семинар - тренинг для педагогов "Учим детей и воспитателей разрешать конфликты"
консультация по коррекционной педагогике
Обучение педагогов методам эффективного взаимодействия и навыкам урегулирования конфликтов в роли посредника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dlya_pedagogov_dou.docx | 31.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для педагогов ДОУ по теме
«Учим детей и воспитателей разрешать конфликты»
педагог-психолог Ковалёва Светлана Михайловна
Разделы: Психологическая служба
Работа в детском учреждении связана с быстро меняющимися ситуациями, что, в свою очередь, может привести к возникновению конфликтов. Как только возникает конфликт, сразу "срабатывают" эмоции, люди испытывают напряжение, дискомфорт, что может нанести вред здоровью всех участников конфликта.
Одной из важнейших задач педагога является формирование у детей умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, привычки такими, какие они есть. Важно обучать детей навыкам общения и в случае необходимости корректировать их поведение, иначе у ребенка могут закрепиться такие формы поведения, которые станут помехой в его отношениях с окружающими и окажутся деструктивными для его собственного развития.
Для современной психологии характерно признание двойственной природы конфликта, в том числе и его позитивной роли. Самая главная позитивная функция конфликта состоит в том, что он может являться сигналом к изменению, возможностью сближения, разрядки напряжения, "оздоровления" отношений и источником развития, то есть конфликты - при правильном к ним подходе - могут стать эффективным фактором педагогического процесса, воспитательного воздействия на детей, но при этом необходимо обязательно создать доброжелательную атмосферу.
Цели консультации с применением тренинга: обучение педагогов методам эффективного взаимодействия и навыкам урегулирования конфликтов в роли посредника.
Задачи:
- уточнить понятие “конфликт”;
- научить конструктивно выходить из конфликтных ситуаций;
- осознание ими собственного опыта и индивидуальных стереотипов поведения в конфликте;
- формирование у участников системы демократических ценностей, основанной на принципах толерантности и мирного, ненасильственного урегулирования конфликтов;
- расширение “репертуара” поведенческих реакций участников семинара на конфликтную ситуацию за счет включения в него навыков конструктивного взаимодействия и сотрудничества;
Время: примерно 1 ч.
Ход работы
Организационный момент
Ведущий 1: Добрый день уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать на нашем тренинге. Для начала давайте представимся.
Упражнение «Я сегодня вот такая!». (спокойная музыка)
Участники встают вкруг. Поочерёдно
каждый произносит слова «Меня зовут (имя)! Я сегодня вот такая
(движение произвольное)».
- Какое настроение вызывает у вас эта игра?
Упражнения направлены на снятие эмоционального напряжения, сплочение и взаимодействие участников группы.
- Большое спасибо, а сейчас мы предлагаем вам разобрать ситуацию.
Практическое задание 1: “Конфликтная ситуация”.
Конфликтная ситуация № 1
В организации объявлен субботник. Сотрудник, выполняющий значительный объем работ, высказал работодателю свое намерение не участвовать в нем, ссылаясь на занятость и необходимость выполнения своей работы.
В результате сотрудник оказался единственным не вышедшим на субботник работником, что вызвало недовольство, как со стороны руководителя организации, так и коллектива.
Пиком конфликтной ситуации стало предупреждение руководителя о наказании в виде лишения премии за определенный месяц, сотрудник возмущен.
-Теперь обсудим.
1) Можно ли считать данную ситуацию конфликтной?
2)Что явилось поводом, а что является причиной?
- Как, по вашему мнению, должен был поступить сотрудник в данной ситуации?
И так, тема нашего тренинга: «Учим детей и воспитателей разрешать конфликты»
- И первое, что мы сделаем с вами называется Упражнение "Яблоко и червячок" (заранее раздаются чистые листы и ручки)
Практическое задание 2: (спокойная музака)
(мягко и спокойно): Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы — яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись подползает к вам червяк и говорит: "Сейчас я тебя буду есть!". Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ на листочек.
- И пока отложите этот лист в сторону.
Теоретический аспект: Конфликты и причины их возникновения.
Конфликты являются частью повседневной жизни. Многие люди практически каждый день оказываются втянутыми в тот или иной конфликт.
- Детсадовская жизнь буквально насыщена педагогическими конфликтами.
Сам по себе педагогический конфликт – нормальное социальное явление, вполне естественное для такого динамичного социума, каким является современный детский сад.
Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрения, взглядов.
- Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется как стремление воспитателя утвердить свою позицию и как протест воспитанника против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка.
Разрешение конфликтов
5 стилей поведения в конфликтной ситуации
Как решить проблему противоречий во взаимоотношениях педагога с воспитанником?
- Многое зависит от выбора стиля поведения, соответствующего конфликтной ситуации.
-Ведь некоторые стили могут быть наиболее эффективными для разрешения конфликтов определенного типа.
-Сегодня мы вспомним стратегии выхода из конфликтных ситуаций, которые существуют в науке.
Практическое задание 3: "Способы выхода из конфликтной ситуации (по К. Томасу) (фото)
Кеннет Томасом и Ральфом Килменном были разработаны основные наиболее приемлемые стратегии поведения в конфликтной ситуации. Они указывают, что существуют пять основных стилей поведения при конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество или конкуренция.
- Конкуренция предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.
- Избегание характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера.
- Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.
- Компромисс — достижение "половинчатой" выгоды каждой стороны.
- Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторо(Ведущий раздает участникам тренинга заранее
Стиль | Сущность стратегии | Условия применения | Недостатки |
Конкуренция | Стремление добиться своего в ущерб другому | Заинтересованность в победе. Обладание определенной властью. Необходимость срочного разрешения конфликта | Испытывание чувства неудовлетворенности при поражении и чувства вины при победе. Большая вероятность испортить отношения |
Избегание | Уход от ответственности за принятие решений | Исход не очень важен. Отсутствие власти. Желание выиграть время | Большая вероятность перехода конфликта в скрытую форму |
Приспособление | Сглаживание разногласий за счет ущемления собственных интересов | Предмет разногласия более важен для другого участника конфликта. Желание сохранить мир. Осознание собственной неправоты. Отсутствие власти | Нерешенность конфликта |
Компромисс | Поиск решений за счет взаимных уступок | Одинаковая власть. Наличие взаимоисключающих интересов. Необходимость срочного разрешения конфликта. Неэффективность других стилей | Получение только половины ожидаемого. Лишь частичное устранение причин конфликта |
Сотрудничество | Поиск решения, удовлетворяющего всех участников | Наличие времени, необходимого для разрешения конфликта. Заинтересованность обеих сторон. Четкое понимание точки зрения противника. Желание обеих сторон сохранить отношения | Временные и энергетические затраты. Негарантирован-ность успеха |
Вед. А теперь, когда вам известны способы выхода из конфликтной ситуации, проиллюстрируем их результатами нашего упражнения "Яблоко и червячок".
(Участники зачитывают свои ответы, а ведущий комментирует их).
Примеры ответов участников тренинга:
Вед. Конкуренция: "Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!"
Вед. Избегание: "Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!"
Вед. Компромисс: "Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!"
Вед. Приспособление: "Такая, видимо, у меня доля тяжкая!"
Вед. Сотрудничество: "Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!"
Вед. Следующим нашим шагом будет практическое задание “Тест Стратегии поведения в конфликте”.
Практическое задание 4:
Тест “Стратегии поведения в конфликте”
С помощью методики можно выявить наиболее предпочтительные формы социального поведения педагога в ситуации конфликта с воспитанниками, родителями, с коллегами или администрацией, а также отношение к совместной деятельности.
Инструкция. Вам предлагается 15 утверждений. Каждый пункт оцените следующим образом:
совсем не согласен – 1 балл;
не согласен – 2 балла;
скорее согласен – 3 балла;
согласен – 4 балла;
полностью согласен – 5 баллов.
1. Я человек принципиальный и никогда не меняю своей позиции.
2. Мне сложно отстаивать свою позицию, даже если я точно знаю, что прав.
3. Трачу много времени на поиски общих точек соприкосновения.
4. Для меня важнее сохранить хорошие отношения, даже если приходится жертвовать своими интересами.
5. Я отзываюсь на предложения других, но сам не склонен проявлять инициативу.
6. Из любого конфликта я выхожу победителем.
7. Я избегаю напряженных ситуаций, хотя дело от этого может пострадать.
8. Пересматриваю свою точку зрения, почувствовав в ходе обсуждения свою неправоту.
9. Много времени я уделяю проблемам других и часто забываю о себе.
10. Я легко соглашаюсь уступить, если и другой поступает так же.
