Проект психолого-педагогической деятельности по творческому развитию детей старшего дошкольного возраста. «Путешествие по эпохам»
план-конспект занятия (старшая группа)
В разработке подобран материалл на тему изучения окружающего мира, включающий катротеку психогимнастик и игр по тематике, заданных периодов, а так же конспектов. Эпоха каменного века, Ренессанс, Древняя русь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
projekt_poznavat.docx | 72.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение –
центр развития ребенка - детский сад № 18
143980, Московская область, г.о. Балашиха, мкр. Железнодорожный, ул. Пионерская, д.13 а,
тел. (495) 522-81-49
Проект
Психолого-педагогической деятельности по творческому развитию детей старшего дошкольного возраста.
«Путешествие по эпохам»
Подготовила:
Воспитатель Садковская А.А.
г.о. Балашиха
мкр. Железнодородный
2019 г.
Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
Срок реализации проекта: Долгосрочный (2 месяца).
Возраст детей: дети 5-6 лет.
Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатель, педагог-психолог.
Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно эстетическое развитие.
Актуальность проекта:
Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство людей, к сожалению, поверхностно знакомо с становлением культуры в нашем мире.
Как жили люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники?
Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам мировой культуры, истории общества, соприкоснуться с искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан проект «Путешествие по эпохам».
Проект способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, , интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.
Ведущей идеей данного проекта является воспитание дошкольников средствами народной культуры, развитие у детей интереса к народной культуре, потребности приобщения к народным традициям, формирование интересов и вкусов детей, воспитание личности дошкольника средствами народного творчества.
Цель: Воспитание у детей интереса и любви к мировой культуре, мировому творчеству, обычаям, традициям, к играм; создание условий, способствующих воспитанию дошкольного возраста средствами мировой культуры в условиях ДОУ.
Задачи:
- Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов мира.
- Знакомить детей с мировым фольклором через песни, детские песенки, сказки, былины.
- Обогащать словарный запас названиями предметов быта.
- Воспитывать уважение к культурам других народов.
- Развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театрализованную деятельность.
- Закреплять знания о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах (Гжели, Городце, Хохломе, Жостове, Дымкове, русской народной игрушке).
- Воспитывать на народных традициях уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию.
- Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества.
- Подбор методической, научно - популярной и художественной литературы, дидактического материала с учетом его доступности восприятию детей старшего дошкольного возраста, а также его художественных достоинств и воспитательного значения.
- Взаимодействие с родителями в совместной образовательной деятельности по реализации проекта.
Ожидаемые результаты
- Расширение представлений детей об окружающем мире.
- Обогащение представлений детей о традициях и культуре мира.
- Повышение уровня сформированности нравственно- патриотических чувств воспитанников.
- Знание правил игр, умение в них играть.
- Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края и других народов.
Технологическая карта проекта
Период | Содержание | Ответственные |
Подготовительный период (1 месяц) | Подбор литературы по заданной тематике. | Воспитатель Педагог-психолог |
Анкетирование для родителей на заданную тематику. | Педагог-психолог | |
Разработка наглядной информации по нравственному воспитанию дошкольников для родителей | Воспитатель | |
Содержательно практический (3 недели) | ||
Неделя 1 Каменный век Древний человек | Психогимнастика «Древние люди за здоровый образ жизни» - зарядка | Педагог-психолог |
1.Чтение сказки «Кошка, которая гуляет сама по себе» | Воспитатель | |
Лепка. «Чашка с блюдцем». | Воспитатель Педагог-психолог | |
Рисование «Моя семья». Как бы семья выглядела в древности? | Воспитатель Педагог-психолог | |
Хореография древности | Воспитатель | |
Неделя 2 Эпоха Возрождения Ренессанс | Психогимнастика «Прогулка по музею» | Педагог-психолог |
Лепка. Девочка в платье. | Воспитатель | |
Оформление коллажа музей Ренессанса. | Воспитатель Педагог-психолог | |
Рисование «Моя семья» .Как бы выглядела семья в период ренессанс? | Воспитатель Педагог-психолог | |
Неделя 3 Древняя Русь | Конспект занятия русские былины | Воспитатель |
Психогимнастика. Пантомима «Медвежата в берлоге». | Педагог-психолог | |
Аппликация. «Русские народные костюмы». | Воспитатель | |
Русская народная игра «Капустка». | Воспитатель | |
Рисование. Как бы выглядела семья на древней Руси | Воспитатель. | |
Заключительный этап (1 неделя) | ||
Закрепление полученных знаний | Викторина по ранее прочитанной сказке Р. Киплинга «Кошка гулящая сама по себе». | Воспитатель. Педагог-психолог |
Загадки. Игра назови и изобрази фигуру. | Воспитатель Педагог-психолог | |
| Воспитатель | |
Генеалогическое древо. | Воспитатель |
1 неделя. Каменный век. Древний человек.
Психогимнастика. «Древние люди за здоровый образ жизни» - зарядка.
Конспект занятия в старшей группе «Дикие люди».
