Дополнительная общеразвивающая программа «Мастерская Юных Инженериков» (далее - МЮИ) (развитие технической одаренности у обучающихся посредством использования современных образовательных технологий)
рабочая программа по психологии (старшая, подготовительная группа)
В современном мире широкое распространение получила проблема одаренности. Стремительное развитие экономики, научно-технический прогресс требует принципиально иных качеств в развитии личности, таких как интеллект, креативность, мотивация, умение адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни, преобразовывать окружающую действительность под решение актуальных вопросов.
В дошкольном детстве уже можно определить детей с потенциальной одаренностью. От систематической работы с данными детьми будет зависеть развитие их потенциала.
Новизна данной программы в том, что она направлена на развитие технической одаренности в процессе проектной деятельности.
Программа рассчитана на детей 5 - 7 лет.
Срок реализации программы: 2 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_yunye_inzheneriki.docx | 622.82 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 428»
Дополнительная общеразвивающая программа
«Мастерская Юных Инженериков»
(далее - МЮИ)
(развитие технической одаренности у обучающихся посредством использования современных образовательных технологий)
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Уровень освоения: стартовый
Срок реализации: 2 года
Разработчики программы:
Ананьева Е.В., Смородина А.И.
Новосибирск 2022
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Цель и задачи Программы 9
1.3. Принципы и подходы к формированию программы 9
1.4. Характеристика одаренного ребёнка 10
1.5. Психолого-педагогическая диагностика 12
1.6. Ожидаемые результаты освоения Программы 13
2.1. Описание образовательной деятельности 13
2.2. Примерные темы проектной деятельности 19
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников 20
3.1 Условия реализации Программы 21
3.2. Методическое обеспечение программы 21
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование | Дополнительная общеразвивающая программа «Мастерская Юных Инженериков» - (далее МЮИ) |
Заказчики Программы | Родители (законные представители) воспитанников МБДОУ д/с № 428 |
Основные разработчики Программы | Ананьева Елена Владимировна, педагог-психолог Смородина Анастасия Игоревна, педагог, реализующий программу |
Сроки реализации Программы | 2 года |
Цель Программы | развитие технической одаренности у обучающихся посредством использования современных образовательных технологий в процессе проектной детяельности |
Задачи Программы |
|
Ожидаемые результаты |
|
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
В современном мире широкое распространение получила проблема одаренности. Стремительное развитие экономики, научно-технический прогресс требует принципиально иных качеств в развитии личности, таких как интеллект, креативность, мотивация, умение адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни, преобразовывать окружающую действительность под решение актуальных вопросов.
В дошкольном детстве уже можно определить детей с потенциальной одаренностью. От систематической работы с данными детьми будет зависеть развитие их потенциала. Современная реальность требует яркого развития индивидуальности каждого субъекте общества. Ж.Пиаже утверждал, что цель образования - тренировать умы, которые могут быть критическими, которые могут проверять и не принимать все, что им предлагается. Великая опасность - это лозунги, коллективные мнения, тенденции, уже задуманные. Мы должны уметь противостоять себе индивидуально, критиковать, различать, что хорошо, а что нет.
Одаренные дети, выделяющиеся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в какой–либо деятельности, это редкость. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Детский возраст — период становления способностей и личности. Важно не упустить это время. Поэтому задача педагогов в дошкольном учреждении разглядеть потенциальную одаренность у большинства детей и создать условия для преобразования в актуальную одаренность.
Таким образом, возникла необходимость в разработке данной программы.
Эта Программа для развития технической одаренности дошкольников является инновационным продуктом, учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов, специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил СанПиН 1.2.3685 – 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Приказ Минпросвещения России № 1028 от 25 ноября 2022 г. «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования».
- Приказ Минпросвещения России № 1022 от 24.11.2022 г. «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ».
- Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2018—2025 годы, утверждённой постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 16424;
- Приказ Минпросвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242);
- Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 03.10.2012 г.
- Концепция развития дополнительного детей (утверждена распоряжением правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г №1726-р)
- Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 3 апреля 2012 г. Пр-827)
- Устав МБДОУ д/с № 428
Проблема одаренности исследована в работах следующих ученых: Д.Б. Богоявленская, В.Н.Дружинин, А.М.Матюшкин, А.И.Савенков, Р.Стернберг, М.А.Холодная, В.Д.Шадриков, В.С.Юркевич.
В данной Программе рассматривается трехфакторная модель одаренности, как сочетания, высоко развитых интеллекта, творческих способностей и мотивации (Дж.Рензулли, Н.С.Лейтес) (Приложение1).
Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Под влиянием смены возраста, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д., может происходить «угасание» признаков детской одаренности. Своеобразие динамики формирования детской одаренности часто проявляется в неравномерности (асинхронности) психического развития. Проявление детской одаренности трудно отличить от обученности (или шире - от степени социализации).
