Консультация на тему: «Секреты хорошей дисциплины»
консультация по психологии

Ермолаева Татьяна Анатольевна

Что такое дисциплина?

Если рассматривать дисциплину с точки зрения ее влияния на развитие ребенка, то можно сказать, что это система правил, ритуалов, традиций, отношений в коллективе. Система формирующая у ребенка чувство безопасности и принадлежности к группе и способствующая его гармоничному развитию.

Наличие дисциплины в группе детского сада способствует:

  • профилактике межличностных проблем, установлению положительных отношений, сотрудничества между детьми и взрослыми;
  • формированию у детей умений решать или предотвращать проблемы, принимать правильные решения и нести за них ответственность;
  • развитию ребенка как личности — формированию мнения о себе, уверенности, умения полагаться на внутренний контроль и собственные правила.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_sekrety_horoshey_distsipliny.docx27.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 11 «Малышка»

Консультация на тему:

«Секреты хорошей дисциплины»

Подготовила: Педагог-психолог

                                                                                                    Ермолаева Т.А.

г. Элиста 2024

«Секреты хорошей дисциплины»

Мария Монтессори

«Дисциплина обязательно должна быть деятельной, активной. Обычно мы считаем ребенка дисциплинированным только с той поры, как он станет молчаливым, как немой, и неподвижным, как паралитик. Но это личность уничтоженная, а не дисциплинированная».

                                                                                       

Что такое дисциплина?

Если рассматривать дисциплину с точки зрения ее влияния на развитие ребенка, то можно сказать, что это система правил, ритуалов, традиций, отношений в коллективе. Система формирующая у ребенка чувство безопасности и принадлежности к группе и способствующая его гармоничному развитию.

Наличие дисциплины в группе детского сада способствует:

  • профилактике межличностных проблем, установлению положительных отношений, сотрудничества между детьми и взрослыми;
  • формированию у детей умений решать или предотвращать проблемы, принимать правильные решения и нести за них ответственность;
  • развитию ребенка как личности — формированию мнения о себе, уверенности, умения полагаться на внутренний контроль и собственные правила.

Наличие дисциплины делает жизнь детей более понятной, предсказуемой и безопасной, а значит, достигнуть целей дошкольного образования становится легче.

С какого возраста следует прививать дисциплину?

Примерно с двухлетнего возраста, малыш путем простого подражания взрослым усваивает, как нужно, что можно и чего нельзя.

Использование игр — оптимальный вариант для создания дисциплины. С их помощью дошкольники смогут освоить много правил.

В дальнейшем при условии контроля взрослых, у детей формируются механизмы самоконтроля, которые позволяют им существовать по законам группы не потому, что они так должны делать, а потому что это их потребность, желание. Существующие правила становятся важной, неотъемлемой частью сознания и существования.

Что необходимо для формирования дисциплины?

Для создания и поддержания дисциплины важно наличие правил группы детского сада, в создании которых должны принимать участие и сами дети. Правила могут отражать аспекты поведения:

  • организационные (по лестнице идем друг за другом);
  • коммуникативные (помогаем, если у кого-то что-то не получается);
  • коммуникативно-организационные (если я тут играю, пока не убирайте, пожалуйста).

При формулировании и введении правил необходимо соблюдать определенные требования.

Требования к правилам группы

Четкость — правила должны быть четкими, разумными, соответствовать уровню развития ребенка.

Без «не» — в формулировках необходимо избегать отрицательной частицы, доказано — мозг ее не воспринимает.

Небольшое по объему — правило будет работать в том случае, если оно небольшое по объему и воспитатели также его придерживаются.

Количество правил— одновременно в группе (например, в первой половине дня) действует не более 3–5 правил.

Тон обращения — требования, запреты сообщаются дружественно-разъяснительным тоном.

Альтернатива — к запрету предлагаются альтернативные способы поведения.

Повторяемость — введенные правила необходимо периодически повторять.

Наглядность — для усвоения правил используются плакаты с изображением определенных ситуаций. Когда они надежно приживутся в группе, плакаты можно убирать.

Примеры правил.

Формулируйте требования конкретно: поиграл – убери на место. Правила придумываются вместе с детьми. Каждый имеет право высказаться, но в свою очередь. Так легче запомнить правило и понять его суть (необходимо добиться от ребенка выполнения своей конкретной просьбы – берем ребенка за руку и мягко ведем убирать игрушки).