11. Продолжаю спор до тех пор, пока собеседник не вынужден будет принять мою точку зрения.
12. Я добиваюсь эффективных результатов, когда работаю под руководством более опытного партнера.
13. С удовольствием проявляю инициативу в примирении сторон.
14. Если это сделает счастливым другого, даю ему возможность настоять на своем.
15. Часто я соглашаюсь на первое же условие, которое ведет к урегулированию проблемы в отношениях.
Вед. Обратите внимание на экран. Обработка теста представлена на презентации.
Обработка результатов. (На экран в презентацию). Рядом с цифрами, обозначающими номер утверждения, поставьте соответствующий балл и подсчитайте их сумму.
Таблица 1
Стратегия поведения | № | Сумма баллов |
1 | 2 | 3 |
Соперничество | 1, 6, 11 |
|
Избегание | 2, 7, 12 |
|
Сотрудничество | 3, 8, 13 |
|
Приспособление | 4, 9, 14 |
|
Компромисс | 5, 10, 15 |
|
Вед. Итак, мы определили вашу стратегию поведения в КС. Стратегия поведения в конфликтной ситуации считается выраженной, если сумма баллов превышает 10.
Каждый может видеть ту стратегию, которой он наиболее часто пользуется в повседневной жизни.
Вед. И чтобы наглядно посмотреть, как это действует в разных ситуациях, я предлагаю вам следующее.
Практическое задание 5: (музыка во время подготовки)
Анализ 5 педагогических ситуаций, используя стратегии поведения в конфликте.
Уважаемые участники, на листах вам даны примеры из повседневной жизни и конкретная стратегия, с помощью которой вы должны выйти из конфликтной ситуации. Всего 5 ситуаций. Ваша задача подумать, как вы это сделаете, кто какую роль будет играть. Подумать, что будете говорить в соответствии с той стратегией, которая вам досталась. На размышление вам 5 минут. Затем по очереди будете выходить и проигрывать ситуации. Задача остальных участников узнать, что же именно за стратегию демонстрируют выступающие.
Итак, кто готов? Просим вас выйти вперед. И не зачитывая ситуацию, сразу начинайте.
Наблюдатели, какой именно конфликт произошел между участниками? И какую стратегию вам удалось заметить?
1 ситуация. Соперничество. Воспитанник не хочет снимать верхнюю одежду после прогулки.
2 ситуация. Избегание. Воспитанник считает, что его работа лучше всех, чем у других детей, а воспитатель отметил и другие работы.
3 ситуация. Сотрудничество. Воспитанник отказывается сесть за стол и принять пищу.
4 ситуация. Приспособление. Воспитанник забыл спортивную форму
5 ситуация. Компромисс. Воспитанница отказывается выполнять задание на занятии. Например, рисовать, писать в тетради, рассказывать стихотворение.
Рефлексия: вед. Как вы считаете, какие стратегии наиболее эффективны? Стоит ли пользоваться другими? В каких ситуациях это возможно?
Ведущий : В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными способами выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной, поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.
Общая рефлексия.
Вед. Конечно, без конфликтов не может существовать ни один коллектив, но все же лучше проводить время с близкими и родными, чем тратить его на разрешение различных ситуаций.
И чтобы конфликтная ситуация не заходила в тупик, необходимо, учитывая ее особенности, правильно выбирать стратегию, не забывая, что наиболее эффективными являются компромисс и сотрудничество.
Видеоролик. Притча о ценности времени.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учим детей разрешать конфликты
Презентация с рекомендациями о том как помочь детям разрешать конфликты....
Тема: Как разрешить конфликт с воспитателем детского сада?
Консультация для родителей и воспитателей...
«УЧИМ ДЕТЕЙ РАЗРЕШАТЬ КОНФЛИКТ»
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ...
Семинар-тренинг для родителей детей раннего возраста «Заботимся о ребенке вместе с семьей»
для Воспитателей ДОУ...
Консультация для педгогов "Как разрешить конфликты родителей с воспитателем"
Как разрешить конфликты родителей с воспитателем...
Как разрешить конфликты родителей с воспитателем — практические советы от психолога
Как разрешить конфликты родителей с воспитателем — практические советы от психолога Конфликтные ситуации в общении с родителями были, есть и будут ...
Как разрешить конфликты родителей с воспитателем
Статья познакомит со способами разрешения конфликтных ситуаций между родителями и воспителями...