Цели:
-Продолжать знакомство детей с разными способами самовыражения;
-Создавать условия для развития воображения ребенка, умения представить себя в другом образе;
-Научить детей описывать свое состояние словами;
-Дать возможность ощутить удовольствие от движений собственного тела;
-Научить прислушиваться к своим чувствам;
-Познакомить с различными способами обращения со страхами.
-Материалы: мяч, коврики, дорожка с нарисованными следами, обручи, аудиозапись (звуки природы, ленька-енька).
Приветствие.
Доброе утро, всем улыбнись,
Справа и слева друзьям поклонись.
Будем дружить, помогать всем всегда –
Вы согласны? Ответьте мне: «Да!»
Упражнение «Мяч каждому»
Инструкция: «Встаньте в круг. Бросая друг другу мяч, нужно назвать вслух имя того, кому бросил. Тот, кто ловит мяч, изображает любое животное, выполняя характерные для этого животного движения, все остальные воспроизводят эти движения. Мяч передается следующему».
Игра «Жизнь в лесу»
Педагог-психолог:
-Давайте поиграем в животных в лесу. Люди не знали раньше языка.
Но ведь им надо как - то общаться. Если бы мы с вами стали дикими людьми, как бы мы тогда стали общаться?
Давайте сейчас мы перестанем говорить по-человечески и начнем говорить, как наши древние люди. Например, если мы хотим поздороваться, то можно взяться за руки и потереть их (показывает –как); когда хотим спросить, как дела, давайте хлопнем своей ладонью по ладони другого (показывает), когда хотим сказать, что все хорошо, поднимаем вверх большой палец.
Итак, сейчас утро, вы только что проснулись, выглянуло солнышко. Потянитесь, поздоровайтесь друг с другом. А теперь подул холодный ветер, и люди прячутся от него, прижимаясь друг к другу. А вот опять стало тепло, люди стали ходить друг к другу в гости, они спрашивают, как дела?
Вы знаете, что люди раньше охотились и добывали сами себе добычу?
Упражнение «Как зайчик от охотника»
Педагог-психолог:
-Ребята, давайте вами поиграем в зайчиков и охотников.
Как чувствуют себя зайчики в лесу, какие они бывают (быстрые, боязливые), как они двигаются (прыгают).
Пусть все побудут зайчиками и попрыгают по дорожке, как зайчики:
-пробежать по дорожке каждому ребенку по очереди, точно наступая на следы;
-попрыгать на корточках по следам.
Затем психолог просит детей вспомнить, как себя чувствует охотник на охоте, какими обладал качествами человек на охоте:
-идет медленно и нюхает следы;
-бежит быстро, нащупав след.
Игра «Зайцы в домиках»
На ковре разложены обручи, - это домики для зайцев. В момент, когда звучит музыка, зайцы под музыку весело прыгают по всей полянке. Как только музыку выключили, на охоту выходит волк, зайцы должны вернуться в домики. Но задача зайчиков не как можно быстрее, а как можно тише вернуться в домик, чтобы не попасться волку.
Упражнение «Зайцы и охотники»
Дети делятся на две команды зайцы и волки.
Зайцы встают вместе в одной части комнаты за чертой, где они в безопасности и их не могут трогать охотники, а охотники остаются по другую сторону черты.
Утро, охотники еще спят в своих убежищах , и зайцы бегают где хотят. По сигналу ведущего охотники просыпаются и начинают охоту на зайцев. Зайцы убегают и прячутся в свой домик (за черту), а пойманные зайцы становятся охотниками
Педагог-психолог:
-Кем вам понравилось быть больше, охотником или зайцем? Было ли им страшно, радостно или как-то еще, в какой момент.
Упражнение «Добрый человек»
Педагог-психолог тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – один большой добрый человека. Давайте послушаем, как он дышит! А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2 шага назад. Вдох - 2 шага вперед. Выдох – 2 шага назад. Так не только дышит дикий человек, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого доброго человека себе».
Завершение
Дети встают в круг, берутся за руки и говорят:
-Спасибо за совместную работу.
Чтение сказки «Кошка, которая гуляла сама по себе».
- Познакомить детей с сказкой «кошка гулящая сама по себе». (чтение сказки из книги сказок и рассказов Р.Киплинга)
- Привить детям интерес к древней культуре.
- Расширять знания о происхождении и возникновении культуры человека.
Лепка. Конспект занятия по изобразительной деятельности «Чашка с блюдцем».
Цель: Совершенствовать умение лепить из пластилина.
Задачи: учить детей лепить посуду, используя приемы раскатывания, вдавливания и уравнивания пальцами края формы. Упражнять в соединении частей приемом прижимания и сглаживания мест-скрепления. Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки. Воспитывать эмоционально - эстетические чувства (видеть красоту окружающих предметов), нравственные качества (сопереживать и помогать ближнему).
Оборудование: посылка, флеш-карта с записью обращения Бабушки Федоры, чашка с блюдцем пластилин, доска для лепки, стека; разнос для посуды.
Ход занятия:
- Сюрпризный момент.
Воспитатель: Дети к нам сегодня пришла посылка, написано: «Детский сад «Буратино» детям». А от кого она, не указано. Давайте посмотрим, что внутри, может это нам поможет понять, кто нам её прислал. Откроем ее? А что же в ней. Хотите посмотреть?
