Конспект коррекционно-развивающего занятия "Мои ощущения и чувства"
план-конспект занятия по психологии (старшая группа)
Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста «Мои ощущения и чувства».
Цель занятия: Расширение и закрепление знаний о чувствах и ощущениях человека.
Задачи:
Показать роль ощущений в познании окружающего мира;
Познакомить детей с понятиями «ощущение», «органы чувств»;
Познакомить с разновидностями ощущений.
Возраст: старший и подготовительный к школе группы.
Материалы занятия:
• Кубик с гранями различных видов ощущений (на подобии кубика Блума);
• Предметы, которыми можно издавать звуки;
• Предметы с различным запахом и вкусом.
Форма проведения:
• Групповая;
• Подгрупповая.
Методы:
• Игровой (дидактические игры);
• Наглядный (рассматривание плакатов, картин);
• Практический – действия с предметами, эксперимент.
Ход занятия
- Организационный момент.
- Вступление.
- Основная часть.
- Практическая часть.
- Рефлексия.
- Заключительные слова.
1. Организационный момент. (Подготовка материалов к занятию)
2. Вступление. Приветствие:
Педагог-психолог: Здравствуйте дети! Давайте мы поздороваемся друг с другом.
По сигналу все дети разбегаются (удар деревянными ложками, свисток либо бубен и т.д.),
По хлопку все жмут друг другу руки,
По топоту ног все друг друга обнимают,
По щелчку прижимаются друг к другу спинами.
3. Основная часть
Педагог-психолог: Тема нашего занятия - "Мои ощущения". Сегодня на занятии мы поговорим о том, зачем нам нужны ощущения и какими они бывают.
Что же такое ощущение, ребята? (Ответы детей)
Через какие органы мы можем что-либо ощущать? (Ответы детей)
Педагог-психолог: Ощущение – это результат того, что мы воспринимаем из окружающего мира.
Дети, у нас есть множество органов, через которые мы воспринимаем те или иные вещи. Например:
Если мы что-то воспринимаем через ухо, то это значит, что мы прислушиваемся.
Если мы что-то воспринимаем через глаза, то мы присматриваемся.
Если мы что-то воспринимаем через руки, то мы прикасаемся.
Если мы что-то воспринимаем через нос, то мы принюхиваемся.
Если что-то воспринимаем через язык, то мы пробуем на вкус.
Педагог-психолог: Теперь вы поняли ребята, что у нас очень много органов чувств, через которые мы познаем и ощущаем весь окружающий мир.
4. Практическая часть
Игра «Лаборатория чувств»
Педагог-психолог: Сейчас ребята, мы поиграем в игру в которой вам надо будет отгадать, что что за предметы мы изучаем, а нужно отгадывать предметы с помощью разных органов чувств. И в этом нам поможет наш помощник-Кубик ощущений (на основе кубика Блума).
Для данной игры необходимо 5 видов различных предметов (кусочки ваты по количеству детей, сдавленный чеснок в баночке, расческа, тяжелый предмет (например: связка ключей), мягкая игрушка и деревянная игрушка (для зрительного сравнительного анализа детей)
Педагог-психолог поочередно перед каждым заданием бросает кубик и дает указания детям в соответствии с выпавшим органом чувств.
- Если выпало ухо, то просим детей закрыть глаза и прислушаться к звуку и отгадать звук чего они слышат.
- Если выпала рука, то просим детей закрыть глаза и протянуть ладушку вперед, кладём на руки детей кусочки ваты и просим описать и отгадать предмет, который лежит у них в руках.
- Если выпала грань глаз, то показываем детям мягкую и деревянную игрушки и просим описать и сравнить данные предметы.
- Если выпал нос, то просим детей собраться в круг и закрыть глаза, затем в центре круга открываете баночку с чесноком и просите вдохнуть запах и отгадать содержимое баночки.
- Если выпала грань языка в целях безопасности не рекомендуется давать на вкус детям какие-либо вещи. Лучше обыграть ситуацию связав ее со взаимосвязью вкусовых ощущений и эмоций человека (Например: обыграть ощущения ребенка при помощи лимона. Дети попробуйте представить, что вы пробуете на вкус кусочек лимона, что вы ощущаете, представили ли вы какой лимон на вкус? И т.п.).
Беседа о взаимосвязи вкусовых ощущений и эмоций человека.
Педагог-психолог: Мы знаем, что на вкус многие вещи вызывают у нас разные эмоции, например, если мы выпьем слишком солёную воду или суп, но у нас на лице сразу появляются отрицательные эмоции, так ведь, ребята? (Ответы детей) Да, конечно, молодцы! Ну а если мы едим что-то вкусное и сладкое, то у нас в тот час же поднимается настроение и на лице проявляются положительные эмоции. Вы согласны со мной? (Ответы детей). Скажите пожалуйста какие положительные эмоции вы знаете? Назовите их пожалуйста.
