Статья "Формирование навыков позитивного взаимодействия дошкольников на основе игровых технологий"
статья по психологии

Агафонова Светлана Сергеевна

Обучение эффективным способам общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПОЗИТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Агафонова С.С., педагог-психолог

Детский сад №216 ОАО «РЖД», г.Иркутск

Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития. Тема межличностных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и прочие.), имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Изучение человеческих отношений, взаимоотношений, общения, ставшее по утверждению видных ученых «проблемой века», является для детской педагогики ключевой проблемой.

В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками. Очевидно, что общение ребенка со сверстниками - это особая сфера его жизнедеятельности, которая существенно отличается от общения с взрослыми. Близкие взрослые обычно внимательны и доброжелательны к малышу, они окружают его теплом и заботой, учат определенным навыкам и умениям. Со сверстниками все происходит иначе. Дети менее внимательны и доброжелательны, они не   стремятся помочь друг другу, поддержать и понять сверстника, могут отнять игрушку, обидеть, не обращая внимания на слезы. И все же общение с другими детьми приносит дошкольнику ни с чем несравнимое удовольствие.

Взаимоотношения дошкольников в группах сверстников характеризуются ситуативностью и неустойчивостью (ссоры и примирения друг с другом происходят по нескольку раз в продолжение дня), но это общение - необходимое условие усвоения определенных норм взаимодействия. Очень часто в старших группах детского сада взаимодействие дошкольников вызывает конфликтные ситуации. 

Сегодня никому не надо доказывать, что проблематика, связанная с изучением конфликтов, имеет право на существование. К проблемам возникновения и эффективного разрешения конфликтов и поиска согласия проявляют огромный интерес не только профессиональные психологи и социологи, но и педагоги, политики, руководители, социальные работники, словом, все те, кто в своей практической деятельности связан с проблемами взаимодействия людей.

В детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям жизни. Небольшие стычки и ссоры можно расценить как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга (равными), с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись. Взрослым без особой необходимости не стоит вмешиваться в ссоры детей. Надо  научить детей навыкам  самостоятельного  выхода из спорных ситуаций и конфликтов.

 Проблема приобщения ребенка к социальному миру является одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка в нашем дошкольном учреждении. Поэтому мы ставим перед собой задачу научить детей некоторым правилам жизни среди людей, в которые входит умение выражать свое желание, выслушивать другого, договариваться.

В свете современных требований ФГОС дошкольного образования к выпускнику в качестве важных целевых ориентиров выступает положительная установка ребенка отношения к миру, другим людям и самому себе, чувство собственного достоинства; активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение договариваться, учитывать  интересы и чувства других, адекватно проявлять свои чувства, умение разрешать конфликты.

Чтобы сформировать личностно-значимые качества выпускника во всех потенциально значимых сферах  образования и собственно жизнедеятельности, мы применяем активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего  познавательную, коммуникативную и личностную активность дошкольников.

В современном мире существует множество технологий, приемов и методов в работе с детьми дошкольного возраста. Наиболее актуальными и продуктивными из них являются игровые технологии, так как основным видом деятельности дошкольников является игра.  

За основу своей системы работы по формированию межличностного общения детей старшего дошкольного возраста мы  определили игровую технологию формирования гражданской идентичности на ранних этапах онтогенеза Э. Алиевой, О. Родионовой «Истории карапушек – как жить в мире с собой и другими».

 Одно из направлений данной технологии было положено в основу  разработанного нами проекта «Малые Карапуши».

Цель проекта -  формирование навыков позитивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми на основе формирования социальных эмоций (сочувствия, сопереживания, уважения, готовности прийти на помощь и др.) направлена на снятие конфликтности, обучение эффективным способам общения, новым формам поведения и коррекцию аффективного поведения; развитие сплоченности и сотрудничества в группе.

 Система работы строится на интеграции различных видов деятельности: игровой с элементами сказкотерапии и продуктивной. Именно эти виды деятельности позволяют ребенку в доступной форме не только успешно усваивать такие непростые понятия, как уважение, равенство, миролюбие, но и развивать навыки коммуникативной культуры, что очень важно для формирования установок позитивного отношения к Миру, сверстникам и взрослым. Содержание технологии включает 12 историй, которые в увлекательной форме рассказывают детям о том, как основные персонажи – карапушки учились понимать друг друга, принимать поступки и мнения непохожих на них героев. К каждой сказочной истории предлагается творческое задание, которое помогает детям усваивать пройденный материал на основе собственного творческого и познавательного потенциала. 

Чтобы показать детям, что их действительно слушают и понимают, в своей работе мы использовали сюжетно-ролевые игры с наличием проблемной ситуации, в ходе которых обсуждали с детьми следующее:

Что произошло? (формулировали суть конфликта).

Что привело к конфликту? Почему это произошло? (выясняли причины).

Какие чувства вызвал конфликт у участников столкновения? (определяли, называли чувства).

Как быть в этой ситуации? (находили решение).

Социально-поведенческие тренинги «Разве быть не похожим на других – это плохо?», «Мы разные, но дружные!», «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Как вести себя, когда рядом оказывается человек, не похожий на других» были направлены на обучение модели конструктивного поведения в разрешении конфликтной ситуации. Дети учились объяснять друг другу, что они хотят, а затем обдумывали выход из положения.

Во время дискуссий на тему «Нас – много! Мы – разные!» знакомили детей с разными способами выхода из конфликтной ситуации, такими как: уход от конфликта, попытка договориться, сотрудничество, путь «борьбы», приспособление (уступчивость), чтобы каждый из детей мог найти свой путь поведения.

