Перспективный план работы по выявлению одаренных детей в дошкольном учреждении
методическая разработка по психологии
Все дети с рождения наделены определенными задатками и способностями, однако, не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности.
Самым сенситивным периодом для выявления и развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_raboty_po_vyyavleniyu_odarennyh_detey_v_doshkolnom_uchrezhdenii.docx | 79.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Снежинка»
Перспективный план работы по выявлению одаренных детей
в дошкольном учреждении
подготовила Зорькина Н.А., воспитатель
г. Гагарин
В каждом ребёнке – солнце,
только дайте ему светить…
/Шалва Амонашвили/
В настоящее время мы переживаем большие изменения в развитии современного общества. Эпоха социально-экономических перемен, вхождение в информационно-техническое пространство, изменение общественного сознания диктует необходимость создания нового поля образовательной деятельности в России. Большое влияние на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества. Говоря о единых образовательных стандартах в новой системе образования, моделью успешного современного человека должна стать творческая, активная личность, способная проявить себя в нестандартных условиях, которая может гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.
Одним из путей решения данной проблемы является выявление предпосылок одаренности еще на раннем этапе развития ребенка (с 2-х лет), а, в дальнейшем, создание условий для развития выявленных способностей, в частности, работа с одарёнными и способными детьми, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их возможностей.
Все дети с рождения наделены определенными задатками и способностями, однако, не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности.
Самым сенситивным периодом для выявления и развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее.
Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия воспитателей, узких специалистов, родителей.
Цель: создание условий для выявления предпосылок одаренности у детей младшей группы и дальнейшего их направления в соответствии с их способностями.
Задачи:
1. Разработать алгоритм действий по выявлению предпосылок одаренности у детей первой младшей группы.
2. Составить индивидуальные карты предпосылок одаренности.
3. Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.
Понятие одаренности. Признаки и виды одаренности.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Согласно учению Дж. Рензулли, одаренность представляет собой сочетание трех характеристик:
- интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
- творческости;
- настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).
Элементы человеческого потенциала Дж. Рензулли:
Признаки одаренности
- Высокие интеллектуальные способности;
- Высокие творческие способности;
- Способность к быстрому усвоению материала и отличная память;
- Любопытство, любознательность, стремление к знаниям;
- Высокая личностная ответственность;
- Самостоятельность суждений;
- Позитивная Я-концепция, связанная с адекватной самооценкой.
Диагностика одаренности и работа с одаренными детьми базируются на тех данных, которые были получены в специальных исследованиях. Эти исследования выделили виды одаренности, которые приведены ниже в таблице №1.
Таблица №1.
Виды различий | Виды одаренности |
По широте проявлений | общая одаренность (интеллектуальная; творческая) специальная одаренность |
По типу предпочитаемой деятельности | творческая; академическая; психомоторная коммуникативная |
По интенсивности проявлений | повышенная способность к обучению (способные); одаренные; высокоодаренные (талантливые) |
По темпу психического развития | с нормальным темпом психического развития; со значительным опережением возрастного темпа развития |
По возрастным особенностям проявления | стабильная; приходящая (возрастная) |
Более подробно виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности показаны на схеме №1 и в таблице 2.
Схема №1. «Виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности».
Таблица 2.
Виды одаренности | Составляющие | Как проявляются |
Академическая одаренность | Мотивационно-личностные характеристики | Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому |
Способности к обучению | Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов | |
Творческая одаренность | Художественная одаренность | Проявление фантазии в творческих художественных работах, высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки) |
Вокальная одаренность | Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух | |
Литературная одаренность | Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов | |
Артистическая одаренность | Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память | |
Конструкторская одаренность | Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации | |
Психомоторная одаренность | Спортивная одаренность | Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость |
Хореографическая одаренность | Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память | |
Коммуникативная одаренность | Социально-личностная одаренность | Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты |
Лидерская одаренность | Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию |
Первоначальным этапом в работе по выявлению детской одаренности является исследовательско-диагностический, подразумевающий получение первичной информации о характере и направлении интересов, склонностей и способностей детей, в частности, используются: наблюдение, анализ продуктов детского творчества, мнения педагогов, узких специалистов и родителей, анализ результатов педагогического мониторинга.
В таблице 3 представлены основные методики для исследования одаренности в первой младшей группе, по результатам которого выводится результат по определению детей с особыми задатками и способностями. На данном этапе развития дошкольника происходит именно выявление творческого потенциала ребенка. Данные можно будет использовать для разработки индивидуального маршрута ребенка по дальнейшему развитию его одаренности в следующих возрастных группах.
