Сборник упражнений на развитие мелкой моторики
картотека по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Развитие мелкой моторики кистей рук напрямую связано с развитием речи. Этот сборник поможет педагогам в коррекционной работе с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik_uprazhneniy_na_razvitie_melkoy_motoriki.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Сборник упражнений для развития мелкой моторики.
Упражнения на развитие мелкой моторики с предметами.
"Резиночка".
Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой.
"Каляки-маляки".
Берем поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (например, манку). Сначала взрослый рисует на "доске" линии, а ребенок повторяет. Пусть это будут очень простые фигуры: квадраты, круги, зигзаги. Снеговик, домик, солнышко.
"Солнышко улыбается".
Упражнение от Марии Монтессори. Вырезаем из плотной бумаги круг и рисуем на нем улыбающееся солнышко. Покупаем большое количество цветных скрепок и прикрепляем их по периметру. Можно поиграть с цветами: например, нанизывать сначала желтую скрепку, потом зеленую, потом красную. Или 3 желтых, 3 зеленых, и так далее. Здесь в упражнение добавляется счет. Объясните ребенку, почему солнышко улыбается: оно довольно, потому что с ним играют.
"Мозаика".
Соберите пуговицы разных цветов и размеров. Их можно, во-первых, сортировать по диаметру, цвету и фактуре (гладкие-шершавые). Во-вторых, из них можно составлять картины, выкладывать на листе бумаге разные фигуры. Получается пуговичная мозаика.
"Разноцветные снежинки".
Направлена на развитие мелкой моторики рук, формирование аккуратности.
Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы.
Взрослый показывает, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много разных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Ведущий просит детей раскрасить снежинки.
«Поиски предмета».
Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5–10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб малыш с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.
«Орешек».
Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
"Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех".
Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.
«Делаем бусы».
Используемые материалы: бусы различной текстуры, леска, нитки, пуговицы, макароны, сушки, шнурки и другие материалы (зависит от фантазии).
Взрослый раскладывает на столе бусинки разного размера, но одного цвета (или одного размера, но разных цветов, или разных размеров и разных цветов). Предлагается самостоятельно сделать бусы, в которых чередуются большие и маленькие бусинки, или красные и синие, или круглые и квадратные и т. п. При выполнении этого задания важно, чтобы ребенок не только правильно продевал нитку в отверстия бусинок, но и соблюдал определенную последовательность нанизывания бусинок.
"Кто запомнит?"
Оборудование: коробочка с цветными палочками разной величины, образцы, нарисованные на таблицах.
Содержание: взрослый показывает ребенку образец 5 - 10 сек. Ребенок должен внимательно его рассмотреть и запомнить, в каком порядке размещены палочки. Взрослый убирает таблицу, и ребенок самостоятельно выкладывает из палочек рисунок, который он только что видел. По окончанию работы ребенок сверяет рисунок с образцом.
"Построим дом"
Оборудование: в конвертах детали к трем домикам разной величины, вырезанные из бумаги, магнитная доска.
Содержание: взрослый строит дом, прикрепляя детали к магнитной доске. Ребенок строит такой же дом, подбирая из конверта соответствующие детали.
«Карандаш».
Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.
«Лыжи».
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:
"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы".
«Прищепки».
Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
"Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".
«Рисуем ножницами».
Цель: развитие мелкой моторики, формирование у детей чувства уверенности в своих силах.
Оборудование: лист черной бумаги, несколько листов тонкой белой бумаги, ножницы, клей ПВА.
Ход игры: Вначале игры нужно рассказать ребенку, что делать рисунки можно не только при помощи карандашей, фломастеров, красок, но и ножницами. Например, некоторые художники при помощи ножниц вырезают из бумаги портреты людей в профиль.
Затем предложить ребенку из черного листа бумаги вырезать силуэт дома с крышей и трубой, после чего разложить его на столе – так можно будет полюбоваться полученной картиной «Дом в вечернем городе». А потом из белой бумаги можно вырезать силуэт фонарного столба и наклеить на дом – так рядом с темным домом зажегся фонарь. И стали видны окна дома, дерево, стоящее рядом с фонарем, пролетающие птицы, бегущая по своим делам кошка.(сначала надо помочь ребенку нарисовать силуэты окон, дерево, птицу, кошку, потом помочь их вырезать и разложить на темном фоне дома).