Мы использовали разнообразные игры, которые развлекают детей, проверяют их умение предотвратить конфликтные ситуации, способствуют взаимопониманию, рефлексии и контролю своего поведения, а также направлены на совершенствование  игровой деятельности детей, на осознание детьми своего места в группе сверстников. Картотеку этих игр мы разделили на четыре блока:

1) Блок игр, направленных на снятие конфликтности: «Ковер мира», «Руки знакомятся, ссорятся, мирятся», «Вежливые слова», «Король», «Неожиданные картинки».

2) Блок игр, отражающих притязание на социальное признание: «Мое имя» «Давайте познакомимся», «Ветер дует…», «Озорной двойник», «Молекулы»,

   3) Блок игр на обучение эффективным способам общения: «Ты мне нравишься», «Хороший друг», «Попроси игрушку», «Сладкая проблема».

4) Блок интерактивных игр на сплоченность, сотрудничество: «Доброе животное»,  «Аплодисменты по кругу», «Объятия», «Жучок», «Дракон кусает свой хвост», «Паровозик», «Клеевой дождик», «Игрушка».

Результатом проекта стал лепбук «Малые Карапуши», в разработке и оформлении которого, принимали участие сами дети.

Лэпбук (тематическая папка) – сравнительно новое средство обучения, заимствованное нами из западной педагогики. Он представляет собой папку, на которую наклеены маленькие книжки (миникнижки - простые и фигурные, в виде кармашков, гармошек, и т.д.),  в которых организован и записан изучаемый материал. Было бы даже правильнее определить лэпбук не как средство обучения, а как особую форму организации  материала. В содержание  лепбука вошли:

-  творческие задания для детей;

- стихи, которые они читали на конкурсе чтецов «Дружат дети на планете»;

-  фотографии детей;

- правила культуры общения, выполнение которых было обязательным как для детей, так и для окружающих взрослых. Дошкольникам трудно овладеть правилами культуры общения, так как у них конкретно-образное мышление. Исходя из особенностей мышления дошкольников, мы отметили конкретные требования к выполнению правил, установили несколько правил по одному и тому же проявлению культуры общения. Например: обобщенное правило «здороваться при встрече», мы разделили на конкретные пункты - здороваться при входе в группу (кабинет), при встрече на улице, то есть правила расчленили на отдельные конкретные действия, связанные с доброжелательным отношением к людям.

- сказки про дружбу, которые дети придумали и проиллюстрировали сами.

Такая форма работы помогает ребенку самостоятельно структурировать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если  ребенок визуал). В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. Лэпбук хорошо подходит для занятий в подгруппах. И это просто интересно!

Данная работа   помогла реализовать главную цель - установить партнерские отношения между детьми - и сопутствующие цели - развивать навыки общения, социальную активность, умение определять свое эмоциональное состояние и свое отношение к событиям и людям, преодолевать замкнутость, стеснительность, агрессивность, формировать адекватное восприятие как действительности и других людей, так и себя. Все это способствует укреплению ощущения «Я могу! Я знаю!», повышению самооценки, адаптивных возможностей организма, стрессоустойчивости, что позволит детям  занимать лидирующие позиции как в дошкольном учреждении, так и в любом коллективе в будущем.

Межличностные отношения детей в дошкольном возрасте достаточно сложны и многоплановы и представляют целостную систему со своей внутренней структурой и динамикой развития. Поэтому перспективу своей дальнейшей деятельности мы видим в изучение детской субкультуры - игр и любимых развлечений, шуток, шалостей, этикета и способов разрешения детьми конфликтов в различных ситуациях, что дает возможность наиболее эффективно осуществлять целостный педагогический процесс. Чтобы создать условия, позволяющие детям приобрести успешный опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми,  мы продолжим целенаправленную работу по дальнейшему внедрению игровых технологий в образовательный процесс в дошкольном учреждении.

Литература

  1. Алиева, Э.Ф. Инновационные подходы к проблеме личностного развития ребенка в современном образовании [Текст] / Э.Ф. Алиева // Актуальные проблемы психологического знания: теоретические и практические проблемы психологии. № 1 (1) (январь-апрель) – М.: Издательство Московского психолого-социального института. 2009. – С. 8-11.
  2. Алиева, Э.Ф., Радионова, О.Р. Стратегия развития образования [Текст]: новые перспективы в период модернизации / Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова // Российский психологический журнал, т.5, № 1.
  3. Радионова, О., Алиева, Э. «Истории карапушек: как жить в мире с собой и другими»: научно-методические и практические аспекты работы по педагогической технологии воспитания детей 5-8 лет в духе толерантного общения [Текст] / О. Радионова, Э. Алиева  // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 1. – С. 49-55.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание у дошкольников самостоятельности и творческой активности в движении на основе игровых технологий

Двигательная активность - это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка....

«Реализация требований ФГОС дошкольного образования: проектирование образовательной деятельности на основе игровых технологий» : Народные игры, как средство патриотического воспитания дошкольников

laquo;Реализация требований ФГОС дошкольного образования: проектирование образовательной деятельности на основе игровых технологий» : Народные игры, как средство патриотического воспитания дошк...

Развитие у дошкольников навыков партнёрского общения с помощью социо-игровой технологии

Представление у педагогов о возможностях применения социо-игровой технологии при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС. Вызвать у участников мастер-класса инт...

Опыт работы по теме: «Формирование навыков сотрудничества у младших дошкольников посредством социо — игровой технологии».

      Сегодня человеку для активного участия в жизни общества необходимо постоянно проявлять творческую активность, быть самостоятельным, обнаруживать и развивать свои способност...

Формирование вокально-певческих навыков младших дошкольников с использованием игровых технологий

В данной разработке я представляю опыт работы с детьми младшего дошкольного возраста по формированию и развитию вокально-певческих навыков с помощию игровых технологий...