Главные вкладки
Эмоциональный интеллект и его развитие в дошкольном возрасте.
консультация по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Материал полезен для педагогов: пояснение к пониманиманию что такое эмоциональный интеллект, его значение в жизни человека, приёмы формирования эмоционального интеллекта у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
буклет с играми - формирование эмоционального интеллекта | 825.96 КБ |
Эмоциональный интеллект в дошкольном возрасте | 2.55 МБ |
Семинар для педагогов | 26.22 КБ |
Картотека игр - формирование эмоционального интеллекта | 21.37 КБ |
Буклет для педагогов. | 111.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоциональный интеллект – сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Относится к гибким навыкам.
Использование вариативных способов в работе педагога-психолога по формированию эмоционального интеллекта у дошкольников:
Кубик «Эмоций»: выбор эмоции (радость, злость, грусть, страх, спокойствие, удивление), которая будет «темой» занятия.
После изучения данную эмоцию убирают с кубика.
Кубик выбора способа изучения эмоции:
- глаза – рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций, репродукций картин;
- уши – прослушивание классической музыки, сказок;
- руки – изображение настроения с помощью рук, а также создание композиций из песка, камней, ракушек и т.д.);
- губы – изображение эмоции с помощью мимики.
Обсуждение ситуаций, когда возникает данная эмоция.
Рассматривание картинок.
- Использование различных сюжетных картинок как с явным прорисовыванием эмоций, так и изображения с «пустыми лицами».
- Рассматривание репродукций картин, иллюстраций из сказок.
Упражнение «Маски»
Как играть:
Взрослый вывешивает на доске различные картинки, маски:
- радость,- удивление,- интерес,
- гнев, - злость, - страх,- стыд,
- презрение, - отвращение,
Задача детей определить, какое чувство выражает маска.
Классическая музыка, которая способствует изучению эмоций, настроения:
- радость, воодушевление («Ода к радости» Бетховен, «Триумфальный марш» из оперы Джузеппе Верди «Аида», «Праздничая увертюра» Шостакович, «Юмореска» Дворжак, «Вальс цветов» Чайковский),
- грусть («Ноктюрн соль-минор» и «Зимняя сказка» Шопен, «Свет луны» Дебюсси, «Грёзы» Шуман, «Song from the Secret Garden»группы Secret Garden, «Грустный вальс» Сибелиус),
злость, агрессия («Баба Яга» Чайковский, «Шторм» Вивальди),
страх («Ночь на лысой горе» Мусоргский, «Плащ» Пуччини, «Итальянский концерт» Бах, «Смерть куклы» Чайковский, «Полёт валькирий» Вагнер).
Произведения, которые можно слушать на протяжении всего занятия:
«Лунная соната» Бетховен, «Аве Мария» Шуберт, «Ноктюрн соль-минор» Шуман, «Утреннее расположение духа» Григ.
Изучение настроения с помощью рук:
- Упражнение «Руки ссорятся – руки мирятся». Взрослый рассказывает различные ситуации, а ребёнок с помощью рук показывает «театр».
«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»
Как играть:
Упражнение выполняется в парах, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты):
- протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Опустите руки
- вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.
- ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.
- Композиции из камушек, ракушек и т.д.
- Изображение смайликов на песке или манке.
Изображение эмоции с помощью мимики
- Ритмическая игра «Зоопарк»/ «В мире сказок». Изображение с помощью мимики различных животных, сказочных мультяшных персонажей.
- Упражнение «Море эмоций». Условия игры аналогичны выполнению игры «Море волнуется…». В конце игры ведущий говорит: «Эмоция (радости, грусти и т.д.) на месте замри».
Завершение каждого занятия – отпечаток ладошки ребёнка с помощью краски, цвет которой выбирается самостоятельно каждым.
Ребёнок по желанию дорисовывает все необходимые элементы, которые по его мнению делают работу завершённой.
Ладошки размещаются в альбоме, который ребёнок забирает с собой.
