Эмоциональный интеллект ребенка дошкольного возраста.
консультация по психологии (старшая группа)

Максакова Дарья Константиновна

Эмоциональный интеллект ребенка дошкольного возраста.

Согласны вы с тем, что эмоции управляют миром?  Так и есть: все ключевые моменты жизни сопровождают яркие и сильные эмоции: день рождение, первый снег, красивый торт, важный экзамен, огромный подарок, свадьба, рождение детей и т.д. Также как и  негативные события - вызывают яркие эмоции. Так они управляют нашим миром.

И, еще нашим разумом – вряд ли мы когда то их забудем. Но есть один важный секрет: эмоциями можно и нужно управлять! Из обычного события можно сделать яркое и необычное. Если съесть апельсин,  хорошо прочувствовав, и распробовав его вкус, текстуру, сочность, кислость, аромат, яркий цвет! А еще если спеть песню от души – выложившись полностью, неважно кто слышит, то есть вероятность полностью изменить свой день!

Таким образом, вы управляете эмоциями, а не они вами!

Очень важно осознавать, понимать, распознавать и управлять своими эмоциями, а также понимать, что происходит с другим человеком и, особенно, с ребенком. Все это включает в себя эмоциональный интеллект.

Эмоциональный интеллект – является ключевым мягким навыком современного человека и современного родителя.

У ребенка дошкольного возраста эмоциональный интеллект, как и все другие навыки, находится в стадии развития. Именно поэтому важно сейчас начать развивать его.

Развивать эмоциональный интеллект ребенка необходимо начинать с себя (родителя). Тут как в самолете: Сначала кислородную маску на себя и только потом на ребенка.

Начинать стоит с практик осознанности: Что сейчас происходит? Что сейчас чувствую я?  На каком уровне по 10 бальной шкале у меня сейчас эта эмоция? Что сейчас мне не хватает? Чем я могу помочь себе?

После этих практик с собой можно переходить к ребенку. Задавать те же самые вопросы. Использовать историю своего детства: рассказать о себе в подобных ситуациях, что вы чувствовали, что хотелось получить, как справились.

Практика «Комендантский час». Все люди имеют право побыть одни, и общаться с людьми и теми с кем хочется. Но каждый имеет свой ресурс на общение. Поэтому пусть у каждого члена семьи будет право объявить комендантский час в какой-нибудь комнате: никто к нему не заходит, не отвлекает, не предлагает поиграть. Примерно получаса обычно хватает, чтобы полностью восстановиться и снова выйти «в люди». Если ребенку нужно больше — ничего страшного. Не тревожьте его, нужно подождать, пока он сам выйдет из комнаты.

ПОЖАЛУЙСТА, НЕ БЕСПОКОИТЬ! В сфере личных границ и сложных эмоций отлично работают таблички на дверь, их можно нарисовать сколько угодно под каждое настроение: «Я устал», «Я грустный, заходите меня по[1]жалеть», «Не влезай — укушу», «Занят делом, не беспокоить», «Зайдите и пожалейте меня кто-нибудь», «Ушел в себя, вернусь к обеду» и т. д. Если на каждой табличке нарисовать нужный смайлик, а потом еще подумать о том, какие цвета лучше всего отражают то или иное настроение, можно сказать, вы уже начали прицельную работу над эмоциональным интеллектом ребенка.

ТЕЛЕСНЫЕ ИМПРОВИЗАЦИИ. Постарайтесь создать традиции совместных телесных практик: можно танцевать всем вместе, гулять всей семьей, а лучше всего — про[1]сто валяться вместе на диване, находя удобные положения, придумывая, как повиснуть на маме, чтобы она не уронила малыша, как обеспечить папе доступ к обоим детям, как поделить папины и мамины руки и спины, чтобы всем было тепло и приятно. Это тот самый случай, когда совместная возня — очень важное дело, ради которого можно и посуду не помыть, и на прогулку выйти чуть попозже.

