Составление визуального портфолио, как средство выявления индивидуальных особенностей детей с ОВЗ и форма работы в адаптационный период
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kiseleva_doklad.docx | 19.08 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №48 «Белочка»
Доклад выступления на сетевом сообществе воспитателей групп компенсирующей направленности
Городецкого муниципального округа Нижегородской области
на тему «Составление визуального портфолио, как средство выявления индивидуальных особенностей детей с ОВЗ и форма работы в адаптационный период»
Составила:
воспитатель
Киселева Наталья Александровна
г. Заволжье
19.03.2024 г.
Все дети разные, и каждый ребенок уникален.
Мы - взрослые можем обратить эту уникальность
во благо ребенка. Либо во вред.
Очень часто среди бытовых забот и необходимости воспитывать и контролировать, мы начинаем забывать, что ребенок – это отдельная самостоятельная личность с уникальным характером и набором качеств. И очень часто именно из-за этого многие дети страдают, ведь они не получают необходимое внимание, не учитываются особенности их личности и их желания. Ребенок, которого не понимают и не принимают, не бывает счастливым.
Почему для детей так важно принятие и понятие их уникальности?
Первый вопрос, который стоит себе задать – а разве это важно только для детей? Разве вам не нужно, чтобы вас принимали такими, какие вы есть, чтобы люди понимали ваши чувства и разделяли модель мышления, построенную на вашем уникальном опыте? Пусть у детей еще мало жизненного опыта, но они уже понимают мир и воспринимают его по-своему. И точно так же индивидуально они воспринимают родственников, родителей, ровесников: пока одни дети хотят быть в гуще игры, другим интереснее наблюдать со стороны, пока одни кидают мяч, другие читают взахлеб книги. И никого из них это не делает плохим или неправильным ребенком – это просто проявление их индивидуальности. И, если ее не принимать, ребенок будет чувствовать себя неполноценным, чужим, плохим, ведь все вокруг хорошие, а он – нет. Это сильная психологическая травма.
Поэтому, когда дети приходят в нашу группу, мы стараемся раскрыть индивидуальность каждого ребенка, его особенности, «изюминки».
Адаптация к изменяющимся социально-психологическим условиям часто протекает достаточно сложно. Новые коллектив, а также условия, к которым нужно приспособится, нередко сопровождается переживаниями, дискомфортом, снижением активности и даже ухудшением здоровья. Нередко ребенок долго не может адаптироваться к новым сложившимся условиям, что ведёт к асоциальному поведению, невротическим реакциям и другим проявлениям дезадаптации.
Тяжелые нарушения речи создают трудности не только в сфере межличностных отношений, но и в развитии познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, в овладении программным содержанием дошкольного учреждения. Указанные особенности развития приводят к социальной дезадаптированности детей данной категории.
Дети с общим недоразвитием речи имеют низкий уровень развития взаимоотношений с окружающими людьми, а также низкий уровень развития самооценки.
Поэтому, для нас, так важно поддержать каждого ребенка, выделить и подчеркнуть все то, чем он уникален, непохож на других детей, помочь раскрыться и повысить самооценку.
А как это сделать? Показать окружающим, а зачастую и самому себе, какой он интересный, талантливый и неповторимый.
Для этого, в сентябре, мы практикуем такую форму работы с детьми ОВЗ, как визуальное портфолио. В этом году мы предложили презентовать его в виде цветочной поляны. Где каждый цветок - это наш ребенок. И как не бывает в природе двух одинаковых цветов, так и наши «цветочки» разные, неповторимые и, самое главное, очень красивые.
Серединка цветочка – это автопортрет, как ребенок видит себя. Мы проговорили, что у каждого из детей свой цвет глаз, волос, различные прически, строение губ и носа. Рассмотрели семейные фотографии, вместе с родителями изготовили альбом «Мое семейное дерево» отметив, что в каждой семье есть какие-либо особенности, по которым они отличаются от других семей (кудрявые волосы, карие глаза, веснушки и т.д.) и традиции.
Так как на начало учебного года, навыки рисования у детей были недостаточно сформированы, то мы предложили автопортрет создать путем аппликативного изображения.
Каждый лепесток этого цветка обозначал, то, что любит ребенок (любимое блюдо, животное, время года, сказка).
Вместе с родителями мы оформили книгу семейных рецептов «Наши любимые блюда». Собрали картотеку игр «Как мы играем летом (осенью, весной, зимой)». Организовали фотовыставку «Мое любимое животное».
Один из лепестков обозначал первую букву имени ребёнка. Ребенку предлагалось ее украсить по своему желанию. Впоследствии, эти буквы использовались нами для игры «Солнышко» на семейном празднике «По страницам семейного альбома».
