ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ТРУДА ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ДОО И СЕМЬЕ
методическая разработка по психологии (младшая группа)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ТРУДА ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ДОО И СЕМЬЕ

Аннотация: в данной статье рассмотрена проблема воспитания трудолюбия дошкольников как основного качества личности. Автором отмечено важность формирования трудолюбия, являющегося качеством, которое отражает развитие личности в целом.

 Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, культура труда, современная дошкольная организация, дошкольный возраст.

Рассматривая дошкольный возраст как базовую ступень формирования личностных качеств, концепция непрерывного образования определяет сущность нового подхода к дошкольному воспитанию, основанному на принципах вариативного содержания, педагогики развития, познания дошкольником мира через интересующие его виды деятельности. Разработан механизм, регулирующий качество дошкольного воспитания, государственный стандарт – критерии оценки деятельности дошкольных учреждений; концептуальные основы дошкольного образования. При этом в концепции обращается внимание на развитие личностных качеств, необходимых для дальнейшего становления личности: любознательность, инициативность, коммуникативность, творческое воображение, произвольность. Огромную роль в становлении личности играет трудовое воспитание детей дошкольного возраста. Ряд показателей трудолюбия (осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении; готовность доводить начатое дело до конца; проявление эмоционально-положительного отношения к труду; адекватная оценка результатов деятельности; аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда наиболее успешно формируются в дошкольном и младшем школьном возрасте (Р.С. Буре, Г.Н. Година, М.В. Крулехт, В.И. Логинова, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Д.В. Сергеева и др.). Несформированность их на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно-познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности [1, с. 134].

Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др. [2, с. 141].

Немаловажное значение имеют исследования Я.З. Неверович, Т.А. Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым [3,22] В дошкольной педагогике выделены три способа приближения детей к труду взрослых: наблюдение за трудом, частичная помощь детей взрослым и организация совместной деятельности взрослых и детей (В.И. Глотова, Л.В. Загик, С.М. Котлярова, Г.Н. Лескова, Е.И. Радина, Д.В. Сергеева и другие). По мнению Е.И. Радиной, в совместном труде взрослый может выступить как образец для подражания не только своими умениями, но и отношением к работе [4, с. 251].

Таким образом, ученые внесли значительный вклад в разработку проблемы выявления признаков и компонентов трудолюбия детей дошкольного возраста. Однако проблема воспитания трудолюбия дошкольников как основного качества личности еще недостаточно разработана.

Трудолюбие дошкольников органично связано с другими качествами личности. Так, интерес к деятельности взрослых, отношение между детьми и взрослыми, бережное отношение к продуктам труда есть не что иное, как гуманизм; осознанное выполнение своих обязанностей – ответственность; сотрудничество ребят, взрослых и детей – коллективизм; умение доводить дело до конца отражает степень сформированности, старательности, настойчивости, целеустремленности. Следовательно, трудолюбие является качеством, которое отражает развитие личности в целом.

Список литературы

1. Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. – Новосибирск: ГЦРО, 2013. – 191 с.

2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 2014. – 139 с.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 2011. – 36 с.

4. Божович Л.И. К развитию аффективно-потребностной сферы человека // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 2014. – №4. – С. 168–179.

5. Буре Р.С. Воспитание детей дошкольного возраста в труде / Р.С. Буре, Л.В. Загик [и др.]. – 3-е изд., испр., доп. – М., 2012. – 45 с.

6. Воспитание трудолюбия дошкольников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://xreferat.com/71/5958–1-vospitanie-trudoly... (дата обращения: 24.03.2017).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_-_kopiya.docx15.44 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ТРУДА ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ДОО И СЕМЬЕ

Аннотация: в данной статье рассмотрена проблема воспитания трудолюбия дошкольников как основного качества личности. Автором отмечено важность формирования трудолюбия, являющегося качеством, которое отражает развитие личности в целом.

 Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, культура труда, современная дошкольная организация, дошкольный возраст.