Анализируя работы Л.С.Выготского можно сделать следующие выводы:
- Одаренность сведена к проявленным способностям человека (к совокупности этих способностей).
- Если выражена одна способность при всей картине общего неблагополучия – можно говорить о парциальной одаренности.
- Одаренные – дети группы риска. Имея высокий уровень развития в одних сферах, они могут отставать или иметь проблемы в других.
Ж.Тарасье говорил, что одаренным детям свойственен синдром дисинхронии, имеющий две стороны:
- внешняя – трудности в адаптации;
- внутренняя – резкое несоответствие норме в развитии различных (познавательных) функций.
Неравномерность развития: на общую линию развития накладываются индивидуальные вариации.
Отмечаются феномены:
- Интеллектуальной и моторной дисинхронии;
- Интеллектуальной и эмоциональной дисинхронии.
Учитывая все выше сказанное, в Программе предусмотрена возможность включения в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющими предпосылки потенциальной либо актуальной одаренности.
Дети старшего дошкольного возраста проявляют большой интерес к конструированию. Они с желанием занимаются моделированием из бумаги, проявляют любознательность, ищут ответы на интересующие их вопросы, экспериментируют.
Проведя психолого-педагогическую диагностику детей старшего дошкольного возраста, а также получив экспертную оценку от родителей, педагогов ДОУ, стало очевидно, что в нашем детском саду, есть дети с потенциальной и актуальной технической одаренностью, поэтому на педагогическом совете ДОУ было принято решение создать условия для формирования прединженерного мышления у обучающихся.
Авторы программы подразумевают под «инженерным мышлением» креативное, творческое, техническое мышление, позволяющее видеть проблему целиком с разных сторон, устанавливать связи между частями и находить оптимальные пути ее решения.
Проблема развития мышления у детей дошкольного возраста хорошо изучена в научно-педагогической литературе. Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Р.Лурия, Н.П.Аникеева, Н.Н.Подъяков, Ж.Пиаже, В.А.Сухомлинский и многие другие занимались исследованиями в данной области.
Новизна данной программы в том, что она направлена на развитие технической одаренности в процессе проектной деятельности.
Программа позволяет использовать медиаресурсы.
Программа рассчитана на детей 5 - 7 лет.
Срок реализации программы: 2 года.
1.2. Цель и задачи Программы
Цель Программы: развитие технической одаренности у обучающихся посредством использования современных образовательных технологий в процессе проектной деятельности.
Задачи:
- создать условия для развития мыслительных операций;
- развивать креативное (прединженерное) мышление;
- поддерживать мотивацию к познавательной деятельности;
- формировать умение адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни, преобразовывать окружающую действительность под решение актуальных вопросов.
1.3. Принципы и подходы к формированию программы
Программа основана на следующих принципах:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования (индивидуализация образовательного процесса);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество организации с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития ребенка).
Учитывая сказанное выше, необходимо отметить, что принципы, лежащие в основе формирования Программы, тесно переплетаются с подходами к её реализации, среди которых следует отметить такие, как:
- личностно-ориентированный подход — подход, акцентирующий внимание на организации познавательной деятельности воспитанника с учётом его индивидуальных особенностей интеллектуального развития;
- системно-деятельностный подход — подход, основанный на организации различных видов деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, конструктивной и т. д.;
- индивидуальный подход — подход, предусматривающий организацию обучения на основе глубокого знания и учёта индивидуальных особенностей ребёнка, создания условий для активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребёнка в отдельности;
- дифференцированный подход — подход, учитывающий возможности каждого воспитанника и основанный на создании разнообразных условий обучения для различных групп в целях учёта индивидуально-психологических особенностей детей.
1.4. Характеристика одаренного ребёнка
Сенсорно-перцептивная сфера:
- опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений;
- могут одновременно следить за несколькими событиями или явлениями;
- острота и чуткость того или иного сенсорного канала;
- способны заниматься несколькими делами сразу.
