«Здоровьесберегающий подход в процессе адаптации ребёнка к дошкольному учреждению»
консультация (младшая группа)

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lebedeva_konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx28.63 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7

 

Здание по фактическому адресу: 142701, Московская область, Ленинский г.о., г. Видное, пр-д Жуковский, д. 35

Консультация на тему:

«Здоровьесберегающий подход в процессе адаптации ребёнка

к дошкольному учреждению»

 

                                     Подготовила и провела

                                                 педагог-психолог высшей категории Лебедева С.Б.

                                               г. Видное, 2024

Цель: повышение уровня компетентности педагога в области психического и физического здоровья детей в период адаптации к дошкольному учреждению.

    Слайд 2. В современном мире в связи с нарастанием экологического неблагополучия, социально-психологического стресса, ухудшения качества питания, увеличения процента неблагополучных семей число здоровых детей в различных регионах России не превышает 8–10 %. Меры медицинской профилактики по решению проблемы сохранения и укрепления здоровья детей оказываются недостаточными, острыми остаются вопросы, связанные с психологическим здоровьем детей и развитием их личности. Одной из таких проблем является адаптация к дошкольному образовательному учреждению, поскольку поступление ребенка в детский сад и адаптация к нему являются факторами риска в возникновении заболеваний. Адаптация является одним из основных показателей психического здоровья, наряду с самореализацией человека в коллективе сверстников. «Бороться» с адаптацией нельзя.   Возникающая в организме перестройка биологически целесообразна.  Необходимо стремиться к тому, чтобы она проходила легко. И не было тяжёлых форм приспособительных реакций.

    Слайд 3.  Адаптация (приспособление) — процесс активного взаимодействия организма со средой. И животные, и человек приспосабливаются к той или иной среде обитания: рыбы — к воде, птицы — к воздуху. Человек — к существованию в определенных климатогеографических условиях. Это биологическая адаптация. Но, в отличие от животных, человек должен обладать способностью приспосабливаться и к социальным условиям, поскольку любая социальная среда требует от него адекватных форм поведения (работа, отдых, семья и т. д.), т. е., помимо биологической, человек способен к социальной адаптации (Д. Б. Эльконин).
     Адаптационные изменения в организме характеризуются сдвигами, присущими эмоциональному стрессу. Причем, чем меньше возраст ребенка, тем эмоционально-стрессовая реакция протекает более генерализованно с вовлечением не только центральной и вегетативной нервной систем, но и метаболических процессов и факторов местной защиты. Поэтому срыв адаптации в младшем возрасте чаще бывает в виде острых респираторных заболеваний. В более старшем возрасте основной «удар» эмоционального стресса берет на себя психоэмоциональная сфера и основными клиническими проявлениями дезадаптации становятся функциональные расстройства центральной нервной системы.

    Слайд 4.  На уровне физиологии мозга при адаптации отмечается десинхронизирующее влияние подкорки на кору больших полушарий. Нормальные ритмы бодрствования на электроэнцефалограмме сменяются практически прямой линией, только слегка зазубренной. Это свидетельствует о том, что кора «отключается», предоставляя возможность подкорке вступить в свои полномочия.

     Слайд 5. Происходит активизация того отдела вегетативной нервной системы, который отвечает за реакцию и поведение человека в стрессовых ситуация (симпатической нервной системы).

     В результате этого у ребёнка наблюдается реакция тревожного ожидания, нарастает нервное напряжение, повышается мышечный тонус, возникает спазм периферических сосудов, в том числе кожи и слизистых оболочек. Происходит напряжение приспособительных сил организма. Далее включаются механизмы саморегуляции, мобилизируются и вырабатываются совершенно новые саморегуляторные механизмы в соответствии с изменившимися внешними условиями.

      Заметно ли это по каким-либо внешним признакам?

     Имеются и внешние отличительные признаки только что поступившего в детский сад ребёнка. Внешне он выглядит бледным, у него отмечается учащение пульса и частоты дыхания. Он может быть насторожен, может проявлять беспокойство и даже капризничать. У него повышается уровень тревожности.

В первые дни пребывания в детском саду «новенькие» практически не общаются

сами, наблюдая за поведением других детей и взрослых. Деятельность их может быть хаотичной и непродуктивной.

      Большую часть времени они присматриваются и прислушиваются, находясь в

состоянии некоторой растерянности. Они мало говорят, не очень чётко воспринимают то, что говорят им другие ребята и взрослые. При этом дети легче воспринимают невербальные сигналы — интонацию говорящего, его мимику и жесты, нежели словесные инструкции.

