Сказкотерапевтический тренинг «Деревья характеры из волшебного леса»
план-конспект занятия по психологии (подготовительная группа)
Сказкотерапия – это язык, на котором можно говорить с внутренним миром человека, его душой. Этот метод удивительный по своей эффективности, экологичности и безопасности воздействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapevticheskiy_trening.docx | 24.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказкотерапевтический тренинг
«Деревья характеры из волшебного леса»
Построенное на основе этой сказки упражнение, которое описано ниже, можно использовать как в рамках сказкотерапевтического и метафорического тренинга, так и в других видах тренингов, в процессе которых естественными являются методики арт-терапии и образной терапии.
От ведущего требуется владение умениями проведения техник визуализации и соблюдение при этом правил психологической безопасности. Первый этап упражнения проводится на фоне релаксационной музыки.
Цели: развитие навыков рефлексии и метафорического мышления.
Задачи:
- помощь участникам тренинга в осознании черт собственного характера.
- тренировка умения расслабляться и снимать напряжение.
- развитие креативности; тренировка умения эффективно взаимодействовать с окружающими.
Этапы работы:
I. Этап – разогрев
Цели: Погружение участников в атмосферу сказки.
Материалы: спокойная, инструментальная музыка.
Упражнение «Сказочные характеры» (упражнение разработано составителями тренинга)
Цели: погружение участников в атмосферу сказки; актуализация в сознании участников сказочных метафор, персонажей и наиболее типичных выражений; пробуждение архетипических ресурсов.
Материалы: тихая, мелодичная музыка.
Время: 10-15 минут.
Процедура: Давайте на несколько минут погрузимся в удивительный мир сказки. Каждый из вас знает огромное количество сказок. Как всем нам известно, в каждой сказки есть «негативные» персонажи, такие как Баба Яга, Змей Горыныч и т.д, и «позитивные», такие как Золушка, Иван-Царевич и т.д. Ваша задача по кругу вспомнить сначала, всех «негативных» персонажей, кратко объясняя почему вы отнесли данного персонажа в эту категорию, а затем «позитивных».
Вопросы для обсуждения:
- Сложно ли Вам было выполнять данное упражнения?
- Бывало ли, что имя выбранного Вами персонажа, называли другие участники?
- Встречались ли такие персонажи, которых Вы бы отнесли в другую категорию, нежели тот участник, который первым их озвучил?
- Вспомнились ли Вам неназванные, при выполнении задания, персонажи, если да, то можете их озвучить.
II. Этап – Основная деятельность
Цели: применение сказочной метафоры для лучшего постижения самого себя; формирование умений расслабляться и снимать напряжение; развитие креативности; пробуждение архетипических ресурсов.
Материалы: музыкальный проигрыватель; музыкальные записи; наборы для рисования; листы бумаги формата А 4.
Упражнение «Деревья-Характеры»
Цели: применение сказочной метафоры для лучшего постижения самого себя; формирование умений расслабляться и снимать напряжение; развитие креативности; пробуждение архетипических ресурсов.
Материалы: музыкальный проигрыватель; музыкальные записи; наборы для рисования; листы бумаги формата А4.
Время: 40 мин.
Данное упражнение состоит из 2 частей:
Часть 1. «Рисование сказки»
Процедура: «Сядьте поудобней. Глаза можно закрыть, но это совсем необязательно. Я прошу вас только представлять все, о чем я сейчас буду говорить. Пусть ваша фантазия рисует яркие картинки, а я расскажу вам сказку...»
Звучит «Сказка о Деревьях-Характерах» (см. приложение 1).
Когда сказка завершается, ведущий просит участников группы использовать свое воображение и, раз уж в волшебный лес попасть нельзя, самим представить и изобразить, как может выглядеть их персональное Дерево-Характер. Рисовать можно карандашами или фломастерами, однако краски предпочтительней.
Необходимо позаботиться заранее о том, чтобы листы бумаги и краски уже лежали на столах, за которыми участники группы будут рисовать, покинув круг. Время на рисование – не меньше двадцати минут. За три-четыре минуты до завершения отведенного времени ведущий объявляет:
«Изображение вашего дерева-Характера уже почти завершено. Но у меня есть к вам еще одна маленькая просьба. Подумайте: а кто мог бы жить возле вашего Дерева? Может быть, не возле, а прямо в нем самом – скажем, в дупле? Или в кроне? Может быть, кто-то уютно чувствует себя на какой-нибудь ветке или между корней вашего Дерева-Характера? Наверное, это могут быть птицы или звери, но необязательно – вполне возможно, что это окажется совсем необычное существо. Может статься, их будет несколько. Добавьте к своему рисунку изображение того или тех, кого вы хотите... Придумайте имя этому существу или этим существам». Спустя несколько минут ведущий просит тех участников, кто уже закончил рисование, вернуться в круг со своим рисунком. Постепенное заполнение круга людьми информирует излишне увлеченных «художников» о необходимости завершения рисования.
Часть 2. «Найди похожие черты»
Процедура: «Посмотрите на рисунки других участников и выберите тот рисунок, который, как вам кажется, чем-то похож на ваш. Расскажите, в чем вы видите это сходство. Прошу вас не пытаться интерпретировать чужие рисунки или ставить какие-то диагнозы. Просто посмотрите и сделайте выбор. Если у вас будет такое желание, вы можете дать комментарии к своему рисунку».
