Консультация «Учет индивидуальных особенностей детей в планировании образовательного процесса»
консультация по теме
Данная консультация может быть использована в методической работе по обучению педагогов планированию в контексте ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 20.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Учет индивидуальных особенностей детей в планировании образовательного процесса»
ФГОС ДО предполагает ориентиры, по которым можно проектировать индивидуализацию образовательного процесса. В психолого- педагогических условиях ФГОС ДО определены линии индивидуализации, обеспечивающие «уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формированию и поддержке их позитивной самоценности, уверенности в собственных возможностях и способностях».
Понимание термина индивидуализация не должно сводится к термину «индивидуальная работа». Данные понятия тесно связаны, но не идентичны. В современных источниках термин «индивидуализация образования» трактуется как создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей детей; совместная деятельность воспитателя и ребенка на всех этапах образовательного процесса, при котором учитываются индивидуальные особенности детей, уровень их возможностей.
Индивидуализация предполагает не только учет проблем и трудностей ребенка, но и особые достижения и успехи.
Основанием для содержания индивидуализации и реализации индивидуально- дифференцированного подхода могут стать разные аспекты:
Основание для проектирования индивидуально- ориентированного подхода | Проявления |
Темпы освоения содержания | |
Группа детей с проблемами развития Группа детей с опережающим развитием | Различия в уровнях усвоения, темпе освоения |
Пол ребенка | |
Мальчики, девочки | Различия в темпе работы, предпочтениях |
Полушарная асимметрия | |
Левши, правши, смешанный тип | Левши (правополушарные) более интуитивное, целостное восприятие, эмоционально- образное мышление, пространственное мышление Правши (левополушарные): аналитичное рациональное, знаковое мышление |
Тип темперамента | |
Сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики | Скоростные характеристики понимания и усвоения материала, особенности эмоционального проявления (в процессе деятельности, оценке результата и пр.) |
Состояние здоровья | |
Норма ЧБД Дети с хроническими заболеваниями | Группа здоровья, родовые тавмы , заболевания, предрасположенность к заболеваниям |
Данные социометрии | |
Звезды Предпочитаемые отверженные | Группы детей, особенности самооценки, особенности контактов со сверстниками и взрослыми |
Особенности восприятия информации | |
Аудиалы - восприятие звука Восприятие звука аудиалом — первично. К этому типу относятся те, кто лучше всего воспринимает информацию на слух. Такие люди плохо запоминают лица, предметы, но очень легко — звуки, голоса людей. Для аудиала достаточно услышать звук, и он надолго запомнит его. Очень часто аудиалы характеризуются яркой, эмоциональной речью, их разговор «живой», в их речи много звуков в виде восклицаний и даже криков, часто встречаются такие слова, как «тихий», «звучать», «громкий», «кричать», «послушай» и т.д. Аудиалы любят слушать музыку, напевать что-нибудь вслух. При разговоре с собеседником они стараются находиться ближе к оппоненту, чтобы лучше услышать интонацию. Визуалы: восприятие зрения Для визуала восприятие зрения является первостепенным. Эти люди лучше всего воспринимают информацию, полученную с помощью зрения, т.е. визуально. Их восприятие мира опирается на зрительные образы. Зрительная память у визуалов развита очень хорошо. При разговоре они стараются держать дистанцию с собеседником, чтобы иметь возможность разглядеть его внешний вид, черты лица, одежду. В своих речевых оборотах визуалы очень часто используют слова «взгляни», «яркий», «отчетливо», «видеть», «посмотри», «я вижу». Будучи в помещении, где много людей, визуал старается выбрать такое место, с которого он смог бы видеть как можно больше. Ему очень важно, как выглядит он сам и окружающие его люди. Кинестетики - основное получение информации происходит через ощущения. Для них важны прикосновения, телесные ощущения, движения. Мышечная память у кинестетиков очень хорошо развита. Это помогает им запоминать разные двигательные действия, что необходимо, например, при обучении плаванию, катанию на велосипеде. При общении кинестетик подходит ближе, для того чтобы у него была возможность прикоснуться к собеседнику. Кинестетику важно иметь вокруг себя много свободного пространства | Особенности сенсорного канала информации, предпочтение в тематике, более легкое освоение содержания при использовании комплементарного (взаимодополняющего) канала его получения |
Интересы, склонности детей | |
Хобби, увлечения познавательного, эстетического, игрового характера | Группы детей по интересам |
Так же стандарт предполагает «предоставление возможностей выбора материалов, видов активности и общения». С целью оптимизации социальных контактов ребенка со взрослыми и сверстниками целесообразно использовать ситуации позитивного общения, формирование и развитие групповых традиций (пр.: застенчивому ребенку предлагается ведущая роль в игре или спектакле; традиция групповых выставок, на которые ребенок сам выбирает поделки; в старшем дошкольном возрасте составление визиток- плакатов о себе; игры по типу «Минута славы» и пр.)