     Слайд 6. В период адаптации к дошкольной образовательной организации (ДОО) у детей могут наблюдаться следующие клинические проявления:

появление негативных эмоционально-поведенческих реакций:

страха, агрессии, гнева, депрессии, чрезмерной двигательной активности

или общей заторможенности, негативизма, ограничение социальных контактов и познавательной деятельности.

     У детей младшего дошкольного возраста при длительном и выраженном

стрессе может наблюдаться регресс психомоторного развития. При этом у

них утрачивается часть приобретенных ранее навыков, возможно уменьшение речевой активности вплоть до полного исчезновения.

      Появление пограничных нервно-психических расстройств: гипердинамического синдрома, проявляющегося двигательной расторможенностью, агрессивностью, взрываемостью; синдрома навязчивых движений (сосание пальцев, покусывание ногтей, навязчивое покашливание, закручивание волос, выщипывание ресниц и бровей, различные тики и т.д.); фобического синдрома, проявляющегося пугливостью, различными страхами (ночные страхи, страх плохой отметки, учителя, наказания и т.д.); астенического синдрома, характеризующегося утомляемостью, общей слабостью, снижением умственной и физической работоспособности и успеваемости; соматовегетативного синдрома в виде нарушения сна, головных болей, кардиалгий, респираторно-аффективных приступов, снижения аппетита, болей в животе, срыгиваний, рвоты, расстройства стула, энкопреза, беспричинного субфебрилитета, аллергических сыпей; синдрома патохарактерологических реакций— выполнять требования старших, уход из дома и др. Недостаточная прибавка или потеря массы тела, возможно замедление темпов роста, снижение уровня гемоглобина, связанные с активацией катаболических процессов.Учащение острой респираторной заболеваемости, формирование хронической патологии.

    Клинические проявления адаптационного синдрома зависят от возраста

ребенка, уровня его физического и нервно-психического развития, состояния

здоровья, т. е. от степени соответствия его психофункциональных возможностей требованиям и условиям образовательного учреждения.

    Поступление в ДОУ является для детей эмоционально-стрессовой ситуацией, при которой изменяется привычный стереотип. Возрастает психоэмоциональная нагрузка. В этих условиях организаторам педагогического процесса важно максимально исключить возможность возникновения дополнительных психотравмирующих ситуаций. Необходимо обращать внимание на охрану нервной системы детей и их психики.

    Слайд 7-9. Оздоровительный этап в период адаптации.

    Слайд 11. Как говорилось выше-смена привычной для ребёнка среды-стресс. Лучшее лекарство от стресса-смех. Существует даже термин «смехотерапия». Нужно создавать такие ситуации. Чтобы ребёнок больше смеялся. Для этого в группу часто вносятся игрушки-забавы. Демонстрируются весёлые мультфильмы (доступные возрастному пониманию), приглашаются необычные гости- зайчики, клоуны, лисички…В их роли могут быть куклы «би-ба-бо», старшие дошкольники, взрослые.

   Слайд 12.  Для снижения эмоционального напряжения эффективным средством является функциональная музыка; она может сопровождать основные режимные моменты: игры, отход ко сну и подъем. Основным критерием подбора музыки является соответствие ее темпа и ритма функциональному состоянию ребенка. Так, в период засыпания должна звучать тихая мелодия, например, колыбельная; при подъеме – бодрая музыка с нарастающим темпом. Ритмичная, маршевая мелодия возбуждает, повышает эмоциональный тонус. Медленная мелодичная музыка успокаивает, расслабляет. Выбрать музыку в соответствии с этими принципами может педагог совместно с музыкальным работником. Можно рекомендовать поставить в группе запись лёгкой классической музыки: Моцарт, Шопен и т.п. Музыка должна звучать очень тихо, не привлекая к себе внимания детей.

      Слайд 13. Особенно болезненно в период привыкания к детскому саду дети переносят дневной сон. Слова взрослого, что пора спать, это сигнал не только к прекращению деятельности, но и обострение чувств страха и горя. Снять эмоциональное напряжение, обрести спокойствие, уравновешенность, уверенность в своей безопасности помогают ребёнку релаксационные сказки.

