Сборник упражнений "Развитие внимания" для занятий с ребенком
консультация по психологии (подготовительная группа)
Перед вами сборник упрожнений по развитию внимания для дошкольников
Развитие внимания в детском возрасте.
Внимание- это одно из психологических понятий, которое наиболее часто используется в обычной жизни и, на первый взгляд, кажется самым знакомым и понятным каждому человеку. Действительно, трудно указать те границы, где оно начинается и где кончается, так как заключает в себе все ступени: от мимолетного внимания- к случайному шуму до полного поглощения какой-либо деятельностью или предметом.
Внимание понимают, как направленность человека на внешнем или внутреннем объекте, или деятельности, которое обеспечивает оптимальное восприятие и реакцию человека на конкретную информацию и отстранение от всякой другой деятельности.
Развитее внимания и в старшем дошкольном возрасте связано с появлением новых интересов, расширением кругозора, овладением новыми видами деятельности. Старший дошкольник все больше обращает внимание на те стороны действительности, которые раньше оставались вне его внимания.
Развитие внимания в онтогенезе анализировал Л,С, Выготский, Он писал, что «культура развитий внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов — знаков, посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание».
Процесс возрастного развития внимания, по мнению АЛ, Леонтьева, — это улучшение внимания с возрастом под влиянием внешних стимулов. Такими стимулами являются окружающие предметы, речь взрослых, отдельные слова. С первых дней жизни ребенка внимание в значительной степени оказывается направляемым с помощью слов-стимулов.
Развитие внимания в детском возрасте проходит ряд последовательных этапов:
- первые педели и месяцы жизни ребенка характеризуются появлением ориентировочного рефлекса как объектного врожденного признака непроизвольного внимания, сосредоточенность низкая;
- к концу первого года жизни возникает ориентировочно- исследовательская деятельность как средство будущего развития произвольного внимания;
3) начало второго года жизни характеризуется появлением зачатков произвольного внимания: под влиянием взрослого ребенок направляет взгляд на называемый предмет;
- во второй и третий год жизни развивается первоначальная форма произвольного внимания. Распределение внимания между двумя предметами или действиями детям в возрасте до трех лет практически недоступно;
- в 4,5-5 лет появляется способность направлять внимание под воздействием сложной инструкции взрослого;
- в 5—6 лет возникает элементарная форма произвольного внимания под влиянием самоинструкции. Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности, в играх, манипуляции предметами, при выполнении различных действий;
- в 7-летнем возрасте развивается и совершенствуется внимание, включая волевое;
- в старшем дошкольном возрасте происходят следующие изменения:
- расширяется объем внимания;
- возрастает устойчивость внимания;
- формируется произвольное внимание.
Объем внимания в значительной степени зависит от прошлого опыта и развития ребенка. Старший дошкольник способен удерживать в поле зрения небольшое количество предметов или явлений.
На протяжении дошкольного возраста внимание ребенка становится не только устойчивее, шире по объему, но и эффективнее. Особенно ярко появляется формировании у ребенка произвольного действия.
Произвольное внимание тесно связано с речью. В дошкольном возрасте произвольное внимание формируется в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка. Чем лучше развита речь у ребенка в дошкольного возраста, тем выше уровень развития восприятия и тем раньше формируется произвольное внимание.
Исследования психологов показывают, что развитие произвольного внимания в случае грамотного управления этим процессом в течение первого года обучения может происходить довольно интенсивно, большое значение имеет развитие у детей умения работать целенаправленно. Первоначально цель перед ребенком ставит взрослый, оказывай помощь в ее достижении. Развитие произвольного внимания у детей идет в направлении от выполнения целей, поставленных взрослым, к целям, которые ребенок сам ставит и контролирует их достижение.
Внимание старшего дошкольника тесно с вязано с мышлением. Дети не могут сосредоточить свое внимание на неясном, непонятном, они быстро отвлекаются и начинают заниматься другими делами. Необходимо не только делать трудное, непонятное доступным и понятным, но и развивать волевые усилия, а вместе с ними и произвольное внимание.
