«Здоровьесберегающий подход в процессе адаптации детей дошкольного возраста к условиям ДОУ»
материал (младшая группа)
В данном материале представлен опыт работы по организации адаптационного периода детей 2-3 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
опыт работы по адаптации детей к условиям ДОУ | 19.83 КБ |
Предварительный просмотр:
«Здоровьесберегающий подход в процессе адаптации детей дошкольного возраста к условиям ДОУ»
Поступление ребенка в дошкольное учреждение – процесс сложный для малыша. Для него это стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Малышу предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, контакт со сверстниками, новое помещение – все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Все это может вызвать у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими. Т.е. начинается адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения.
Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям общественного воспитания рассматривалась в исследованиях Н.М. Аксариной, Н.Д. Ватутиной, Р.В. Тонковой-Ямпольской. Я согласны с позицией этих исследователей, подчеркивающих сложность процесса адаптации и важность правильной его организации для успешного решения всех вопросов всестороннего развития личности ребенка. Под адаптацией принято понимать способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Длительность адаптационного периода у каждого ребенка разная от 5 дней до 2-3 месяцев. Успешная адаптация зависит от многих факторов – состояния здоровья ребенка, особенностей его нервной системы, развития навыков общения, а также от грамотных действий родителей и сотрудников детского сада.
До момента поступления ребенка в группу от родителей были получены сведения о ребенке посредством беседы и анкетирования. При анализе результатов анкетирования выявлены те факторы, которые могут неблагоприятно отразиться на социально-психологической адаптации ребенка. Выясняются данные о навыках ребенка, степени самостоятельности, интересах и любимых занятиях, привычках, что позволило наиболее эффективно построить взаимодействие воспитателя с ребенком исходя из его потребностей и индивидуальных особенностей.
Для ознакомления родителей с деятельностью детского сада мною был оформлен стенд «Первые шаги», где помешалась информация о необходимых документах для поступления в детский сад, режиме дня, совместной деятельности педагога и детей в течение года, необходимых гигиенических навыках детей, и др. Проведены консультации: «Адаптация детей к условиям детского сада», «Что должен знать и уметь малыш, придя в детский сад». Осуществила подборку информации для родителей «Как облегчить расставание с детьми», «Почему дети кусаются» и др. Оформление фото журнала «Мой любимый детский сад» с фотографиями территории детского сада, группы, воспитателей, который родители могли взять домой и показать детям. Весной и в летний период приглашали родителей и детей посетить территорию детского сада, прогулки воспитателя со старшими детьми.
В течение месяца с детьми, родителями, музыкальным руководителем и воспитателями группы ежедневно по 15 минут проводились адаптационные игры, направленные на знакомство с детским садом, сближением педагогов с детьми. В основе совместной деятельности взрослых и детей лежали игры: пальчиковые, логоритмические, подвижные, гимнастика для детей и родителей, сопровождающиеся музыкой. После данной деятельности дети с родителями могли посетить будущую группу и поиграть там игрушками.
Прием детей в группу осуществлялся постепенно по три ребенка три раза в неделю. Минимальное пребывание в группе 3 часа, постепенно оно увеличивалось.
Формирование адаптационных механизмов зависит в первую очередь от умения воспитателя создать атмосферу тепла, уюта и любви в группе. Первые контакты основываются на помощи и заботе. Основная цель педагога заслужить доверие ребенка.
Взаимодействие педагога с детьми в этот период строилось на принципах:
- Вводить новое постепенно. Для того чтобы ребенок мог наиболее безболезненно привыкнуть к новым условиям, ему нужно время. Поэтому в первые дни пребывания ребенка в группе должно быть минимальным. Для некоторых детей оптимальным будет в первые дни приходить только на прогулку. Утреннее кормление желательно проводить дома. Укладывать спать на шестой день пребывания в детском саду. Так же постепенное знакомство с новыми правилами поведения и взаимодействия в группе.
- Использование игровых методов взаимодействия с ребенком. В игре ребенку легче устанавливать связь с миром взрослых, социализация при этом происходит естественно и успешно. В игре ребенок может открыто выразить свои эмоции, принять роль и проиграть различные способы поведения.