Эмоциональная сфера:
- «повышенная чувствительность»;
- восприимчивость к сенсорным стимулам, склонность к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим;
- способны к переживанию преувеличенных страхов;
- восприимчивость к неречевым проявлениям чувств и эмоций;
- заниженная самооценка;
- перфекционизм;
- нехватка эмоционального баланса
Познавательная сфера:
- потребность в умственных впечатлениях, любознательность, пытливость ума;
- широтой интересов, стремлением «объять необъятное»;
- острота мышления, наблюдательность и исключительная память;
- выраженная и разносторонняя любознательность;
- часто «прескакивают» через последовательные этапы своего развития;
- рано начинают классифицировать и категоризировать поступающую к ним информацию и собственный опыт;
- легко справляются с познавательной неопределенностью;
- стремление решать проблемы, которые им «не по зубам»;
- разнообразием интересов
Психомоторная сфера:
- высокий автоматизм ряда психомоторных реакций;
- спят меньше своих сверстников, в ДОУ часто отказываются от дневного сна;
- трудности с тонкой двигательной координацией, навыками ручной работы, координацией между визуальным восприятием и механическим движением (особенно это диссонирует с развитыми познавательными способностями)
Психосоциальная сфера:
- высокая социальная автономность (самостоятельность, самовоспитание);
- наличие лидерских качеств, соревновательности, чувства юмора;
- легкость приспособления к новым ситуациям;
- в окружении посторонних способность сохранять уверенность в себе;
- легкость в генерации идей и решений;
- инициативность, выходящая за рамки возраста;
- развитое чувство справедливости, острая реакция на проблемы вокруг;
- защитная реакция на непонимание и непринятие со стороны окружающих - издевка, сарказм;
- стремление общаться, дружить со старшими детьми или со взрослыми.
Возрастные особенности детей 5-7 лет представлены в Парциальной образовательной программе «Юные инженерики» - https://ds428nsk.edusite.ru/mconstr.html?page=/p206aa1.html
1.5. Психолого-педагогическая диагностика
Психолого-педагогическая диагностика проводится два раза в год (сентябрь, апрель), с целью определения актуального и ближайшего уровня развития ребенка; создания индивидуальной траектории развития каждого ребенка в сфере одаренности.
В процессе диагностики используются следующие методы исследования:
- наблюдение
- экспертная оценка
- анализ продуктов творческой деятельности детей
- экспресс-диагностика уровня развития психических процессов.
Авторы программы рекомендуют использовать методики, представленные в Приложении 2. Данные методики направлены на диагностику уровня развития интеллекта, креативного (прединженерного) мышления, мотивации, что соответствует модели одаренности Дж. Рензулли.
1.6. Ожидаемые результаты освоения Программы
- условия для развития мыслительных операций созданы (разработаны ДОП «Мастерская Юные Инженерики», подготовлена материально-техническое обеспечение, кадровый потенциал обучен;
- креативное (прединженерное) мышление сформировано;
- дети с интересом и желанием проявляют любознательность, инициативность, активность в исследовании и преобразовании окружающей действительности под решение актуальных вопросов;
- мотивация к познавательной деятельности сформирована.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности
Практика работы с одаренными детьми свидетельствует о том, что в их обучении ведущее место принадлежит методам творческого характера (проблемным, поисковым, эвристическим, исследовательским, проектным) в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Система творческих методов реализуется посредством обогащенного содержания обучения, выходящего за рамки изучения традиционных тем календарно-тематического планирования ДОУ за счет дополнительного образования. Индивидуализация обучения обеспечивается посредством использования дифференцированных форм освоения учебной информации. Такому типу обучения соответствует проектно-исследовательская деятельность. Свободный выбор тем, образовательных технологий, многообразие информационных источников, логика ведения исследования, выступление на публичной защите – активизируют умственную деятельность и способствуют развитию одаренности. Работа над проектом позволяет достичь ожидаемых результатов Программы.
Проектная деятельность рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата (продукта). Обязательным условием ее является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте и этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, организация деятельности по реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности).
Программа реализуется во второй половине дня.
Реализация программы подразумевает два часа в неделю, продолжительность занятий устанавливается в соответствии с СанПиН 1.2.3685 – 21 от 28.01.2021.
Старшая группа (5-6 лет) – 25 мин.
Подготовительная группа (6-7 лет) – 30 мин.
При желании детей педагог может принять решение об увеличении времени работы над проектом в рамках самостоятельной деятельности детей.
Кол-во детей в группе | Количество часов | ||
в неделю | в месяц | в год | |
12 | 2 ч. | 8 ч. | 64 ч. |
Во время занятий педагог использует разные формы организации проектной деятельности с детьми:
- фронтальная - учебно-познавательная часть (презентация нового материала, постановка учебной задачи, обсуждение и анализ, рефлексия полученного результата);
- групповая – практическая часть (выполнение поставленной задачи, анализ полученного результата, поиск и исправление ошибок, рефлексия – эстетично и в соответствии ли выполнена поставленная задача);
- индивидуальная - практическая часть (поиск и исправление ошибок, рефлексия – как мы это сделали);
- самостоятельная – практическая часть (создание модели по замыслу, обсуждение и анализ полученного результата, рефлексия полученного результата)
Данная Программа подразумевает использование образовательных технологий, соответствующих принципам:
- развивающего образования;
- научной обоснованности и практической применимости;
- соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
- единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- интеграции образовательных областей;
- решения программных образовательных задач в совместной деятельности и самостоятельной деятельности взрослого и детей;
- учета ведущего вида деятельности дошкольника – игры.
