Психолого – педагогические подходы к развитию творческого и интеллектуального потенциала талантливых детей на различных возрастного развития.
учебно-методический материал по психологии
Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с друг ими людьми. А кто же такой одарённый ребёнок? Это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признаёт, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одарённости – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности ( природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребёнка ( игровой, интеллектуальной, трудовой, спортивной, творческой).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo_-_pedagogicheskie_podhody.docx | 20.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Светлячок»
Психолого – педагогические подходы
к развитию творческого и интеллектуального
потенциала талантливых детей на различных
возрастного развития.
Педагог – психолог
Вандушева О.А.
Уважаемые коллеги, проблема, о которой я буду говорить, актуальна на сегодняшний день. Впервые о ней заговорили в 1996 году, когда была принята Федеральная целевая программа «Одарённые дети». Прежде, чем говорить о подходах к развитию творческого и интеллектуального потенциала одарённых детей, давайте вспомним, что такое одарённость и одарённый ребёнок.
Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с друг ими людьми. А кто же такой одарённый ребёнок? Это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признаёт, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одарённости – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности ( природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребёнка ( игровой, интеллектуальной, трудовой, спортивной, творческой). При этом особое значение имеют собственная активность ребёнка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Мы в своей работе условно выделяем три категории одарённых детей:
Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития п ри прочих равных условиях ( таки е дети встречаются чаще всего в дошкольном и младшем школьном возрасте) ;
Дети с признаками специальной умственной одарённости в определённой области науки (подростковый период);
Дети, не достигающие по каким- либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (старший школьн ый возраст).
Работу по выявлению одарённых детей педагогический коллектив нашего детского сада начинают уже в средней группе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей: речи, памяти, логического мышления; привлечения их к активной деятельности. Существует некая модель ПОРТРЕТА одарённого ребёнка. Из чего же он складывается? Из трёх составляющих: первое – выявление уровня индивидуальных творческих способностей через занятия, олимпиады, конкурсы, проекты, выставки, соревнования и другое. Из положительных результатов собирается портфолио ребёнка и создаётся банк данных на одарённых детей; второе – определение интересов и способностей ребёнка через беседы с родителями и родительские собрания; третье – педагогический коллектив, который проводит родительские собрания, разрабатывает программы по работе с одарёнными детьми, проводит творческие мероприятия, круглые столы, педсоветы, мониторинги, обмен опытом. Всё это позволяет нам вырабатывать определённую методику работы с одарёнными детьми. Вся же работа с одарёнными детьми ведётся согласно школьной целевой программе «Одарённые дети». Цель программы: выявление, формирование и развитие максимальной реализации способностей одаренных детей на основе создания технологии организации работы с одаренными детьми в детском саду.
В связи с этим педагогический коллектив ставит перед собой задачи:
- Поиск и систематизация методов диагностики форм работы с одаренными детьми по развитию физических, творческих и интеллектуальных способностей;
- Совершенствование системы выявления и сопровождения одаренных детей;
- Создание условий для самореализации одаренных и талантливых детей для проявления творческих и интеллектуальных способностей;
- Внедрение инновационных педагогических технологий воспитания и обучения одаренных детей;
- Организация объединений педагогов по реализации технологий работы с одаренными детьми;
- Создание банка данных одаренных воспитанников детского сада;
- Взаимодействие с родителями, детскими общественными организациями, учреждениями дополнительного образования города;
- Показатели эффективности реализации программы «Одаренные дети».
Для развития и поддержки талантливых детей в детском саду созданы определённые условия. Имеется хорошая материально –техническая база: имеется отличный спортивный зал, оснащённый современным оборудованием, есть стадион, оборудованный спортивной площадкой, детский сад имеет локальную сеть и выход в Интернет. Для духовного, интеллектуального, физического развития, а также для удовлетворения творческих и образовательных потребностей воспитанников детского сада работает дополнительное образование «Волшебные ладошки», «»Пластилиновое чудо»,, «Шахматенок», «Вокальный», «Оркестр», кружок по речевому развитию.