Участники сообщают о своих выборах и коротко их поясняют. У них также есть возможность задать друг другу вопросы относительно каких-то аспектов или деталей изображения, уточнить, правильно ли понят образ на рисунке. У каждого есть право не отвечать на вопросы. Участники – те, кто захочет, – комментируют свои рисунки и рассказывают об ощущениях, возникших по ходу выполнения этапов упражнения во время слушания сказки и во время рисования. Чрезвычайно интересны пояснения, которые участники будут делать по поводу существ, появившихся на рисунках с Деревьями-Характерами.
Вопросы для обсуждения:
- Какие общие черты встречались в рисунках участников группы?
- Все ли рисунки были ожидаемы от их авторов?
- Какие ощущения вызвала проделанная работа?
III. Этап – Завершение
Цели: получение обратное связи; самоанализ участниками, полученного в результате тренинга опыта; развитие креативности; тренировка умения взаимодействовать с окружающими.
Материалы: спокойная, инструментальная музыка.
Упражнение «Сказка по кругу»
Цели: самоанализ участниками, полученного в результате тренинга опыта; развитие креативности; тренировка умения взаимодействовать с окружающими.
Материалы: спокойная, инструментальная музыка.
Время: 20-30 мин.
Процедура: Ведущий предлагает участникам сочинить общую сказку, в которой действовали бы только что придуманные персонажи. Сам процесс сочинения также может быть построен разными способами: можно придумать сюжет исходя из особенностей возникших героев, а можно начать сочинять сказку по кругу, поочередно вводи персонажей. Если группа достаточно многочисленна (более восьми человек), то имеет смысл разбить ее на подгруппы по четыре-шесть человек и предложить не просто сочинить сказку, но и инсценировать ее.
Вопросы для обсуждения:
- Можете ли вы сказать, что символизировали придуманные вами существа?
- Как проявили себя эти существа в созданных вами сказках?
- В чем состояла их роль и значение в этих сказках?
- Как вы можете охарактеризовать эти существа?
- Какими качествами они обладают?
- Трудно ли вам было объединить своих существ в едином сюжете сказки?
- Как вы справились с этими трудностями?
- Какие чувства испытываете сейчас?
Приложение 1
Сказка о Деревьях-Характерах
В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, в волшебном лесу, где поют свои дивные песни удивительные птицы росли... Деревья-Характеры. Это были необычные деревья. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами. У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви, а от них – множество маленьких.
Эти четыре ветви имели свои названия:
Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам.
У каждого Дерева-Характера эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою характерную особенность. На одном Дереве-Характере ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что была ветвью Правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи. Где-то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюбленностью, где-то прогибалась до земли от своей Приниженности, а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства. Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость. Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась земля – такими они были тяжелыми, зато легкие Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь – от корней до кроны – покрытые иголками, и потому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками – это были прямые Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твердые Характеры, а мягкие Характеры были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и стелющиеся по земле. Так непохожи были Деревья-Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно? Порой налетала в волшебную долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья-Характеры: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. Были и такие, что не склонялись даже под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви – ветви Отношения к себе, Отношения к людям, Отношения к делу и Отношения к вещам. У каждого человека в этом волшебном лесу есть его собственное Дерево-Характер, которое своим видом отражает присущий ему характер. Многие люди хотели бы побывать там, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в этот волшебный лес не может никто...
Литература:
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга / И.В. Вачков. – М.: Издательство «Ось-89», 1999. – 176 с.
- Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы / И.В. Вачков. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.
- Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2003. – 400 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие на тему: “Прогулка по волшебному лесу”
Конспект занятия для второй младшей группы по развитию речи....
Музыкальное тематическое занятие "Гномики в волшебном лесу" для средней группы
Игровое занятие, которое проводится в декабре на знакомом детям песенном и танцевальном репертуаре, который они разучивают к новогоднему утреннику.Цель: Развитие у детей музыкального слуха, певческого...
Игра - путешествие "В волшебном лесу"
Игровая деятельность дошкольников включает в себя много разнообразных видов деятельности и поэтому является универсальной. Особенно важно то, что ребята участвуют в играх без принуждения, на доброволь...
Открытое занятие: Прогулка по волшебному лесу.
Закрепление материала с детьми первой младшей группы "Дикие животные"....
Конспект НОД по музыкальному воспитанию с элементами экологического тренинга "ДЕРЕВЬЯ - НАШИ ДРУЗЬЯ"
Увлекательное музыкальное занятие, где дети узнают о деревья и помогают лесному Гному сохранить их в его родном лесу....
Совместный детско-родительский тренинг «Дерево добрых дел»
Завершающий тренинг из цикла программы "Волшебный песок" в рамках вариативной программы «Социокультурные истоки» для детей страшего дошкольного возраста...
Конспект подгрупповой организованной образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми с ОНР, 3 уровнем речевого развития в подготовительной группе детского сада. Лексическая тема: Дикие животные наших лесов. «Чудеса в волшебном лесу».
Конспект подгрупповой организованной образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми с ОНР в подготовительной группе детского сада. Лексическая тема: Дикие животнвые наших лесов....