Воспитатель открывает посылку.
Воспитатель достает, дети называют: Фартук, кастрюля, сковорода… Ребята, кто бы мог прислать нам такую странную посылку. (Дети делают предположения.) Дети, да тут флешка. Давайте её включим.
(Дорогие дети, у меня случилась беда, у меня разбилось много посуды. Осталась одна чайная пара: чашка и блюдце. Я жду гостей, а чай нам пить не из чего. Мне очень грустно. Прошу вас помогите мне, слепите для меня чашку с блюдцем, чтобы мы с моими гостями могли пить чай. С уважением Федора).
Воспитатель: Дети, поможем Федоре в её беде? Как мы можем помочь?
Я предлагаю вам пройти в мастерскую и поработать.
II. Рассматривание чашки с блюдцем
Воспитатель предлагает детям пройти за рабочие столы, с приготовленными на них атрибутами для лепки.
Воспитатель: Дети посмотрите на чашку с блюдцем, которые отправила нам Федора.
Воспитатель сначала рассматривает с детьми чашку, какой она формы, какая роспись украшает посуду(гжель), рассматривает элементы этой росписи и другие элементы посуды, какими приемами выполняется эта роспись.
Напоминает приём лепки из круглой формы путём вдавливания пластилина пальцем. Рассматривает с детьми тарелку, форму тарелки, вспоминает приём лепки предмета такой формы.
III. Пальчиковая игра: "Посуда"
Раз, два, три, четыре,
(чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)
Мы посуду перемыли:
(одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
(загибать пальчики по одному, начиная с большого)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали.
(разгибать пальчики по одному, начиная с большого)
Так мы маме помогали!
(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)
IV. Основная часть
Перед детьми располагается чайная пара. Дети лепят чашку с блюдцем. Воспитатель, при необходимости, оказывает помощь. Показывает еще раз приемы лепки на своём куске пластилина.
Воспитатель: Ребята, поставьте чашку на блюдце.
Воспитатель: А теперь, когда наша посуда готова, давайте положим её в посылку и отправим тётушке Федоре.
Воспитатель кладёт в коробку (посылку) поделки детей.
V. Итог занятия:
1. Ребята, что вы лепили на занятии? Зачем?
2. Вам понравилось лепить посуду?
3. Чья чашка с блюдцем вам понравилась большего всего?
Воспитатель: Дети, какую хорошую посуду, чашку с блюдцем, вы сделали для Федоры. Вы очень старались, делали всё правильно, Федора будет довольна.
Чтение сказки «Кошка гулящая сама по себе».
- Познакомить детей с сказкой «кошка гулящая сама по себе». (чтение сказки из книги сказок и рассказов Р.Киплинга)
Рисование «Моя семья». Как бы семья выглядела в древности?
Цель: продолжать учить детей самостоятельно выбирать цветовое и композиционное содержание сюжета.
Задачи:
- продолжать знакомить детей с историей человека, отмечать детали в рисунках.
- формировать у детей представление о семейных ценностях;
- продолжать совершенствовать умения детей размещать изображение на листе в соответствии с их реальным расположением; передавать различия в величине изображаемых предметов;
- упражнять в рисовании контура простым карандашом с последующим закрашиванием цветными карандашами;
- развивать воображение, творчество, память;
- воспитывать уважение к своей семье и желание нарисовать свою семью.
Оборудование: наглядные картинкаи с изображением семьи в разных эпохах.
Материалл: цветные карандаши, альбомные листы, простые карандаши.
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня я вам предлагаю продолжить беседу на тему жизни человека в период каменного века, и его существование в древнем мире. Недавно мы читали с вами сказку Р.Киплинга «Кошка гулящая сама по себе».
Мы с Вами уже имеем представление, что человек жил в пещере, охотился, но при этом у него не было никаких удобств, потому что человек был диким, носил шкуры животных. Но уже тогда у него была семья.
Я предлагаю обратить внимание на картинки которые я вам покажу(воспитатель показывает изображение семьи в современном мире). Обращает внимание детей на то как одеты современные дети в семье, как родители, объясняет что сейчас есть специальные машины для пошива одежды и обуви, много остальных предметов которые облегчают жизнь человека.
Физкультурная минутка.
Наша дружная семья. (ходьба на месте)
Мама, папа, брат и я. (наклон влево, вправо, назад,вперед)
Спортом любим заниматься. (перед грудью рывки руками)
И конечно закаляться. (рывки руками вверх-вниз)
Мы – счастливая семья. (прыжки на месте)
Мама, папа, брат и я. (руки вверх, руки вниз)
Воспитатель: (Обращается к детям). Дети! А как бы выглядели вы и ваша семья в древности, где нет никаких удобств и удобной одежды. Для этого я предлагаю сейчас закрыть глаза, и представить себе образ древнего человека и его семьи.
Дети: Закрывают глаза и представляют.
Воспитатель: Молодцы, представили?
Дети: А теперь давайте изобразим, берите свои карандаши и приступайте к работам.(Дети начинают рисовать).
После того как дети закончили рисовать, воспитатель предлагает детям поместить все работы вместе на столе и сравнить - получилось ли у них, отметить детали.