С целью преодоления ребенком трудностей в освоении образовательного содержания важно использовать ситуации практикования: увеличенное число или разная степень сложности игр, заданий, поручений.
С целью поддержки детских интересов, способностей и творчества создаются условия для культурных практик в разных видах деятельности (коллекционирование, рукоделье и пр.) в разных центрах социальной активности.
Методическая линия в планировании отражает формы включения индивидуальной и дифференцированной работы в календарном планировании.
Для эффективности работы в ряде случаев возможно построение индивидуальной образовательной траектории (ИОТ), которая предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а так же разработанный способ его реализации (технологии реализации образовательного процесса).
Индивидуальный образовательный маршрут определяется как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа и основывается на образовательных потребностях воспитанника.
ИОТ разрабатываются для детей с особыми образовательными потребностями:
-испытывающих затруднения в освоении содержания основной образовательной программы
- с ОВЗ, инвалидов
-проявляющих склонность к определенному виду деятельности
-проживающих в особой социальной ситуации (семьи эмигрантов, проблемные семьи, принадлежащих к разным религиозным обществам)
Однако, если планирование индивидуальной работы является обязательным, то формирование ИОТ является рекомендованной. Ее форма может быть разной в зависимости от решаемых задач.
Алгоритм разработки ИОТ:
1.коллегиальное определение детей с особыми образовательными потребностями (на основании данных мониторинга).
2.в ходе обсуждения мониторинга определяются проблемные области в развитии ребенка, определяются области успеха на которые можно опереться в дальнейшей работе. Результаты заносятся в «Индивидуальную карту развития ребенка», которая состоит из разделов:
-диагностический паспорт
-индивидуального образовательного маршрута
В разработке и реализации ИОТ обязательное участие принимают родители. Они сообщают педагогам динамику развития ребенка.
«Диагностический паспорт»
Проблемные зоны развития | Достижения и успехи | Данные для дополнительного диагностического уточнения | Итоговые данные |
Выводы: направления и задачи педагогического взаимодействия с ребенком |
«Индивидуальный образовательный маршрут»
Задачи | Содержание работы специалиста | Условия сопровождения ребенка в деятельности | Коррекция ИОТ, итоги реализации |
Могут быть организованы по ОО, проблемам развития | Система форм организации взаимодействия с ребенком (конкретные игры, упражнения с дальнейшим усложнением) | Наиболее эффективные и результативные методы и приемы взаимодействия с конкретным ребенком | Фиксируется успешность реализации поставленных задач, вносится необходимая коррекция. |
Методические рекомендации, на которые необходимо опираться реализуя принцип индивидуализации и дифференциации при планировании образовательного процесса:
-признание и уважение права ребенка быть уникальным (единственным, не таким как все)
-гармоничное включения каждого ребенка по мере его опыта, способностей, интересов в общее дело
-проектирование индивидуализации на различных уровнях, с ориентировкой не только на трудности ребенка, но и на его достижения
-учет разных оснований для проектирования индивидуально- дифференцированного подхода
-учет своеобразия индивидуальных проявлений детей
-гибкость и постоянство в процессе осуществления индивидуализации
-единство взглядов на проблему
Литература:
«Планирование образовательного процесса дошкольной организации: современные подходы и технология» А.М.Вербенец, О.Н.Сомкова, О.В.Солнцева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учет индивидуальных особенностей детей в планировании образовательного процесса.
Проблема индивидуализации обучения много аспектная как в теоретическом, так и в практическом планах и крайне противоречива в попытках ее разрешения. Известно, что эффективным является то обучение, при...
Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения
Основное содержание деятельности учителя-дефектолога реализуется в следующих направлениях работы, обеспечивающих комплексный подход к ее организации: диагностическое и коррекционное. Помимо традиционн...
3.1.Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения.
1. Индивидуально-образовательный маршрут 2022-2023уч.г.(см. ниже)2. Индивидуально-образовательный маршрут 2023-2024уч.г.(см. ниже)3. Количественный мониторинг общего и речевого развития дете...
Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения
Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения...
Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения
Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения...
Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения
Учет индивидуальных особенностей у детей дошкольного возраста...
Учет индивидуальных особенностей, обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения
Выявление развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности...