Психолого – педагогические подходы к развитию творческого и интеллектуального потенциала талантливых детей на различных возрастного развития.
учебно-методический материал по психологии

Вандушева Ольга Алексеевна

Одарённость  –  это  системное,  развивающееся  в  течение  жизни качество  психики,  которое  определяет  возможность  достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с друг ими людьми.  А  кто  же  такой  одарённый  ребёнок?  Это ребёнок, который выделяется яркими,  очевидными,  иногда  выдающимися достижениями  (или  имеет  внутренние  предпосылки  для  таких достижений)   в  том  или  ином  виде  деятельности.  На  сегодняшний день большинство психологов признаёт, что  уровень, качественное своеобразие  и  характер  развития  одарённости  –  это  всегда результат сложного взаимодействия наследственности ( природных задатков)  и  социальной  среды,  опосредованного  деятельностью ребёнка  (  игровой,  интеллектуальной,  трудовой,  спортивной, творческой). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologo_-_pedagogicheskie_podhody.docx20.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Светлячок»

Психолого – педагогические подходы

к развитию творческого и интеллектуального

 потенциала талантливых детей на различных

возрастного развития.

Педагог – психолог

Вандушева О.А.

Уважаемые коллеги, проблема, о которой  я  буду  говорить, актуальна на  сегодняшний день.  Впервые о  ней  заговорили в 1996 году,  когда   была  принята  Федеральная  целевая  программа «Одарённые  дети».  Прежде,  чем  говорить  о  подходах  к  развитию творческого  и  интеллектуального  потенциала  одарённых  детей, давайте  вспомним,  что  такое  одарённость  и  одарённый  ребёнок.

Одарённость  –  это  системное,  развивающееся  в  течение  жизни качество  психики,  которое  определяет  возможность  достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с друг ими людьми.  А  кто  же  такой  одарённый  ребёнок?  Это ребёнок, который выделяется яркими,  очевидными,  иногда  выдающимися достижениями  (или  имеет  внутренние  предпосылки  для  таких достижений)   в  том  или  ином  виде  деятельности.  На  сегодняшний день большинство психологов признаёт, что  уровень, качественное своеобразие  и  характер  развития  одарённости  –  это  всегда результат сложного взаимодействия наследственности ( природных задатков)  и  социальной  среды,  опосредованного  деятельностью ребёнка  (  игровой,  интеллектуальной,  трудовой,  спортивной, творческой).  При этом  особое  значение  имеют  собственная активность  ребёнка,  а  также  психологические  механизмы саморазвития  личности,  лежащие  в  основе  формирования  и реализации  индивидуального  дарования.  Мы  в  своей  работе условно  выделяем три категории одарённых детей:

  Дети  с  необыкновенно высоким общим  уровнем  умственного развития  п ри  прочих  равных  условиях  (  таки е  дети встречаются  чаще  всего  в  дошкольном  и  младшем  школьном возрасте) ;

  Дети  с  признаками  специальной  умственной  одарённости  в определённой области науки (подростковый период);

  Дети,  не  достигающие  по  каким- либо  причинам  успехов  в учении,  но обладающие  яркой  познавательной  активностью, оригинальностью  психического  склада,  незаурядными умственными резервами (старший школьн ый возраст).

Работу  по  выявлению  одарённых  детей  педагогический коллектив нашего детского сада начинают  уже  в  средней группе  на  основе наблюдений,  изучения  психологических  особенностей:  речи, памяти,  логического  мышления;  привлечения  их  к  активной деятельности.    Существует  некая  модель  ПОРТРЕТА одарённого  ребёнка.  Из  чего  же  он  складывается?  Из  трёх составляющих:  первое  –  выявление  уровня  индивидуальных творческих  способностей  через  занятия,  олимпиады,  конкурсы, проекты, выставки, соревнования и другое. Из положительных результатов  собирается  портфолио  ребёнка  и   создаётся  банк  данных  на  одарённых  детей;  второе  –  определение  интересов и  способностей  ребёнка  через  беседы  с  родителями  и родительские  собрания;  третье  –  педагогический  коллектив, который  проводит  родительские  собрания,  разрабатывает программы  по  работе  с  одарёнными  детьми,  проводит творческие мероприятия,  круглые  столы,  педсоветы,  мониторинги, обмен опытом. Всё это позволяет нам  вырабатывать определённую методику  работы  с  одарёнными  детьми.  Вся  же  работа  с одарёнными  детьми  ведётся  согласно  школьной  целевой программе «Одарённые дети». Цель программы: выявление, формирование и развитие максимальной реализации способностей одаренных детей на основе создания технологии организации работы с одаренными детьми в детском саду.

 В связи  с  этим  педагогический  коллектив  ставит  перед собой задачи:

  • Поиск и систематизация методов диагностики форм работы с одаренными детьми по развитию физических, творческих и интеллектуальных способностей;
  • Совершенствование системы выявления и сопровождения одаренных детей;
  • Создание условий для самореализации одаренных и талантливых детей для проявления творческих и интеллектуальных способностей;
  • Внедрение инновационных педагогических технологий воспитания и обучения одаренных детей;
  • Организация объединений педагогов по реализации технологий работы с одаренными детьми;
  • Создание банка данных одаренных воспитанников детского сада;
  • Взаимодействие с родителями, детскими общественными организациями, учреждениями дополнительного образования города;
  • Показатели эффективности реализации программы «Одаренные дети».