Поэтому при реализации Программы педагоги используют следующие образовательные технологии и методы в развитии мотивации и способностей детей:
- ИКТ заключается в использовании обучающих программ, интерактивного и игрового оборудования.
- Технология развития критического мышления, данная технология учит детей работать с информацией, развивает самостоятельность мышления, воображение, речь, способствует развитию таких интеллектуальных способностей как анализ, синтез, классификация, формирует умение абстрагироваться, проводить аналогии. На занятиях с дошкольниками педагог может использовать элементы данной технологии (Таблица «Знаю-желаю знать - узнал»; Fishborn, «Верите ли вы», «Интеллект - карты», «Корзина идей», Ромашка Блума)
- Здоровьесберегающие технологи подразумевают соблюдение режима труда и отдыха, двигательную активность, поддержку эмоционального благополучия, упражнения, направленные на укрепление и сохранения здоровья детей; соблюдение режима работы на планшетах, ноутбуках, с интерактивной доской Smart board.
- Игровые технологии наиболее важны, так как ведущей деятельность дошкольников является игра. В процессе игры у ребенка формируются следующе компетентности: самостоятельность, умение принимать решения, нести личную ответственность, играть по правилам, рефлексировать, развивается воображение, интуиция, стимулируются практические навыки.
В самостоятельной деятельности дети используют созданные ими модели в игре.
Проблемный метод, направлен на постановку проблемы и поиск путей её решения.
Метод опорных сигналов В.Ф.Шаталова адаптированный для детей старшего дошкольного возраста, позволяет научить детей видеть проблему целиком, определять её части, читать и составлять схемы, чертежи.
Инфографика, направлена на развитие памяти и речи детей; с помощью инфографики дети могут рассказать о созданном продукте, презентовать его не испытывая волнения забыть что-то важное. Данная техника способствует быстрому запоминанию, упорядочению мыслей.
Lego-конструирование, хорошо влияет на развитие логического и образного мышления ребенка, развивает мелкую моторику рук. Строя разные модели из Lego, ребенок учится внимательности и терпению, быть настойчивым и спокойно переживать неудачи.
Cuboro, формирует и совершенствует основы конструирования и моделирования; развивает и закрепляет фундаментальные навыки математики; развивает аналитическое и стратегическое мышление; внимательность, трудолюбие, ловкость, выносливость, развивает творческое, логическое инженерное мышление; тренирует пространственное воображение; учит согласованно работать в команде, коллективе.
ТИКО, это отечественный трансформируемый игровой конструктор, который способствует формированию навыков конструктивно-игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Программирование Bee-bots, способствует формированию первоначальных навыков программирования, составлению алгоритмов, схем логических выводов, учит детей структурированной деятельности, развивает воображение и предлагает массу возможностей для изучения причинно-следственных связей.
Оригами, древнее японское искусство моделирования из бумаги, направленное на комплексное интеллектуальное развитие ребенка. Оригами учит работать по схеме.
Блоки Дьенеша способствуют развитию памяти, внимания, воображения, речи. У ребенка появляются умения классифицировать материал, сравнивать, анализировать аналитическую информацию.
Палочки Кюизенера, символическая функция обозначения числа цветом и размером дает возможность знакомить детей с понятием числа в процессе счета и измерения, дети знакомятся с величиной, геометрическими фигурами, упражняются в ориентировке в пространстве и времени. Игры и упражнения с палочками воспитывают у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли; положительно влияют на саморазвитие ребенка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение, самоконтроль.
Каждая из выше перечисленных технологий и методов способствует развитию предпосылок инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста, которые базируются на развитие наглядно-схематического мышления, когда ребенок начинает оперировать образами не самих предметов, а логических связей и отношений между ними, выражая эти отношения в виде наглядных схем, моделей. Эти технологии способствует развитию общих познавательных способностей дошкольников, и являются условием формирования внутреннего, идеального плана мыслительной деятельности.
Основные приёмы работы:
- беседа,
- ролевая игра,
- познавательная игра,
- логические и математические игры,
- задание по образцу (с использованием инструкции),
- творческие задачи, вопросы и ситуации,
- работа со схемами,
- соревнования (практическое участие детей в разнообразных мероприятиях по техническому конструированию).
Структура образовательной деятельности:
- Первый этап. Постановка проблемы;
- Второй этап. План работы;
- Третий этап. Поиск информации;
- Четвертый этап. Продукт проекта;
- Пятый этап. Презентация проекта.
Каждый этап подразумевает использование методов, приёмов, технологий, описанных выше.
Основные правила проведения занятий по Программе:
- Создание специальной развивающей избыточной предметно-пространственной среды.