ЗЕРКАЛО

 Всякий раз, когда приносите ребенка в ванную или проносите мимо зеркала в прихожей, предлагайте ему посмотреть на себя и называйте его эмоции. Смотри, какая Маша сердитая у нас! Сегодня Сережа грустный, заплаканный…Какая веселая Варенька, какой нежный Митя. Попробуйте подражать ему: слегка хмурьте брови, если малыш нахмурен, улыбайтесь, если он улыбается. Все это поможет ребенку лучше сориентироваться в своих чувствах. А затем, после того как вы повторили выражение лица ребенка, можно немного скорректировать эмоцию: расслабить лицо, чтобы ваши брови разгладились, — и ребенок повторит за вами это движение. Его лицо тоже расслабится, и мозг получит сигнал о том, что все не так уж плохо.

АКТИЛЬНЫЕ ИГРЫ Продолжаем развивать чувственный опыт малыша. Не убирайте далеко гремелки, стучалки, шуршалки, с которыми играли до года. Теперь занятия с ними можно развить до полноценной игры, можно даже начать ставить небольшие сенсорные эксперименты.

• Что как звучит? Дайте малышу несколько нехитрых инструментов, например маленький маракас, деревянный мо[1]лоточек и пластиковую палочку. Предложите постучать по спинке кровати, по подушке, по игрушке — сначала одним инструментом, затем другим и третьим. Какой звук вызвал больше всего радости? Чем захотелось постучать еще? Если с каким-то из предметов малыш начнет носиться по всему дому и стучать по всему, что ему встретится, — поздравляем, вы нашли отличную тактильную точку.

• Грустный звук— веселый звук. Попробуйте постучать пластиковой палочкой от коктейля по стеклянному стакану. Похоже, что он плачет, правда? А если постучать по металлической решетке — она засмеется, как будто ей щекотно. А унитаз, может быть, и разозлится, и водой начнет журчать ни с того ни с сего. Попробуйте пофантазировать вместе с ребенком о том, какие эмоции вызывает каждый звук у предмета, — и отыграйте эти эмоции вместе. Покажите, как можно плакать, как смеяться, как грустить и сердиться.

• Контрасты. Заведите несколько корзинок и коробок, где будут лежать разные предметы одного типа. Например, в одну коробочку можно положить кусочек грубой бечевки, резинку для волос, шелковую ленту, бархатный лоскут и кусок жесткого кружева. Игра будет состоять в том, чтобы открыть коробку и по очереди вынуть из нее все эти предметы. Другой вариант: сложите в одну корзинку деревянный шарик, резиновый  легкий мяч, маленький тяжелый «попрыгунчик» и настоящий футбольный мяч. Можно попробовать взять в руки каждый шар, покатать его по полу, бросить на кровать — полетит по[1]разному, отпрыгнет или просто застрянет.

• Переливашки. Приготовьте несколько пластиковых формочек и ведерок разной емкости и наполните одну из них водой. Дальше — переливаем из одной емкости в другую, замечаем, что где-то уровень воды выше, где-то ниже, для какого-то ведерка воды вообще оказывается слишком много, и она немного переливается на пол или на стол… Вода умеет и капать, и литься, и крутиться маленьким водоворотом на дне ведра. Малыш очень быстро научится вслед за вами обращаться с водой и получать удовольствие от ее метаморфоз.

• Оркестр настроения. Если раньше вы не экспериментировали с музыкальными инструментами, сейчас самое время начать. Самые удобные — трещотки, ксилофоны, калимбы, дудочки и свистульки. Звучите по очереди каждым инструментом и постарайтесь распознать настроение получившегося звука. Эта свистулька — грустит, а ксилофон явно на кого-то злится, а трещотка очень волнуется и поэтому так суетливо шаркает. Если вы играете на пианино, давайте ребенку послушать простейшие интервалы — терции, сексты, мажорные и минорные трезвучия, резкие тритоны. Дети очень восприимчивы к музыке и легко находят через звуки дорогу к собственным переживаниям.

 Техники и  приемы взяты из книги В.Шиманской Эмоциональный интеллект для детей и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnyy_intellekt.docx17.1 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональный интеллект ребенка дошкольного возраста.

Согласны вы с тем, что эмоции управляют миром?  Так и есть: все ключевые моменты жизни сопровождают яркие и сильные эмоции: день рождение, первый снег, красивый торт, важный экзамен, огромный подарок, свадьба, рождение детей и т.д. Также как и  негативные события - вызывают яркие эмоции. Так они управляют нашим миром.

