Формирование эмоционального интеллекта ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия семьи и детского сада
статья (младшая, средняя, старшая группа)

Ластовская Галина Семеновна

Сегодня в педагогике все чаще можно встретить такое понятие, как эмоциональный интеллект. Теория эмо­ционального интеллекта сформировалась достаточно не­давно, но с каждым годом ей уделяется все больше вни­мания со стороны психологов и педагогов.

Первоначально эмоции и интеллект рассматривались, как отдельные явления, однако осознавалась их взаимо­связь и взаимозависимость. 

К эмоциональному интеллекту относятся способности понимания эмоций,  умение применять в практической дея­тельности, умение регулировать эмоции.

Эмоциональный интел­лект выступает параллельной формой рационального познания, то есть когнитивного интеллекта. С помощью эмоций индивид получает информацию, относящуюся к невербальному каналу общения. Невербальный канал, в свою очередь, несет более половины информации о со­беседнике, особенностях ситуации общения.Эмоции для дошкольника являются основой адаптации и социа­лизации в обществе, так как для полноценной жизни че­ловеку важно понимать чувства другого — взрослого или ребенка, проявляя эмпатию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_03_maya.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование эмоционального интеллекта ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия семьи и детского сада

Сегодня в педагогике все чаще можно встретить такое понятие, как эмоциональный интеллект. Теория эмоционального интеллекта сформировалась достаточно недавно, но с каждым годом ей уделяется все больше внимания со стороны психологов и педагогов.

Первоначально эмоции и интеллект рассматривались, как отдельные явления, однако осознавалась их взаимосвязь и взаимозависимость.

В отечественной педагогике изучением развития эмоционального интеллекта занимались Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др. Л. С. Выготский писал: «Как известно, отрыв интеллектуальной стороны нашего сознания от его аффективной, волевой стороны представляет один из основных и коренных пороков всей традиционной психологии. Мышление при этом неизбежно превращается в автономное течение себя мыслящих мыслей, оно отрывается от всей полноты живой жизни».

К эмоциональному интеллекту относятся способности понимания эмоций,  умение применять в практической деятельности, умение регулировать эмоции.

Эмоциональный интеллект выступает параллельной формой рационального познания, то есть когнитивного интеллекта. С помощью эмоций индивид получает информацию, относящуюся к невербальному каналу общения. Невербальный канал, в свою очередь, несет более половины информации о собеседнике, особенностях ситуации общения.

В научных исследованиях описывают следующую структуру эмоционального интеллекта:

— коммуникативный уровень

— гностический уровень

— эвристический уровень.

В качестве основы эмоционального интеллекта психолог Питер  Саловей выделяет пять составляющих:

— знать свои эмоции;

— управлять эмоциями;

— мотивировать самого себя;

— распознавать чувства других людей;

— поддерживать взаимоотношения.

Эмоции — это основное звено в жизни ребенка-дошкольника. В содержании ФГОС ДО отражается важность развития эмоционального интеллекта, отзывчивости и сопереживания дошкольников. Эмоции для дошкольника являются основой адаптации и социализации в обществе, так как для полноценной жизни человеку важно понимать чувства другого — взрослого или ребенка, проявляя эмпатию.

Развитие эмоционального интеллекта дошкольников связано с психофизиологическими процессами, протекающими в этот период.

Ребенок-дошкольник, как личность, находится в постоянном процессе развития, становления, созревания. К трем годам ребенок уже имеет достаточное знание о себе. Он осознает себя в пространстве, понимает гендерную принадлежность, стремится к признанию окружающих его людей — взрослых и сверстников. У дошкольника формируется чувство собственного достоинства, а также интерес и осознание собственных достижений.

Активность ребенка в этот период способствует быстрому росту и физическому развитию. Дети дошкольного возраста неутомимы. Однако им необходима частая смена деятельности, так как внимание не концентрировано, а память направлена не на запоминание, а на узнавание.

Стремительно развивается и речевая сфера ребенка. Ребенок быстро запоминает новые слова, четверостишия. С взрослением слова ребенка складываются в логические словесные цепочки, с помощью которых он выражает потребности.