Ребенку недостаточно понимать, что он должен быть внимательным, необходимо научить его этому. Основные механизмы произвольного внимания закладываются в дошкольном детстве. Развитие произвольного внимания в период дошкольного детства предполагает формирование трех умений:
- принятие постепенно усложняющихся инструкций;
- удержание инструкций по внимании на протяжении всего занятия;
- развитие навыков самоконтроля
Одна из задач развитие внимания— формирование контрольной функции, т.е. способности контролировать свои действия и поступки, проверять результаты своей деятельности. В этом многие психологи видят основное содержание внимания: становление умственного действия контроля МОЖНО обеспечить при самостоятельной работе детей с программированным учебным материалом.
Причины и следствия нарушения внимания
Отклонения внимания от нормы проявляются в следующих чертах: распыленности, рассеянности, неустойчивости, узости внимания, это показатели недостаточного развития таких свойств как внимания, как концентрация, переключение, устойчивость, распределяемость, объем.
Наиболее важными чертами отклонения внимания являются показатели уровня развития внимания, которые проявляется в особенностях непроизвольного и произвольного внимания. Непроизвольное внимание показывает наличие ориентировочных реакций ребенка на раздражители внешнего и внутреннего характера, то есть наличие познавательной активности ребенка. А произвольное внимание показывает наличие у ребенка механизмов саморегуляции поведения в различных видах деятельности и является одним из показателей его готовности к обучению в школе.
Способы снятия утомления.
При развитии внимания следует применять примеры, удерживающие внимание ребенка на объектах или деятельности, а также требовать от них волевого усилия для удерживания внимания.
Сначала волевое усилие ребенок сохраняет под влиянием требования взрослых, а затем делает попытки заставить себя выполнять неинтересную, но нужную работу. Но, поскольку у дошкольников произвольное внимание только начинает развиваться, и их нервная система быстро истощается, не следует применять жесткость и требовать того, что не посильно ребенку. Неадекватные требования к возможностям внимания ребенка могут привести к психическим нарушениям вплоть до аффективных реакций или отказ от деятельности, нежелания заниматься и подчиняться взрослым, расстройству сна, энурезу, повышенной возбудимости или торможению, снижению познавательной активности. Кроме создания благоприятных условий для функционирования внимания и учета возрастных особенностей ребенка можно применять специальные упражнения, снимающие утомление после длительного напряжения внимания. Для вас составила комплекс упражнений для снятия утомляемости. Пройдите по QRкоду
Дошкольный возраст – важнейший период для развития произвольного внимания у детей. Рано или поздно любой малыш пойдет в школу. В учебной деятельности ему понадобится концентрироваться на текстах, словах, цифрах. Если внимательность не сформирована, школьника будут утомлять уроки и домашняя работа, он не сможет погружаться в учебные задачи настолько глубоко, чтобы самостоятельно решать их. Соответственно, он будет неуспешен как ученик.
Именно поэтому, развитие внимания у детей является одной из ключевых задач, которые стоят перед родителями и педагогами.
Для вас создала комплекс упражнений для развития внимания. Пройдите по QRкоду
Педагог-психолог : Буянова Н.Ю.
МБДОУ ЦРР «Детский сад №129»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnimanie.docx | 2.96 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"
Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...
Консультация для родителей "Игры и упражнения для домашних занятий с ребенком дошкольного возраста"
Консультация для родителей "Игры и упражнения для домашних занятий с ребенком дошкольного возраста"...
Сборник игровых упражнений для логопедических занятий.
Данный сборник содержит практический материал в помощь логопеду. Преимущество в том, что здесь подобраны игры и упражнения для логопедический занятий....
Сборник упражнений, развивающих заданий, игр, загадок по развитию речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического психического развития "Играем, думаем, говорим". Автор-составитель Орлова И.А.
Уважаемые педагоги и родители!Перед Вами сборник для индивидуальных занятий с детьми.В сборник вошли игры, задания и упражнения по развитию детей старшего дошкольного возраста. Основная цель заданий, ...
Сборник упражнений для развития мелкой моторики рук
Сборник содержит упражнения на развитие мелкой моторики рук, которые подходят для проведения в детском саду и дома....
Сборник упражнений на развитие мелкой моторики
Развитие мелкой моторики кистей рук напрямую связано с развитием речи. Этот сборник поможет педагогам в коррекционной работе с детьми....