Психолого-педагогическое сопровождение детей ветеранов (участников) СВО в период обучения
методическая разработка по психологии
Программа психолого-педагогического сопровождения детей ветеранов (участников) СВО в период обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 18.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
психолого-педагогического сопровождения
детей ветеранов (участников) СВО в период обучения
Пояснительная записка
Программа психолого-педагогического сопровождения для детей ветеранов (участников) СВО в период обучения в дошкольном образовательном учреждении подразумевает комплексную работу, направленную на семью ветеранов (участников) СВО, в первую очередь ребенка, а также педагогов.
Цель: гармонизация эмоционального состояния детей ветеранов (участников) СВО в период обучения в дошкольном образовательном учреждении.
Задачи:
1. выявление детей ветеранов (участников) СВО в период обучения в дошкольном образовательном учреждении;
2. проведение психологическаой диагностики, направленной на выявление ранней дезадаптации, оценку уровня тревожности, эмоционального фона, наличия признаков ПТСР у детей ветеранов (участников) СВО в период обучения в дошкольном образовательном учреждении;
3. просвещение педагогов на тему психологических особенностей детей ветеранов (участников) СВО в период обучения в дошкольном образовательном учреждении;
4. профилактика семейного неблагополучия по средствам информирования членов семей ветеранов (участников) СВО в период обучения в дошкольном образовательном учреждении;
5. стабилизация эмоционального состояния детей ветеранов (участников) СВО в период обучения в дошкольном образовательном учреждении и поднятие эмоционального фона по средствам применения игровых и арт-терапевтических методов;
6. поддержка идентичности и чувства защищенности у детей ветеранов (участников) СВО в период обучения в дошкольном образовательном учреждении.
Основные мишени: развитие эмоциональной устойчивости, снижение уровня тревоги, формирование доверительных отношений с окружающими.
Основное требование и условие эффективности программы: добровольное участие детей, родителей (членов семей) и педагогов; систематичность и комплексность воздействия; преемственность в реализации коррекционно-развивающего воздействия.
Программа рассчитана на краткосрочное, но интенсивное применение и активную работу.
Длительность реализации программы: 3 месяца, по 2 занятию в неделю, всего 24 занятия.
Программа состоит из 3 блоков:
1 блок – ознакомительно-накопительный – включает в себя психодиагностику; направлен на знакомство и создание ситуации сотрудничества, возникновения доверия с педагогом-психологом. Знакомство с различными игровыми и арт-терапевтическими методами и приемами, а также накоплении положительных эмоций, эмоциональной разгрузки и снятия напряжения.
2 блок – коррекционный - актуализация скрытых чувств и эмоций, их материализация в виде художественного продукта, осуществление психотерапевтического воздействия по средствам применения арт-терапевтических методов и приемов. Проработка выявленных в 1 блоке трудностей.
3 блок – итоговый - направлен на обобщение опыта предыдущих занятий на символическом уровне, контейнирование эмоций, создание ресурса.
Психологические особенности взаимодействия с детьми ветеранов (участников) СВО при пережитой ими острой фазе утраты
Согласно алгоритму сопровождения в дошкольных образовательных, общеобразовательных, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования детей ветеранов (участников) специальной военной операции, обучающихся в соответствующих организациях, в целях оказания таким детям необходимой помощи, в том числе психологической от 11.08.2023 при взаимодействии с детьми дошкольного возраста важно учитывать следующее:
1. У детей дошкольного возраста еще нет собственных навыков совладания с ситуацией, поэтому они практически полностью зависят от взрослого. После травматического события могут наблюдаться регрессия на более ранние поведенческие стадии, изменения режима питания и сна, необъяснимые боли, непослушание, гиперактивность, речевые нарушения, агрессия, отстранение. Ребенок может снова и снова, преувеличивая, рассказывать о травматическом событии.
2. Печаль – это одна из естественных эмоций. Если обучающийся хочет и готов поговорить о своих чувствах, не препятствуйте, поддержите его в этом начинании. Обучающемуся важно услышать, что вы готовы понять его состояние.
3. Если обучающийся хочет поговорить о самом факте смерти, используйте простые для него слова, не допускающие недосказанности или двусмысленности. Не передавайте обучающемуся подробности смерти его близкого, если вы узнали их от родителей (законных представителей). Старайтесь следить, чтобы в его окружении также никто этого не делал.
