Здоровьесберегающий подход в процессе адаптации ребенка к дошкольному учреждению
методическая разработка по психологии

Актуальность исследования проблемы адаптации детей раннего возраста к пребыванию в детском дошкольном учреждении в настоящее время является высокой, так как от ее своевременного решения зависит уровень физической и умственной работоспособности, ребенка, его здоровье.

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях (физическом, психическом, социальном) и подвержен влиянию таких факторов, как: возраст ребенка; состояние здоровья; уровень развития; другие индивидуальные особенности ребенка; уровень тренированности адаптационных механизмов; опыт общения со взрослыми и сверстниками; несовпадение режимов дня в детском саду и домашних условиях; негативный настрой ребенка к детскому саду; страх и неуверенность родителей в возможности адаптации ребенка в дошкольном учреждении.

Дети раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада испытывают серьезные затруднения в процессе адаптации к новой среде, о чем могут говорить низкие показатели эмоционального профиля детей, уровень социального развития и высокая степень тяжести процесса адаптации.

Невысокий уровень адаптированности детей к новой среде свидетельствует о целесообразности активного использования здоровьесберегающих технологий, формирующих здоровьесберегающее пространство для повышения адаптированности детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методический час на тему: «Здоровьесберегающий подход в процессе адаптации ребенка к дошкольному учреждению» Подготовила педагог-психолог Янкина О.А.

Слайд 2

Актуальность исследования проблемы адаптации детей раннего возраста к пребыванию в детском дошкольном учреждении в настоящее время является высокой, так как от ее своевременного решения зависит уровень физической и умственной работоспособности, ребенка, его здоровье.

Слайд 3

На процесс адаптации ребенка к пребыванию в дошкольном учреждении влияют три составляющие : 1) Социально-психологический уровень адаптации, характеризующийся степенью закаленности и сформированностью навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностными особенностями самого малыша, а также уровнем тревожности и влиянием семьи на ребёнка. 2) Психофизиологический уровень , характеризующийся особенностями психомоторного развития детей раннего возраста и обусловливающий повышенный риск развития адаптационных нарушений, и педагогический уровень, характеризующийся компетентностью и профессионализмом педагогов. 3 ) Эмоциональный уровень . Адаптация детей раннего возраста к новым условиям пребывания в дошкольном образовательном учреждении протекает труднее, так как они испытывают эмоциональный стресс. Эта психотравмирующая ситуация является одной из причин нарушения здоровья.

Слайд 4

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: 1) медико- профuлактические ; 2) физкультурно-оздоровительные; 3) технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; 4) здоровьесбережение и здоровьеобогащение педагогов дошкольного образования; 5) валеологическое просвещение родителей.

Слайд 5

- Медико- профuлактические технологии в дошкольном образовании технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала детского сада в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в детском саду .

Слайд 6

- Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями детского сада в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.

Слайд 7

- Технологии социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе детского сада . К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе детского сада .

Слайд 8

- Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Слайд 9

Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи. Валеологическая культура личности определяется как система жизненных ценностей, опирающихся на знания о сущности здоровья (включая пути и методы его формирования, сохранения и укрепления) и регулирующих поведение людей в процессе жизнедеятельности. Технологии валеологического просвещения родителей – это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников детского сада, обретение ими валеологической компетентности.

Слайд 10

Одной из главных задач дошкольном учреждении является работа по укреплению здоровья детей через рациональное использование здоровьесберегающих технологий и формированию привычки к здоровому образу жизни. Для реализации принципов здоровьясбережения в детском саду могут быть оборудованы специальные кабинеты, средства для обучения, проведения практических занятий, объектов для оздоровления детей, формирующих здоровьесберегающую среду, где частично используются здоровьесберегающие технологии: - музыкальный зал; - кабинет педагога-психолога; - кабинеты учителей-логопедов, дефектологов; - физкультурный зал с тренажерами; - медицинский блок, включающий в себя медицинский кабинет, процедурный кабинет.

Слайд 11

Внедрение здоровьесберегающего подхода в процесс адаптации ребёнка Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях (физическом, психическом, социальном) и подвержен влиянию таких факторов, как: возраст ребенка; состояние здоровья; уровень развития; другие индивидуальные особенности ребенка; уровень тренированности адаптационных механизмов; опыт общения со взрослыми и сверстниками; несовпадение режимов дня в детском саду и домашних условиях; негативный настрой ребенка к детскому саду; страх и неуверенность родителей в возможности адаптации ребенка в дошкольном учреждении.