Для  развития  и  поддержки  талантливых  детей  в  детском саду созданы  определённые  условия.  Имеется  хорошая  материально  –техническая  база:    имеется  отличный спортивный  зал,  оснащённый   современным  оборудованием,  есть стадион,  оборудованный спортивной площадкой, детский сад  имеет  локальную  сеть  и  выход  в Интернет. Для духовного, интеллектуального, физического развития, а также  для  удовлетворения  творческих  и  образовательных потребностей  воспитанников детского сада работает дополнительное образование  «Волшебные ладошки», «»Пластилиновое чудо»,, «Шахматенок», «Вокальный», «Оркестр»,  кружок по речевому развитию.

         Я, как педагог – психолог прилагаю много усилий для создания в детском саду благоприятных условий для того, чтобы ребёнок за период дошкольного детства мог пройти путь от первых проявлений склонностей до расцвета способностей, одарённости. Систематически:

-  развиваю предметно-пространственную среду комнаты, где мною проводятся занятия с детьми: содержательно-насыщенная,  трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная деятельность;

-   регулярно провожу мониторинг со всеми специалистами детского сада, что позволяет своевременно и качественно выявить способности и задатки каждого ребёнка;

-   оказываю помощь родителям в развитии у детей талантов, способностей через различные формы работы: индивидуальное консультирование, памятки-рекомендации, родительские собрания, направленное на расширение возможностей понимания одарённого ребёнка, улучшение рефлексии  своих взаимоотношений, выработку новых навыков взаимодействия  с ребёнком, установление и развитие отношений сотрудничества и партнёрства родителей с ребёнком. Тематика: «Развитие творческих способностей у детей четвертого года жизни»; «Особенности развития воображения у детей 3-4 лет (4-5 лет, 5-6 лет)», «Особенности одаренных детей дошкольного возраста», «Проблемы одаренных детей» и др.

- просветительская работа с педагогами (в рамках психологического сопровождения проведен семинар для педагогов «Одарённый ребёнок: удача или проблема», ведётся консультативная работа) Особенности одаренных детей дошкольного возраста»

-   взаимодействие с социумом, позволяющее доказать достижения, успехи детей через участие в различных мероприятиях: конкурсах, выставках, олимпиадах, турнирах, соревнованиях уровня образовательной организации, муниципального уровня, регионального уровня, федерального уровня. Работы наших воспитанников принимали участия в 10 всероссийских, 5 областных, 4 муниципальных конкурсах, где занимают призовые места.

Таким образом осуществляю системный охват обучающихся мероприятиями по психологическому просвещению.

Считаю, что подготовка детей и участие в конкурсах способствует развитию общих и специальных способностей, деятельного, созидательного отношения к миру, освоению разнообразных способов самовыражения, осмыслению явлений, процессов, событий окружающего. Провожу первичную диагностику одаренных детей посредством простого педагогического, психологического и родительского наблюдения, психологическое сопровождение детей, вовлекаю ребят в различные интеллектуальные творческие, спортивные мероприятия, которые позволяют вовремя выявить мотивированных детей и спланировать дальнейшую работу по развитию этих способностей. Работа с одаренными детьми провожу в плане развития учебно – познавательных, коммуникативных, личностных, информационных компетенций через: участие в конкурсах различных уровней, в соответствии с выявленными способностями ребенка. Данная работа помогает сформировать интегративные качества творческой личности, а именно способности выбирать противоречия, мобильно включаться в поиск информации и гибко ее использовать, осваивать новые способы деятельности и вариативно их применять, выходить за пределы ситуации, прогнозируя ее результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды деятельности, способствующие развитию творческого потенциала в старшем дошкольном возрасте и развитие творческих способностей на занятиях физкультурой

Психическое и физическое развитие ребёнка находятся в большой взаимосвязи от двигательной активности, которая является источником не только познания окружающего мира, но психического и физического раз...

Психолого-педагогические основы формирования творческой самостоятельной деятельности

Выступление на педсовете.Особенности творчества дошкольников. Характеристики нетрадиционных техник рисования....

статья Психолого-педагогические основы проблемы творческого развития детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрыты психолого-педагогические основы творческого развития детей старшего дошкольного возраста...

Перспективный план инновационной работы по теме «Психолого-педагогическое обеспечение взаимодействия педагогов ДОУ и родителей в художественно-эстетическом развитии детей» (филимоновская игрушка).

В публикации представлено перспективное планирование иннвационной работы на 2016-2017уч.год по теме "Психолого-педагогическое обеспечение взаимодействия педагогов ДОУ и родителей в художественно-эстет...

Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка одаренных и талантливых детей

Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Самым сензитивным периодом для развития способностей является раннее детство и дош...

Проект психолого-педагогической деятельности по творческому развитию детей старшего дошкольного возраста. «Путешествие по эпохам»

В разработке подобран материалл на тему изучения окружающего мира, включающий катротеку психогимнастик и игр по тематике, заданных периодов, а так же конспектов. Эпоха каменного века, Ренессанс, Древн...

ПРОЕКТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ

Сохранение психологического  и физического здоровья дошкольников...