      Как правило, дети с удовольствием слушают сказки перед сном. Сказки о животных или волшебные способны ненадолго отвлечь ребёнка, но не помогут уснуть. Релаксационные сказки не несут смысловую нагрузку. Сюжет таких сказок прост и понятен ребёнку. Сказочный персонаж очень хочет спать и, в конце концов, крепко засыпает. Плавное, монотонное рассказывание сказки о приятном засыпании расслабляет и успокаивает ребёнка. В состоянии расслабленности происходит определённое отключение от окружающего. Придумывание релаксационных сказок не составляет особого труда. При этом важно придерживаться определённых правил. Слайд 14.

      Как показала практика, дети охотно слушают релаксационные сказки.  Многократное слушание одной и той же сказки вырабатывает у детей условный рефлекс на засыпание. Такие сказки рекомендуется рассказывать под негромкую, спокойную музыку.

Слайд 15. Сенсорная адаптационно-дидактическая юбка

      В период адаптации данное методическое пособие так же помогает детям

отвлечься от переживаний, связанных с расставанием с близкими людьми. Педагог, завлекая детей необычным пособием превращается в волшебную фею, которая предлагает поиграть. Между взрослым и ребенком накладывается зрительный и вербальный контакт, так необходимый для создания теплых и доверительных отношений в период адаптации.

     Привлекательная внешне, «Сенсорная юбка» манит к себе детей, притягивает,

их как магнит, заставляя действовать с ее элементами, а главное, общаться с

педагогом, привыкая к нему тактильно, эмоционально, а затем и вербально.

Оздоровительные мероприятия

      Слайд 17. Нельзя недооценивать важность проведения закаливающих процедур. Здесь не следует стремиться к проведению специальных закаливающих процедур. Важно помнить об их регулярности и игровой форме проведения.

     Слайд 18. Незаменимое воздействие на укрепление здоровья оказывают физические нагрузки: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры. Особо эффективны занятия физкультурой на свежем воздухе.

     Слайд 19. Одной из нетрадиционных форм закаливания является пальчиковая гимнастика. Которая благотворно влияет на координацию движений, способствует развитию мелкой моторики рук, их силы.  Игровая форма проведения данного вида закаливания не только развлечёт детей, но и будет способствовать формированию их представлений об окружающем мире.

    Исходя из принципа «здоровый ребенок - успешный ребёнок», является невозможным решение проблемы воспитания социально-адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Вырастить здорового ребёнка - вот самое главное, что необходимо сделать педагогам в дошкольном учреждении.

Будьте здоровы сами и воспитывайте здоровое поколение!

Литература

  1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие/Авт.-сост. Белкина Л.В.- Воронеж «Учитель», 2006. - 236 с.
  2. Кирюхина, Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Н. В. Кирюхина. — 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2006. — 112с. — (Дошкольное воспитание и развитие).
  3. Профилактика и коррекция нарушений адаптации детей к дошкольной

образовательной организации / Л.А. Жданова, А.В. Шишова, Т.В. Русова, И.Е. Бобошко, С.И. Мандров, Л.К. Молькова, Г.Н. Нуждина: - Иваново: ФГБОУ ВО ИвГМА Минздрава России, 2022 – 77 с.

  1. Сидоркина Т.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации часто болеющих детей к дошкольному образовательному учреждению: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению Психолого-педагогическое образование / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013 – 92 с.
  2. Составитель Русаков А.С.  Адаптация ребёнка к детскому саду. Советы педагогам и родителям: Сборник. - СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера 2010. - 128 с.
  3. Терёхина О.А. Здравствуй, детский сад!: психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в период адаптации к дошкольному учреждению/ О.А. Терёхина, В.С. Богословская.- Мозырь: ООО «Белый Ветер», 2006.- 91 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...

«Реализация дифференцированного подхода в процессе адаптации детей раннего возраста к ДОУ»

В данной работе обобщен опыт работы воспитателя  в адаптационный период при поступлении ребенка в детский  сад и раскрыта  сущность дифференцированного подхода , а так же освящены такие...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации в дошкольном учреждении

Программа направлена на работу с детьми, включает тренинги с родителями, работу с воспитателями в период процесса адаптации к дошкольному учреждению...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...

«Здоровьесберегающий подход в процессе адаптации детей дошкольного возраста к условиям ДОУ»

В данном материале представлен опыт работы по организации адаптационного периода детей 2-3 лет....

Занятие по адаптации по книге Роньжиной А.С. «Занятия психолога детьми 2–4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению"

Занятие 1 «БОЖЬЯ КОРОВКА»Подготовила: педагог-психолог Шорошнева М.А.(составлено на основе занятийкниги Роньжиной А.С.«Занятия психолога детьми 2–4-х летв период адап...