Семинар-практикум "Секреты хорошей дисциплины"
консультация на тему
Это методическое мероприятие для педагогов ДОУ. Оно направлено на ознакомление с понятием "дисциплина" и механизмами его формирования у детей-дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_sekrety_khoroshey_distsipliny.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
«Секреты хорошей дисциплины»
Задачи:
- Способствовать повышению эффективности педагогического процесса.
- Развивать у педагогов профессиональную рефлексию.
- Теоретическая часть.
- Нужно ли приучать детей к дисциплине?
- Что такое дисциплина?
Латинское значение этого понятия – обучение, воспитание. Дисциплина - процесс научения, образования, включающий средства и приемы, с помощью которых и осуществляется социализация.
- Что включает в себя дисциплина?
Задача педагогов состоит в том, чтобы сформировать такое поведение, которое бы соответствовало определенным стандартам, правилам, регулятором, установившимся в данном обществе. Т. е. ребенок должен следовать требованиям общества, обходясь без личных обид, и удовлетворять личные запросы без ущерба для общества.
Правилосообразное поведение начинает формироваться примерно с трех лет. Ребенок, которому не привиты навыки данного поведения, со временем вырастет в недисциплинированного человека.
Вначале контроль за поведением ребенка устанавливается извне на основе авторитета взрослого, затем по мере взросления ребенок вырабатывает механизмы самоконтроля. Внешний контроль за поведением необходим всем детям младшего и среднего дошкольного возраста. Но для каждого возрастного периода средства контроля будут различны. Однако жесткий авторитаризм непродуктивен в любом возрасте. На ранних стадиях развития приемы могут основываться на организации деятельности ребенка, изменение ситуации вокруг ребенка (переключить внимание на другое действие, предмет, вывести из ситуации). С детьми постарше можно обсудить их поведение и в доступной форме объяснить его положительные и отрицательные стороны.
- Практическая часть.
- Практикум «Методы и приемы поддержания дисциплины в группе д/с».
«Напишите на отдельном листе 5 проблемных ситуаций, связанных с организацией дисциплины в группе. Затем выберите из данного списка самую трудную, на ваш взгляд, проблему, которую вы хотели бы разрешить. Необходимо заполнить таблицу с учетом заявленной проблемы и вписать ее в первую колонку таблицы.
Описание проблемы и ее проявлений | Психологические и физиологич. особенности в основе проблемы | В чем нуждается ребенок (его желания, потребности) | Как взрослые провоцируют нарушение дисциплины | Рекомендации для разрешения данной проблемы, связанной с дисциплиной |
- Практический инструментарий.
«Живем по правилам»
Зачем нужны правила? Игра «Правила: хорошо-плохо»
ФОРМУЛИРУЙТЕ ТРЕБОВАНИЯ КОНКРЕТНО: поиграл – убери на место. Правила придумываются вместе с детьми. Каждый имеет право высказаться, но в свою очередь. Так легче запомнить правило и понять его суть.
ЛЮБОЙ ЗАПРЕТ МОЖЕТ БЫТЬ ВЫРАЖЕН В ПОЗИТИВНОЙ ФОРМЕ.
Не бегай – ходи медленно. Не разрушай постройки – береги постройки. Не дерись – ребята давайте жить дружно.
ПРЕДЛАГАТЬ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СПОСОБЫ ПОВЕДЕНИЯ.
Нельзя кричать в группе, но можно говорить спокойно, кричать на открытой площадке.
ОБСУДИТЬ С ДЕТЬМИ ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛА. (Ссора. Травма).
СОЗДАВАЙТЕ ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ.
Хором произнести название любимого блюда. Детям недостаточно только произнесения правила, они нуждаются во внешних атрибутах, наглядных средствах.
НАПОМИНАТЬ О ПРАВИЛАХ ЗАРАНЕЕ, НЕПОСРЕДСТВЕННО ПЕРЕД СИТУАЦИЕЙ, К КОТОРОЙ ОНИ БУДУТ ОТНОСИТЬСЯ.
«Пожалуйста, когда войдете в группу, идите спокойно». Сначала дети будут нарушать правила, но когда они к нему привыкнут, можно напоминать о нем по-другому: «Вспомните правило!». Дети его проговаривают.
ПРОДУМАТЬ СПОСОБЫ ОЦЕНКИ И САМООЦЕНКИ ДЕТЬМИ ПОВЕДЕНИЯ.
В группе есть светофор: на нем отмечаются факты нарушения правила (красный – все время нарушается, желтый – иногда, зеленый – всегда соблюдается). Правило, которое отработано на светофоре, переносится в книгу «Наши законы». Или сделать каталог «Этого нельзя». В этом каталоге могут быть перечислены ситуации, когда чего-то нельзя делать. Больше отдавать предпочтения ритуалам, традициям. Можно подводить итоги дня или половины дня.
ПРОДУМАТЬ СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ.
- чаще обсуждайте последствия действий ребенка для чувств другого человека;
- моделируйте их совместную деятельность, предлагайте игры, где играет несколько детей;
- подчеркивайте проявления положительных качеств у детей; приводите примеры из литературных произведений;
- привлекайте детей в обсуждение межличностных конфликтов, поощряйте попытки найти альтернативный выход из ситуации и продумать его последствия;
- используйте не только словесные, но иные формы проявления внимания к ребенку: улыбку, кивание, покачивание головой, контакт взглядом, выслушивание.
Обучение происходит легче, когда в процессе преобладает поощрение за положительные действия или высказывания. Дети охотно реагируют на доводы взрослых, если они взаимно испытывают привязанность и доверяют друг другу. Детям нравится, когда им оказывают эмоциональную поддержку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Секреты хорошей дисциплины"
Родительское собрание, посвященное одной из главных проблем - поведение детей...
Семинар- практикум "Секреты хорошей дисциплины"
Приучить детей к дисциплине всегда считалось одной из основных задач педагогики. Всего лишь два или три поколения до нас дети не имели возможности непринуждённо выражать свои мысли и чувства. детям не...
Секреты хорошей дисциплины
представлены практические советы по формированию дисциплины в детском возрасте...
Семинар - практикум для педагогов "Секреты хорошей дисциплины"
Семинар – практикум для педагогов на тему:«Секреты хорошей дисциплины». Задачи:1. Способствовать повышению эффективности педагогического процесса.2....
Семинар-практикум для воспитателей "Секреты хорошей дисциплины".
- Нужно ли приучать детей к дисциплине? - Что такое дисциплина?Латинское значение этого понятия – обучение, воспитание.Дисциплина - процесс научения, образования, включающий средства и прие...
Рассказы для родителей и детей. "Веди себя хорошо..." Дисциплина во время работы дистанционно, если дома дети.
quot;Веди себя хорошо..." Эту фразу мы часто говорим детям, оставляя их на какое-то время одних дома или у близких людей.Но как это? Как именно себя вести? Что это значит? Малыша...
Консультация для родителей " Секреты хорошей дисциплины"
Все родители воспитывают по-разному: у каждого свои стили, подходы, принципы и ценности. Нет двух одинаковых семей, особенно если речь идет о формировании поведения ребенка...