Итог.
-Вы все молодцы! Все постарались! Я смотрю на ваши рисунки и узнаю ваших родных, очень похоже! (дети рассматривают рисунки друг друга и делятся своими впечатлениями)
Хореография в древности.
Цель занятия: Развивать двигательную деятельность детей, развивать умение слышать и передавать характер музыки, умение двигаться в пространстве.
Оборудование: Музыкальная колонка, флеш-карта с композициями.
Воспитатель дети, а сегодня нас с вами ждет путешествие в страну музыки где живут разные эпохи, помните мы свами уже знакомились с тем как выглядят люди сейчас, в эпоху возрождения, и в эпоху каменного века.
Ответы детей: Да!
Воспитатель: Тогда нам с вами нужно сегодня отправиться в путешествие по музыкальной стране, чтобы понять, как люди двигались под музыку, какой была музыка в разные эпохи. И сейчас мы с вами послушаем какой была музыка в разные эпохи. Воспитатель ставит композицию №1 – современный исполнитель (любой, можно детскую музыку).
Воспитатель слушает ответы детей. (Современная)
За тем ставит композицию №2 (звучит композиция A.Vivaldi «Зима»)
Ответы детей: (Эпоха возрождения).
Звучит 3-я композиция (африканские барабаны).
Ответы детей (Каменный век).
Воспитатель: Какие вы молодцы! А сейчас я вам буду ставить эти композиции в разном порядке, а вы должны будете двигаться так, как двигались бы люди, если бы они попали в разные эпохи. Воспитатель включает в разброс прослушанные композиции, так что бы дети успевали придумать движения и подвигаться, согласно каждой мелодии.
Воспитатель: Дети, вам понравилось танцевать?
Ответы детей: (Да!)
Воспитатель предлагает потанцевать еще раз. Можно предложить потанцевать несколько раз.
Итог занятий.
Воспитатель: Ребята вы очень здорово танцуете! Что мы сегодня с вами узнали?
Ответы детей: (Как люди танцевали в разные эпохи, и какая у них была музыка)
Воспитатель: Вы молодцы ребята. Наше путешествие подошло к концу!
2 неделя.
Психогимнастика, упражнение на расслабление «В музее».
Цель: Упражнять координацию движений, концентрацию ума и тела детей, а также вырабатывать умение, переводить свое тело в противоположное состояние,(состояние покоя, расслабления), развивать концентрацию сообразительность.
Предварительная работа. Перед упражнением воспитатель рассматривает с детьми картинки и иллюстрации с изображением музейных экспонатов и фрагментами картинок музеев (Эрмитаж, музей Фаберже, Мраморный дворец).
Дети, сейчас вы превратитесь в музейные экспонаты.
Вокруг себя повернись,
В экспонат музея превратись.
Дети изображают любой экспонат (скульптуру, восковую фигуру, запомнившегося персонажа, из рассматриваемых прежде на иллюстрациях).
-Заводные игрушки сломались! Замрите в тех позах, в каких вы сейчас стоите.
Дети застывают в определенной позе.
-почувствуйте напряжение. А сейчас покажите, как вы умеете расслабляться. Сначала уроните голову, левую руку, затем туловище. Вам очень жалко сломанную куклу, покажите, как вы огорчены. Папа починил куклу. И вы рады. Покажите, как вы радуетесь.
Лепка. «Девочка в платье»
Программное содержание.
Познакомить детей с разнообразием материалов, используемых для лепки.
Учить лепить сложные предметы, сочетая природный материал с пластилином. Упражнять в умении соединять части, прижимая их друг - другу.
Развивать творческое воображение, эстетическое видение лесной полянки.
Вызвать желание создать выразительный образ из шишек.
Словарная работа.
Обогащать словарь образными словами и выражениями.
Предшествующая работа.
Беседа о хвойных деревьях. Рассматривание предметных картин одежды, обуви.
Материалы.
Демонстрационный: образец девочки в платье из шишки.
Раздаточный: сосновые шишки, пластилин, стеки, доски.
Музыкальный:
Ход занятий.
Вводная часть.
Воспитатель подводит детей к окну. Звучит спокойная музыка.
- Ребята, сейчас какое время года? (ответы детей)
- Посмотрите в окно, что мы там видим? (видим черный лес)
- Как вы думаете, что сейчас происходить в лесу?
- А как можно узнать, что там происходить?
Можно сходить на экскурсию
Можно прочитать книги
Можно узнать из телевизионных передач и радио
Можно получить информацию из компьютера с помощью взрослых
- А сегодня я хочу вам рассказать сказочную историю, которые иногда случаются в лесу. Для этого мы сейчас пойдем на коврик. Представьте, эта лесная полянка. Кругом клубные сугробы (ходьба с высоким пониманием колен). Тихо падают снежинки (машут руками). Деревья в лесу высокие (поднимают руки). Подул тихий ветерок, закачались ветки (качаются в разные стороны).
Налетел шальной ветер, закачал ветки сосны, посыпались шишки на землю. Поднял одну шишку гуляющий по лесу Д. М. и превратил ее в девочку. Вот она-какая красивая: белолицая, с косичками, ярко-желтой кофточке, в нарядной горошками юбочке. Даже ботиночки одела.
