Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в адаптационный период
методическая разработка на тему
Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в адаптационный период
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 16.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Приход в детский сад – важный этап в жизни детей. С ним связано изменение социальной ситуации развития ребёнка: из семьи ребёнок попадает в группу сверстников, где его развитие осуществляется под руководством воспитателя. Однако далеко не все дети готовы к этому событию. Малышам присущи повышенная эмоциональность, внушаемость, впечатлительность. Возраст ребёнка с 1 года до 2-2,5 лет характеризуется обострённой чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны.
Чёткая, профессионально слаженная и продуманная работа педагогов, педагога-психолога и медиков, благополучный микроклимат в дошкольном заведении, взаимодействие с родителями - залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Объединив свои усилия, родители и педагоги обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, и тогда можно с уверенностью сказать, что произошедшие изменение в жизни ребёнка - ему на благо.
Взрослые должны организовать жизнь ребёнка так, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям, чтобы у него формировались положительное отношение к детскому саду и навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Для успешного прохождения адаптации детьми к ДОУ определены задачи:
• Установление единства в воспитании детей в ДОУ и семье;
• Создание атмосферы безопасности и доверия в системе «педагог—ребёнок — родитель»
• Помощь родителям подготовить ребёнка к посещению ДОУ.
• Оказание психолого-педагогической помощи в успешной адаптации каждого ребёнка в новых социальных условиях;
• Ознакомление родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
• Активное вовлечение родителей в этот процесс, обучая их различным методам и приёмам работы с детьми раннего возраста.
• Повышение уровня психологической культуры родителей.
• Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Для решения этих задач педагогами осуществляется контроль адаптации детей к детскому саду. В первый месяц посещения ребенком детского сада ежедневно отслеживается его поведение, эмоциональное состояние, состояние здоровья.
Психолог совместно с воспитателями заполняет «Лист адаптации», в котором учитываются множество характеристик, что позволяет дать качественную оценку факторов адаптации ребенка к детскому саду и избежать субъективности.
Уровень, т. е. успешность адаптации выводиться исходя из продолжительности адаптационного периода и поведенческих реакций (легкая степень 1-7дней, средняя 8-21, усложненная 22-35, дезадаптация свыше 35 дней). «Лист адаптации» можно показывать родителям, если они интересуются, как проходит адаптация их ребенка, но это решается в индивидуальном порядке.
В августе составляется план-график выявления уровня развития детей в эпикризные сроки (периоды в жизни ребёнка, за которые он приобретает новые навыки). Обследование проводится с помощью определенного материала в естественных условиях жизни малыша по каждому возрасту (1год 3месяца, 1год 6месяцев, 1год 9месяцев, 2года, 2года 6месяцев, 3года).
Ведется контроль развития ребенка, дается оценка ведущим, определяющим линиям (сферам) развития:
На втором году жизни:
- развитие понимания и активной речи;
- сенсорное развитие;
-развитие игры и действий с предметами;
- развитие общих движений;
- формирование навыков самостоятельности.
На третьем году жизни:
- развитие активной речи;
- сенсорное развитие;
- развитие игры и действий с предметами;
- формирование изобразительной и конструктивной деятельности;
- развитие общих движений;
- развитие навыков самостоятельности.
Результаты оценки уровня развития детей заносятся в карту нервно-психического развития, которая хранится у педагога-психолога. В картах отмечены группы развития: дети с нормальным развитием – те, у кого все показатели соответствуют календарному возрасту, и с задержкой развития- в зависимости от количества несформированных навыков.
С детьми, имеющими задержку развития проводятся специальные занятия, в которых можно использовать:
- игры с водой, сухой бассейн;
- музыкальную терапию;
- арт-терапию (рисование пальцами, лепка);
- релаксационные игры;
- пальчиковые игры;
- психогимнастику.
Проводя коррекционно-развивающую работу с детьми раннего возраста, педагоги учитывают следующие требования:
1. Согласно возрастной норме продолжительность занятий занимает да 12 минут.
2. Количество детей в группе должно быть 6-8 человек, что обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.
3. Обязательны повторы занятий или игр, т. к. дети раннего возраста любят знакомые игры, и повторяющиеся упражнения воспринимаются ими легче.
