Семинар - практикум для педагогов "Секреты хорошей дисциплины"
материал на тему

Ирина Алексеевна Кузнецова

Семинар – практикум для педагогов на тему:

«Секреты хорошей дисциплины».

 

Задачи:

1.        Способствовать повышению эффективности педагогического процесса.

2.  Развивать у педагогов профессиональную рефлексию, децентрацию.

План проведения:

1.  Информационная часть.

1.1.    Дисциплина: что это такое?

1.2.    Возрастные характеристики типов поведения у дошкольников.

2.Практическая часть.

2.1.    Решение и обсуждение практических задач.

2.2.  Психологический практикум «Методы и приемы поддержания дисциплины в группе детского сада».

3.Практический инструментарий.

Рекомендации для воспитателей «Живем по правилам».

4.Обсуждение, подведение итогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sekrety_horoshey_distsipliny.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для педагогов на тему:

«Секреты хорошей дисциплины».

Задачи:

  1. Способствовать повышению эффективности педагогического процесса.
  2. Развивать у педагогов профессиональную рефлексию, децентрацию.

План проведения:

1.  Информационная часть.

  1.  Дисциплина: что это такое?
  2.  Возрастные характеристики типов поведения у дошкольников.

2.Практическая часть.

  1. Решение и обсуждение практических задач.
  2. Психологический практикум «Методы и приемы поддержания дисциплины в группе детского сада».

3.Практический инструментарий.

Рекомендации для воспитателей «Живем по правилам».

4.Обсуждение, подведение итогов.

1. Информационная часть.

1.1. Дисциплина: что это такое?

Приучить детей к дисциплине всегда считалось одной из основных задач педагогики. И если теперь об этом говорят больше, чем прежде, то вовсе не оттого, что мы только сегодня поняли, наконец, всю важность проблемы, а потому, что осудили старые авторитарные методы.

Всего лишь два или три поколения до нас дети не имели естественного для любого человека права непринужденно выражать свои мысли и чувства, что теперь мы позволяем им делать. Детям не разрешалось вмешиваться в нашу жизнь, что они, хотя бы отчасти, делают теперь. Прежде в большинстве случаев от них требовалось только быть на виду, но так, чтобы их не было слышно. Тогда дисциплина означала лишь привычку к порядку и повиновение под угрозой наказания.

Разумеется, бывали и исключения, но вообще в семьях и в детских садах все в один голос учили детей безропотно занимать свое крохотное и весьма незначительное место в этом мире.

Меняются, однако, времена, изменяется и представление о воспитании. Сегодня нам стали более понятны многие особенности детской психики, которые не были известны предыдущим поколениям, и мы уже не можем больше применять прежние дисциплинарные крайности. Более того, мы считаем, что они только вредят ребенку, если его повиновение и почтительное отношение к взрослым держится лишь на страхе наказания, потому что при этом не только подавляются его самые искренние порывы, но угнетаются его воображение, творческий потенциал, любознательность, интеллект, утрачивается даже сама способность радоваться жизни.

Прежде ребенок учился таить в себе все огорчения и обиды, а это, в свою очередь, порождало в нем неуверенность и многие другие огорчительные привычки более старшего возраста. Короче, теперь мы пришли к пониманию, что нельзя требовать от детей, чтобы они без ущерба для своей психики вели себя как взрослые.

Сейчас, когда мы стали лучше понимать мир детства - этот совершенно особый, живущий по иным законам самостоятельный мир, непохожий на наш, - мы гораздо охотнее позволяем детям радоваться жизни и не вынуждаем их взрослеть раньше времени. Такой подход, такая позиция терпимости дает свои положительные результаты - и дома и в детском саду, где детей все менее и менее держат в строгости. Принцип, согласно которому не следует считать ребенка взрослым в миниатюре и применять к нему слишком высокие требования, выдвинут крупнейшими научными авторитетами в области детской психологии. Но и эти требования возлагают на плечи воспитателей куда большую ответственность, чем прежний подход.

В самом деле, мы с вами являемся продуктами более сурового воспитания. И теперь в каком-то смысле стараемся поступать вопреки принципам, в каких были воспитаны сами.

Вспомните, как, предоставляя большую свободу нашим детям, мы частенько напоминаем им: «Когда мы были маленькими, о таких вещах даже и думать было нельзя!» А как часто мы сомневаемся - может, то, что было хорошо когда-то для нас, будет хорошо и для них?