Особенную роль играет становление эмоциональной сферы. Дошкольники подвержены перепадам настроения. Дети предпочитают общество сверстников, так как общение с ними более эмоциональное. Эмоции помогают ребенку воспринимать действительность, реагировать на нее, выражать реакции на свои действия и действия других.

Развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте очень значимо. Успешность развития эмоционального интеллекта зависит от участия и включенности в этот процесс   взрослого. Особая важность участия взрослого в развитии эмоционального интеллекта состоит в том, что ребенок способен интуитивно усваивать определенные знания и приемы овладения эмоциями в ходе общения. Взрослый демонстрирует модели поведения, предъявляет требования, а также выполняет их, оценивает поступки.

Дети воспринимают взрослого как образец поведения, общения, выражения и контроля эмоциональных состояний.

Общение ребенка со взрослым является условием для его психического и личностного становления. Для дошкольника взрослый — носитель знаний, опыта, эксперт в освоении окружающей действительности.

Для детей «образцовыми» взрослыми могут являться и родители, и педагоги в ДОУ. Важно уметь выстроить взаимосвязь педагог-ребенок-родитель, так как при такой взаимосвязи дошкольник наилучшим образом способен усвоить социальный опыт.

Взаимосвязь педагог-ребенок-родитель может реализовываться через различные события, организованные в ДОУ. Это могут  быть игры на понимание своих эмоций для взрослых и детей, организованные  педагогами ДОУ, которые будут выступать в роли медиатора. А также   выставки рисунков, плакатов, медиафайлов, отражающих тематику эмоций, организация  совместных мероприятий, направленных на усиление эмоциональных связей между ребенком и родителем, привлечение родителей к организации предметно-развивающей среды ДОУ с целью развития эмоционального интеллекта детей — появление уголка уединения, стены эмоций, шкалы настроения.

Более важной составляющей развития эмоционального интеллекта дошкольника является индивидуальная и групповая работа педагогов дошкольной образовательной организации с родителями, реализуемая  через тренинги и  игры.

Таким образом, формирование и развитие эмоционального интеллекта необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольникам важно понимать те эмоции и чувства, которые они переживают, так как это способствует их личностному развитию, а также активной социализации в обществе. Роль взрослого в процессе формирования эмоционального интеллекта ребенка-дошкольника очень велика. Именно взрослый способен создать такие условия, при которых ребенок сможет понимать и принимать свое состояние, обозначать свои чувства, переживать их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ ПО Социализация ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи

Семья, как один из главных социальных институтов для социализации дошкольника, должна быть непосредственно  взаимосвязана с детским садом. Очевидно, что семья и детский сад, выполняя свои особые ...

Круглый стол (открытое занятие для родителей и детей) в группе среднего дошкольного возраста по теме: «Взаимодействие семьи и детского сада в укреплении здоровья дошкольников».

       Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, со всем многообразием отношений между ее членами, богатством и непосредственностью чувств...

МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.Эмоция – это сильное, обычно кратковременное переживание, ответ человеческого организма на изменения, происх...

Формирование эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте.

Формирование эмоционального интеллекта на сегодняшний день является важной составляющей личностного развития человека. ЕщеЛ. С. Выготский утверждал, что «эмоции являются центральным звеном психи...

РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                Семья – основной и определяющий фактор формирования эмоционального интеллекта ребенка дошкольного возраста. Чем больше члены семьи ...

«Развитие гражданственности и патриотизма у детей младшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия семьи и детского сада»

Одной из актуальных проблем на сегодня является воспитание в детях основ гражданственности и патриотизма. Ведущая роль в гражданском становлении подрастающего поколения, воспитании любви к Родине, пре...

Статья " Формирование гражданственности и патриотизма в старшем дошкольном возрасте в условиях взаимодействия семьи и детского сада".

Формы и методы взаимодействия с дошкольниками и семьей по патриотическому направлению воспитания в ДОУ....