- Ребята, давайте мы тоже станем волшебниками и превратим шишки в девочек.
Основная часть.
Выберите себе шишечку под елочкой. Подойдем к столам, сядем и подумаем как (это сделать) слепить девочку в платье.
- из белого пластилина нужно скатать шар-это голова.
-из любого (другого) понравившегося вам цвета нужно скатать колбаску и положить сверху вертикально расположенной острым концом вниз шишки. Концы колбаски должны свисать в разные стороны-в виде рукавов. Посередине колбаски прикрепите, прижимая шар.
Повторяем мои действия. А теперь доделайте девочку сами: прикрепив пластилиновые волосы, глаза, рот, нос, можно сделать кисти рук. Слепите ботиночки.
Работа детей.
Заключительная часть.
- Ребята, соберем наших девочек из шишек вокруг елочки. Какие они красивые, нарядные (рассматривание работ). Вот какие вы волшебники, ребята! Молодцы!
Оформление коллажа музей Ренессанса.
Цель:
Учить детей работать в коллективе, создавать коллективную работу.
Материал:
раскраски на тематику музей Ренессанс, карандаши, восковые мелки.
Предварительная работа:
Воспитатель и педагог-психолог проводят с детьми предварительную работу.
Беседуют о том, что дети узнали и запомнили об эпохе ренессанса. Показывают иллюстрации с музеями и фрагментами экспозиций этих музеев, напоминают к какой эпохе эти иллюстрации и музеи относятся, как называется эта эпоха и т.д.
Физкультминутка. А часы идут, идут.
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой.
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
За тем дети приступают к раскрашиванию картинок.
После того как рисунки разукрашены, дети помещают их на одном стале, берут клей карандаши и с помощью воспитателя и педагога-психолога склеивают работы в один большой коллаж.
Воспитатель обращает внимание детей, на то как теперь их работы смотрятся вместе, и составляют одну большую, и что их работы похожи на картинную галерею в эрмитаже.
Итог. Воспитатель и педагог-психолог: Ребята вы все молодцы! А знаете почему?(ответы детей) Правильно, все потому что вы дружные отзывчивые!
Рисование. Тема: «Как бы выглядела семья в период Ренессанс.
Цель: продолжать учить детей самостоятельно выбирать цветовое и композиционное содержание сюжета.
Задачи:
- продолжать знакомить детей с историей человека, отмечать детали в рисунках.
- формировать у детей представление о семейных ценностях;
- продолжать совершенствовать умения детей размещать изображение на листе в соответствии с их реальным расположением; передавать различия в величине изображаемых предметов;
- упражнять в рисовании контура простым карандашом с последующим закрашиванием цветными карандашами;
- развивать воображение, творчество, память;
- воспитывать уважение к своей семье и желание нарисовать свою семью.
Оборудование: наглядные картинками с изображением семьи в разных эпохах.
Материал: цветные карандаши, альбомные листы, простые карандаши.
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня я вам предлагаю продолжить беседу на тему жизни человека в период эпохи возрождения, и его существование в древнем мире. Недавно мы с вами рассматривали иллюстрации с картинами эпохи ренессанс, а так же совершали путешествие в музей, и мы с вами помним как одевались в то время дамы и девочки (Длинные пышные платья, прически) и как одевались мужчины и мальчики (пышные воротники, рукава и т.д.
Мы с Вами уже имеем представление, что человек в эпоху возрождения. Предлагаю обратить внимание на картинки, которые я вам покажу (воспитатель показывает изображение семьи в современном мире). Обращает внимание детей на то как одеты современные дети в семье, как родители, объясняет, что сейчас есть специальные машины для пошива одежды и обуви, много остальных предметов, которые облегчают жизнь человека.
Физкультурная минутка.
Наша дружная семья. (ходьба на месте)
Мама, папа, брат и я. (наклон влево, вправо, назад,вперед)
Спортом любим заниматься. (перед грудью рывки руками)
И конечно закаляться. (рывки руками вверх-вниз)
Мы – счастливая семья. (прыжки на месте)
Мама, папа, брат и я. (руки вверх, руки вниз)
Воспитатель: (Обращается к детям). Дети! А как бы выглядели вы и ваша семья в древности, где нет никаких удобств и удобной одежды. Для этого я предлагаю сейчас закрыть глаза, и представить себе образ древнего человека и его семьи.
Дети: Закрывают глаза и представляют.
Воспитатель: Молодцы, представили?
Дети: А теперь давайте изобразим, берите свои карандаши и приступайте к работам.(Дети начинают рисовать).
После того как дети закончили рисовать, воспитатель предлагает детям поместить все работы вместе на столе и сравнить - получилось ли у них, отметить детали.
Итог.
-Вы все молодцы! Все постарались! Я смотрю на ваши рисунки и узнаю ваших родных, очень похоже! (дети рассматривают рисунки друг друга и делятся своими впечатлениями)
3 неделя. Конспект занятия «Чтение былин».
Цели занятия:
- познакомить детей с русскими былинами, их основными героями; -
- пополнять словарный запас детей; развивать память, мышление; -
- воспитывать смелость, отвагу, честность;
- Предупреждать возникновение и развитие девиантного поведения;
- формировать приоритет здорового образа жизни.