Формирование эмоционального интеллекта в старшем и подготовительном к школе возрасте
Подготовила:
Е.В. Рыбачёк
Педагог-психолог
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Эмоции являются центральным звеном психической жизни человека, и прежде всего ребёнка» Л.С. Выготский
Успех в социальной и личностной сферах жизни 20% 80%
– сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Относится к гибким навыкам. Эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект Внутриличностный – способность понимать свои чувства и определять свои сильные и слабые стороны Межличностный – способность понимать окружающих
Как развивать эмоциональный интеллект у детей? Сюжетно-ролевые игры (для развития умения понимать и проявлять свои чувства и эмоции) Чтение художественной литературы, рассматривание р епродукций картин (способствует развитию эмпатии, с опереживания, отзывчивости) Театрализованная игра (учит распознавать и проявлять эмоции) Подвижные игры, танцы, пластические упражнения, ф изические упражнения (способствуют снятию эмоциональных зажимов)
Как развивать эмоциональный интеллект у взрослых? Учитесь себя мотивировать («действие – не столько последствие мотивации, сколько причина» ). Направляйте свои эмоции в нужное русло (контроли- ровать эмоции не возможно, можно только реагировать на них). Практикуйте самосознание («что я делаю», «что я думаю», «что я чувствую»). Учитесь признавать эмоции других («принимать понимать» ). Наполняйте свои эмоции правильными ценностями.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для педагогов
«Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста»
1 слайд
Цель: повышение психолого-педагогической грамотности педагогов.
Задачи:
- раскрыть для педагогов понятие «эмоциональный интеллект»;
- формировать представление педагогов о значимости развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста;
- познакомить педагогов с приемами развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
Логика и последовательность практикума
Ведущий оглашает тему семинара, кратко рассказывает о целях и задачах.
2 слайд
Теоретическая часть:
Измерением интеллектуального коэффициента IQ занимались долго и серьёзно. Но в конце XX века, когда суммировали весь накопленный материал по IQ, выявился поразительный факт: ни один из имеющих высокий IQ не стал ни Моцартом, ни Энштейном, ни Пикассо, да и вообще не оставил заметного следа в истории…
3 слайд
Новейшие исследования, описанные в специальной литературе, показывают, что от степени развития эмоциональной компетентности зависит общее благополучие человека – его успехи и продвижение на работе, удовлетворённость отношениями с другими людьми, счастье в семейной жизни. Исследователи установили, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% - всем известного IQ – коэффициента интеллекта, измеряющего степень умственных способностей.
Оказывается, что, совершенствование логического мышления и кругозора ребёнка ещё не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребёнок овладел способностями присущими человеку с развитым эмоциональным интеллектом, а именно:
4 слайд
• Умением контролировать свои чувства так, чтобы не «переливались за край»;
• Способностью сознательно влиять на свои эмоции;
• Умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
• Способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
• Умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
• Способностью распознавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
Эти навыки крайне важны в современном мире ведь для достаточно успешной жизни нам необходимо будет взаимодействовать с другими людьми. Без умения распознавать чувства других людей, осознавать свои собственные, правильно их проявлять, без способности сопереживать и отзываться невозможно, выстроить коммуникацию и взаимодействие с окружающим миром. Именно поэтому, для того чтобы воспитать ребенка полноценной, сильной личностью, не достаточно уделять внимание только его умственному развитию. Ребёнок может быть в сто раз умнее всех в группе, классе, но, если в плане контроля над своими эмоциями он не сможет получить достаточное развитие, его интеллект никогда не сможет работать в его пользу. Если ребенок не научится распознавать свои и чужие эмоции, контролировать и корректировать собственное поведение, то это может крайне негативно сказаться не только на процессе его социализации, но и на дальнейшей жизни в целом, и даже на физическом здоровье.
5 слайд
В конце 20 века, американский психолог, автор книги «Эмоциональный интеллект» Дэниел Гоулмен первым заявляет о том, что эмоциональное развитие человека важнее его способностей к логическому анализу и считает, что эмоциональный интеллект человек может развивать и совершенствовать в течение всей своей жизни.
Низкий уровень эмоционального интеллекта приводит к развитию синдрома дефицита внимания, а так же к закреплению комплекса качеств, называемого алекситимией.
Алекситимия – затруднение в осознании и определении собственных эмоций, неспособность выражать свои чувства словами. Алекситимия повышает риск возникновения психосоматических заболеваний у детей и взрослых: ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертензия, сахарный диабет, бронхиальная астма, язва желудка, ревматоидный артрит, кожные заболевания (нейродермит, крапивница, псориаз) и др. Кстати, нейродермит, крапивница или псориаз почти всегда указывают на трудности установления контакта и общения, а так же неспособность человека воспринимать и достоверно выражать свои чувства. 80% пациентов.