- Возможность самостоятельного выбора.
- Самоконтроль и выявление ошибок самим ребенком.
- Выработка и соблюдение определенных правил (убирать за собой, тихо передвигаться по помещению и т.д.).
- Осуществление психолого-педагогической поддержки одаренных детей.
- Ребенок – субъект образовательного процесса.
Презентация продукта проектов осуществляется на сайте МБДОУ д/с № 428 - https://ds428nsk.edusite.ru/, официальной группе МБДОУ д/с № 428 социальной сети vk.com - https://vk.com/ds428_nsk.
- Примерные темы проектной деятельности
Таблица 1. Примерные темы проектной деятельности
Возраст обучающихся | Срок реализации | Вид деятельности/ Тема |
5-6 лет | Сентябрь | Психолого-педагогическая диагностика |
Октябрь -Ноябрь | Проектная деятельность «В мире сказок» | |
Декабрь -Январь | Проектная деятельность «Резиденция Деда Мороза» | |
Февраль - Март | Проектная деятельность «Моя Родина» | |
Апрель – Май (до 15.05) | Проектная деятельность «Несуществующий зоопарк» | |
Май (с 15.05) | Психолого-педагогическая диагностика | |
6-7 лет | Сентябрь | Психолого-педагогическая диагностика |
Октябрь -Ноябрь | Проектная деятельность «Мосты Новосибирска» | |
Декабрь -Январь | Проектная деятельность «Дорога будущего» | |
Февраль - Апрель | Проектная деятельность «Млечный путь» | |
Май | Психолого-педагогическая диагностика |
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
В вопросе развития одаренности большая роль отводится родителям. Родители создают дома не только предметно-развивающую среду соответствующую интересам ребенка, а также организуют посещение ребёнком дополнительны кружков, способствующих развитию его способностей.
Организуя взаимодействие с родителями, Программа решает следующие задачи:
1) установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
2) объединить усилия семьи и детского сада для развития одаренности ребёнка;
3) создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов детского сада;
4) осуществлять психолого-педагогическое просвещение родителей;
Программа предусматривает работу с родителями в разных формах и направлениях.
Наряду с традиционными формами активно используются информационно-коммуникативные технологии (группа «МЮИ» в социальной сети vk.com - https://vk.com/club_young_engineers, ИКОП «Сферум»), экскурсии выходного дня.
С целью выявления степени удовлетворенности родителей по реализации данной Программы один раз в год проводится интервьюирование, анкетирование родителей. Данные результаты необходимы для коррекции плана реализации Программы.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Условия реализации Программы
Реализация Программы подразумевает специально созданную предметно-пространственную развивающую среду, обеспечивающую максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.
В МБДОУ д/с №428 созданы все необходимые условия для реализации Программы.
В детском саду на 1 этаже есть кабинет «МЮИ» - https://ds428nsk.edusite.ru/mconstr.html?page=/p210aa1.html.
Одним из условий реализации Программы может быть взаимодействие с социальными партнёрами ДОУ - https://ds428nsk.edusite.ru/mconstr.html?page=/p201aa1.html.
- Методическое обеспечение программы
Для педагогов
- Захарова Н.И.Играем с логическими блоками Дьенеша. – Санкт –Петербург: Детство - Пресс, 2018
- Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условия введения ФГОС: пособие для педагогов. – всерос.уч. - метод. центр образоват. Робототехники.- М.: Изд.-полиграф. центр «Маска» - 2013.
- Кайе В.А.Конструирование и эксперементирование с детьми 5-8 лет.-М.:ТЦ Сфера, 2014,с.5-19
- Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001.
- Колесникова Е.В. Я решаю логические задачки: М.: ТЦ Сфера, 2008
- Логинова И.В. Папка по ТИКО-моделированию «Технологические карты №1, №2» предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста, г.Кировск, НПО «Рантис»
- Лусс Т.С. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью Лего: пособие для педагогов-дефектологов.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
- Михайлова З.А. Логико – математическое развитие дошкольников.-Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 2016
- Методические и дидактические материалы для работы с конструктором Тико [электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/
- Методическое пособие «Cuboro – Думай креативно». Содержит: методическое пособие, карточки с заданиями и примерами, CD-диск.
- Соколова Г.А. Оригами. - Новосибирск, 2014
- Фешина Е.В. Лего – конструирование в детском саду.- М.:ТЦ Сфера, 2012.
- Щетинина А.М. Учим дошкольников думать. – М.: Творческий центр, 2011.