Оборудование: книжная выставка «Там русский дух, там Русью пахнет», репродукция картины А. Васнецова «Три богатыря»; атрибуты к конкурсам.
Ход занятия.
1. Организационное начало.
- Ой, вы гой еси, добры молодцы и молодушки. Собралися мы не на почестен пир, а на беседу добрую да складную. Чтоб был у нас мир да согласие, и велась беседа наша речью плавной. Еще хочу пожелать вам активнее участвовать в нашем игрище.
2. Сообщение темы занятия.
Я расскажу вам о былинах. И всего-то их больше ста с лишком, да пришли они к нам из времен дальних, передавались из уст в уста. А для нас их сберегли собиратели былин, что ездили по городам и селам, записывали все услышанное.
3. Основная часть.
Самой старой считается былина о Святогоре-богатыре или Колыване, как его еще прозывают. И был тот Святогор-богатырь силы великой, ростом выше леса стоячего, головой упирался под облако ходячее. Земля-матушка носить его не могла. Конь под Святогором по колено проваливался, земля под ним прогибалася.
- А теперь кто скажет мне, почему Святогора Святогором звали? (Ответы ребят)
- Правильно, потому что держать Святогора-богатыря могли только горы, вот там-то он и проживал.
И сейчас, ребята, мы тоже постараемся стать настоящими богатырями и проведем состязание. У нас будут участвовать две команды. Справа от меня команда «Илья Муромец», слева – «Добрыня Никитич».
В первом соревновании наши богатыри покажут свою быстроту и ловкость.
Конкурс «Название команды»
Участники выкладывают на скорость название своей команды из спичек. Кто быстрее справится с заданием, тот и победит.
Ведущая. Молодцы! Отлично справились с заданием. Про богатыря Святогора на Руси говорили, что он мог поднимать неимоверные тяжести не только двумя, но и одной рукой. Приглашаю наших богатырей помериться силушкой.
Конкурс «На одной руке»
Задание: возьмите одной рукой две кегли и мяч и донесите их, не уронив, до стола и обратно.
Ведущая. Хорош был Святогор, да не нужен ему был никто. Не защищал он Земли Русской от захватчиков, только и знал, что силой своей гордился да бахвалился: «Я без истины сыт, без правды я силен, я могуч, я богат и счастлив!». И народ стал забывать его. Нужен народу такой богатырь, чтоб землю русскую защищал, неправду не терпел, за обиженных вступался, а силой чуть больше человеческой обладал.
- Как вы думаете, кто на смену Святогору в былины пришел? Кому десятая часть всех былин посвящена? (Ответы ребят).
Конечно, Илье Муромцу. Хлеба ест по три калачика, пьет на три медных пятачка. Но побеждает всегда, во всех боях да схватках. Ему в бою смерть не писана. Там, где можно, Илья старается избежать кровопролития, но врагов бьет беспощадно. На их глазах Илья своей богатырской палицей разбивает в щепки многоохватный дуб, и враги, устрашенные его силой, разбегаются… Или просто подкидывает соперника высоко в воздух, и тот отказывается от своих намерений.
Рассказ былины об Илье Муромце
Решил как-то Илья Муромец померяться силой со Святогором-богатырем. Догнал его на дороге и окликнул. А тот даже не оглянулся. Ударил Илья Святогора палицей по голове, а тот все нипочем (иногда, правда, пробормочет: «Как русские мухи-то кусаются»).
Только после третьего удара проснулся Святогор. Проснулся, посмотрел, кто там его беспокоит, протянул руку и …сунул Илью Муромца к себе в карман. Вот и все сраженье. Но тут конь Святогора начал спотыкаться и на вопрос хозяина, что с ним случилось, ответил: «Не могу я возить на себе двух богатырей». Святогор освободил Илью. Они побратались.
- А вы знаете, как на Древней Руси происходило братание воинов? (ответы детей).
Воины обменивались своим оружием и отныне становились побратимами.
- Скажите, пожалуйста, а во что были одеты богатыри? Какое у них было оружие? (Кольчуга, шлем, меч со щитом, лук, копье, палица).
И в следующем нашем конкурсе вам нужно будет экипировать своего богатыря.
Конкурс «Одень богатыря».
Участвует вся команда. Они должны одеть своего богатыря. Весь необходимый комплект одежды и доспехов («кольчуга»- рубаха, шлем, пояс, «копье» - гимнастическая палка, «палица» - палка, на которую прикреплен мешок, наполненный синтепоном) находятся на расстоянии 3-4 метров от команды. По сигналу ведущего первый участник, добегая до доспехов, берет один предмет костюма, возвращается в команду и одевает богатыря.
Затем в игру вступает второй участник и т. д., пока богатырь не будет одет. После этого он садится на коня (палка с прикрепленной на нее морды лошади), объезжает куб и возвращается в свою дружину. Победит команда, которая выполнит задание быстрее.
Цель: Создание условий для развития двигательной активности детей через русскую народную, подвижную игру.
Задачи: Создать условия для развития навыков взаимодействия, партнерства, умения договариваться друг с другом при выборе водящего.