«Бассейн с сюрпризами»
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, активизация тактильного восприяьтия, обучение умению различать предметы, стимулирование центра речи головного мозга.
Оборудование: мелкие предметы (монеты, пуговицы, кости домино и т.д.), большая прямоугольная коробка или ящик, горох.
Ход игры: сначала насыпать в коробку или ящик горох слоем 8-10 см и спрятать туда мелкие предметы – получится бассейн с сюрпризами. А затем игру можно проводить по одному из описанных ниже вариантов.
Первый вариант. По сигналу воспитателя двое участников состязания должны за определенное время, не глядя вытащить мелкие предметы, лежащие в «бассейне». Очки присуждают как за каждый найденный предмет, так и за то, что удалось правильно угадать.
Второй вариант. По сигналу воспитателя игроки должны за отведенное время вытащить предметы определенной формы.
При проведении второго варианта игры детям необходимо в самом ее начале рассказать и показать детям какие предметы и какой формы будут находиться в бассейне.
Крокодил. Указательный палец и мизинец согнуть и оттянуть назад (глаза). Средний и безымянный пальцы вытянуть вперед. Прямой большой палец прижать к ним снизу, образуя пасть крокодила.
Курочка. Соединить концы большого и указательного пальцев (клюв). На клюв веерообразно накладываются друг на дружку остальные пальцы - это гребешок.
Петушок. Клюв, как у курочки, но полусогнутые пальцы не касаются друг друга (гребешок). Гребешок колышется при движении петушка.
Сова. Большой палец и мизинец отведены в сторону (крылья совы), они могут двигаться при полете. Оставшиеся три пальца согнуты так, что подушечки прижаты к основанию пальцев (голова).
Мышка. Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад, подушечки прижать к основанию пальцев (уши). Большой палец прижать к ладони, на него наложить средний и безымянный. Концы пальцев держать на весу, не прижимая к большому пальцу, - это мордочка мышки, которая при диалогах шевелится.
Лягушка. Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад (глаза). Безымянный и средний согнуть, прижать к середине ладони. Большой палец горизонтально приложить к ногтям среднего и безымянного пальца (рот).
Лошадка. Повернуть руку ладонью к себе, большой палец поднять вверх. На ребро этой ладони сверху положить согнутые четыре пальца другой руки (грива). Два больших пальца подняты вверх (уши). Лошадь может потряхивать гривой, шевелить ушами, открывать и закрывать рот.
Зайцы. Вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и средний соединить.
Улитка с усиками. Положить правую руку на стол, поднять указательный палец и средний, и расставить их, левую руку положить сверху.
Ежик. Ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх.
Кот. Средний и безымянный пальцы правой руки прижать к ладони большим пальцем, указательный и мизинец слегка согнуть поднять руку вверх.
Волк. Соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный и мизинец слегка согнуть, поднять вверх.
Лиса и заяц. Лиса "крадется" - все пальцы медленно "шагают" по столу вперед, заяц "убегает", перебирая пальцами, быстро двигается назад.
Пчелы. Указательным пальцем правой руки, затем левой руки вращать вокруг.
Паук. Пальцы согнуты, медленно передвигаются по столу.
Бабочка. Ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе, - "бабочка машет крыльями".
Коза. Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, а затем левой руки.
Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).
Игры на развитие мелкой моторики.
"Дружба"
Дружат в нашей группе девочки и мальчики
(пальцы рук соединяются в "замок").
Мы с тобой подружим маленькие пальчики
(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).
Раз, два, три, четыре, пять
(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать
(руки вниз, встряхнуть кистями).
"Дом и ворота"
На поляне дом стоит ("дом"),
Ну а к дому путь закрыт ("ворота").
Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу),
В этот домик приглашаем ("дом").
"Пальцы ложатся спать": поочередное загибание пальцев, затем их одновременное выпрямление в сопровождении стихотворения:
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора.
«Пальчики гуляют».
Пошли пальчики гулять,
(пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу).
А вторые - догонять,
(ритмичные движения по столу указательных пальцев).
Третьи пальчики - бегом,
(движение средних пальцев в быстром темпе).
А четвертые - пешком.
(медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола).
Пятый пальчик поскакал
(ритмичное касание поверхности стола мизинцами).
И в конце пути упал.
(стук кулаками по поверхности стола).
"Человечки"
Побежали вдоль реки.
(движение указательных и средних пальцев по поверхности стола от себя к краю)
Дети наперегонки.
