«Здоровьесберегающий подход в процессе адаптации детей дошкольного возраста к условиям ДОУ»
материал (младшая группа)

Аркашева Светлана Анатольевна

В данном материале представлен опыт работы по организации адаптационного периода детей 2-3 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающий подход в процессе адаптации детей дошкольного возраста к условиям ДОУ»

        Поступление ребенка в дошкольное учреждение – процесс сложный для малыша. Для него это стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Малышу предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, контакт со сверстниками, новое помещение – все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Все это может вызвать у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими. Т.е. начинается адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения.

        Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям общественного воспитания рассматривалась в исследованиях Н.М. Аксариной, Н.Д. Ватутиной, Р.В. Тонковой-Ямпольской. Я согласны с позицией этих исследователей, подчеркивающих сложность процесса адаптации и важность правильной его организации для успешного решения всех вопросов всестороннего развития личности ребенка. Под адаптацией принято понимать способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Длительность адаптационного периода у каждого ребенка разная от 5 дней до 2-3 месяцев. Успешная адаптация зависит от многих факторов – состояния здоровья  ребенка, особенностей его нервной системы, развития навыков общения, а также от грамотных действий родителей и сотрудников детского сада.

        До момента поступления ребенка в группу от родителей были получены сведения о ребенке посредством беседы и анкетирования. При анализе результатов анкетирования выявлены те факторы, которые могут неблагоприятно отразиться на социально-психологической адаптации ребенка. Выясняются данные о навыках ребенка, степени самостоятельности, интересах и любимых занятиях, привычках, что позволило наиболее эффективно построить взаимодействие воспитателя с ребенком исходя из его потребностей и индивидуальных особенностей.

Для ознакомления родителей с деятельностью детского сада мною был оформлен стенд «Первые шаги», где помешалась информация о необходимых документах для поступления в детский сад, режиме дня, совместной деятельности педагога  и детей в течение года, необходимых гигиенических навыках детей, и др.  Проведены консультации:  «Адаптация детей к условиям детского сада», «Что должен знать и уметь малыш,  придя  в детский сад».  Осуществила подборку информации для родителей «Как облегчить расставание с детьми», «Почему дети кусаются» и др.          Оформление фото журнала «Мой любимый детский сад» с фотографиями территории детского сада, группы, воспитателей, который родители могли взять домой и показать детям. Весной и в летний период приглашали родителей и детей посетить территорию детского сада, прогулки воспитателя со старшими детьми.

 В течение месяца с детьми, родителями, музыкальным руководителем  и воспитателями группы ежедневно по 15 минут проводились адаптационные игры, направленные на знакомство с детским садом, сближением педагогов с детьми. В основе  совместной деятельности взрослых и детей лежали игры: пальчиковые, логоритмические, подвижные, гимнастика для детей и родителей, сопровождающиеся музыкой. После данной деятельности дети с родителями могли посетить будущую группу и поиграть там игрушками.

        Прием детей в группу осуществлялся постепенно по три ребенка три раза в неделю. Минимальное пребывание в группе 3 часа, постепенно оно увеличивалось.

Формирование адаптационных механизмов зависит в первую очередь от умения воспитателя создать атмосферу тепла, уюта и любви в группе. Первые контакты основываются на помощи и заботе. Основная цель педагога  заслужить доверие ребенка.

        Взаимодействие педагога  с детьми в этот период строилось на принципах:

- Вводить новое постепенно. Для того  чтобы ребенок мог наиболее безболезненно привыкнуть к новым условиям, ему нужно время. Поэтому в первые дни пребывания ребенка в группе  должно быть минимальным. Для некоторых детей оптимальным будет в первые дни приходить только на прогулку. Утреннее кормление желательно проводить дома. Укладывать спать на шестой день пребывания в детском саду. Так же постепенное знакомство с новыми правилами поведения и взаимодействия в группе.