И, еще нашим разумом – вряд ли мы когда то их забудем. Но есть один важный секрет: эмоциями можно и нужно управлять! Из обычного события можно сделать яркое и необычное. Если съесть апельсин,  хорошо прочувствовав, и распробовав его вкус, текстуру, сочность, кислость, аромат, яркий цвет! А еще если спеть песню от души – выложившись полностью, неважно кто слышит, то есть вероятность полностью изменить свой день!

Таким образом, вы управляете эмоциями, а не они вами!

Очень важно осознавать, понимать, распознавать и управлять своими эмоциями, а также понимать, что происходит с другим человеком и, особенно, с ребенком. Все это включает в себя эмоциональный интеллект.

Эмоциональный интеллект – является ключевым мягким навыком современного человека и современного родителя.

У ребенка дошкольного возраста эмоциональный интеллект, как и все другие навыки, находится в стадии развития. Именно поэтому важно сейчас начать развивать его.

Развивать эмоциональный интеллект ребенка необходимо начинать с себя (родителя). Тут как в самолете: Сначала кислородную маску на себя и только потом на ребенка.

Начинать стоит с практик осознанности: Что сейчас происходит? Что сейчас чувствую я?  На каком уровне по 10 бальной шкале у меня сейчас эта эмоция? Что сейчас мне не хватает? Чем я могу помочь себе?

После этих практик с собой можно переходить к ребенку. Задавать те же самые вопросы. Использовать историю своего детства: рассказать о себе в подобных ситуациях, что вы чувствовали, что хотелось получить, как справились.

Практика «Комендантский час». Все люди имеют право побыть одни, и общаться с людьми и теми с кем хочется. Но каждый имеет свой ресурс на общение. Поэтому пусть у каждого члена семьи будет право объявить комендантский час в какой-нибудь комнате: никто к нему не заходит, не отвлекает, не предлагает поиграть. Примерно получаса обычно хватает, чтобы полностью восстановиться и снова выйти «в люди». Если ребенку нужно больше — ничего страшного. Не тревожьте его, нужно подождать, пока он сам выйдет из комнаты.

ПОЖАЛУЙСТА, НЕ БЕСПОКОИТЬ! В сфере личных границ и сложных эмоций отлично работают таблички на дверь, их можно нарисовать сколько угодно под каждое настроение: «Я устал», «Я грустный, заходите меня пожалеть», «Не влезай — укушу», «Занят делом, не беспокоить», «Зайдите и пожалейте меня кто-нибудь», «Ушел в себя, вернусь к обеду» и т. д. Если на каждой табличке нарисовать нужный смайлик, а потом еще подумать о том, какие цвета лучше всего отражают то или иное настроение, можно сказать, вы уже начали прицельную работу над эмоциональным интеллектом ребенка.

ТЕЛЕСНЫЕ ИМПРОВИЗАЦИИ. Постарайтесь создать традиции совместных телесных практик: можно танцевать всем вместе, гулять всей семьей, а лучше всего — просто валяться вместе на диване, находя удобные положения, придумывая, как повиснуть на маме, чтобы она не уронила малыша, как обеспечить папе доступ к обоим детям, как поделить папины и мамины руки и спины, чтобы всем было тепло и приятно. Это тот самый случай, когда совместная возня — очень важное дело, ради которого можно и посуду не помыть, и на прогулку выйти чуть попозже.

ЗЕРКАЛО

 Всякий раз, когда приносите ребенка в ванную или проносите мимо зеркала в прихожей, предлагайте ему посмотреть на себя и называйте его эмоции. Смотри, какая Маша сердитая у нас! Сегодня Сережа грустный, заплаканный…Какая веселая Варенька, какой нежный Митя. Попробуйте подражать ему: слегка хмурьте брови, если малыш нахмурен, улыбайтесь, если он улыбается. Все это поможет ребенку лучше сориентироваться в своих чувствах. А затем, после того как вы повторили выражение лица ребенка, можно немного скорректировать эмоцию: расслабить лицо, чтобы ваши брови разгладились, — и ребенок повторит за вами это движение. Его лицо тоже расслабится, и мозг получит сигнал о том, что все не так уж плохо.

АКТИЛЬНЫЕ ИГРЫ Продолжаем развивать чувственный опыт малыша. Не убирайте далеко гремелки, стучалки, шуршалки, с которыми играли до года. Теперь занятия с ними можно развить до полноценной игры, можно даже начать ставить небольшие сенсорные эксперименты.