Иными словами, нам трудно оставаться в согласии с самими собой главным образом потому, что новые идеи столь отличны от нашего собственного опыта, и мы все еще пытаемся жить по старинке, проявляя то великодушие, то строгость.

Итак, одним из основных понятий, используемых педагогами в процессе воспитания, является «дисциплина». Латинское значение этого понятия - обучение, воспитание. Таким образом, дисциплина - это процесс научения, образования, включающий средства и приемы, с помощью которых и осуществляется социализация.

Дисциплина - это тренировка ума и характера ребенка, чтобы он стал самостоятельным, умеющим владеть собой, достойным и конструктивным членом общества.

Вопросы для обсуждения:

  • А чего же мы хотим добиться, требуя дисциплины?
  • Что включает в себя дисциплина?

Сюда входят: достойный пример взрослых, моделирование ситуаций, словесные инструкции, просьбы, обучение, предоставление ребенку самому возможности учиться и набираться различного жизненного опыта, и все это под разумным и благожелательным руководством взрослых. Цель дисциплины гораздо в большей степени состоит в том, чтобы направить действие, а не наказать за ошибку.

Для педагога важно способствовать формированию этических и моральных норм, развитию самоконтроля, для того чтобы индивидуальное поведение соответствовало определенным стандартам, правилам, регуляторам, которые установились в данном сообществе. Научить ребенка следовать требованиям общества, обходясь без личных обид, и в то же время удовлетворять личные запросы без ущерба для общества. Это сложная задача, настолько трудная, что можно, не опасаясь возражений, утверждать: нам самим, взрослым, удается решить ее лишь отчасти, и мы практически никогда не можем добиться этого от детей.

1.2. Возрастные характеристики типов поведения у дошкольников.

В каком возрасте у наших детей формируется правилосообразное поведение и нормативная деятельность? Примерно с трехлетнего возраста. Малыш путем простого подражания взрослым усваивает, как нужно, что можно и чего нельзя.

Результаты современных исследований свидетельствуют о том, что истоками проступков и правонарушений несовершеннолетних являются отклонения от нормы в поведении, игровой, учебной или других видах деятельности, которые наблюдаются в дошкольном возрасте.

Начало отклоняющегося поведения обычно совпадает с началом развития правилосообразного поведения, нормативной деятельности вообще. Ребенок, которому не привиты навыки такого поведения, умение подчиняться требованиям соответствующей деятельности, со временем вырастет в недисциплинированного человека.

Проводился эксперимент «Загадочная коробка». Исследователи проверяли выполнение требований взрослого. Перед детьми ставилась задача: не заглядывать в оставленную без присмотра коробку.

В эксперименте было установлено 3 типа поведения детей в данной ситуации:

1-й тип - дисциплинированный;

2-й тип - недисциплинированный правдивый;

3-й тип - недисциплинированный неправдивый.

Описание поведения дошкольников в экспериментальной ситуации.

  1. Дисциплинированный тип. Такой тип поведения наблюдается во всех возрастных периодах дошкольного детства. В 3-4 года отмечено преобладание этого типа поведения. Дисциплинированные дети стремятся следовать инструкции, ведут себя правильно в силу необходимости выполнения правил поведения.
  2. Недисциплинированный правдивый тип. Поведение детей этого типа искренне импульсивно. Они легко нарушают запрет, смущенно признаваясь в этом. К 5-7 годам склонность к такому типу поведения заметно уменьшается, трансформируясь в I или III тип.
  3. Недисциплинированный неправдивый тип. Дети такого типа поведения легко нарушают правила, легко говорят неправду, лгут целенаправленно. Особенно ярко это проявляется в 5 лет.

Вначале контроль за поведением ребенка устанавливается извне на основе авторитета взрослого, затем по мере взросления ребенок вырабатывает механизмы самоконтроля, которые позволяют ему существовать по стандартам данного сообщества не потому, что он должен, а потому, что он хочет. Он принимает эти правила, ограничения и т. п., они становятся неотъемлемой частью его самосознания.

Таким образом, можно выделить ряд принципов, следуя которым взрослый может повлиять на этот процесс.

Внешний контроль за поведением необходим всем детям младшего и среднего дошкольного возраста. Для каждого возрастного периода и определенного уровня развития средства контроля будут различны. Однако и вседозволенность, и жесткий авторитаризм оказываются непродуктивными в любом возрасте.

На ранних стадиях развития воспитательные приемы могут основываться на организации деятельности ребенка, например с помощью интересных игр и игрушек, оборудования игровых площадок на улице и в помещении.