Таким образом, умение разбираться в собственных чувствах и управлять ими является личностным фактором, укрепляющим психологическое и соматическое здоровье. Человек, не умеющий регулировать свои эмоции, неспособный понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, не может в жизни быть успешным человеком.
6 слайд
Доктор Гоулман выделил два вида эмоционального интеллекта:
• Межличностный – способность понимать окружающих;
• Внутриличностный – способность понимать свои чувства и определять свои сильные и слабые стороны.
Эмоциональный интеллект объединяет оба эти качества и помогает человеку управлять своими чувствами и эмоциями и понимать переживания других людей.
Различают пять главных составляющих Эмоционального интеллекта, которые определяют, насколько мы умеем справляться с собой:
7 слайд
1. Самосознание – знание своих внутренних состояний, предпочтений, возможностей;
2. Саморегуляция – умение справляться со своими внутренними состояниями и побуждениями;
3. Мотивация – эмоциональные склонности, которые направляют или облегчают достижение целей;
4. Эмпатия – осознание чувств, потребностей и забот других людей;
5. Социальные навыки – искусство вызывать у других желательную для вас реакцию. Эмпатия и социальные навыки определяют, насколько хорошо мы умеем регулировать отношения.
На основании этого был выведен алгоритм гармонично развитой личности: интеллект должен сочетаться с полноценной эмоциональностью.
Что же могут сделать педагоги ДОУ для гармоничного развития ребёнка, чтобы ребёнок развивался не только физически, интеллектуально, но и эмоционально?
Основная задача воспитателя – наполнить повседневную жизнь ребёнка в группе интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, постараться развивать у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.
8 слайд
Подвижные игры, танцы, пластические упражнения, физические упражнения – способствуют снятию эмоциональных зажимов.
9 слайд
Проигрывание различных ситуаций, чтение художественной литературы, рассматривание репродукций картин способствуют развитию эмпатии, сопереживания, отзывчивости.
10 слайд.
Для развития умения понимать и проявлять свои чувства и эмоции широкие возможности предоставляет ролевая игра. Сюжетами для таких игр следует выбирать трудные ситуации, предполагающие яркое проявление эмоции, чувств. Например: «На дне рождения друга», «На приёме у врача», «Дочки-матери» и др.
11 слайд
Театрализованная игра, так же великолепно решает задачи развития эмоционального интеллекта. Как и в ролевой игре, в театрализованной игре есть возможность учить детей как распознавать эмоции, так и проявлять их. Роли следует распределять по-разному, давая ребёнку возможность «прожить» в игре чувства и эмоции разного плана, чтобы ребёнок мог посмотреть на ситуацию с разных точек зрения.
12 слайд
Работу над развитием эмоционального интеллекта у дошкольников невозможно проводить без тесного сотрудничества с родителями воспитанников. Воспитатель и родители должны «делать одно дело» - создавать для ребёнка благоприятную, эмоциональную атмосферу, считать его полноправным членом общества, уважать, прислушиваться к его мнению. Конечно, это не означает, что он «центр вселенной», которому всё дозволено. С детских лет ребёнок должен осознавать себя человеком, личностью. С ребёнком важно разговаривать, читать книги, ходить в театры и музеи, обращать внимание на прекрасное. Важно донести до родителей, что эмоциональное благополучие ребёнка – главное условие его физического и душевного здоровья.
13 слайд
Очень сложно определить одну конкретную методику, которая поможет всем детям развить свой эмоциональный интеллект, независимо от возраста и темперамента. Однако, есть несколько полезных и распространенных игр, которые можно использовать в процессе воспитания и обучения, при этом, не тратя слишком много времени. И сейчас я хочу вам предложить несколько игровых упражнений, которые можно использовать в своей работе с детьми по развитию эмоционального интеллекта:
1. Игра «Моё имя»
Цель: учить с уважением относится к окружающим людям.
К каждому имени следует относиться с добрым чувством. Давайте подумаем, как можно назвать нас так чтобы стало приятно, хорошо. При этом, к своему имени добавьте какое-то качество, начинающееся на букву вашего имени. Например «Я Лариса. Я любознательная». Каждый участник называет свое имя и качество, начинающееся на ту же букву, что и имя.
2. Упражнение: «Загадки из сказок».
Цель: развивать умение распознавать эмоции
Я буду вам зачитывать отрывки сказок, а вам необходимо угадать эмоцию, которая описывается.
«Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Зовет Аленушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козленочек. Залилась Аленушка слезами…» (горе)
«Повесил он голову, не пьет, не ест. Утром и вечером ходит по бережку около воды и зовёт:
— Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок…» (грусть)
Вернулась девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда — нету!
Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, — братец не откликнулся.
Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом (страх)
«Как услышал царь-отец,
Что донес ему гонец,
В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить» (гнев)
«Свадьбу тотчас учинили,
И с невестою своей
Обвенчался Елисей;
И никто с начала мира
Не видал такого пира» (радость)
3. Игра «Сегодня я такой…»
Цель: развивать способность осознавать и принимать свои собственные чувства.
Ведущий предлагает участникам рассказать о том, что они чувствовали сегодня: «Сегодня я чувствовала радость (грусть, любопытство, злость…), когда...».
Методические комментарии. Суть этой игры с ребенком заключается в том, чтобы каждый день ребенок сам выбирал эмоцию сегодняшнего дня. Для этого распечатайте все эмоции популярного анималистического персонажа, которые он и будет выбирать для обозначения своих переживаний.
4. Упражнение «Мои качества».
Цель: развитие умения осознавать ребенком того, что в каждом человеке есть как отрицательные, так и положительные качества.
Ведущий: «Я буду называть качество, а вы жестами будете показывать, есть ли оно у вас:
- положите руки на грудь те, у кого есть искренность;
- встаньте и помашите мне рукой те, в ком есть такое качество как отзывчивость;
- троньте себя за ухо те, в ком встречается лень;
-поднимите руки вверх те, кто умеет радоваться;
- сожмите руки в замок, у кого встречается зависть;
- протяните руки вперёд те, кто очень добрый;
- закройте руками лицо те, кто часто злится;
- встаньте и промаршируйте те, в ком есть такое качество как смелость;
Спасибо за честные ответы.
Методические комментарии. Детям, после этой игры, нужно обязательно напомнить, что в каждом человеке есть разные качества.
5. Игра «Лампочки интересов».
Цель: развивать у детей умение осознавать свои интересы.
Ведущий раздает каждому участнику лист размером А4, на котором изображена лампочка и просит нарисовать в лампочках свои любимые занятия или то, чем бы они очень хотели заниматься.
Далее игра может развиваться по следующим сценариям:
1. Если участники хорошо знакомы друг с другом (проводится внутри одного коллектива), то ведущий собирает готовые работы и вновь раздает их участникам в случайном порядке (важно следить, чтобы у участника не оказалась его собственная работа) и предлагает угадать, чья работа у них.
2. Если люди мало знакомы друг с другом, то из работ устраивается выставка, участникам предлагается «посетить» ее, выделить для себя наиболее интересные лампочки, найти общие увлечения.
Методические комментарии.
Эта игра позволяет знакомиться с интересами детей и их хобби. Осознавая свои интересы, а через них и свои таланты, ребенок учится понимать себя, свои сильные стороны и свою уникальность.
Если игра проводиться с младшими детьми или детьми, испытывающими сложности в рисовании, можно показать им несколько лампочек с разными картинками в них. Пусть они выберут те лампочки, в которых находятся интересные занятия для них. А потом уже пусть раскрасят эти лампочки разными цветами.
6. Игра-загадка «Маски»
Цель: развивать способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям, описывать мимику окружающих при изображении эмоций.
Все участники семинара становятся в круг. На одного из участников ведущий надевает маску с настроением (участник не знает, что это за маска). Остальные рассказывают об особенностях положения бровей, рта, глаз. Участник в маске должен угадать, какая маска настроения на его лице.
7. Игра «Эхо»
Цель: развивать умение вербально передавать эмоцию
Ход: «Мы бродили тёмным бором,
Мы спросили дружно хором:
- Дома ль бабушка Яга?
Лес ответил нам:
- Ага!»
Текст повторяется, заменяется лишь наречие- как спросили? – «Дружно; тихо; грозно; трусливо; смело…»
Вот лишь несколько игр. На самом деле каждое литературное произведение, просмотр мультфильма, ролевые и театрализованные игры, обсуждение ситуаций и беседы – можно использовать для развития эмоционального интеллекта.