Таблица 3
1 младшая группа (от 2-до 3-х лет) | |||
Виды одаренности | Составляющие | Методики диагностики | Дальнейшая деятельность, направленная на развитие качества |
Воспитатель | |||
Академическая одаренность | Мотивационно-личностные характеристики |
| -
|
Способности к обучению | |||
Творческая одаренность | Художественная одаренность | ||
Вокальная одаренность | |||
Литературная одаренность | |||
Артистическая одаренность | |||
Конструкторская одаренность | |||
Психомоторная одаренность | Спортивная одаренность | ||
Хореографическая одаренность | |||
Коммуникативная одаренность | Социально-личностная одаренность | ||
Лидерская одаренность |
Для одаренных детей на ранних этапах развития (до 2-3 лет) характерна высокая сензитивность (чувствительность) к новизне ситуации, проявляющаяся в более ярко выраженной и стойкой реакции на новый предмет, звук, изображение и т. д. Иногда можно обнаружить, что у таких детей познавательная потребность – потребность в новых впечатлениях – оказывается сильнее физиологических потребностей во сне, пище и пр. Особенность познавательной потребности состоит и в том, что она ненасыщаема, что обусловливает постоянное проявление широкой любознательности ко всему новому для ребенка.
В два-три года трудно понять, по какому пути развивается ребенок, как обыкновенный или как одаренный, однако, многолетние исследования Н. С. Лейтеса выявили, что наиболее рано признаки одаренности проявляются в музыке и художественном творчестве. До 2-3 лет познавательная активность выражается в форме восприятия музыки.
Похожая картина наблюдается при раскрытии художественной одаренности. Высокая избирательность в отношении зрительных образов и представлений проявляется в раннем детстве в острой наблюдательности, сильной впечатлительности, способности все вокруг видеть в красках, цветовых контрастах, замечать необычное, красивое и запоминать. Кроме музыкально-художественных рано проявляют себя способности к математике и шахматам.
В возрасте 2-3 лет ребенок восприимчив к музыке, театру, устному народному творчеству. В процессе прослушивания музыки, стихов, потешек, встречаясь с героями сказок, дошкольник испытывает первые эстетические переживания, которые влияют на развитие у него чувственной сферы. Таким образом, создается благоприятная среда для общего развития ребенка, в частности, для пробуждения его природного потенциала.
В целях анализа деятельности ребенка по выявлению предпосылок одаренности очень важны результаты наблюдения педагогов, работающих в тесной связи с ребенком (Приложение № 1).
10 способов заметить одарённость:
- Обычно малыш начинает проявлять способности к какому-либо занятию в возрасте 4-5 лет. Правда, бывает и так, что необыкновенный талант можно увидеть уже у 2-3-летнего ребенка. Внимательно присмотритесь к своему малышу: наблюдение за ним поможет вам определить, какие занятия ему больше нравятся. Главное - поняв, к чему у ребенка есть склонность, учтите, что принуждение только увеличивает неприятие. Любимое занятие должно приносить удовольствие и радость.
- Художественные способности ребенка, как правило, проявляются уже в 2-3 года. Вы заметите, что любимые занятия малыша – рисование, аппликация, лепка. Понаблюдайте за ним: ребенок замечает больше цветов, чем его одногодки, различает их оттенки, обращает внимание на детали, предметы, находящиеся на заднем плане.
- Ваш малыш любит петь? Присмотритесь к нему, чтобы не пропустить музыкальный талант ребенка. Кроме того, что он умеет воспроизводить музыку, услышанную всего лишь раз, малыш также способен ритмично двигаться. Он не фальшивит, когда поет, интересуется музыкальными инструментами. Некоторые такие дети с удовольствием подражают известным исполнителям.
- Ваш малыш с раннего возраста с удовольствием слушает и листает книги, он рано научился читать, быстро запоминает и любит рассказывать стихи. Понаблюдайте за ним: быть может, у вас растет будущий актер или писатель. У таких детей богатое воображение и большой словарный запас. Ребенку нравится сочинять истории, он хорошо умеет выражать свои эмоции и подражать героям сказок или мультфильмов.
- Обратите внимание, что дети, одаренные интеллектуально, обладают большими познаниями в разных областях или в какой-либо одной. Им нравится читать энциклопедии, они способны к глубокому анализу, умеют критически относиться к фактам. Как правило, такие дети быстро усваивают новый материал и легко учатся. Возможно, будущего ученого вы сможете распознать в своем ребенке, который интересуется числами; легко концентрируется; любит все считать; играть в настольные игры; разбирать на части игрушки, чтобы посмотреть их устройство. Ему нравится собирать пазлы, разгадывать головоломки и ребусы.
- Спортивная одаренность выделяет ребенка среди его сверстников ловкостью, хорошей координацией движений и физической формой. Если ваш малыш любит бегать, состязаться с приятелями, рано освоил велосипед, в нем просто бурлит энергия, учтите, что это вовсе не значит, что ему не дано интеллекта. Просто интереснее всего для него заниматься спортом, получать удовлетворение от физической усталости.