Иногда помогает изменение ситуации вокруг ребенка. Например, можно переключить его внимание на другое действие, предмет или вообще вывести из ситуации, провоцирующей негативное поведение. С детьми постарше можно обсудить их поведение и в доступной форме объяснить его положительные и отрицательные стороны.

2. Практическая часть.

2.1. Решение и обсуждение практических задач.

Задача 1.

В воспитании ребенка предпочтительнее использовать ограничения или дисциплинирование?

Ответ. Если стремиться воспитывать самостоятельного свободного человека, то мы должны учить ребенка принимать решения.

Но решения должен принимать он сам, учитывая интересы, нормы общества, так как он живет среди людей.

Использование вместо дисциплины «ограничения» является более гибким способом регулирования детского поведения. Это труднее, чем командовать, наказывать. Ограничения охватывают следующие сферы:

  • поведение ребенка должно быть безопасным для него самого и окружающих его людей;
  • предметы, которыми пользуется ребенок, не должны причинять травм;
  • ребенок должен уметь отвечать за свои поступки;
  • отношение к окружающим людям должно быть достойным и уважительным.

Задача 2.

Как разумнее вводить ограничения?

Ответ. Вводить ограничения можно разными способами, избегая директивных («Немедленно убери игрушки!»). Правильнее: «Очень неприятно, когда игрушки разбросаны по группе».

Цель ограничений - научить ребенка понимать то, что его поведение может быть неприемлемым для других. И он сам ответствен за свои поступки.

Смысл ограничений: «Твое поведение нежелательно, и я верю, что ты изменишь его».

Если ребенок игнорирует слова, то нужно повторить снова, еще тверже и точнее объяснить свои ожидания.

Задача 3.

В группу входит заведующая детским садом. Трое детей здороваются с ней, а большинство увлечены своим делом и не обращают на заведующего никакого внимания.

Дети объясняют свое поведение тем, что при входе в детский сад они уже здоровались с кем-то, а с кем именно - они не помнят и не придают этому значения.

Почему, зная правила поведения, дети часто их нарушают?

Дайте психологический анализ ситуации.

Ответ к задаче 3.

Дети были обучены правилу  здороваться, приходя в детский сад, формально. Это правило не стало для них нормой поведения, у них не была выработана привычка.

Правило нарушается, если взрослые не помогают Детям осознать необходимость его выполнения и не закрепляют его на практике.

  •  коммуникативные - регулируют взаимоотношения между детьми: если поссорился, надо помириться; помочь, если у друга что-то не получается;
  • организационные - нужно убрать за собой после игры; по лестнице надо идти друг за другом;
  •  коммуникативно-организационные - «я здесь играю, не убирайте» - ребенок кладет на это место значок-ладошку со своим именем.

Эти правила изображают графически (картинкой) и для краткости выражаются одним словом: «Помирись», «Помоги», «Поиграл - убери» и т. п.

Существуют определенные требования к правилу:

  • Правило должно быть четким, разумным, соответствовать уровню развития ребенка (группу).
  • При формулировании правил следует избегать частицы «не».
  • Правило эффективно, если оно небольшое по объему и если сам воспитатель придерживается этого правила.
  • Не должно быть много правил одновременно (не больше 3-5).
  • Правила вырабатываются взрослыми совместно с детьми.
  • Правила не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребенка: в движении, познании, упражнении. Запрещать подобные действия - все равно, что пытаться перегородить полноводную реку. Лучше направить ее течение в удобное и безопасное русло. Например, исследовать лужи можно только в высоких сапогах.

Человеку нужно: чтобы его любили, понимали, признавали, уважали; чтобы он был кому-то нужен и близок; чтобы у него был успех; чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя.

Правила должны быть согласованы взрослыми между собой.

  • Тон, в котором сообщаются требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным. Тот, кто резок, допускает грубость, не считается с детским самолюбием, вряд ли сможет создать у ребенка стремление следовать указаниям по внутреннему побуждению. Дети сопротивляются воздействию такого воспитателя, даже если он прав, ибо он просто невротичен для них.
  • Предъявлять требование к ребенку тогда, когда у него хорошее настроение. Если он уравновешен, то лучше поймет ваше слово. Бели взволнован - ему не до вас, ведь он весь во власти чувств, и чтобы понять, что от него хотят, ему следует успокоиться. Лучше подготовить ребенка к восприятию распоряжения.

Можно быть как угодно неуклонным в своих требованиях, но нельзя не считаться с ситуацией, а также с физическим и душевным состоянием ребенка.

Технология ведения и соблюдения правил:

  • правила вводятся постепенно, поэтапно;
  • предпочтительно их введение в начале учебного года;
  • правила вводятся в специально отведенное для этого время;
  •  правила должны быть четкими, с объяснением, почему нужно делать именно так;
  • правила демонстрируются воспитателем или ребенком
    (проигрывание);
  • правила периодически повторяются;

Для иллюстраций правил используются плакаты с изображением соответствующих ситуаций, которые составляются вместе с детьми;

Если правила выполняются, плакаты убираются.

Зачем нужны правила?

Детям не только нужен порядок и правила, они хотят и ждут их! Подобное многим взрослым может показаться неожиданным. Но это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности.

Дети порой готовы поддерживать порядок больше, чем взрослые. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка, так как они:

  • помогают ребенку осознанно дисциплинировать самого себя, готовиться к жизни в обществе;
  • помогают воспитателю экономить время, предвидеть и предотвратить ту или иную ситуацию в группе, предсказать поведение детей, обеспечивают безопасность ребенка;
  • регулярно и гибко применяемые правила способствуют формированию здорового, комфортного климата.

Что делать, если правила нарушаются?

  •  Дать детям дополнительный шанс выполнить правило.
  • Похвалить тех, кто выполнил правило.
  • Оценивать поведение, а не личность.
  • Стараться не наказывать, дать детям возможность оценить последствия своего поведения.
  • Проверять, не препятствует ли окружающая среда выполнению правил.
  • Проверять, не были ли вызваны нарушения самим педагогом: может быть, поведение воспитателя было непоследовательным или слишком гибким, нерешительным? Может быть, он не нашел с детьми общего языка или же в группе мало возможностей для смены разных видов деятельности?

Советы педагогам:

1.        Формулируйте требования конкретно.
Например:

  • В помещении группы ходи медленно.
  • Поиграл - убери на место.
  • Каждый имеет правило высказаться, но в свою очередь.
    Так легче запомнить правило и понять его суть.

2.        Любой запрет может быть выражен в позитивной форме.
Например:

  • Не бегай! (Ходи медленно.)
  • Не дерись! (Ребята, давайте жить дружно.)
  • Не разрушай постройки! (Береги постройки.)

Обычно запрет притягивает и отвечает на вопрос: «Чего нельзя?», но не дает ответа на вопрос: «А что можно?»

3.        Предлагайте детям альтернативные способы поведения, которые будут соответствовать правилам.

Например:

-        Нельзя кричать в группе, во можно:

а)        говорить спокойно;

б)        кричать на открытой площадке, на футбольном матче и т. д.

-        Нельзя бегать, но можно:

а)        ходить в помещении группы медленно;

б)        бегать на открытой площадке;

в)        бегать на занятиях по физкультуре;

г)        бегать в специально отведенном месте.

4.        Обсудите с детьми возможные последствия нарушения правила.

Например:

-        В помещении группы ходи медленно!

Сначала правило будет нарушаться очень часто, но постепенно дети привыкнут. Тогда напоминать о нем можно будет по-другому: «Вспомните правило!» Малыши проговаривают его вслух, а затем выполняют, контролируя себя и своих товарищей.

Очень важно продумать способы оценки и самооценки детьми поведения своих сверстников.

Способы и критерии оценки и самооценки должны быть просты и понятны. Например, у нас есть «светофор» (три цветных круга из плотной бумаги). На нем ребята отмечают факты соблюдения или нарушения правила - прикрепляют прищепку-брелок, бирку к кругу соответствующего цвета (красный цвет -нарушал правило все время, желтый - иногда, зеленый - всегда соблюдал правило).

Бывают случаи, когда малыш не хочет помещать свою прищепку на желтый или красный цвет. Не стоит настаивать. Можно поговорить с ним наедине и договориться, что в следующий раз он не будет нарушать правило, а сегодня его прищепка «спрячется».

Правило, которое уже отработано на светофоре (то есть все дети его выполняют), мы переносим в книгу, которую назвали «Наши законы». Можно в группах сделать каталог «Этого нельзя!» для того, чтобы дети учились запретам в игре (через игру), а не содрогались от окриков воспитателей. В этом каталоге могут быть перечислены ситуации, например, когда чего-то нельзя делать, когда нападает ярость, или внесены правила, как нужно приветствовать новичков в группе и др.

Больше отдавать предпочтения играм, ритуалам, традициям, Например, в конце дня, когда на «итоговом круге» дети обсуждают события текущего дня, им предлагается оценить, как они выполняли правила все это время.

Воспитатель может задать вопросы, обращаясь то к одному, то к другому ребенку.

  • А как тебе удалось выполнить все правила?
  • Ты затратил много усилий?
  • Как ты думаешь, почему у тебя сегодняшний день был не очень удачным?
  • Что нужно для того, чтобы исправить положение?

Нежелательно, чтобы самооценку ребенка исправлял воспитатель. Пусть это сделают сами дети. Или игровой персонаж, следящий за правильной работой «светофора». А в старшем возрасте это может быть «инспектор правил» (один из видов дежурства, который ребенок выбрал утром). «Инспектор правил» может исправить чью-либо оценку, назвав ситуации, когда правило было нарушено.

Одно и то же правило может действовать в группе на протяжении недели-двух, иногда месяца и больше. Это зависит от меры волевых усилий, необходимых для его выполнения.

Например: правило «Если звучит песенка, мы ждем всех на утренний сбор» не требует больших волевых усилий, оно интересно и желанно, доставляет радость детям. А правило «Поиграл - убери на место» оказалось менее доступным. Если есть необходимость, то можно снова вернуться к ранее вводимому правилу. Теперь правило может звучать так: «Каждой вещи - свое место».

Итак, «светофор» работает в группах младшего возраста. Дети с удовольствием сочиняют правила и следят за их соблюдением. А в подготовительной группе детей еще и знакомятся с Декларацией прав человека.

Обучение происходит легче, когда в процессе преобладает поощрение за положительные действия или высказывания, а наказания применяются в крайних случаях и только непосредственно после нарушений.

Дисциплинарные воздействия перестают быть эффективными, если ругать ребенка постоянно независимо оттого, что и как он сделал. У него возникает чувство, что взрослому ничем нельзя угодить.

Физические наказания должны быть исключены. Чрезмерно унижающие и жестокие наказания не дают положительного эффекта, поскольку провоцируют со стороны ребенка противодействие, чувство отчуждения и агрессивное поведение. Дети охотнее реагируют на доводы взрослых, если они взаимно испытывают привязанность и доверяют друг другу. Исследования показали, что дети менее агрессивны у родителей и воспитателей, оказывающих им эмоциональную поддержку.

Можно предложить следующие способы взаимодействия воспитателя с детьми с целью формирования социально приемлемых форм поведения и усвоения моральных норм общества:

  • Чаще обсуждайте последствия действий ребенка или взрослого для чувств другого человека. Подчеркивайте сходство между разными людьми.
  • Предлагайте детям игры и ситуации, в которых необходимо сотрудничество и взаимопомощь (моделируйте их совместную деятельность, предлагайте игрушки и игры, в которые лучше играть нескольким детям, и т. п.).
  • Объясняйте им, каким образом в той или иной ситуации лучше действовать вместе и помогать друг другу. Поощряйте их в Проявлении этих качеств. Обращайте внимание на детей, которое сотрудничают, делятся игрушками и помогают друг другу, приводите их в пример.

Подчеркивайте моменты, в которые дошкольники высказываются в пользу кооперации и взаимопомощи. Исключите нотации тем детям, которые не хотят в том или ином случае вести себя таким образом. Расскажите детям ситуации из вашей жизни, в которых содействие и помощь других людей помогли решить сложную проблему. Попросите их рассказать о таких случаях из жизни их самих или их близких. Прочитайте несколько сказок, в которых такое поведение спасало людей или животных. Поощряйте стремление детей договориться при возникающих проблемах и конфликтах, высказать свои мысли и чувства, вместо того чтобы разрешать проблемы силой.

  • Вовлекайте детей в обсуждение межличностных конфликтов, возникших на моральной почве. Поощряйте их попытки найти альтернативный выход из этой ситуации и продумать его
    последствия. Привлекайте внимание других детей к случаям нравственного поведения ребенка.
  • Находите индивидуальные для каждого ребенка формы поощрения такого поведения. Последовательно игнорируйте случаи отрицательного поведения, в этот момент обратите

внимание на ребенка, который ведет себя хорошо.