Подвижная игра «Хорошее/плохое»
Детям нужно разделиться на 2 команды.
- Одной команде дается задание выбрать и отложить в сторонку все предметы вызывающие положительные эмоции и ощущения и оставить на столе только те предметы, которые вызывают отрицательные эмоции и ощущения.
- А другой команде дается то же задание, только наоборот, второй команде нужно оставить на столе только те вещи, которые вызывают положительные эмоции и ощущения.
Упражнение на релаксацию «Воздушные шарики».
Звучит спокойная музыка. Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают, и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик …(пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик …, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.
Игра-загадка «Таинственный мешочек»
В мешочек помещаются различные фигуры и предметы (геометрические фигуры, наборы фигурок животных), предметы разной структуры (вата, резиновые предметы, деревянные предметы, камень, грецкий орех и т.д.)
Дети по одному подходят и не смотря во внутрь мешочка на ощупь отгадывают что за предмет у них в руках.
Рефлексия
Спасибо дети за такое познавательное и интересное занятие.
Понравилось ли вам занятие? (Ответы детей)
Что вы поняли из сегодняшнего занятия? (Ответы детей)
Скажите, пожалуйста, что вам запомнилось и понравилось больше всего, чтобы вы хотели пройти еще раз? (Ответы детей)
Заключительное слово педагога
Педагог-психолог: Итак, дети, органы чувств помогают нам познавать окружающий мир, мы должны беречь «наших помощников» и ухаживать за нашими органами чувств. В знак благодарности за активную работу я вам вручаю значки знатоков чувств и ощущений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_moi_oshchushcheniya_i_chuvstva.docx | 20.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста «Мои ощущения и чувства».
Цель занятия: Расширение и закрепление знаний о чувствах и ощущениях человека.
Задачи:
Показать роль ощущений в познании окружающего мира;
Познакомить детей с понятиями «ощущение», «органы чувств»;
Познакомить с разновидностями ощущений.
Возраст: старший и подготовительный к школе группы.
Материалы занятия:
• Кубик с гранями различных видов ощущений (на подобии кубика Блума);
• Предметы, которыми можно издавать звуки;
• Предметы с различным запахом и вкусом.
Форма проведения:
• Групповая;
• Подгрупповая.
Методы:
• Игровой (дидактические игры);
• Наглядный (рассматривание плакатов, картин);
• Практический – действия с предметами, эксперимент.
Ход занятия
- Организационный момент.
- Вступление.
- Основная часть.
- Практическая часть.
- Рефлексия.
- Заключительные слова.
1. Организационный момент. (Подготовка материалов к занятию)
2. Вступление. Приветствие:
Педагог-психолог: Здравствуйте дети! Давайте мы поздороваемся друг с другом.
По сигналу все дети разбегаются (удар деревянными ложками, свисток либо бубен и т.д.),
По хлопку все жмут друг другу руки,
По топоту ног все друг друга обнимают,
По щелчку прижимаются друг к другу спинами.
3. Основная часть
Педагог-психолог: Тема нашего занятия - "Мои ощущения". Сегодня на занятии мы поговорим о том, зачем нам нужны ощущения и какими они бывают.
Что же такое ощущение, ребята? (Ответы детей)
Через какие органы мы можем что-либо ощущать? (Ответы детей)
Педагог-психолог: Ощущение – это результат того, что мы воспринимаем из окружающего мира.
Дети, у нас есть множество органов, через которые мы воспринимаем те или иные вещи. Например:
Если мы что-то воспринимаем через ухо, то это значит, что мы прислушиваемся.
Если мы что-то воспринимаем через глаза, то мы присматриваемся.
Если мы что-то воспринимаем через руки, то мы прикасаемся.
Если мы что-то воспринимаем через нос, то мы принюхиваемся.
Если что-то воспринимаем через язык, то мы пробуем на вкус.
Педагог-психолог: Теперь вы поняли ребята, что у нас очень много органов чувств, через которые мы познаем и ощущаем весь окружающий мир.
4. Практическая часть
Игра «Лаборатория чувств»
Педагог-психолог: Сейчас ребята, мы поиграем в игру в которой вам надо будет отгадать, что что за предметы мы изучаем, а нужно отгадывать предметы с помощью разных органов чувств. И в этом нам поможет наш помощник-Кубик ощущений (на основе кубика Блума).
Для данной игры необходимо 5 видов различных предметов (кусочки ваты по количеству детей, сдавленный чеснок в баночке, расческа, тяжелый предмет (например: связка ключей), мягкая игрушка и деревянная игрушка (для зрительного сравнительного анализа детей)
Педагог-психолог поочередно перед каждым заданием бросает кубик и дает указания детям в соответствии с выпавшим органом чувств.
- Если выпало ухо, то просим детей закрыть глаза и прислушаться к звуку и отгадать звук чего они слышат.