4. Должно присутствовать эмоциональное общение с каждым ребенком на занятии, которое обязательно должно включать: контакт глаз, прикосновение, улыбку, ласковую улыбку.
Многие родители, отдавая ребенка в детский сад, сами испытывают тревогу или, напротив, не понимают, насколько это серьезно, поэтому специалисты ДОУ должны помочь не только ребенку, но и семье. Такая помощь может быть представлена в форме:
1. Просвещения педагогов и родителей - это консультации по режимным моментам; родителям очень важно ознакомиться с режимом дня в группе и перенести его в семью, чтобы облегчить ребенку привыкание и адаптацию. Следующая форма просвещения – беседа- с родителями нужно разговаривать, информировать о том, что первое посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения - это важное событие в его жизни. Когда ребенок приходит в ДОУ, он попадает в новые условия. Меняется режим, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т. п. Все это, как правило, приводит к изменению поведения ребенка, нарушению его аппетита, сна, эмоционального состояния, при этом как раз и необходима помощь специалистов. Для родителей подготовлена актуальная информация на заданную тему.
2. Анкетирование или опросник родителей выявляет насколько нужна ребенку дополнительная помощь специалистов. Для детей с тяжелой адаптацией, нуждающихся в психолого-педагогической помощи и поддержке, специалисты совместно разрабатывают индивидуальную программу сопровождения. Она включает в себя: наблюдение за детьми в период адаптации, ведение адаптационных листов, карт наблюдений, диагностику, выявляющую факторы, затрудняющие адаптацию и сильные стороны развития ребёнка, его адаптационные возможности.
3. Для воспитателей необходимы - рекомендации по эффективной организации адаптационного периода и обучение приемам психопрофилактики.
4. Важна помощь в организации благоприятной, психологически безопасной развивающей среды (естественной, комфортабельной, уютной обстановки, создание положительного микроклимата в группах, музыкальные игры, хороводы, элементы танцевальных движений, песни, которые оказывают позитивное влияние на ребенка и способствует более быстрой его адаптации).
5. Для детей, испытывающих трудности адаптации целесообразно составление индивидуального режима адаптационного периода, например,- сокращения времени пребывания в д/с, фрагментальное присутствие родителей в группе, что облегчит привыкание ребенка и его социализацию.
6. Необходим обязательный контроль за эмоциональным состоянием и здоровьем ребенка в период адаптации. Организация специалистами и педагогами коррекционной работы с детьми через игровую деятельность, направленную на формирование коммуникативных и социальных навыков, дружеского общения с детьми, снятия эмоционального напряжения, активного взаимодействия со сверстниками.
Таким образом, можно сделать вывод, что четкая, профессионального слаженная и продуманная работа воспитателей, специалистов, педагога – психолога и медицинского работника, благополучный микроклимат в дошкольном учреждении, взаимодействие с родителями – залог положительного течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элементы развивающей среды для детей раннего возраста в адаптационный период
«Элементы развивающей среды для детей раннего возраста в адаптационный период» «Сарафанчик – волшебный карманчик»Задачи:1. снятие эмоционального и мышечного напряжения;2. развит...
Учебно-методическое пособие: «Элементы развивающей среды для детей раннего возраста в адаптационный период». «Сарафанчик – волшебный карманчик».
Методическое пособие. «Элементы развивающей среды для детей раннего возраста в адаптационный период» «Сарафанчик – волшебный карманчик»...
"Игры и упражнения для детей раннего возраста в адаптационный период" (консультация для педагогов)
Игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем...
Элементы развивающей среды для детей раннего возраста в адаптационный период «Сарафанчик – волшебный карманчик»
Задачи: 1.Снятие эмоционального и мышечного напряжения;2. Развитие навыков взаимодействия со взрослым и детьми;3. Активизация мелкой моторики, установление тесной связи между речевой и двигательной фу...
Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ...
Памятка для педагогов, родителей детей раннего возраста в адаптационный период Тема «Игры с детьми раннего возраста в адаптационный период к ДОУ»
Адаптация-это жизненный процесс. Каждый человек его переживает по разному,кто-то весело и с интересом,а кто-то со слезами на глазах и со страхом....