Рассматривая дошкольный возраст как базовую ступень формирования личностных качеств, концепция непрерывного образования определяет сущность нового подхода к дошкольному воспитанию, основанному на принципах вариативного содержания, педагогики развития, познания дошкольником мира через интересующие его виды деятельности. Разработан механизм, регулирующий качество дошкольного воспитания, государственный стандарт – критерии оценки деятельности дошкольных учреждений; концептуальные основы дошкольного образования. При этом в концепции обращается внимание на развитие личностных качеств, необходимых для дальнейшего становления личности: любознательность, инициативность, коммуникативность, творческое воображение, произвольность. Огромную роль в становлении личности играет трудовое воспитание детей дошкольного возраста. Ряд показателей трудолюбия (осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении; готовность доводить начатое дело до конца; проявление эмоционально-положительного отношения к труду; адекватная оценка результатов деятельности; аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда наиболее успешно формируются в дошкольном и младшем школьном возрасте (Р.С. Буре, Г.Н. Година, М.В. Крулехт, В.И. Логинова, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Д.В. Сергеева и др.). Несформированность их на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно-познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности [1, с. 134].

Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др. [2, с. 141].

Немаловажное значение имеют исследования Я.З. Неверович, Т.А. Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым [3,22] В дошкольной педагогике выделены три способа приближения детей к труду взрослых: наблюдение за трудом, частичная помощь детей взрослым и организация совместной деятельности взрослых и детей (В.И. Глотова, Л.В. Загик, С.М. Котлярова, Г.Н. Лескова, Е.И. Радина, Д.В. Сергеева и другие). По мнению Е.И. Радиной, в совместном труде взрослый может выступить как образец для подражания не только своими умениями, но и отношением к работе [4, с. 251].

Таким образом, ученые внесли значительный вклад в разработку проблемы выявления признаков и компонентов трудолюбия детей дошкольного возраста. Однако проблема воспитания трудолюбия дошкольников как основного качества личности еще недостаточно разработана.

Трудолюбие дошкольников органично связано с другими качествами личности. Так, интерес к деятельности взрослых, отношение между детьми и взрослыми, бережное отношение к продуктам труда есть не что иное, как гуманизм; осознанное выполнение своих обязанностей – ответственность; сотрудничество ребят, взрослых и детей – коллективизм; умение доводить дело до конца отражает степень сформированности, старательности, настойчивости, целеустремленности. Следовательно, трудолюбие является качеством, которое отражает развитие личности в целом.

Список литературы

1. Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. – Новосибирск: ГЦРО, 2013. – 191 с.

2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 2014. – 139 с.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 2011. – 36 с.

4. Божович Л.И. К развитию аффективно-потребностной сферы человека // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 2014. – №4. – С. 168–179.

5. Буре Р.С. Воспитание детей дошкольного возраста в труде / Р.С. Буре, Л.В. Загик [и др.]. – 3-е изд., испр., доп. – М., 2012. – 45 с.

6. Воспитание трудолюбия дошкольников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://xreferat.com/71/5958–1-vospitanie-trudolyubiya-doshkol-nikov.html (дата обращения: 24.03.2017).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психолого-педагогические технологии сопровождения семьи ребенка дошкольного возраста с гиперактивностью»

СДВГ-синдром дефицита внимания с гиперактивностью- нарушение психического здоровья ....

Круглый стол по теме: «Реализация программ психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье»

Круглый стол по теме: «Реализация программ психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье»...

Реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье.

Обучающие коррекционно-развивающие занятия для родителей – одна из вариативных форм работы логопеда в консультационном центре дошкольной организации. Задачи логопедической помощи семье в де...

Психолого-педагогические рекомендации по формированию произвольного внимания детей дошкольного возраста.

На протяжении дошкольного возраста внимание ребенка становится не только устойчивее, шире по объему, но и эффективнее. Особенно это проявляется в формировании у ребенка произвольного действия.Произвол...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ТРУДА ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ДОО И СЕМЬЕ

Аннотация: в данной статье рассмотрена проблема воспитания трудо- любия дошкольников как основного качества личности. Автором отмечено важность формирования трудолюбия, являющегося качеством, которое ...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ТРУДА ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ДОО И СЕМЬЕ

Аннотация: в данной статье рассмотрена проблема воспитания трудо- любия дошкольников как основного качества личности. Автором отмечено важность формирования трудолюбия, являющегося качеством, которое ...