- Если выпала рука, то просим детей закрыть глаза и протянуть ладушку вперед, кладём на руки детей кусочки ваты и просим описать и отгадать предмет, который лежит у них в руках.
- Если выпала грань глаз, то показываем детям мягкую и деревянную игрушки и просим описать и сравнить данные предметы.
- Если выпал нос, то просим детей собраться в круг и закрыть глаза, затем в центре круга открываете баночку с чесноком и просите вдохнуть запах и отгадать содержимое баночки.
- Если выпала грань языка в целях безопасности не рекомендуется давать на вкус детям какие-либо вещи. Лучше обыграть ситуацию связав ее со взаимосвязью вкусовых ощущений и эмоций человека (Например: обыграть ощущения ребенка при помощи лимона. Дети попробуйте представить, что вы пробуете на вкус кусочек лимона, что вы ощущаете, представили ли вы какой лимон на вкус? И т.п.).
Беседа о взаимосвязи вкусовых ощущений и эмоций человека.
Педагог-психолог: Мы знаем, что на вкус многие вещи вызывают у нас разные эмоции, например, если мы выпьем слишком солёную воду или суп, но у нас на лице сразу появляются отрицательные эмоции, так ведь, ребята? (Ответы детей) Да, конечно, молодцы! Ну а если мы едим что-то вкусное и сладкое, то у нас в тот час же поднимается настроение и на лице проявляются положительные эмоции. Вы согласны со мной? (Ответы детей). Скажите пожалуйста какие положительные эмоции вы знаете? Назовите их пожалуйста.
Подвижная игра «Хорошее/плохое»
Детям нужно разделиться на 2 команды.
- Одной команде дается задание выбрать и отложить в сторонку все предметы вызывающие положительные эмоции и ощущения и оставить на столе только те предметы, которые вызывают отрицательные эмоции и ощущения.
- А другой команде дается то же задание, только наоборот, второй команде нужно оставить на столе только те вещи, которые вызывают положительные эмоции и ощущения.
Упражнение на релаксацию «Воздушные шарики».
Звучит спокойная музыка. Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают, и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик …(пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик …, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.
Игра-загадка «Таинственный мешочек»
В мешочек помещаются различные фигуры и предметы (геометрические фигуры, наборы фигурок животных), предметы разной структуры (вата, резиновые предметы, деревянные предметы, камень, грецкий орех и т.д.)
Дети по одному подходят и не смотря во внутрь мешочка на ощупь отгадывают что за предмет у них в руках.
Рефлексия
Спасибо дети за такое познавательное и интересное занятие.
Понравилось ли вам занятие? (Ответы детей)
Что вы поняли из сегодняшнего занятия? (Ответы детей)
Скажите, пожалуйста, что вам запомнилось и понравилось больше всего, чтобы вы хотели пройти еще раз? (Ответы детей)
Заключительное слово педагога
Педагог-психолог: Итак, дети, органы чувств помогают нам познавать окружающий мир, мы должны беречь «наших помощников» и ухаживать за нашими органами чувств. В знак благодарности за активную работу я вам вручаю значки знатоков чувств и ощущений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно-развивающего занятия психолога в старшей логопедической группе с применением утилиты "Несколько мышей" и с использованием лексичекой темы "Транспорт"
Одно занятие из цикла "Несколько мышей" в логопедической группе с использованием лексических тем, изучаемых в данный период....
Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей группе по программе "Уроки добра"по теме: "Физическая и душевная боль. Учимся понимать чувства другого человека"
В данном занятии представлен материал по ознакомлению старших дошкольников с понятиями "физическая и душевная боль", проблемные ситуации по решению конфликтов,этюды на выражение эмоций и чувств. Основ...
Коррекционно-развивающее занятие "Путешествие в страну чувств"
laquo;Путешествие в волшебную страну»Предлагаемое занятие рассчитано на работу с детьми 5-6 летФорма работы: подгрупповая (5-6 человек) ·...
Коррекционно-развивающее занятие "Путешествие в страну чувств"
Участники: дети старшего дошкольного возраста, имеющие нарушения эмоционально-волевой сферы. Цель занятия: совершенствование представлений об основных эмоциональных состояний....
Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Здравствуй, Зимушка-Зима!Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНРЗдравствуй, Зимушка-Зима!Цель: развивать навыки сотрудничества, доброжелательн...
Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога по развитию эмоционально-волевой сферы с детьми 5-7 лет по теме: «Музыкальное искусство зарождает наши чувства: в мире эмоций и звуков»»
Эмоционально-волевая сфера оказывает влияние на все познавательные процессы дошкольника. Именно эмоции и воля влияют на то, каким увидит окружающий мир ребенок и каким будет его восприя...
Конспект коррекционно-развивающего занятия "Наши органы чувств"
Конспект НОД по СБО для детей старшего дошкольноговозраста с нарушением зрения....