Способствовать развитию физических качеств: ловкость, быстрота реакции, бег с увертываниями, умение соблюдать правила игры.
Способствовать развитию речевой активности, умению вести счет до 20.
Способствовать развитию интереса к русским народным игра
1)Сбор детей на игру
Загадка: Лоскуток на лоскутке
Зеленые заплатки
Целый день на животе
Нежится на грядке (капуста)
2)Закрепление правил игры
Ребята, все ли вы помните правила игры. Кто может их повторить.
Нужно забежать в огород, который охраняет Садовод. В огород надо забегать двумя ногами и брать по одной капусте. Кого Садовод заденет, тот сбрасывает в огород капусту и выходит из игры. Пока звучит музыка, все собирают капусту, как только музыка замолкает, игра останавливается и происходит подсчет капусты. Кто больше соберет капусты тот и выиграл
3)Оборудование
Фруктовые деревья, заборчик, петух, огород с капустой.
4)Распределение ролей
Кто отгадал загадку, у того в руках две фишки (красная и желтая), сейчас девочки и мальчики договоритесь между собой, кто пойдет от каждой группы вытягивать фишку. Тот, кто вытянет красную фишку, произносит считалочку, по которой выбирается Садовод.
5)Ход игры
Играет вся группа. Тот, кто вышел, по считалочке будет Садоводом.
Чертится (если на улице) или выкладывается из веревки (в зале) круг – это огород. В середине огорода раскладывается капуста. Садовод становится рядом с капустой. Остальные дети идут по кругу за огородом и произносят слова:
Посадил Садовод вот такой огород (разводят руки)
Садовод отвечает:
На пенечке я сижу
Остры колышки тешу
Остры колышки тешу
Огород свой сторожу
Чтоб капусту не украли
В огород не забегали
Все дети ему отвечают:
В огород мы пойдем всю капусту соберем (под музыку)
После этих слов дети стараются забежать в огород, схватить капусту.
Кого Садовод заденет – из игры выбывает.
Как только музыка умолкает, игра останавливается.
6)Подведение итогов игры
Победителем считается тот, кто больше всех унес капусты, он становится Садоводом. Похвалить Садовода, за то, что хорошо охранял капусту и засалил много играющих.
Психогимнастика. «Медвежата в берлоге».
Осень. Рано темнеет. Медвежата сидят на лесной полянке и смотрят вслед уходящей в лесную чащу маме-медведице. Она пошла стелить им кроватки в берлоге. Медвежатам хочется спать. Они по одному идут домой, точно придерживаясь следа медведицы. Медвежата забираются в свои кроватки и ждут, когда мама-медведица поиграет с ними перед сном. Медведица пересчитывает медвежат. Все на месте, можно начинать игру.
Аппликация. «Русские народные костюмы»
Цель:
Продолжать знакомить детей с русской народной культурой. Дать представления об истории и особенностях русского национального костюма. Формировать умение украшать одежду характерными деталями русского костюма. Продолжать учить детей самостоятельно подбирать сюжет одежды.
Материалы и оборудование:
Иллюстрации к сказкам.
Куклы в русских народных костюмах.
Заготовки кукол для аппликации.
Цветная бумага, клей ПВА, ножницы.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, где герои сказок в русских народных костюмах, рассматривание открыток с русскими костюмами.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята мы свами недавно беседовали и рассматривали картинки с изображением архитектуры и людей периода эпохи возрождения. Подскажите пожалуйста этот период отличается от эпохи, когда жил древний человек?
Ответы детей: (да!)
Воспитатель: Ребята сейчас я предлагаю Вам, обратить внимание на эти картинки (Воспитатель показывает иллюстрации где изображены люди в народных костюмах эпохи возрождения). Обратите внимание, на этих людях одежда которая отличается от одежды древнего человека? (Да). Только одежда? (Нет) Что еще? (прически, головные уборы).
Воспитатель: Какие вы молодцы! Сейчас мы с вами отправляемся в путешествие во времени и переместиться из настоящего времени в прошлое – в эпоху возрождения. И нам с вами нужно будет изобразить семью человека эпохи возрождения, но для начала нам нужно немного поупражняться!
Физкультурная минутка.
А теперь на месте шаг.
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим.
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)
Мы с вами изобразим человека в русском традиционном наряде, давайте с вами вспомним, как одевались мужчины и как одевались женщины в эпоху возрождения на Руси. (Воспитатель показывает демонстрационный материал с изображением одежды мужчин и женщин которую носили на Руси. Обратить внимание детей на то как одеты женщины и девушка( рубашки, сарафаны), и как одеты мужчины и мальчики(косоворотки,пояса, штаны. После рассматривания детям предлагается приступить выполнению работ.
Итог занятий:
После выполнения работ, дети вместе выкладывают свои работы на один стол, дети анализируют работы вместе с воспитателем, воспитатель обращает внимание детей на детали в костюмах выполненных работ детей, уточняет в каком периоде прошлого времени носили такие наряды, слушает ответы детей.
Воспитатель: Хотели бы еще отправиться в путиществие?(Ответы детей). Тогда нам в следующий раз нужно будет быть такими же внимательными и аккуратными.