- Участники Программы
Участники | Функции |
Администрация ДОУ | Обеспечивает управление реализацией Программы, в разрезе всех основных управленческих функций (управление по срокам, затратам, рискам и т.д.). Обеспечивает материально-техническую базу и кадровый потенциал для реализации Программы. |
Педагоги образовательной организации | Основные разработчики Программы. Реализуют Программу. |
Родители (законные представители) | Являются заказчиками и участниками Программы. |
Социальные партнеры | Участвуют в разработке содержания плана работы в рамках реализации Программы. |
Воспитанники ДОУ | Достижение планируемых результатов Программы. |
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ
- Богоявленская Д. Б. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. - М.: МИОО, 2005.
- Бурменская Г. Одаренные дети. - М.: 1991.
- Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. - М.: 1995.
- Дошкольная педагогика/под редакцией Гогоберидзе А.Г.-М.: Питер, 2013
- Захарова Н.И. Играем с логическими блоками Дьенеша. – Санкт – Петербург: Детство - Пресс, 2018
- Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условия введения ФГОС: пособие для педагогов. – всерос.уч. - метод. центр образоват. Робототехники. - М.: Изд. - полиграф. центр «Маска» - 2013
- Кайе В.А. Конструирование и эксперементирование с детьми 5-8 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2014
- Карпова С.И. «Проектно-исследовательская деятельность как средство развития одаренных учащихся» [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektno-issledovatelskaya-deyatelnost-kak-sredstvo-razvitiya-odarennyh-uchaschihsya/viewer.
- Клёнова Н. И., Буйлова Л. М. Методика определения результатов образовательной деятельности детей // Дополнительное образование. — 2004
- Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001
- Колесникова Е.В. Я решаю логические задачки: М.: ТЦ Сфера, 2008
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года:
[Электронный ресурс]. URL: https://cpkimr.ru/uploads/43100/43051/section/1251145/2020/proekt_kontseptsii_DOD_do_2030-2.PDF
- Кулемзина А.В. Детская одаренность: психолого-педагогическое исследование. Томск, 1999.
- Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка. - М.: Издательский центр «Академия», 2002
- Лусс Т.С. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью Лего: пособие для педагогов - дефектологов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003
- Михайлова З.А. Логико – математическое развитие дошкольников. -Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 2016
- Методические и дидактические материалы для работы с конструктором Тико: [Электронный ресурс]. URL: http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242): [Электронный ресурс]. URL: https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minobrnauki-Rossii-ot-18.11.2015-N-09-3242/
- НАУСТИМ — цифровая интерактивная среда: парциальная образовательная программа для детей от 5 до 11 лет / О. А. Поваляев [и др.]. — М.: Де’Либри, 2020
- Приказ Минпросвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [Электронный ресурс]. URL: https://cpkimr.ru/uploads/43100/43051/section/1251145/2020/Prikaz_N196_s_izmeneniiami-1.pdf
- Развитие технологического образования школьников на переходе к новому технологическому укладу [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tehnologicheskogo-obrazovaniya-shkolnikov-na-perehode-k-novomu-tehnologicheskomu-ukladu
- Развитие и диагностика способностей / Под ред. В. Н. Дружинина, В. Д. Шадрикова - М.: 2003
- Раннее выявление одаренности у детей: методическое пособие / В. Я. Синенко, С. Г. Плотников, А. да К. Сампайу. - Новосибирск, НИПКиПРО, 2012
- СанПиН 2.3/2.4.3590-20, утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 1 января 2021г.
- Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. - М., НИИ школьных технологий. – 2005
- Семенов И.Н. Возрастные особенности одаренных детей // Инновационная деятельность в образовании, 1994
- Соколова Г.А. Оригами. - Новосибирск, 2014
- Сурнина В.В., Лаптева Н.С. Проектирование социального партнерства ДОУ с учреждениями социума в условиях реализации ФГОС ДО//
- Cuboro – идеальная форма, идеальный маршрут [Электронный ресурс]. URL: https://cuboro.ru/
- Фешина Е.В. Лего – конструирование в детском саду. - М.:ТЦ Сфера, 2012
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
- Щетинина А.М. Учим дошкольников думать. – М.: Творческий центр, 2011
Приложение 1
Приложение 2
Диагностические методики, направленные на выявление и изучение одаренности
Диагностика по выявлению одаренных детей в ДОУ
Методика «Карта одарённости» А.И. Савенкова
Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет.
Лист опросника заполняется специалистами, родителями.
Инструкция: Перед Вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребёнка. Внимательно изучите их и дайте оценку ребёнку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
++ если оцениваемое свойство развито хорошо, чётко выражено, проявляется часто;
+ свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
0 оцениваемое и противоположное свойства выражены нечётко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
– более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное оцениваемому.
Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму – во вторую и т.д. Всего на это должно уйти 20-25 минут. Если Вы затрудняетесь дать оценку, потому что у Вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой. Понаблюдайте за этой стороной Вашего ребёнка.
Лист вопросов
1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
3. Учится новым знаниям очень быстро, всё «схватывает на лету».
4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и др.