Любой запрет может быть выражен в позитивной форме: Не бегай (заменяем на) - ходи медленно. Не разрушай постройки – береги постройки. Не дерись – ребята давайте жить дружно.

Предлагать альтернативные способы поведения: Нельзя кричать в группе, но можно говорить спокойно, кричать можно на улице.

Обсудить с детьми возможные последствия нарушения правила: Что будет если мы поссоримся? Что будет если кто-то получит травму?

Напоминание о правилах заранее, непосредственно перед ситуацией, к которой они будут относиться: «Пожалуйста, когда войдете в группу, идите спокойно». Сначала дети будут нарушать правила, но, когда они к нему привыкнут, можно напоминать о нем по-другому: «Вспомните правило!». Дети его проговаривают.

Дисциплина в детском саду — это основа спокойствия и порядка в группе. Дисциплина нарушается тогда, когда затрагиваются свободы другого ребенка или детей. Не поделили игрушку, не хотят выполнять задание, медленно одеваются на прогулку, отвлекаются во время еды — причин может быть масса. Воспитателю необходимо держать ситуацию под контролем.

Вот некоторые рекомендации, которые помогут восстановить дисциплину в группе:

1. Воспитатель должен чувствовать себя комфортно и уверенно. Говорить следует четко и серьезно. Обращаясь к группе детей, рекомендуется говорить погромче, однако не переходить на повышенные тона.

2. Для привлечения внимания можно использовать игровые моменты, которые привлекают внимание детей и настраивают их на спокойный лад. Например, если перед началом занятия дети расшумелись, скажите: «Внимание! К нам в гости на занятие сегодня заглянет кукла Кема (или любой другой персонаж). Она будет играть вместе с нами». Затем следует от лица персонажа поздороваться с детьми.

3. Не бойтесь использовать подручные средства. Тишины в группе можно достичь, прибегнув к помощи музыкальных инструментов: колокольчика, бубна, игрушечного барабана.

4. Если дети разбаловались в середине занятия, то можно попробовать применить несложные упражнения. Например, поиграйте в игру «Руки-ноги». По одному хлопку дети должны поднять руки, на два хлопка — встать, на три хлопка — топнуть. Несмотря на кажущуюся простоту, даже взрослые часто путаются в действиях. Однако это незаменимая игра для того, чтобы привлечь внимание детей и помочь им сконцентрироваться на предмете.

Другое упражнение называется «Кто меня слышит». Воспитатель по мере проведения занятия обращается к детям с просьбами: «Кто меня слышит, хлопни один раз/или изобрази кошку». Каждый раз задания меняются. Дети, будучи заинтригованы и находясь в ожидании следующего задания, слушают воспитателя более внимательно.

5. Если дети шумят в группе после прогулки есть игра «Тихие и громкие голоса». Для проведения необходим полиэтиленовый пакетик для покупок, который предварительно можно оформить. Необходимо спросить у детей: «Ребята, а почему в группе нам нужны тихие голоса? (чтобы мы могли слышать друг друга)». Я принесла вам красивый пакетик. Когда вы заходите в группу, вы можете сложить свои громкие голоса с улицы в этот пакетик, чтобы они никому не мешали и ни у кого не вызывали боли в ушах. Давайте сложим в него все свои громкие и шумные голоса и будем тихо заниматься.

Также есть игра «Колдун». Колдун заколдовывает одного из детей так, что он «теряет» способность говорить. Чтобы избавиться от колдовства, он должен объяснить с помощью жестов и мимики, как его расколдовать. Дети «переводят» рассказ и расколдовывают его.

Дисциплина не предполагает наказания. Цель вашего воспитания – формирование определенного поведения не на 5 минут, а на длительное время. Поэтому ваша задача – стимулировать интерес ребенка к «сотрудничеству», а не запугивать его. Ребенок должен понимать, чем может закончиться определенная ситуация, почему конкретно введен запрет, почему воспитатель просит кушать молча и т. д.

Превращайте дисциплину в игру, а не в службу. Чем больше положительных эмоций, тем сильнее эффект, тем быстрее закрепляется «материал».