4. Если обучающийся не хочет говорить об умершем, посещать места, связанные с ним, не настаивайте, не упрекайте обучающегося в этом.
5. Избегайте обсуждать чересчур серьезные или страшные для обучающегося вещи, если есть вероятность, что он может услышать. Не стоит делать этого, даже если кажется, что обучающийся слишком увлечен, чтобы слушать, или слишком мал, чтобы понимать.
6. По возможности не оставляйте обучающегося одного в течение дня, особенно, если он просит об этом. Если профессиональная необходимость того требует, сообщите обучающемуся, что уходите на определенное время, а потом вернетесь.
7. Не надо загружать обучающегося, например, сведениями о геополитических стратегиях и национальных интересах. Масштабные, комплексные и трудноразрешимые проблемы могут дополнительно увеличивать тревожность обучающегося перед незнакомыми системами взаимоотношений и социальными институтами.
8. Постарайтесь по мере возможности включать обучающегося в тот распорядок дня, который был у него до утраты.
9. Если родители (законные представители) обучающегося обратятся к вам с вопросом, как сделать так, чтобы обучающийся не забыл умершего близкого человека, предложите им иметь наготове фотографию или другие памятные вещи. Когда обучающийся будет готов, он может попросить рассказать ему об ушедшем человеке.
10. Дети могут испытывать иррациональный страх преждевременной смерти, не понимая, что это такое и как она наступает. Идея смерти еще не полностью находит понимание у маленьких детей. Осознание реальности и близости смерти может быть травмирующим. Для этого всегда необходимо проговаривать с ребенком, что именно означает смерть, как она происходит, и как люди справляются со смертью близких.
11. К другим типичным для этого возраста реакциям относятся страх сепарации (утраты) с родителями, беспричинный плач, неподвижность.
План программы
№ | Занятие | Примечание |
1 | Знакомство | Осуществляется с помощью работы с песком |
2 | Психодиагностика | Осуществляется наблюдение за ребенком в повседневной деятельности, применяется карта наблюдений Стотта. Если позволяет возраст, то возможно применение также проективной методики «Рисунок несуществующего животного» и ЦТО. |
3 | Выражаем эмоции | Применение кляксографии |
4 | Темный лес | Применение библиотерапии и работа с песком |
5 | Изотерапия | Правополушарное рисование |
6 | Моя маска | Применение маскотерапии, создание маски ситуации |
7 | Мой город | Применение методов песочной терапии, создание волшебного города |
8 | Радость | Применение библиотерапии и психотерапевтических сказок |
9 | Грусть | |
10 | Печаль | |
11 | Страх | |
12 | Волшебная кукла | Создание куклы, использование куклотерапии |
13 | Волшебная кукла идет в поход | Применение куклотерапии |
14 | Тяп-ляп | Работа с глиной |
15 | Точки | Изотерапия, рисование пальчиками |
16 | Полет фантазии | Свободное рисование под музыку |
17 | Мир эмоций | Применение психогимнастики |
18 | Моя мандала | Работа с мандалой |
19 | Идем в поход | Работа с песком, песочная терапия |
20 | Театр настроения | Применение психогимнастики |
21 | Песочная сказка | Работа с песком, сказочная песочная терапия |
22 | Волшебная мандала | Мандала терапия |
23 | Психодиагностика | Заполнение карты наблюдений Стотта. Если позволяет возраст, то возможно применение также проективной методики «Рисунок несуществующего животного» и ЦТО. Анализ актуального состояния, оценка динамики изменения состояния |
24 | Талисман | Создание талисмана |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
работа с родителями...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
опыт работы с детьми не посещающих ДОУ...
Психолого-педагогическое сопровождение детей третьего года жизни в период адаптации к условиям ДОУ
Первое посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения это важное событие в его жизни. Когда ребенок приходит в ДОУ, он попадает в новые условия. Меняется режим, характер питания, температу...
Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в адаптационный период
Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в адаптационный период...
Психолого педагогические аспекты сопровождения детей с ЗПР
В статье рассматривается актуальность проблемы организации обучения детей с ЗПР в условиях общеобразовательных учреждений. Затрагиваются основные вопросы организации психолого-педагогического сопровож...
Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ...
ПЛАН психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста на летний период 2019-2020 учебного года на одну разновозрастную группу
ПЛАНпсихолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста на летний период 2019-2020 учебного годана одну разновозрастную группу...