Регулярная работа по развитию эмоционального интеллекта, будет способствовать уменьшению конфликтности в группах среди детей. Дети смогут свободно различать и называть эмоции и чувства свои собственные и окружающих их людей, умело выражать их с помощью мимики, жестов, пантомимики; соотносить мимику и жесты других людей с их эмоциональным состоянием; видеть связь между поступками и чувствами, настроением и поведением; управлять своими эмоциями. Конечно, эти показатели нужно соотносить с возрастной группой. Намного улучшаться показатели по заболеваемости детей. Недаром известный физиолог Н. М. Щелованов писал: «Эмоции не только составляют наиболее ценное психологическое содержание жизни ребёнка, но и имеют важное физиологическое значение в жизнедеятельности организма». Эмоции неистребимы. Они не исчезают, а откладываются в подсознании. Формируют характер ребёнка и существенно влияют на определение жизненных позиций взрослого.
Ведь именно в детстве формируются добрые и злые, жизнерадостные и грустные, открытые и замкнутые люди. Очень важно научить ребёнка бороться и побеждать страх, злость, жадность; важно научить удивляться и заботиться, грустить и радоваться, сочувствовать и гордиться…
Использованная литература:
1. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследования фенонема//Вопросы психологии. 2006. № 3.
2. Андреева И. Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Междунар. научно-практ. конф. 26–27 ноября 2004 г., г. Смоленск: В 2 ч. Ч. 1. Смоленск: Изд-во СГПУ, 2004.
3. Афонькина Ю. А. Диагностика эмоционального интеллекта у дошкольников //Детский сад: теория и практика. 2014. № 4.
4. Куракина А. О. Модель психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта дошкольников.
Предварительный просмотр:
Картотека игр и упражнений для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
- Разыгрывание сюжетов из жизни.
Пример игры: возьмите игрушку зайца и изобразите, что зайка плачет/радуется/злится. Попробуйте вместе с ребёнком с помощью мимики показать эмоцию. Обсудите, по какой причине он испытывает эту эмоцию. Придумайте, как можно ему помочь. Такие игры можно начинать уже с двухлетнего возраста. Но обратите внимание, что разыгрываемые ситуации должны быть близки и понятны ребёнку. Демонстрация эмоций и их объяснение на простых примерах поможет малышу научиться понимать чувства других людей.
- Слушая сказки, ребёнок знакомится с различными вариантами проявления эмоций, учится сопереживать героям. Обсудите с ребёнком чувства и эмоции героев, какие поступки и действия стали причинами этих эмоций.
- Также развить эмоциональный интеллект ребёнка можно при помощи рисования (особенно красками), слушая классическую музыку. Рисовать лучше всего пальчиками, ладошками, но если ребёнок не разрешает пачкать руки – использовать кисточку, ватную палочку, «печати». Очень здорово, когда родители рисуют вместе с малышом.
- Игра «Угадай эмоцию».
Эта игра подойдет для детей старшего дошкольного возраста. С помощью мимики изобразите какую-либо эмоцию и попросите ребёнка угадать, что вы показываете. Затем ребёнок уже сам может быть в роли ведущего и показывать эмоции Вам.
- Игра «На что похоже настроение».
Предложите ребёнку пофантазировать и подумать, на что похоже настроение. Начинать игру лучше взрослому (например, моё настроение похоже на журчащий ручеёк» или «моё настроение похоже на ураган»).
- Игра «Собери эмоцию».
Эту дидактическую игру можно найти в магазине или сделать своими руками. Нарисуйте лица, изображающие различные эмоции и разрежьте их на части (глаза, рот, брови). Затем перемешайте их и попросите ребёнка «собрать» заданную эмоцию.
- Игра «Как я говорю?».
Попробуйте произнести одну и ту же обычную фразу, например: «Доброе утро!», с разными интонациями (радостно, грустно, зло, удивленно, испуганно и т.д.) Пусть ребёнок попробует угадать эмоцию. Придумайте другую фразу и поменяйтесь ролями.
- Игры с карточками-историями.
С помощью специальных карточек с изображением различных сюжетных ситуаций, обсудите с ребёнком, что по его мнению испытывают герои на картинках, чем вызваны их эмоции. (лица у героев картинок не прорисованы, задача ребёнка ориентироваться на действия персонажей).