8. Интересуется механизмами и машинами.
9. Инициативен в общении со сверстниками.
10. Энергичен, производит впечатление ребёнка, нуждающегося в большом объёме движений.
11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
14. Становится вдумчивым и очень серьёзным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какоголибо конфликта.
17. Интересуется актёрской игрой.
18. Может чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
25. Хорошо поёт.
26. Рассказывая о чём-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».
29. Легко общается с детьми и взрослыми.
30. Часто выигрывает у сверстников в разных спортивных играх.
31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
32. Способен увлечься, уйти с головой в интересующее его занятие.
33. Обгоняет своих сверстников по учёбе на год или на два, т.е. реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.
34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, всё несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
44. Охотно рисует, лепит, создаёт композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
49. Часто руководит играми и занятиями других детей.
50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или два.
54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чём-то с увлечением рассказывает.
58. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
63. Умеет делать выводы и обобщения.
64. Любит создавать объёмные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чём-то уже знакомом и известном всем.
67. С большой лёгкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнёра по играм и занятиям.
70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
71. Имеет широкий круг интересов, задаёт много вопросов о происхождении и функциях предметов.
72. Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и др.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники) больше, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).
74. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своём рисунке, игрушке, скульптуре.
75. Сочиняет собственные оригинальные мелодии.
76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передаёт их характер, чувства, настроения.
77. Любит игры-драматизации.
78. Быстро и легко осваивает компьютер.
79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим. 80. Физически выносливее сверстников.
Обработка результатов
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчётов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют Вашу оценку степени развития у ребёнка следующих видов одарённости:
1) интеллектуальная;
2) творческая;
3) академическая (научная);
4) художественно-изобразительная;
5) музыкальная;
6) литературная;
7) артистическая;
8) техническая;
9) лидерская;
10) спортивная.
Методика 1.
Экспресс-диагностика в детском саду Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко
Диагностика проводится индивидуально с каждым ребенком. Педагогом-психологом заполняются диагностические карты, в котоых представлены задания по выявлению уровня развития высших психических функций, интеллекта.
Оценка результатов.
Результаты по каждому субтесту оценивается в баллах:
2 балла – высокое
1 балл – среднее
0 баллов – низкое
После проведения диагностики по всем субтестам просчитывается общее сумма баллов. При количественной обработке, полученные результаты условно делятся на три уровня: высокий, средний, низкий.
Диагностика проводится два раза в год.
Методика 2.
Туник Е. Батарея тестов "Творческое мышление"
Модификация тестов Гилфорда или Торранса.
С детьми от 5 до 8 лет тесты проводятся в индивидуальной форме.
Тест 1. Использование предметов
Задача: Перечислить как можно больше способов использования предмета, отличающиеся от обычного употребления.
Инструкция испытуемому: Газета (скрепка, ручка и т.д.) используется для чтения, ты можешь придумать другие способы использования газеты. Что из неё можно сделать? Как её можно использовать?
Инструкция зачитывается устно. Время выполнения теста 5 мин. Все ответы дословно записываются психологом при индивидуальной форме проведения. Время засекается после прочтения инструкции.
Оценивание: Результаты выполнения теста оценивались в баллах.
Имеются три показателя:
- Беглость (беглость воспроизведения идей) — суммарное число ответов. За каждый ответ дается 1 балл, все баллы суммируются.
Б=1 × n
n=число уместных ответов; Б=беглость
2) Гибкость — число классов (категорий) ответов. Все ответы можно отнести к различным классам. Например, ответы типа: сделать из газеты — шапку, корабль, игрушку и т.д., можно отнести к одному классу — Создание поделок и игрушек.
За одну категорию даём — 3 балла.
Г = 3 × m
Г — показатель гибкости, m — число использованных категорий. Ответам, не подходящим ни к какой категории присваивается новая категория и, соответственно, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. Таких ответов может быть несколько. Но прежде чем присваивать новую категорию, следует очень внимательно соотнести ответ с приведенным списком категорий.
- Оригинальность — число ответов с необычным употреблением понятия, в данном случае оригинальным считается ответ, данный 1 раз на выборке объемом 30—40 человек. 1 оригинальный ответ — 5 баллов. Все баллы за оригинальные ответы суммируются.
Ор = 5 × k
Ор — показатель оригинальности, k — число оригинальных ответов.
Суммарными баллами можно пользоваться только как приблизительными и оценочными.
Т1 = Б1 + Г1 + Ор1 = n + 3 × m + 5 × k
где Т1, — суммарный балл по 1 субтесту, Б1 — беглость по 1 субтесту, Г1 — гибкость по 1 субтесту, Ор1 — оригинальность по 1 субтесту, n — общее число уместных ответов, m — число категорий, k — число оригинальных ответов.
