Практикум для педагогов «Осознание удовлетворенности в общении с родителями»
материал по психологии

Практикум для педагогов по общению с родителями "Осознание удовлетворенности в общении с родителями"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum-udovletvorennost_roditelyami.docx134.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

детский сад №7 «Радуга» Кулундинского района Алтайского края

Практикум для педагогов по общению с родителями

«Осознание удовлетворенности в общении с родителями»

C:\Users\Дм\Desktop\training_12542_600.jpg

Выполнил: педагог-психолог Гросс Е.В.

с. Кулунда,  2020

Практикум для педагогов по общению с родителями

Осознание удовлетворенности в общении с родителями

Цель: Повышение коммуникативной компетентности педагогов, преодоление трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями, выделение причин коммуникативных проблем; организация построения взаимоотношений с родителями на основе сотрудничества, и осмысление своей индивидуальности в процессе педагогической деятельности.

Вступление.

Общение воспитателя и родителей - тема деликатная и ответственная. Все родители разные, и к каждому нужно найти определенный подход, потому, что от того как складывается это общение,зависит многое: психологический комфорт детей, интересная жизнь в группе, творческий труд и позитивный настрой воспитателей.

Есть множество причин, порождающих сложные отношения. Одной из причин может выступать недостаточная коммуникативная компетентность, в частности, проблемы в общении с родителями из-за неумения адекватно, с позиции партнера воспринимать родителей; неумения планировать общение с родителями, строить взаимоотношений с ними на основе сотрудничества. Некоторые воспитатели пугаются общаться родителями, поскольку не уверены в том, как правильно с ними разговаривать, чтобы не сказать лишнего и подать информацию о ребенке в верном ключе.

Сегодня предлагаю вам попробовать через наш семинар-практикум осознать свои личные достижения и проблемы в общении с родителями, повысить свою коммуникативную компетентность. И начнем мы с упражнения, которое называется «Войди в круг»

Упражнение: «Войди в круг».

Цель: демонстрация воспитателям необходимости гибкого отношения к общению с родителями.

Участники образуют круг – это круг «родителей». Один участник остаётся за кругом - это «воспитатель». Он должен так убедить «родителей» впустить его в круг, чтобы они захотели это сделать. Далее игра повторяется с другим участником, играющим роль воспитателя. (Желательно проиграть в игру 2-3 раза).

Анализ упражнения.

Вопросы к «воспитателю»:

1. Что вы испытывали, выполняя упражнение? (какие чувства)

2. Легко ли вам было войти в круг? Удалось ли с первого раза?

3. Как вы считаете, общаясь с родителями вашей группы, находитесь вы в «кругу» или за «кругом»?

В общении с родителями существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно войти в доверие с первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.

Самые универсальные –это:

- улыбка - для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

- имя собеседника – для любого человека имя, самый важный для него звук на любом языке. В конфликтной ситуации, желая снять остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.

- комплимент - наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим то,что собеседнику дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка. Усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Упражнение «Самый трудный родитель» (1 вариант)

Цель: осознание эмоционального восприятия родителей воспитанников.

У каждого из вас в группе есть родители, встреча с которыми всегда приятны, но есть и такие, с которыми не хотелось бы встречаться и общаться. Предлагаю Вам в группах создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у Вас негативные чувства.

Воспитателям предлагается в группах по 3-4 человека создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у них отрицательные чувства. Портрет может быть выполнен разными техниками.

Обсуждение:

1. Каких родителей можно назвать «трудными»?

2. Какие эмоции Вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым Вам неприятно вступать в контакт? Какие качества Вы отразили в этом портрете? Были ли у Вас в практике такие родители?

3. Что Вы чувствовали при создании этого портрета? Есть ли в Вашей группе такие родители?

4. Как Вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые Вам неприятны?

После выполнения упражнения в группах ведущий выписывает качества «трудного родителя». «Трудные» родители (расшифровка к первому вопросу на слайде):

- Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, они стремятся оправдать собственное невмешательство, родительскоебессилие в воспитании своего ребенка: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»; «Вы же воспитатели, педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей!».

- Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу,просят о помощи: «Ребенок нас не слушает, мы не знаем что делать, помогите нам!». Часто бывает, что педагогу трудно сохранить свою самостоятельность и избежать «подыгрывания» такому родителю, который подавляет и манипулирует, играя на сочувствии и неуверенности, и конструктивный разговор становится невозможным.

Упражнение «Список претензий к родителям» (2 вариант).

Цель упражнения: осознание воспитателями невозможности построения общения на взаимных претензиях.