  • Подкрепляйте свое внимание разрешением поиграть с какой-нибудь особенно желательной для ребенка игрушкой или дайте ему возможность больше времени заниматься тем, чем он хочет. Другие дети захотят последовать его примеру.
  • Четко объясняйте детям последовательность их действий в режимные моменты. Подчеркивайте необходимость соблюдения очереди, правил поведения за столом и т. п. Однако не стоит без конца повторять одни и те же требования, запреты и наказания. Ясно формулируйте правила поведения. Объясняйте, почему следует поступать так, а не иначе, обсуждайте последствия неверного поведения как для самого ребенка, так и для окружающих.
  • Поощряйте  различные  формы  сюжетно-ролевой   игры. Обеспечивайте группу детей игровым материалом, чтобы они могли вместе конструировать, строить и т. п. Поощряйте совместную игру детей, предоставляя в их распоряжение дополнительный игровой материал или пространство в группе.
  • Помните, что улыбка или доброе слово также является поощрением для ребенка. Вовлекайте менее популярных или изолированных детей в совместную деятельность вначале под вашим руководством. Однако не стоит насильно заставлять других детей принимать их в игру.
  • Используйте как словесные, так и иные формы проявления внимания к ребенку. Например, наблюдение за его игрой, улыбку, кивание, покачивание головой, контакт взглядом, мимику,
    совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания, совместную деятельность (конструирование, рисование, лепку, раскрашивание и т. п.), выслушивание, смех над шутками ребенка и т. д. Внешние проявления внимания и привязанности индивидуальны для каждого воспитателя. Главное, чтобы они были разнообразны.
  • Воспитывайте в детях уважение к традициям и культуре как своего народа, так и других. Организуйте прогулки за пределы группы и территории дошкольного учреждения, посещение музеев, детских театров, где дети могут познакомиться с образцами мировой культуры. Дайте детям представление о литературе, живописи, музыке разных народов.

4. Обсуждение, подведение итогов.

В любом случае педагогические методы и приемы не должны ущемлять достоинство ребенка, угрожать его безопасности и препятствовать формированию образа себя.

Детское поведение, черты характера - показатели педагогических усилий. Ребенок делает то, что с него спрашивают. И кто же, как не взрослые, обязан направлять ребенка, учить его «властвовать собой» (в меру детских возможностей).

Самая высокая требовательность воспринимается им как акт справедливости, если она сочетается с чуткостью, деликатностью и терпением в обращении. Требовательность должна быть разумной, обоснованной, последовательной, направляющей, справедливой. Такая требовательность помогает нравственному становлению.

Требовательность к ребенку надо понимать не как насилие над его личностью, а как доверие и уважение. Именно принцип - требовать, уважая - должен быть в основе отношений взрослого и ребенка.

От взрослого требуется взгляд на происходящее не со стороны, а глазами самого ребенка. В этом случае говорят о децентрации - поставить себя на место другого, взглянуть на происходящее его глазами, сопережить ему и учесть его точку зрения.

Требования, посредством которых добиваются от ребенка определенных форм поведения, несут на себе отпечаток личностных качеств взрослого.

Готовность ребенка следовать указаниям старших с чувством ответственности возникает как естественное следствие их контакта.

Счастливость человека зависит от психологического климата, той среды, в которой он растет, живет, работает, от эмоционального багажа, накопленного в детстве. А эти климат и багаж зависят от стиля общения, и, прежде всего, - взрослого с ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Секреты хорошей дисциплины"

Это методическое мероприятие для педагогов ДОУ. Оно направлено на ознакомление с понятием "дисциплина" и механизмами его формирования у детей-дошкольников....

Семинар- практикум "Секреты хорошей дисциплины"

Приучить детей к дисциплине всегда считалось одной из основных задач педагогики. Всего лишь два или три поколения до нас дети не имели возможности непринуждённо выражать свои мысли и чувства. детям не...

Семинар-практикум "Пути к бесконфликтной дисциплине"

Цель: создать условия для выработки умения грамотно с воспитательной точки зрения взаимодействовать с ребенком, наладить дисциплину, установить семейные правила. 1-я часть – теоретическаяРод...

Семинар-практикум для родителей "хорошая речь лучше мёда"

Повышение педагогической компетенности родителей в развитии речи детей...

Семинар-практикум для воспитателей "Хорошо ли мы знаем русский язык?"

Одна из главнейших задач дошкольной образовательной организации – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа. Освоение языка, его граммат...

Семинар-практикум "Психологические приемы организации дисциплины в группе детского сада"

Что такое дисциплина? Какие требования выдвигают педагоги к детям? Какие приемы использовать педагогам? Все это можно узнать из материала семинара-практикума....

Семинар – практикум для родителей: «Организация дисциплины во взаимоотношении родителя и ребенка с помощью игровой деятельности.»

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста.Задачи:1.Обобщить и закрепить представления родителей об игре детей как...