Слайд 12

Основные критерии адаптированности ребенка раннего возраста к условиям детского сада : 1. Эмоциональное самочувствие ребенка в детском саду. 2. Взаимодействие детей раннего возраста со взрослыми и сверстниками, поведение ребенка в детском коллективе. 3. Соответствие ребенка возрастным показателям развития.

Слайд 13

Высокий уровень адаптации соответствует благоприятному течению адаптации, полной включенности ребенка в деятельность и общение, присутствует высокая активность и дисциплина, возрастное развитие ребенка соответствует норме, что характеризуется как легкая степень тяжести адаптации. Средний уровень адаптации соответствует условно благоприятному течению адаптации, высокой включенности ребенка в деятельность и общение, но достигнутая за счет сверхвысоких избыточных эмоциональных затрат высокая активность и дисциплина, отклонение возрастного развития в пределах допустимого, что характеризуется как средняя степень тяжести адаптации. Низкий уровень адаптации соответствует неблагоприятному течению адаптации, сниженной активности и дисциплины, низкой включенности в деятельность и общение, отставанию от возрастной нормы по многим показателям, что характеризуется как тяжелая степень протекания адаптации.

Слайд 14

Дети раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада испытывают серьезные затруднения в процессе адаптации к новой среде, о чем могут говорить низкие показатели эмоционального профиля детей, уровень социального развития и высокая степень тяжести процесса адаптации. Невысокий уровень адаптированности детей к новой среде свидетельствует о целесообразности активного использования здоровьесберегающих технологий, формирующих здоровьесберегающее пространство для повышения адаптированности детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.

Слайд 15

Использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня

Слайд 16

Утренняя гимнастика : - дыхательная гимнастика; - пальчиковая гимнастика; - общеразвивающие упражнения; - танцевальные упражнения; - использование элементов упражнений из различных оздоровительных систем: аэробика, шейпинг и др. Перед занятиями: - точечный массаж, антистрессовый массаж, интеллектуальный массаж. Физкультминутки на занятиях: - дыхательные упражнения; - пальчиковая гимнастика.

Слайд 17

Утренняя прогулка: - дыхательная гимнастика, включающая мышечные упражнения; - оздоровительная ходьба, бег. Перед сном: - релаксация, саморегуляция. После сна: - гимнастика пробуждения; - дыхательная гимнастика;- пальчиковая гимнастика; - ходьба с использованием нестандартного физкультурного оборудования (предупреждение плоскостопия, исправление (профилактика) осанки, сколиоза). Перед ужином: - массаж на профилактику простудных заболеваний; - физкультурные занятия – 2 раза в неделю; - ритмическая гимнастика – 1 раз в неделю.

Слайд 18

Закаливающее дыхание . Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использовано и в работе со старшими детьми. Проводится 2-3 раза в день. Массаж рук . Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Слайд 19

Массаж ушей . Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день. Закаливающий массаж подошв . Такой вид массажа рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно.

Слайд 20

В результате применения здоровьесберегающих технологий можно достичь следующих позитивных изменений в состоянии адаптации детей : 1. Улучшение эмоционального самочувствия детей в группе сверстников (уровень эмоциональной адаптации); 2. Сформированность навыков социального поведения и устойчивое позитивное отношение к сверстникам и педагогам (уровень социальной адаптации); 3. Увеличение количества детей с легкой степенью процесса адаптации (уровень физического и нервно-психического развития); 4. Увеличение количества детей с высоким уровнем адаптации.

Слайд 21

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении оказывает сильное влияние на процесс адаптации детей раннего возраста к новым условиям и приобретает огромное значение в здоровьесбережении , оздоровлении, укреплении здоровья детей и формировании привычки к здоровому образу жизни. Все это в целом способствует развитию общей культуры здоровья.

Слайд 22

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Адаптация ребенка к дошкольному учреждению"

Памятка для родителей «АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА    К ДОШКОЛЬНОМУ  УЧРЕЖДЕНИЮ »   Ваш малыш пришел в детский сад. Для него началась новая жизнь. Чтобы ребенок вступил ...

Программа адаптации ребенка к дошкольному учреждению.

Ребенок приходит в детский сад. Адаптация его к условиям детского сада протекает подчас очень болезненно. Происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломк...

Методическая разработка "Адаптация ребенка к дошкольному учреждению". Правила организации режимных процессов.

Проконсультируйтесь у психолога по вопросам адаптации ребенка к дошкольному учреждению.Желательно, чтобы начало посещения детского сада не пришлось на эпикризные сроки: 1 год 3 месяца, 1 год 6 м...

«Здоровьесберегающий подход в процессе адаптации детей дошкольного возраста к условиям ДОУ»

В данном материале представлен опыт работы по организации адаптационного периода детей 2-3 лет....