Для повышения эффективности коррекционной работы наравне с традиционными методами мы использовали современные технологии и нетрадиционные методы. Учитывали ведущий вид деятельности - игру.
Предлагаю остановиться на игровом приеме, который заинтересовал нас своей универсальностью, а также возможностью применения в любой форме организации образовательной деятельности. Его удобно систематически использовать при тематическом планировании. Разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом, приём так и называется "Кубик Блума". Простая на первый взгляд игра помогает не только запомнить, но и проанализировать, прочувствовать и понять материал.
Использование кубика Блума помогает развитию связной речи у детей с ОНР, а также мышления, внимания, памяти.
С помощью кубика мы проработали все лепестки нашего цветочка, каждый ребенок, смог без особых проблем составить рассказ о себе на групповой презентации «Давайте познакомимся - это Я».
Работая над визуальным портфолио, мы выявляем особенности индивидуального развития у детей изобразительных навыков, «пробелы» в познании окружающего мира, особенности коммуникативного, познавательного и речевого развития. Это даёт возможность для постановки задач коррекционной работы как индивидуальных, так и групповых. Так, например, была выявлена одна из серьезных проблем. Оказалось, что наши дети знали очень мало сказок. Была поставлена педагогическая цель: продумать дополнительные формы работы по ознакомлению с художественной литературой.
Поиски инновационных форм и методов работы с детьми натолкнули нас на идею проведения данной работы в рамках проектной деятельности. Родители стали нашими «союзниками». Мы хотели возродить в семьях традицию семейного чтения. В ходе реализации детско-родительского проекта «В мире сказок», нами была опробована такая технология, как буктрейлер. Родители и дети имели возможность снять небольшой видео ролик, рекламирующий их любимую книгу.
Цель буктрейлера - рассказать о книге, заинтересовать, чтобы вызвать желание прочитать данное произведение. Буктрейлер может отражать атмосферу и жанр книги, рассказывать о ее сюжете или героях, содержать цитаты и комментарии автора. Продолжительность ролика от 1 до 3 минут (чем короче, тем лучше).
Для начала необходимо определиться с темой, о чем будет ваш буктрейлер (сюжет, проблема или герой)?
Далее продумать содержание и раскадровку будущего видео (композиция и логика повествования).
Необходимо подумать, какие эмоции должна вызывать книга у читателя. Желательно, чтобы видео было выдержано в едином стиле и цветовой палитре. Предлагаем вам посмотреть наиболее удачные работы.
Просмотр видео роликов.
Одна из основных задач в группе ОНР - помочь детям в освоении разговорной речи, родного языка. Для ее решения мы использовали дидактический комплект "Бабушкины сказки". Это уникальное пособие - собрание народной мудрости. После прочтения текста сказки мы с детьми отвечаем на непростые вопросы по содержанию, выполняем задания на карточках, обсуждаем ценность (главную идею, мудрость) русской народной сказки. В свободное время, лепим, рисуем и конструируем сказочных персонажей.
Комплексный демонстрационный материал "Бабушкины сказки" включает в себя два взаимосвязанных альбома, состоящих из 32 русских сказок.
Сказки объединены едиными концептами (взаимопомощь, дружба, доверие, труд, дом, гостеприимство, ум, доброта).
Использование визуального портфолио в группе компенсирующей направленности позволяет сократить процесс адаптации, а также в кратчайшие сроки выявить индивидуальные особенности воспитанников и наметить перспективы в педагогической работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста.
Консультация для воспитателей "Здравствуй детский сад"....
круглый стол «Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста»
Цель: повышать профессиональную компетентность педагогов ДОУ в организации воспитательно-образовательного процесса в адаптационный период с детьми раннего возраста....
Статья "Особенности работы воспитателя адаптационный период"
Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно, что поступление малышей в детский сад – трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым условиям. Малыши тяжело п...
Проект в группе раннего возраста "Использование малых форм фольклора в адаптационный период"
Приведены материалы, игры, песенки, потешки для сглаживания адаптационного периода у детей...
Статья. Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста
Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста...
Пакет диагностического инструментария для выявления индивидуальных особенностей первого года жизни ребенка с учетом педагогических, психологических и правовых аспектов.
Особенностью детей первого года жизни является большая зависимость от воздействия взрослого человека. Общение со взрослым - необходимая потребность детей уже в первые месяцы жизни. Именно в процессе э...
Влияние индивидуальных особенностей детей на планирование коррекционно-развивающей работы с дошкольниками
В данной статье рассмотрены условия для достижения детьми дошкольного возраста своего уровня актуального развития. Сделан акцент на игре как ключевом факторе психолого-педагогической коррекции. Предло...