- Создавать положительную установку на предстоящие режимные процессы. На первых порах количество требований минимально, не заставлять ребенка делать что-либо против его воли, ищите компромиссные варианты. Сопровождайте умывание, кормление, одевание стихами и потешками, играми, используя «живую» игрушку.
- Рассказывание сказок, пение колыбельных перед сном.
- Использование элементов телесной терапии.
Сгладить адаптационный период помогли игры, формирующие чувство уверенности в окружающем:
- направленные на знакомство детей, их сближение друг с другом «Веселый бубен», «Передай колокольчик» и др.,
- направленные на знакомство с воспитателем, становление отношений основанных на доверии «Шел король по лесу», «Ручками похлопаем» и др.,
- направленные на знакомство с группой «Прячем мишку»,
- направленные на знакомство с персоналом «Кому что» и др.,
- совместные игры с детьми подготовительной группы.
Все игры подчиняются следующим правилам:
Правило 1. Добровольное участие. Заставляя, мы можем вызвать в малыше чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив, увидев, как играют другие, ребенок сам включится в игру.
Правило 2. Взрослый непосредственный участник игры. Взрослый становится непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Взрослый совмещает две роли - участника и организатора.
Правило 3. Многократное повторение игр. Многократное повторение игр, является необходимым условием развивающего эффекта. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта.
Правило 4. Внесение наглядного материала. Наглядный материал надо беречь, нельзя его превращать в обычный, всегда доступный. Этот материал долго останется для детей необычным.
Правило 5. Взрослый дает возможность ребенку проявить себя. Взрослый не должен оценивать действия детей: слова типа «Неверно» или «Молодец». Дайте ребенку проявить, выразить себя.
Чтобы период привыкания к детскому саду прошел быстрее и спокойнее, в комплексе мною используются различные адаптивные методы и приемы:
Игры с песком - это проявление естественной активности ребенка. Песок является прекрасным психопрофилактическим средством, имеет свойство «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние. Игры типа «Отпечатки наших рук», «Отпечатки кулачков, костяшек пальцев» и другие.
Игры в сухом бассейне – способствуют снятию эмоционального напряжения в течение дня. Во время плавания в таком бассейне, ребенок получает общий массаж тела без массажиста. Необходимость удерживать свое тело на поверхности постоянно ускользающих «волн» - шариков побуждает малыша координировать движения, при этом успешно развивается костно-мышечный аппарат. Мною осуществлен подбор игр типа: «Перекаты», «Ныряем» и другие.
Игры в сухом аквариуме – способствуют снятию напряжения, усталости. Мною используются игры типа «Купание рук», «Чьи бусы длиннее» и другие.
Организую свою работу на основе здоровьесберегающего подхода, добилась положительных результатов: 90% детей адаптацию прошли в легкой форме, 10% средней. У детей наблюдался положительный эмоциональный настрой, хороший сон и аппетит. Воспитанники без страха шли на контакт со взрослыми, сложились доверительные отношения между всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для педагогов: Организация процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Организация процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ....
Новые подходы к сопровождению процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
Презентация опыта работы по теме "Новые подходы к сопровождению процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения"...
«Реализация дифференцированного подхода в процессе адаптации детей раннего возраста к ДОУ»
В данной работе обобщен опыт работы воспитателя в адаптационный период при поступлении ребенка в детский сад и раскрыта сущность дифференцированного подхода , а так же освящены такие...
Использование методических рекомендаций воспитателями и родителями по организации процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
Использование методических рекомендаций воспитателями и родителями по организации процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учрежденияФормирование адаптационных...
Формы работы с родителями в процессе адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения
Презентация. Адаптация. Консультация для воспитателей...
Модель психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
В статье дается обоснование актуальности проблемы роцесса адаптации детей раннего возраста. Автором предлагается модель психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей раннего в...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога-психолога «Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществление
Пояснительная записка. Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от ...