В любом случае педагогические методы и приемы не должны ущемлять достоинство ребенка, угрожать его безопасности и препятствовать формированию образа себя.

Для того чтобы научить ребенка дисциплине, всегда требуется время. Понимание, что такое хорошо и что такое плохо, приходит постепенно, но если вы будете последовательны и независимы от своего настроения - у вас все получится! Спасибо за внимание!

Вот некоторые рекомендации, которые помогут восстановить дисциплину в группе:

1. Воспитатель должен чувствовать себя комфортно и уверенно. Говорить следует четко и серьезно. Обращаясь к группе детей, рекомендуется говорить погромче, однако не переходить на повышенные тона.

2. Для привлечения внимания можно использовать игровые моменты, которые привлекают внимание детей и настраивают их на спокойный лад. Например, если перед началом занятия дети расшумелись, скажите: «Внимание! К нам в гости на занятие сегодня заглянет кукла Кема (или любой другой персонаж). Она будет играть вместе с нами». Затем следует от лица персонажа поздороваться с детьми.

3. Не бойтесь использовать подручные средства. Тишины в группе можно достичь, прибегнув к помощи музыкальных инструментов: колокольчика, бубна, игрушечного барабана.

4. Если дети разбаловались в середине занятия, то можно попробовать применить несложные упражнения. Например, поиграйте в игру «Руки-ноги». По одному хлопку дети должны поднять руки, на два хлопка — встать, на три хлопка — топнуть. Несмотря на кажущуюся простоту, даже взрослые часто путаются в действиях. Однако это незаменимая игра для того, чтобы привлечь внимание детей и помочь им сконцентрироваться на предмете.

Другое упражнение называется «Кто меня слышит». Воспитатель по мере проведения занятия обращается к детям с просьбами: «Кто меня слышит, хлопни один раз/или изобрази кошку». Каждый раз задания меняются. Дети, будучи заинтригованы и находясь в ожидании следующего задания, слушают воспитателя более внимательно.

5. Если дети шумят в группе после прогулки есть игра «Тихие и громкие голоса». Для проведения необходим полиэтиленовый пакетик для покупок, который предварительно можно оформить. Необходимо спросить у детей: «Ребята, а почему в группе нам нужны тихие голоса? (чтобы мы могли слышать друг друга)». Я принесла вам красивый пакетик. Когда вы заходите в группу, вы можете сложить свои громкие голоса с улицы в этот пакетик, чтобы они никому не мешали и ни у кого не вызывали боли в ушах. Давайте сложим в него все свои громкие и шумные голоса и будем тихо заниматься.

Также есть игра «Колдун». Колдун заколдовывает одного из детей так, что он «теряет» способность говорить. Чтобы избавиться от колдовства, он должен объяснить с помощью жестов и мимики, как его расколдовать. Дети «переводят» рассказ и расколдовывают его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Секреты хорошей дисциплины"

Родительское собрание, посвященное одной из главных проблем - поведение детей...

Семинар-практикум "Секреты хорошей дисциплины"

Это методическое мероприятие для педагогов ДОУ. Оно направлено на ознакомление с понятием "дисциплина" и механизмами его формирования у детей-дошкольников....

Семинар- практикум "Секреты хорошей дисциплины"

Приучить детей к дисциплине всегда считалось одной из основных задач педагогики. Всего лишь два или три поколения до нас дети не имели возможности непринуждённо выражать свои мысли и чувства. детям не...

Секреты хорошей дисциплины

представлены практические советы по формированию дисциплины в детском возрасте...

Семинар - практикум для педагогов "Секреты хорошей дисциплины"

Семинар – практикум для педагогов на тему:«Секреты хорошей дисциплины». Задачи:1.        Способствовать повышению эффективности педагогического процесса.2....

Семинар-практикум для воспитателей "Секреты хорошей дисциплины".

- Нужно ли приучать детей к дисциплине? - Что такое дисциплина?Латинское значение этого понятия – обучение, воспитание.Дисциплина - процесс научения, образования, включающий средства и прие...

Консультация для родителей " Секреты хорошей дисциплины"

Все родители воспитывают по-разному: у каждого свои стили, подходы, принципы и ценности. Нет двух одинаковых семей, особенно если речь идет о формировании поведения ребенка...