Я, как педагог – психолог прилагаю много усилий для создания в детском саду благоприятных условий для того, чтобы ребёнок за период дошкольного детства мог пройти путь от первых проявлений склонностей до расцвета способностей, одарённости. Систематически:
- развиваю предметно-пространственную среду комнаты, где мною проводятся занятия с детьми: содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная деятельность;
- регулярно провожу мониторинг со всеми специалистами детского сада, что позволяет своевременно и качественно выявить способности и задатки каждого ребёнка;
- оказываю помощь родителям в развитии у детей талантов, способностей через различные формы работы: индивидуальное консультирование, памятки-рекомендации, родительские собрания, направленное на расширение возможностей понимания одарённого ребёнка, улучшение рефлексии своих взаимоотношений, выработку новых навыков взаимодействия с ребёнком, установление и развитие отношений сотрудничества и партнёрства родителей с ребёнком. Тематика: «Развитие творческих способностей у детей четвертого года жизни»; «Особенности развития воображения у детей 3-4 лет (4-5 лет, 5-6 лет)», «Особенности одаренных детей дошкольного возраста», «Проблемы одаренных детей» и др.
- просветительская работа с педагогами (в рамках психологического сопровождения проведен семинар для педагогов «Одарённый ребёнок: удача или проблема», ведётся консультативная работа) Особенности одаренных детей дошкольного возраста»
- взаимодействие с социумом, позволяющее доказать достижения, успехи детей через участие в различных мероприятиях: конкурсах, выставках, олимпиадах, турнирах, соревнованиях уровня образовательной организации, муниципального уровня, регионального уровня, федерального уровня. Работы наших воспитанников принимали участия в 10 всероссийских, 5 областных, 4 муниципальных конкурсах, где занимают призовые места.
Таким образом осуществляю системный охват обучающихся мероприятиями по психологическому просвещению.
Считаю, что подготовка детей и участие в конкурсах способствует развитию общих и специальных способностей, деятельного, созидательного отношения к миру, освоению разнообразных способов самовыражения, осмыслению явлений, процессов, событий окружающего. Провожу первичную диагностику одаренных детей посредством простого педагогического, психологического и родительского наблюдения, психологическое сопровождение детей, вовлекаю ребят в различные интеллектуальные творческие, спортивные мероприятия, которые позволяют вовремя выявить мотивированных детей и спланировать дальнейшую работу по развитию этих способностей. Работа с одаренными детьми провожу в плане развития учебно – познавательных, коммуникативных, личностных, информационных компетенций через: участие в конкурсах различных уровней, в соответствии с выявленными способностями ребенка. Данная работа помогает сформировать интегративные качества творческой личности, а именно способности выбирать противоречия, мобильно включаться в поиск информации и гибко ее использовать, осваивать новые способы деятельности и вариативно их применять, выходить за пределы ситуации, прогнозируя ее результат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды деятельности, способствующие развитию творческого потенциала в старшем дошкольном возрасте и развитие творческих способностей на занятиях физкультурой
Психическое и физическое развитие ребёнка находятся в большой взаимосвязи от двигательной активности, которая является источником не только познания окружающего мира, но психического и физического раз...
Психолого-педагогические основы формирования творческой самостоятельной деятельности
Выступление на педсовете.Особенности творчества дошкольников. Характеристики нетрадиционных техник рисования....
статья Психолого-педагогические основы проблемы творческого развития детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрыты психолого-педагогические основы творческого развития детей старшего дошкольного возраста...
Перспективный план инновационной работы по теме «Психолого-педагогическое обеспечение взаимодействия педагогов ДОУ и родителей в художественно-эстетическом развитии детей» (филимоновская игрушка).
В публикации представлено перспективное планирование иннвационной работы на 2016-2017уч.год по теме "Психолого-педагогическое обеспечение взаимодействия педагогов ДОУ и родителей в художественно-эстет...
Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка одаренных и талантливых детей
Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Самым сензитивным периодом для развития способностей является раннее детство и дош...
Проект психолого-педагогической деятельности по творческому развитию детей старшего дошкольного возраста. «Путешествие по эпохам»
В разработке подобран материалл на тему изучения окружающего мира, включающий катротеку психогимнастик и игр по тематике, заданных периодов, а так же конспектов. Эпоха каменного века, Ренессанс, Древн...
ПРОЕКТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ
Сохранение психологического и физического здоровья дошкольников...