Методика 3.
Прогрессивные матрицы Равена
Методика предназначена для изучения интеллектуальных способностей ребенка. Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры недостает, а внизу она дается среди 6-8 других фигур. Задача испытуемого - установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и на опросном листе указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов. В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии к серии.
В серии А - использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы.
Серия В - построена по принципу аналогии между парами фигур. Обследуемый должен найти принцип, соответственно которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце.
Серия С - построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру.
Серия D - построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Обследуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях.
Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.
Методические указания к проведению теста Инструкция: Тест строго регламентирован во времени, а именно: 20 мин. Для того, чтобы соблюсти время, необходимо строго следить за тем, чтобы до общей команды: "Приступить к выполнению теста" - никто не открывал таблицы и не подсматривал. По истечении 20 мин подается команда, например, "Всем закрыть таблицы".
Подсчет и обработка результатов теста. Правильное решение каждого задания оценивается в один балл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллектуальной силы, умственной производительности респондента.
Представление результатов
Наиболее адекватным способом интерпретации значимости полученной индивидом общей оценки является ее соотнесение с выраженной в процентах относительной частотой, с которой эту оценку получают испытуемые той же возрастной группы. Преимущество этого способа над другими состоит в том, что он не использует никаких априорных допущений о развитии интеллектуальных способностей в детстве вроде идей о его равномерном или симметричном распределении. В практических целях удобно рассматривать определенные процентные доли населения и в соответствии с этим группировать баллы респондентов. Это позволяет отнести респондента в соответствии с полученным баллом к той или иной группе.
УРОВЕНЬ I. «Супер-интеллектуал», если оценка равна или больше 95% для данной возрастной группы.
УРОВЕНЬ II. «Интеллектуальные возможности явно выше среднего», если оценка равна или больше 75%; II+, если оценка равна или больше 90%.
УРОВЕНЬ III. «Средний интеллект», если оценка лежит между 25% и 75%; III+, если оценка выше, чем медиана или 50%; III-, если оценка ниже, чем медиана.
УРОВЕНЬ IV. «Интеллектуальные возможности явно ниже среднего», если оценка равна или меньше 25%; IV-, если оценка равна или меньше 10%.
УРОВЕНЬ V. «Существенное снижение интеллекта», если оценка равна или меньше 5% для соответствующей возрастной группы.
Методика 4
Метод НАБЛЮДЕНИЯ
При оценке мотивационного компонента у детей дошкольного возраста широко применяется метод наблюдения.
Критерии для наблюдения:
- Настойчив в поиске решения задания.
- Легко становится рассеянным во время скучного задания или дела.
- Обычно прерывает других.
- Прилагает усилия для завершения действия.
- Нуждается в минимуме указаний со стороны учителей.
- Упорный в отстаивании своего мнения.
- Чувствителен к мнениям других.
- Небезразличен к правильному и неправильному, хорошему и плохому, к справедливости, может рассуждать о людях, событиях, вещах.
- Склонен влиять на других; часто руководит другими; может быть лидером.
№ п/п | ФИ обучающегося | Номера критериев | Итог | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
… |
Оценка результатов:
«+» - критерий наблюдается
«-» - критерий не наблюдается
Суммарно подсчитывается общее количество плюсов, из которых делается вывод о сформированности или не сформированности мотивации у ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием современных образовательных технологий (технологии наглядного моделирования, игровые технологии, технологии: презентация Microsoft Pow
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия ...
Развитие познавательно- исследовательской активности посредством использования современных образовательных технологий.
Статья о значимости развития пооисково-исследовательской активности посредством современных образовательных технологий....
Конспект занятия по развитию речи в средней группе с использованием современных образовательных технологий. «В гости к сказке».
Образовательная область: «Речевое развитие»Обучающие задачи:- закрепить умение узнавать знакомые сказки;- закрепить умение передавать структуру сказки.Развивающие задачи:- развивать способ...
Занятие по развитию речи в средней группе с использованием современных образовательных технологий «Путешествие в сказку»
путешествие в сказку....
Сообщение из опыта работы : «Развитие познавательно-исследовательской активности дошкольников посредством использования современных образовательных технологий
сообщение из опыта работы...
КОНСПЕКТ НОД для детей младшего дошкольного возраста по ОО «Речевое развитие».Тема: «Сказки дедушки Корнея» с использованием современных образовательных технологий: элементы и приёмы моделирования, здоровьесберегающая технология.
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста по образовательной области «Речевое развитие» (приобщение к художественной лит...
Совершенствование методов обучения и продуктивное использование современных образовательных технологий, воспитания и диагностики развития обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями, методической работы с педагогами
Совершенствование методов обучения и продуктивное использование современных образовательных технологий, воспитания и диагностики развития обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательным...