвольного действия.

Произвольное внимание тесно связано с речью. В дошкольном возрасте произвольное внимание формируется в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка. Чем лучше развита речь у ребенка в дошкольного возраста, тем выше уровень развития восприятия и тем раньше формируется произвольное внимание.

Исследования психологов показывают, что развитие произ­вольного внимания в случае грамотного управления этим про­цессом в течение первого года обучения может происходить довольно интенсивно, большое значение имеет развитие у детей умения работать целенаправленно. Первоначально цель перед ребенком ставит взрослый, оказывай помощь в ее дос­тижении. Развитие произвольного внимания у детей идет в направлении от выполнения целей, поставленных взрослым, к целям, которые ребенок сам ставит и контролирует их дос­тижение.

Внимание старшего дошкольника тесно с вязано с мышлением. Дети не могут сосредоточить свое вни­мание на неясном, непонятном, они быстро отвлекаются и начинают заниматься другими делами. Необходимо не толь­ко делать трудное, непонятное доступным и понятным, но и развивать волевые усилия, а вместе с ними и произвольное внимание.

Ребенку недостаточно понимать, что он должен быть вни­мательным, необходимо научить его этому. Основные меха­низмы произвольного внимания закладываются в дошколь­ном детстве. Развитие произвольного внимания в период дош­кольного детства предполагает формирование трех умений:

  1. принятие постепенно усложняющихся инструкций;
  2. удержание инструкций по внимании на протяжении всего занятия;
  3. развитие навыков самоконтроля

Одна из задач развитие внимания— формирование конт­рольной функции, т.е. способности контролировать свои действия и поступки, проверять результаты своей деятельности. В этом многие психологи видят основное содержание внимания: станов­ление умственного действия контроля МОЖНО обеспечить при са­мостоятельной работе детей с программированным учебным материалом.

Причины и следствия нарушения внимания

Отклонения внимания от нормы проявляются в следующих чертах: распыленности, рассеянности, неустойчивости, узости внимания, это показатели недостаточного развития таких свойств как внимания, как концентрация, переключение, устойчивость, распределяемость, объем.

Наиболее важными чертами отклонения внимания являются показатели уровня развития внимания, которые проявляется в особенностях непроизвольного и произвольного внимания.  Непроизвольное внимание показывает наличие ориентировочных реакций ребенка на раздражители внешнего и внутреннего характера, то есть наличие познавательной активности ребенка. А произвольное внимание показывает наличие у ребенка механизмов саморегуляции поведения в различных видах деятельности и является одним из показателей его готовности к обучению в школе.

Способы снятия утомления.

При развитии внимания следует применять примеры, удерживающие внимание ребенка на объектах или деятельности, а также требовать от них волевого усилия для удерживания внимания.

Сначала волевое усилие ребенок сохраняет под влиянием требования взрослых, а затем делает попытки заставить себя выполнять неинтересную, но нужную работу. Но, поскольку у дошкольников произвольное внимание только начинает развиваться, и их нервная система быстро истощается, не следует применять жесткость и требовать того, что не посильно ребенку. Неадекватные требования к возможностям внимания ребенка могут привести к психическим нарушениям вплоть до аффективных реакций или отказ от деятельности, нежелания заниматься и подчиняться взрослым, расстройству сна, энурезу, повышенной возбудимости или торможению, снижению познавательной активности. Кроме создания благоприятных условий для функционирования внимания и учета возрастных особенностей ребенка можно применять специальные упражнения, снимающие утомление после длительного напряжения внимания. Для вас составила комплекс упражнений для снятия утомляемости. Пройдите по QRкоду

http://qrcoder.ru/code/?https%3A%2F%2Fnsportal.ru%2Fnode%2F6763993&4&0

 

Дошкольный возраст – важнейший период для развития произвольного внимания у детей. Рано или поздно любой малыш пойдет в школу. В учебной деятельности ему понадобится концентрироваться на текстах, словах, цифрах. Если внимательность не сформирована, школьника будут утомлять уроки и домашняя работа, он не сможет погружаться в учебные задачи настолько глубоко, чтобы самостоятельно решать их. Соответственно, он будет неуспешен как ученик.

Именно поэтому, развитие внимания у детей является одной из ключевых задач, которые стоят перед родителями и педагогами.

 

 

 

 

Для вас создала комплекс упражнений для развития внимания.   Пройдите по QRкоду

 

http://qrcoder.ru/code/?https%3A%2F%2Fds129.obrvrn.ru%2Fparents%2Fpedagog-psiholog%2F&4&0

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог-психолог : Буянова Н.Ю.

МБДОУ ЦРР «Детский сад №129»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnimanie.docx2.96 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"

Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...

Консультация для родителей "Игры и упражнения для домашних занятий с ребенком дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Игры и упражнения для домашних занятий с ребенком дошкольного возраста"...

Сборник игровых упражнений для логопедических занятий.

Данный сборник содержит практический материал в помощь логопеду. Преимущество в том, что здесь подобраны игры и упражнения для логопедический занятий....

Сборник упражнений, развивающих заданий, игр, загадок по развитию речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического психического развития "Играем, думаем, говорим". Автор-составитель Орлова И.А.

Уважаемые педагоги и родители!Перед Вами сборник для индивидуальных занятий с детьми.В сборник вошли игры, задания и упражнения по развитию детей старшего дошкольного возраста. Основная цель заданий, ...

Сборник упражнений для развития мелкой моторики рук

Сборник содержит упражнения на развитие мелкой моторики рук, которые подходят для проведения в детском саду и дома....

Сборник упражнений на развитие мелкой моторики

Развитие мелкой моторики кистей рук напрямую связано с развитием речи. Этот сборник поможет педагогам в коррекционной работе с детьми....