- Для одаренных детей свойственно опережение сверстников по ряду параметров. В познавательной сфере это проявляется в крайней любознательности, способности наблюдать за несколькими процессами одновременно, воспринимать связи между явлениями, создавать в воображении альтернативные системы. То есть такие дети очень любопытны, они активно познают окружающий мир и негативно реагируют на ограничения их исследовательской деятельности.
- Также одаренность проявляется в способности ребенка концентрировать свое внимание на определенном деле надолго, что нехарактерно для большинства детей. Талантливые дети обладают большим словарным запасом, они с удовольствием читают всевозможные энциклопедии и справочники. Их нередко отличают сосредоточенность, упорство в решении задач, изобретательность, богатая фантазия. Обычно такие дети обладают развитым чувством юмора и любят шутки, смешные несоответствия, игру слов.
- Длительность сна у одаренных детей меньше возрастной нормы. Они рано начинают говорить, в возрасте 2 лет уже могут поддержать диалог. В три года начинают читать и решать простые задачи. Одаренные дети часто спрашивают о значении незнакомых слов. Их очень волнуют вопросы справедливости, они критично относятся к себе и к окружающим. Эти дети наблюдательны, готовы к нестандартным ситуациям.
- Вместе с тем, одаренным детям часто недостает эмоционального баланса, их отличает нетерпеливость, порывистость, гипердинамичность. Им свойственны преувеличенные страхи, повышенная уязвимость. У таких детей иногда наблюдается низкая самооценка, склонность к депрессиям. Они могут чувствовать себя странными, считать, что их не понимают. Некоторым одаренным детям свойственна чрезмерная застенчивость, им крайне трудно дается общение с другими детьми. Обычно они тянутся к взрослым или старшим детям. Если школьная программа не соответствует уровню такого ребенка, на уроках ему будет скучно, подобрать для него мотивацию очень сложно.
Работа с родителями.
С целью определения подходов родителей к данной проблеме целесообразно проводить анкетирование, индивидуальные консультации, подбор научной и практической литературы для родителей по направлениям. Анкета для родителей и опросник по раннему детству прилагается (Приложение № 2,3).
Заключительный этап.
Анализ проведенной работы, в частности, наблюдения, продуктов детского творчества, результатов педагогической диагностики, проведенных опросов и анкетирования родителей и воспитателей заносится в карту дошкольника (Приложение №4) для дальнейшей работы в других группах по развитию выявленных предпосылок одаренности.
Одарённых детей насчитывают от 2-5 % от общего количества детей. Их намного меньше, чем тех, которые не проявляют одарённость. Но, если помнить, что каждый ребёнок – это кладезь потенциальных возможностей, то необходимо приложить все усилия, чтобы помочь ему максимально реализовать себя.
Приложение №1.
Анкета для воспитателей
- Оцените по пятибальной системе следующие качества детей Вашей группы, которых Вы могли бы назвать одаренными.
Фамилия, имя | Выполнение большинства заданий на наиболее высоком уровне | Сообрази- тельность (быстрое понимание объяснения взрослого) | Инициа- тивность (предложе- ние новых заданий для себя и других) | Оригиналь- ность и ра- знообразие продуктов деятель- ности | Любоз- нательность | Широта кругозора |
- В каких видах деятельности проявляется одаренность этих детей.
Анкета для воспитателей.
Уважаемые педагоги! С помощью данного анкетирования вы поможете дать важную информацию об имеющейся у ребенка психомоторной одаренности, что позволит более качественно осуществлять индивидуальный подход к ребенку.
Если то, о чем говорится в вопросе, не свойственно ребенку, в клетке ставится (-), если свойственно, но выражено неярко — (+), если же для ребенка это характерно и этим он заметно отличается от сверстников, ставится (++). При затруднении в ответе клетку оставляете незаполненной.
ЛИСТ ВОПРОСОВ
1. Ребенок энергичен, производит впечатление нуждающегося в большом объеме движений.
2. Сохраняет уверенность в себе в нестандартной двигательной ситуации.
3. Отличается целеустремленностью и требовательностью к себе и своим достижениям.
4. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
5. Пластичен, двигается легко и грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
6. Предпочитает новые способы решения двигательных задач.
7. Ребенок физически выносливее сверстников, отличается упорством в достижении цели. 8. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
9. Предпочитает проводить время в подвижных играх (хоккей, футбол и др.)
Приложение №2.
Анкета для родителей.
Уважаемые родители!
С помощью данного анкетирования Вы поможете дать нам важную информацию о способностях Вашего ребенка, что позволит более качественно осуществлять индивидуальный подход к Вашему ребенку.