Процедура выполнения.

В ходе этого упражнения участники должны осознать, что общаться с родителями, постоянно обращая внимание на их недостатки, невозможно. А тем более постоянно высказывать свои претензии. Окружающие имеют право быть самими собой. Поэтому разрешите родителям ваших воспитанников быть такими, какие они есть.

Наша работа предполагает постоянное ежедневное общение с родителями детей. В жизни бывает всякое, не всегда мы довольны друг другом, иногда даже самые близкие люди вызывают у нас отрицательные эмоции, временами нас чем – то не устраивает любой из родителей. Давайте проанализируем наше «недовольство» родителями воспитанников. И назовем это списком претензий, которые должны быть четкими и конкретными. Претензии нужно вносить в таблицу напротив фамилии родителя (участники объединяются в микрогруппы и пишут список претензий).

На работу отводится до 10 минут. Ведущий подчеркивает необходимость быть предельно откровенными, претензии могут быть самыми незначительными, но обязательно конкретными,а также отмечает: чтобы принять людей, нужно понять, чем они нас не устраивают. На втором этапе участники обсуждают результаты анализа между собой. Участники групп помогают друг другу разобраться в том, чем же каждого не устраивают родители и как решить эту проблему.

Обсуждение:

1. Что Вы испытывали, выполняя упражнение?

2. По Вашему мнению, есть ли претензии у родителей к Вам?

Возможно ли построение общения с другим человеком без взаимных претензий? Что для этого необходимо?

Упражнение «Осознание уровня удовлетворенности в общении с родителями»

Цель: выяснение удовлетворенности воспитателей общением с родителями воспитанников и ее причин.

Процедура выполнения

Педагоги представляют идеального родителя, с которым было бы приятно и легко общаться. Затем выделяют и пишут в столбик 5 наиболее важных качеств, которыми должен обладать такой родитель.

После этого в воображении необходимо воссоздать образ одного из реальных родителей, с которым общение выстраивается наиболее легко. Приняв условно выраженность каждого из пяти качеств за 100%, нужно оценить в процентах степень выраженности каждого свойства у этого родителя. Полученные условные проценты записываются слева, напротив каждого качества идеального родителя.

Затем педагог воссоздает в воображении образ того родителя, общение с которым наименее приятно, и проводит аналогичным образом оценку его качеств, записав их справа.

Далее воспитателям предлагается сложить все процентные данные по родителю, который нравится больше других, разделить их на 5, тем самым получив условный средний процент удовлетворенности родителем, общение с которым наиболее приятно.

То же самое следует сделать в отношении родителя, который нравится наименее.

Педагоги сравнивают средние проценты, находят разницу между ними.

Чаще бывает так, что средний процент удовлетворенности родителем, который нравится наиболее, значительно больше, чем средний процент удовлетворенности общением с родителем, который нравится менее других. Чем выше полученная разность, тем в большей степени педагогу свойственно создавать некоторую идеальную модель и «подгонять» под нее конкретных родителей. Эта установка выражена, если получаемая разница выше 40%.

Затем воспитателям предлагается выделить качество (или качества) личности, по которому расхождение индексов наибольшее.

Ведущий. Такое различие свидетельствует о том, что, вероятно, именно этому качеству придается особое значение в общении с родителями. Например, таким качеством является желание слушать Ваши советы. Родителями, которые безоговорочно следуют Вашим советам, Вы удовлетворены, другими удовлетворены в меньшей степени. В процессе общения пытаетесь «подогнать» родителей именно под это качество. Подумайте, не бывает ли так, что родитель, который не соответствует Вашему идеалу, вызывает у Вас раздражение, а отсюда к нему возникает отрицательное отношение. Попробуйте проанализировать, почему тому или иному свойству Вы придаете такое значение. Не связано ли это с собственным эгоцентризмом. Например, с родителем, который во всем соглашается с Вами, общаться проще, такой родитель доставляет Вам меньше отрицательных эмоций. Подумайте, не важнее ли для Вас собственное эмоциональное благополучие, чем переживание по поводу того, что Вам не нравится в родителе.

Желающие могут поделиться своими наблюдениями.

Анализ упражнения

1. Зависит ли Ваше общение с родителями от того, как Вы воспринимаете их?

2. Проще ли Вам общаться с родителями, обладающими качествами, которые Вы цените в людях?

3. Можно ли, по вашему мнению, изменить ситуацию?

5. Мини-лекция «Основы построения беседы с «трудным» родителем».

Упражнение «Неудачные и желательные фразы»

Исход любой беседы зависит от того, с какой фразы мы ее начнем. Существует ряд абсолютно неудачных фраз для начала беседы (зачитываются).

Также существуют желательные фразы для начала беседы,например: вместо «Я бы хотела…», лучше сказать «Вы хотите…».

Для эффективного общении с «трудными» родителями и не только можно использовать разные речевые штампы,при этом:

- обращение к родителям лучше выражать в виде просьбы,а не требования: «Вера Алексеевна! Не смогли бы вы.» «Вера Алексеевна! Я прошу.» (Сравните: «Вера Алексеевна! Я требую!»);

- желательно озадачить родителя: «Вы не замечали, что в последнее время.». «Как вы думаете, с чем это может быть связано?», «Вы знаете, меня очень тревожит, что. Как вы думаете, что может этому быть этому причиной?» (Сравните: «Ваш ребенок. (такой-то, все время.».) (Сравните: «Саша постоянно., сегодня он снова); «Как выдумаете, с каким специалистом вам лучше обсудить?» (Сравните: «У Саши (такие-то проблемы, вам обязательно нужно показаться к. (врачу, психологу, психиатру)»;

- использование местоимения «Мы», что подчеркивает общность интересов, солидарность с родителями; нацеливание родителяна совместное решение проблемы: «Давайте вместе попробуем поступить. (так или так)», «Давайте вместе подумаем, как.», «Мы с вами могли бы помочь Саше.», «Как мы можем помочь вам в том чтобы.».

Ваша задача – найти «нежелательные для начала беседы» фразы и подобрать каждой ее смысловую пару – «желательную фразу».

Варианты фраз

1. «Извините, если я помешала…»

2. «Я бы хотела…»

3. «Вероятно, вы об этом еще не слышали…»

4. «Вам будет интересно узнать…»

5. «Я бы хотела еще раз услышать…»

6. «Мне представляется интересным то, что…»

7. «Я пришла к такому выводу, что…»

8. «Вы хотите…»

9. «Думается, ваша проблема заключается в том, что…»

10. «Давайте с вами быстренько обсудим…»

11. «Как вы знаете…»

12. «Хоть вам это и неизвестно…»

13. «Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать…»

14. «Вы, конечно, об этом еще не знаете…»

15. «А у меня на этот счет другое мнение…»

16. «Конечно, вам уже известно…»

17. «Вы, наверное, уже об этом слышали…»

Неудачные фразы: «Извините, если я помешала…», «Я бы хотела еще раз услышать…», «Давайте с вами быстренько обсудим…», «Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать…», «А у меня на этот счет другое мнение…».

Нежелательные фразы и замена их на желательные: «Я бы хотела…» - «Вы хотите…». «Вероятно, вы об этом еще не слышали…» - «Вы, наверное, уже об этом слышали…». «Мне представляется интересным то, что…» - «Вам будет интересно узнать…». «Я пришла к такому выводу, что…» - «Думается, ваша проблема заключается в том, что…». «Хоть вам это и неизвестно…» - «Конечно, вам уже известно…». «Вы, конечно, об этом еще не знаете…» - «Как вы знаете…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов "Как эффективно выстроить общение с родителями"

Семинар-практикум для педагогов по эффективному и бесконфликтному общению с родителями.Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанник...

Психолого-педагогический практикум для педагогов ДОО «Построению эффективного общения и взаимодействия с родителями»

Цель: повышение коммуникативной компетентности воспитателей в общении с родителями.Задачи:1) развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями;2) обучение практическим прие...

Семинар-практикум для педагогов "Осознание профессиональных мотивов"

На семинаре рассматривается феномен мотивации педагогов ДОУ. Раскрыто понятие мотивации, рассмотрены виды и факторы мотивации. В практической части предлагаются игры, в которых педагоги выделяют и нах...

Семинар-практикум для педагогов "Как эффективно выстроить общение с родителями"

Полезная информация для педагогов от том как эффективно выстроить общение с родителями...

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Совершенствование общения педагогов и родителей»

Семинар-практикум для педагогов на тему:«Совершенствование общения педагогов и родителей»...

Семинар-практикум для педагогов "Как эффективно выстроить общение с родителями"

Педагоги и родители должны быть партнерами  в деле образования и воспитания детей. Как педагогу быть компетентным в общении с родителями? Данный семинар-практикум посвящен именно этому вопросу....

Семинар-практикум для педагогов “Как эффективно выстроить общение с родителями”

Цель: Развитие коммуникативной компетентности педагогов в общении с родителями.Задачи:1. Осознание педагогами собственных достижений и проблем в общении;2. формирование умения конструктивно выстраиват...