- Игра «История одного шарика»
Необходимо надуть шарик. Придумайте историю, суть которой в том, что шарик переполнен эмоциями :
- ему очень обидно, что он зелёный, а его друзья красные;
- он боится предстоящего праздника, потому что дети могут его раздавить;
Чтобы шарик не лопнул от нахлынувших эмоций, ему надо помочь. Пусть ребёнок медленно выпустит воздух из шарика, приговаривая в этот момент что-то подбадривающее, какие-то слова поддержки.
На что обратить внимание!
Желательно, чтобы надувал шарик, а затем выпускал из него воздух ребёнок, но если потребуется, помогите с этой частью задания.
Спрашивайте ребёнка, бывали ли у него ситуации, в которых он чувствовал себя как этот шарик (эмоции могут быть и радостными, не обязательно упоминать страх, досаду или стыд).
- Игра «Фантазёры».
Подготовьте несколько картинок, на которых изображены эмоции людей. Попросите ребёнка описать, что он видит.
Далее задача ребёнка - придумать, что предшествовало изображенному моменту.
Пофантазируйте вместе, что может случиться дальше.
На что обратить внимание!
Чем больше деталей заметит ребёнок на картинке, тем лучше. Если вы будете периодически повторять показ картинок, то непременно обнаружите, как возрастает внимательность малыша.
- Игра «Эстафета добра»
Все участники игры садятся в круг. Ведущий поворачивается к своему соседу справа и говорит ему какой-то комплимент, что-то приятное:
- «Мне очень нравится твоя улыбка».
- «Ты слепил очень красивую гусеницу».
- «Я рад, что мы с тобой друзья».
Тот, кому адресованы «приятности», не забыв поблагодарить за них, поворачивается к своему соседу слева и передаёт «эстафету добра».
- Игра «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»
Упражнение выполняется в парах, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты):
- протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Опустите руки
- вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.
- ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.
- Игра «Общее настроение»
Создается цветопись настроения группы (семьи). Например, на общем листе ватмана с помощью красок каждый ребенок рисует свое настроение в виде полоски, или облачка, или просто в виде пятна. Возможен другой вариант: из корзинки с разноцветными лепестками из цветной бумаги каждый ребенок выбирает для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету его настроения. Затем все лепестки собираются в общую ромашку.
- Игра «Школа эмоций»
Вводная беседа:
- Когда люди улыбаются/злятся/грустят?
- Попробуйте показать эту эмоцию.
Попросить детей изобразить различные эмоции представляя себя различными сказочными персонажами.
- Игра «Настроение»
1 вариант: Объявляется конкурс на лучшее изображение радости, страха, гнева, горя (в дальнейшем набор эмоций можно расширить). Настроение изображается с помощью мимики и жестов. Затем, когда выражение эмоции найдено, ведущий просит придумать и издать звук, ассоциирующийся у каждого ребенка с этим состоянием. Если задание выполняется с трудом, то можно связать его с ситуацией из конкретного жизненного опыта детей.
2 вариант: Работа в парах. Отбираются несколько базовых эмоций, например, испуг, удивление, радость, горе. Дети стоят спиной друг к другу, на счет раз-два-три показывают одно и то же состояние.
- Игра «Ветер дует на...»
Со словами «Ветер дует на...» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» — все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого... есть сестра», «кто любит животных», «кто много плачет», «у кого нет друзей» и т. д. Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.
- Игра «Рукавички»
Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички.
- Игра «Сочиним историю»
Ведущий начинает историю: «Жили-были...», следующий участник продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и упражнение продолжается.
- Игра «Рычи лев, рычи»
Ведущий говорит: «Все мы — львы; большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание». «А кто может рычать еще громче? Хорошо рычите, львы». Нужно попросить детей рычать, как можно громче, изображая при этом львиную стойку.
- Игра «Есть или нет?»
Играющие встают в круг и берутся за руки, ведущий - в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают вверх и кричат «Да», если не согласны, опускают руки и кричат «Нет!». Есть ли в поле светлячки? Есть ли в море рыбки? Есть ли крылья у теленка? Есть ли клюв у поросенка? Есть ли гребень у горы? Есть ли хвост у петуха? Есть ли ключ у скрипки? Есть ли рифма у стиха? Есть ли в нем ошибки?
- Игра «Тень»
Один играющий ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. Все остальные встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они — его тень и должны быстро и четко повторять его движения. Затем ведущий меняется.
- Игра «Зеркало»
Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна половина группы — зеркала, другая - разные зверушки.
Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы - зеркала должны точно отражать движения и выражение лиц зверушек.
- Игра «Копилка добрых дел»
Вырежьте из цветной бумаги кружочки или сердечки. В конце каждого дня предложите ребенку положить в «копилку» столько кружочков, сколько добрых дел он сегодня совершил. Если малыш затрудняется, помогите ему найти это доброе дело даже в малейших положительных поступках. Такая игра будет стимулом у крохи совершать что-то хорошее.
- Игра «Мешочек злости»
Дайте ребенку черные тучки или темные кляксы, предложите сложить их в мешок. При этом побуждайте ребенка рассказать, какие плохие поступки были у него сегодня. Договоритесь с малышом, что вы складываете вашу злость, обиду или другую отрицательную эмоцию в этот мешок и идете выбрасывать ее.
- Игра «Ласковые имена»
Игра коллективная, воспитывающая доброжелательное отношение одного ребенка к другому. Игроки должны встать в круг и глядя в глаза соседу, называть его ласково по имени.
- Игра «Пирамида любви»
Вспомните вместе с детьми о том, что все мы что-то любим. У кого-то это семья, у кого-то кукла, а некоторым просто нравится мороженое. Предложите детям построить пирамиду любви. Взрослый начинает ее строить, называя то, что он любит и кладет руку в центр. Затем каждый из детей называет то, что ему нравится или вызывает симпатию и кладет свою руку сверху. Таким образом, получилась целая пирамида.
- Игра «Сыщик»
Первоначально взрослый показывает детям, как проводится игра. Слова ведущего6 «Внимание! Внимание! Разыскивается девочка (мальчик)…» Далее идёт описание словесного портрета загаданного ребёнка - его внешние особенности (а по возможности и внутренние, психологические), не называя конкретно имени.
Задача участников угадать, кто загадан.
Предварительный просмотр:
Игра «Эстафета добра»
Как играть
- Все участники игры садятся в круг.
- Ведущий поворачивается к своему соседу справа и говорит ему какой-то комплимент, что-то приятное:
- «Мне очень нравится твоя улыбка».
- «Ты слепил очень красивую гусеницу».
- «Я рад, что мы с тобой друзья».
- Тот, кому адресованы «приятности», не забыв поблагодарить за них, поворачивается к своему соседу слева и передаёт «эстафету добра».
«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»
Как играть:
Упражнение выполняется в парах, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты):
- протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Опустите руки
- вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.
- ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.
«Маски»
Как играть:
Воспитатель вывешивает на доске различные картинки, маски:
- радость,- удивление,- интерес,
- гнев, - злость, - страх,- стыд,
- презрение, - отвращение,
Задача детей определить, какое чувство выражает маска.
«Общее настроение»
Как играть:
Создается цветопись настроения группы. Например, на общем листе ватмана с помощью красок каждый ребенок рисует свое настроение в виде полоски, или облачка, или просто в виде пятна. Возможен другой вариант: из корзинки с разноцветными лепестками из цветной бумаги каждый ребенок выбирает для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету его настроения. Затем все лепестки собираются в общую ромашку.
«Школа эмоций»
Вводная беседа:
- Когда люди улыбаются/злятся/грустят?
- Попробуйте показать эту эмоцию.
Попросить детей изобразить различные эмоции представляя себя различными сказочными персонажами.
«Настроение»
Как играть:
1 вариант: Объявляется конкурс на лучшее изображение радости, страха, гнева, горя (в дальнейшем набор эмоций можно расширить). Настроение изображается с помощью мимики и жестов. Затем, когда выражение эмоции найдено, ведущий просит придумать и издать звук, ассоциирующийся у каждого ребенка с этим состоянием. Если задание выполняется с трудом, то можно связать его с ситуацией из конкретного жизненного опыта детей.
2 вариант: Работа в парах. Отбираются несколько базовых эмоций, например, испуг, удивление, радость, горе. Дети стоят спиной друг к другу, на счет раз-два-три показывают одно и то же состояние.
«Ветер дует на...»
Как играть:
Со словами «Ветер дует на...» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» — все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого... есть сестра», «кто любит животных», «кто много плачет», «у кого нет друзей» и т. д. Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.
«Рукавички»
Как играть:
Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички.
«Сочиним историю»
Как играть:
Ведущий начинает историю: «Жили-были...», следующий участник продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и упражнение продолжается.