(Повторить несколько раз).
"В гости"
В гости к пальчику большому
(выставляются вверх большие пальцы обеих рук)
Приходили прямо к дому:
(Ладони вместе, одноименные пальцы соприкасаются)
Указательный и средний,
(поочередно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках одновременно).
Безымянный и последний
Сам мизинчик-малышок
(пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы)
Постучался на порог.
(кулаки стучат друг о друга)
Вместе пальчики - друзья,
(ритмичное сжимание пальцев в кулаки)
Друг без друга им нельзя.
"Домик"
Раз, два, три, четыре, пять
(разжимание пальцев, сжатых в кулак по одному, начиная с большого).
Вышли пальчики гулять.
(ритмичное разжимание всех пальцев одновременно).
Раз, два, три, четыре, пять,
(сжимание по очереди широко расставленных пальцев в кулак, начиная с мизинца).
В домик спрятались опять.
(ритмичное сжимание всех пальцев одновременно).
"Засолка капусты"
Мы капусту рубим,
(резкие движения прямыми кистями рук вниз и вверх)
Мы морковку трем,
(пальцы рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя)
Мы капусту солим,
(движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки)
Мы капусту жмем.
(интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки).
"Замок"
На двери висит замок,
(ритмичные быстрые соединения пальцев рук в "замок")
Кто открыть его бы смог?
(повторение движений)
Потянули,
(пальцы сцеплены в "замок", руки потянуть в одну, потом другую сторону)
Покрутили,
(движение кистями рук со сцепленными пальцами от себя к себе)
Постучали
(пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга)
И - открыли!
(пальцы расцепить, ладони в стороны).
"Пальчик - мальчик"
"Пальчик - мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел".
"Белка"
Взрослый показывает большой палец и как бы обращается к нему, затем прикасается его кончиком к кончикам всех остальных пальцев, начиная с указательного.
"Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке - сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому".
"Этот пальчик"
При помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.
"Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - Я,
Вот и вся моя семья".
"Ну-ка, братцы, за работу!"
Дети обращаются к большому пальцу, разгибают все пальчики.
"Ну-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большому - дрова нарубить.
Печи все - тебе топить.
А тебе - воду носить,
А тебе - обед варить,
А малышке песни петь,
Песни петь да плясать,
Родных братьев забавлять".
"Мы грибы идем искать"
Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулак, поочередно разгибают все пальцы.
"Раз, два, три, четыре, пять,
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик все съел.
От того и потолстел".
"Алые цветки"
Ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются, затем производятся плавные покачивания кистями рук, затем медленно закрываются, приобретая форму цветка, производятся покачивания головкой цветка.
"Наши алые цветки
Распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают".
"Апельсин"
"Мы делили апельсин,
Апельсин всего один.
Эта долька для кота,
Эта долька для ежа,
Эта долька для улитки,
Эта долька для чижа,
Ну, а волку кожура!"
"Прятки"
Начинать с мизинца, загибать попеременно все пальцы.
"В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так,
Так головки убирали".
"Пальчики в лесу"
"Раз, два, три, четыре, пять"
Взрослый держит перед собой левую руку ребенка ладонью к себе.
"Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел",
загибает мизинец
"Этот пальчик чистить стал",
загибает безымянный палец
"Этот резал",
загибает средний палец
"Этот ел",
загибает указательный палец
"Ну, а этот лишь глядел!"
загибает большой палец и щекочет ладошку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...
Сборник упражнений для развития мелкой моторики рук
Сборник содержит упражнения на развитие мелкой моторики рук, которые подходят для проведения в детском саду и дома....
Сборник упражнений для развития мелкой моторики 2 ЧАСТЬ
Сборник упражнений для развития мелкой моторики 2 ЧАСТЬ...
Семинар-практикум для воспитателей «Развитие мелкой моторики. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики».
Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей детей второй младшей группы №5 на тему: «Важность развития мелкой моторики рук детей. Подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики»
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, ...
Сборник пальчиковых упражнений для развития мелкой моторики у детей с ЗПР
Сборник пальчиковых упражнений для развития мелкой моторики у детей с ЗПР...
Консультация для родителей детей младшей группы на тему: "Важность развития мелкой моторики рук детей. Подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики"
в консультации рассказывается как важно развиватьо мелкую моторику у детей и представлены примеры игр на эту тему...