• Что как звучит? Дайте малышу несколько нехитрых инструментов, например маленький маракас, деревянный молоточек и пластиковую палочку. Предложите постучать по спинке кровати, по подушке, по игрушке — сначала одним инструментом, затем другим и третьим. Какой звук вызвал больше всего радости? Чем захотелось постучать еще? Если с каким-то из предметов малыш начнет носиться по всему дому и стучать по всему, что ему встретится, — поздравляем, вы нашли отличную тактильную точку.

• Грустный звук— веселый звук. Попробуйте постучать пластиковой палочкой от коктейля по стеклянному стакану. Похоже, что он плачет, правда? А если постучать по металлической решетке — она засмеется, как будто ей щекотно. А унитаз, может быть, и разозлится, и водой начнет журчать ни с того ни с сего. Попробуйте пофантазировать вместе с ребенком о том, какие эмоции вызывает каждый звук у предмета, — и отыграйте эти эмоции вместе. Покажите, как можно плакать, как смеяться, как грустить и сердиться.

• Контрасты. Заведите несколько корзинок и коробок, где будут лежать разные предметы одного типа. Например, в одну коробочку можно положить кусочек грубой бечевки, резинку для волос, шелковую ленту, бархатный лоскут и кусок жесткого кружева. Игра будет состоять в том, чтобы открыть коробку и по очереди вынуть из нее все эти предметы. Другой вариант: сложите в одну корзинку деревянный шарик, резиновый  легкий мяч, маленький тяжелый «попрыгунчик» и настоящий футбольный мяч. Можно попробовать взять в руки каждый шар, покатать его по полу, бросить на кровать — полетит поразному, отпрыгнет или просто застрянет.

• Переливашки. Приготовьте несколько пластиковых формочек и ведерок разной емкости и наполните одну из них водой. Дальше — переливаем из одной емкости в другую, замечаем, что где-то уровень воды выше, где-то ниже, для какого-то ведерка воды вообще оказывается слишком много, и она немного переливается на пол или на стол… Вода умеет и капать, и литься, и крутиться маленьким водоворотом на дне ведра. Малыш очень быстро научится вслед за вами обращаться с водой и получать удовольствие от ее метаморфоз.

• Оркестр настроения. Если раньше вы не экспериментировали с музыкальными инструментами, сейчас самое время начать. Самые удобные — трещотки, ксилофоны, калимбы, дудочки и свистульки. Звучите по очереди каждым инструментом и постарайтесь распознать настроение получившегося звука. Эта свистулька — грустит, а ксилофон явно на кого-то злится, а трещотка очень волнуется и поэтому так суетливо шаркает. Если вы играете на пианино, давайте ребенку послушать простейшие интервалы — терции, сексты, мажорные и минорные трезвучия, резкие тритоны. Дети очень восприимчивы к музыке и легко находят через звуки дорогу к собственным переживаниям.

 Техники и  приемы взяты из книги В.Шиманской Эмоциональный интеллект для детей и родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СИСТЕМА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемыАнализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.Формулиро...

Система развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста "В сказочной стране эмоций"

Возраст целевой группы: 4 – 5 летЦель пособия: Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.Задачи пособия:- закрепление знаний детей об эмоциональных состояниях;- активизация словаря эмоциональн...

Система развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.

Современный этап развития российского общества характеризуется глубокими изменениями в различных сферах.Серьезные изменения в общественной жизни вызывают необходимость преобразования основных со...

Информация для родителей "Развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте"

Все родители хотят видеть своих детей реализованными и успешными. Знаете ли вы, что если пару десятков лет назад во главу угла ставился интеллект, уровень образования и наличие максимального количеств...

Консультация для педагогов на тему: Эмоциональный интеллект детей дошкольного возраста.

В настоящее время проблема изучения связи  чувств и разума , эмоционального и рационального , их взаимодействия и взаимовлияния вызывает к себе всем больший интерес и приобретает особую актуально...

Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Раскрытие понятий "эмоции" и "эмоциональный интеллект", особенности развития эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте....

Формирование эмоционального интеллекта ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия семьи и детского сада

Сегодня в педагогике все чаще можно встретить такое понятие, как эмоциональный интеллект. Теория эмо­ционального интеллекта сформировалась достаточно не­давно, но с каждым годом ей уделяется в...