«Рычи лев, рычи»
Как играть:
Ведущий говорит: «Все мы — львы; большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание». «А кто может рычать еще громче? Хорошо рычите, львы». Нужно попросить детей рычать, как можно громче, изображая при этом львиную стойку.
«Есть или нет?»
Как играть:
Играющие встают в круг и берутся за руки, ведущий - в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают вверх и кричат «Да», если не согласны, опускают руки и кричат «Нет!». Есть ли в поле светлячки? Есть ли в море рыбки? Есть ли крылья у теленка? Есть ли клюв у поросенка? Есть ли гребень у горы? Есть ли хвост у петуха? Есть ли ключ у скрипки? Есть ли рифма у стиха? Есть ли в нем ошибки?
«Тень»
Как играть:
Один играющий ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. Все остальные встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они — его тень и должны быстро и четко повторять его движения. Затем ведущий меняется.
«Зеркало»
Как играть:
Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна половина группы — зеркала, другая - разные зверушки.
Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы - зеркала должны точно отражать движения и выражение лиц зверушек.
«Копилка добрых дел»
Вырежьте из цветной бумаги кружочки или сердечки. В конце каждого дня предложите ребенку положить в «копилку» столько кружочков, сколько добрых дел он сегодня совершил. Если малыш затрудняется, помогите ему найти это доброе дело даже в малейших положительных поступках. Такая игра будет стимулом у крохи совершать что-то хорошее.
«Мешочек злости»
Дайте ребенку черные тучки или темные кляксы, предложите сложить их в мешок. При этом побуждайте ребенка рассказать, какие плохие поступки были у него сегодня. Договоритесь с малышом, что вы складываете вашу злость, обиду или другую отрицательную эмоцию в этот мешок и идете выбрасывать ее.
«Ласковые имена»
Игра коллективная, воспитывающая доброжелательное отношение одного ребенка к другому. Игроки должны встать в круг и глядя в глаза соседу, называть его ласково по имени.
«Пирамида любви»
Вспомните вместе с детьми о том, что все мы что-то любим. У кого-то это семья, у кого-то кукла, а некоторым просто нравится мороженое. Предложите детям построить пирамиду любви. Взрослый начинает ее строить, называя то, что он любит и кладет руку в центр. Затем каждый из детей называет то, что ему нравится или вызывает симпатию и кладет свою руку сверху. Таким образом, получилась целая пирамида.
«Как я говорю?»
Попробуйте произнести одну и ту же обычную фразу, например: «Доброе утро!», с разными интонациями (радостно, грустно, зло, удивленно, испуганно и т.д.) Пусть ребенок попробует угадать эмоцию. Придумайте другую фразу и поменяйтесь ролями.
«Сыщик»
Первоначально взрослый показывает детям, как проводится игра. Слова ведущего6 «Внимание! Внимание! Разыскивается девочка (мальчик)…» Далее идёт описание словесного портрета загаданного ребёнка - его внешние особенности (а по возможности и внутренние, психологические), не называя конкретно имени.
Задача участников угадать, кто загадан.
Памятка для педагогов
Картотека игр для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
Подготовила:
Е.В.Рыбачёк
Педагог-психолог
МБДОУ № 61
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по формированию элементарных математических представлений у дошкольников старшего и подготовительного к школе возраста.
Данный материал содержит теоретический и практический материал по формированию элементарных математических представлений у дошкольников старшего и подготовительного к школе возраста....
Конспект совместной деятельности педагога с детьми по формированию элементарных математических представлений с детьми подготовительного к школе возраста "Приключения на планете Цифляндия"
Мероприятие с использованием инновационных педагогических технологий...
Социально-адаптирующая технология формирования эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Технология, перспективное планирование, диагностика, конспекты....
Конспект занятия по эмоциональному развитию детей старшей и подготовительной к школе групп - Путешествие в страну «Эмоции»
Цель: Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.Задачи:1. Закрепить умение узнавать и выражать эмоции, эмоциональные состояния в мимике.2. Развивать саморегуляцию воспитанников чере...
Консультация для родителей по формированию элементарных математических представлений для детей старшего и подготовительного к школе возраста
Данная разработка может использоваться родителями дома для увлекательных игр с детьми. Также дидактические игры могут быть использованы воспитателями на групповых и индивидуальных занятиях. Целью явля...
Экономика для дошкольника формирование основ финансовой грамотности детей старшего и подготовительного к школе возраста
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 105 комбинированного вида «Улыбка»...