- Использование игровых методов взаимодействия с ребенком. В игре ребенку легче устанавливать связь с миром взрослых, социализация при этом происходит естественно и успешно. В игре ребенок может открыто выразить свои эмоции, принять роль и проиграть различные способы поведения.

- Создавать положительную установку на предстоящие режимные процессы. На первых порах количество требований минимально, не заставлять ребенка делать что-либо против его воли, ищите компромиссные варианты. Сопровождайте умывание, кормление, одевание стихами и потешками, играми, используя «живую» игрушку.

- Рассказывание сказок, пение колыбельных перед сном.

- Использование элементов телесной терапии.

        Сгладить адаптационный период помогли игры, формирующие чувство уверенности в окружающем:

- направленные на знакомство детей, их сближение друг с другом «Веселый бубен», «Передай колокольчик» и др.,

- направленные на знакомство с воспитателем, становление отношений основанных на доверии «Шел король по лесу», «Ручками похлопаем» и др.,

- направленные на знакомство с группой  «Прячем мишку»,

- направленные на знакомство с персоналом  «Кому что» и др.,

- совместные игры с детьми подготовительной группы.

        Все игры подчиняются следующим правилам:

Правило 1.  Добровольное участие. Заставляя, мы можем вызвать в малыше чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив, увидев, как играют другие, ребенок сам включится в игру.

Правило 2.  Взрослый непосредственный участник игры. Взрослый становится непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Взрослый совмещает две роли - участника и организатора.

Правило 3.  Многократное повторение игр. Многократное повторение игр, является необходимым условием развивающего эффекта. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового  опыта.

Правило 4. Внесение наглядного материала.  Наглядный материал надо беречь, нельзя его превращать в обычный, всегда доступный. Этот материал долго останется для детей необычным.

Правило 5. Взрослый дает возможность ребенку проявить себя. Взрослый не должен оценивать действия детей: слова типа «Неверно» или «Молодец». Дайте ребенку проявить, выразить себя.

        Чтобы период привыкания к детскому саду прошел быстрее и спокойнее, в комплексе мною используются различные адаптивные методы и приемы:

Игры с песком -  это проявление естественной активности ребенка. Песок является прекрасным психопрофилактическим средством, имеет свойство «заземлять»  негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние. Игры типа «Отпечатки наших рук», «Отпечатки кулачков, костяшек пальцев» и другие.

Игры в сухом бассейне – способствуют снятию эмоционального напряжения в течение дня.  Во время плавания в таком бассейне, ребенок получает общий массаж тела без массажиста. Необходимость удерживать свое тело на поверхности постоянно ускользающих «волн» - шариков побуждает малыша координировать движения, при этом успешно развивается костно-мышечный аппарат.   Мною осуществлен подбор игр типа: «Перекаты», «Ныряем» и другие.

Игры в сухом аквариуме – способствуют снятию напряжения, усталости. Мною используются игры типа «Купание рук», «Чьи бусы длиннее» и другие.

        Организую свою работу на основе здоровьесберегающего подхода, добилась положительных результатов: 90% детей адаптацию прошли в легкой форме, 10% средней. У детей наблюдался положительный эмоциональный настрой, хороший сон и аппетит. Воспитанники без страха шли на контакт со взрослыми, сложились доверительные отношения между всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы к сопровождению процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

Презентация опыта работы по теме "Новые подходы к сопровождению процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения"...

«Реализация дифференцированного подхода в процессе адаптации детей раннего возраста к ДОУ»

В данной работе обобщен опыт работы воспитателя  в адаптационный период при поступлении ребенка в детский  сад и раскрыта  сущность дифференцированного подхода , а так же освящены такие...

Использование методических рекомендаций воспитателями и родителями по организации процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

Использование методических рекомендаций воспитателями и родителями по организации процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учрежденияФормирование адаптационных...

Модель психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

В статье дается обоснование актуальности проблемы роцесса адаптации детей раннего возраста. Автором предлагается модель психолого-педагогического  сопровождения процесса адаптации детей раннего в...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога-психолога «Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществление

Пояснительная записка. Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от ...