Считаете ли Вы своего ребенка одаренным? _____________________________________________________________________________
Если да, то в чем Вы видите проявления этой одаренности? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задает ли Ваш ребенок вопросы? Много ли их? К каким явлениям, областям жизни они относятся (природа, техника, искусство, взаимоотношения людей)? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рассказывает ли ребенок дома о том, что происходит в детском саду? О чем рассказывает чаще всего (игры, отдельные виды занятий, взаимоотношения с другими детьми, похвалы, замечания воспитателей и др.)? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Охотно ли ребенок участвует в домашних занятиях? В каких? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Любит ли Ваш ребенок фантазировать, на какие темы его фантазии? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отличает ли ребенок вымысел от действительности? В чем это проявляется? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Состав семьи с указанием образования и профессии каждого из взрослых, возраста каждого ребенка.
Состав семьи, возраст | Образование | Профессия |
Если в семье есть школьники, укажите их успеваемость по разным учебным предметам, сферу их особых интересов. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Укажите, кто из членов семьи больше других уделяет внимание ребенку; кто, чем и как занимается с ним. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Каким Вы хотели бы видеть будущее Вашего ребенка? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Есть ли у Вас пожелания и предположения относительно его будущей профессиональной направленности? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за участие!
Приложение № 3.
Опросник по раннему детству.
Прочтите каждый из следующих пунктов и определите оценку.
Поставьте ( + ) в том месте, которое соответствует вашему выбору:
1 - очень редко или никогда; 2 - редко; 3 - иногда; 4 - часто; 5 – почти всегда.
№ п/п | Особенности ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Проявляет большую любознательность в отношении различных предметов, явлений, событий. Задает множество вопросов в том числе «почему?», «зачем?», «отчего?». | |||||
2 | Задает много умных вопросов о том, что обычно маленьких детей не интересует. | |||||
3 | Точно и правильно использует много слов в своей речи | |||||
4 | Проявляет способность к очень подробному рассказу или пересказу историй, фактов | |||||
5 | Может вести «интеллектуальные» разговоры с другими детьми и взрослыми | |||||
6 | Склонен к серьезным размышлениям. Интересуется сложными глобальными проблемами (например, может рассуждать о жизни и смерти и прочее). | |||||
7 | Легко справляется с загадками и может их придумывать | |||||
8 | Понимает сложные (для его возраста) определения, отношения, находит общее в предметах и явлениях, даже если это неочевидно. Демонстрирует абстрактное мышление | |||||
9 | Легко справляется со счетом, простыми арифметическими действиями | |||||
10 | Понимает значение чисел от 1 до 10 | |||||
11 | Понимает назначение и способ использования схем, карт лучше, чем его ровесники | |||||
12 | Проявляет большой интерес к часам, календарям и может понимать их функции. | |||||
13 | Проявляет большое желание учиться и приобретать новые знания, навыки | |||||
14 | Проявляет способность к концентрации, сохранению внимания в течение большего периода времени, чем его сверстники | |||||
15 | Легко схватывает и удерживает большое количество информации Запоминает больше подробностей, чем другие дети. | |||||
16 | Проявляет острую наблюдательность | |||||
17 | Проявляет одаренность в области музыки, рисования, ритмики и других областях искусства. |
Спасибо за участие!
Приложение №4.
Карта предпосылок одаренности ребенка.
1. ФИО ребенка.
2. Возраст ребенка (год, месяц).
3. Медицинское заключение (последний профосмотр).
4. Сведения о родителях.
5. Состав семьи.
6. Статус семьи.
7. Результаты педагогической диагностики.
8. Результаты социометрического исследования.
9. Область предполагаемой одаренности.
10. Признаки предполагаемой одаренности.
11. Диагностика одаренности (данные опросов родителей и воспитателей).
12. Выводы и рекомендации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по формированию у детей среднего дошкольного возраста знаний о родном крае
Система работы по формированию представлений детей о природе края, культуре, быте народов Севера (ханты и манси), поможет привить детям любовь к родному краю и интерес к его прошлому....
"Перспективный план работы по безопасному поведению детей среднего дошкольного возраста"
методический план на учебный год...
Перспективный план работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах
перспективный плн работы с детьми...
Перспективный план работы для развития речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность
В детском саду серьезное внимание уделяется речевому развитию детей, как одному из важнейших условий полноценного усвоения знаний, формирования различных сторон психической деятельности дошкольника и ...
Перспективный план работы опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Перспективный план работы опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста...
Перспективный план работы по ПДД для детей старшего дошкольного возраста.
Перспективный план работы по ПДД с детьми старшего дошкольного возраста.СентябрьТема: «Правила дорожного движения и безопасность на дороге».Совместнаядеятельность педагога с дет...
Перспективный план работы по выявлению одаренных детей в дошкольном учреждении
Все дети с рождения наделены определенными задатками и способностями, однако, не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Самым сенситивным п...