Вы все молодцы, очень постарались и аккуратно выполнили свои работы!
Конспект русской народной игры «Капустка». (Мероприятие проводится на улице)
Цель: Создание условий для развития двигательной активности детей через русскую народную, подвижную игру.
Задачи: Создать условия для развития навыков взаимодействия, партнерства, умения договариваться друг с другом при выборе водящего.
Способствовать развитию физических качеств: ловкость, быстрота реакции, бег с увертываниями, умение соблюдать правила игры.
Способствовать развитию речевой активности, умению вести счет до 20.
Способствовать развитию интереса к русским народным играм.
1)Сбор детей на игру
Загадка: Лоскуток на лоскутке
Зеленые заплатки
Целый день на животе
Нежится на грядке (капуста)
2)Закрепление правил игры
Ребята, все ли вы помните правила игры. Кто может их повторить.
Нужно забежать в огород, который охраняет Садовод. В огород надо забегать двумя ногами и брать по одной капусте. Кого Садовод заденет, тот сбрасывает в огород капусту и выходит из игры. Пока звучит музыка, все собирают капусту, как только музыка замолкает, игра останавливается и происходит подсчет капусты. Кто больше соберет капусты тот и выиграл
3)Оборудование
Фруктовые деревья, заборчик, петух, огород с капустой.
4)Распределение ролей
Кто отгадал загадку, у того в руках две фишки (красная и желтая), сейчас девочки и мальчики договоритесь между собой, кто пойдет от каждой группы вытягивать фишку. Тот, кто вытянет красную фишку, произносит считалочку, по которой выбирается Садовод.
5)Ход игры
Играет вся группа. Тот, кто вышел, по считалочке будет Садоводом.
Чертится (если на улице) или выкладывается из веревки (в зале) круг – это огород. В середине огорода раскладывается капуста. Садовод становится рядом с капустой. Остальные дети идут по кругу за огородом и произносят слова:
Посадил Садовод вот такой огород (разводят руки)
Садовод отвечает:
На пенечке я сижу
Остры колышки тешу
Остры колышки тешу
Огород свой сторожу
Чтоб капусту не украли
В огород не забегали
Все дети ему отвечают:
В огород мы пойдем всю капусту соберем (под музыку)
После этих слов дети стараются забежать в огород, схватить капусту.
Кого Садовод заденет – из игры выбывает.
Как только музыка умолкает, игра останавливается.
6)Подведение итогов игры
Победителем считается тот, кто больше всех унес капусты, он становится Садоводом. Похвалить Садовода, за то, что хорошо охранял капусту и засалил много играющих.
4 неделя.
Викторина по теме прочтенной сказки «Кошка которая гуляла сама по себе».
1.Каким был человек, если бы не женщина?
(Диким)
2.Кто сыскал Человеку для жилья уютную, сухую Пещеру?
(Женщина).
3.Как женщина колдовала?
(Она распустила волосы, взяла плечевую баранью кость и стала пристально всматриваться в проходящие по кости разводы, потом затянула песню)
4.Почему сбились в одно стадо Дикие Звери в Диком лесу?
(Они глядели на свет огня и не знали, что это такое)
5.Кто пришёл в Пещеру первым из Диких зверей?
(Дикий пес)
6.Что стал делать Дикий пес, когда женщина обещала давать ему много костей?
(Помогать мужчине охотиться и стеречь по ночам Пещеру)
7.Как назвала женщина Дикого пса?
(Первый друг)
8.Кто пришел в Пещеру после Второй Волшебной песни?
(Дикий конь)
9.Что стал делать Дикий конь за дивную траву?
(Носить то, что надела на него женщина)
10.Что обещала Дикая корова женщине в обмен на прекрасную траву?
(молоко)
11.Как назвала себя кошка?
(Не слуга и не друг)
12.Что было разрешено кашке за каждую похвалу?
(Первая- войти в Пещеру, вторая- входить и сидеть у огня, третья- три раза в день получать молоко)
13.За что первый раз женщина похвалила кошку?
(Она развлекала ребенка, в то время, когда женщина была занята работой)
14.За что получила вторую похвалу?
(Кошка своим мурлыканьем убаюкала малыша)
15.Третья похвала за что была получена?
(За то, что кошка съела мышку.
16.Что обещал делать Мужчина, если кошка попадется ему на глаза?
(Бросать в нее всем, что будет под рукой)
17.Что обещал пес кошке?
(Гоняться за кошкой и кусать)
Кошка чудесно поёт у огня
Кошка чудесно поет у огня,
Лазит на дерево ловко,
Ловит и рвет, догоняя меня,
Пробку с продетой веревкой.
Все же с тобою мы делим досуг,
Бинки, послушный и верный,
Бинки, мой старый испытанный друг,
Правнук собаки пещерной.
Если, набрав из-под крана воды,
Лапы намочите кошке
(Чтобы потом обнаружить следы
Диких зверей на дорожке),
Кошка, царапаясь, рвется из рук,
Фыркает, воет, мяучит...
Бинки - мой верный, испытанный друг,
Дружба ему не наскучит.
Вечером кошка, как ласковый зверь,
Трется о ваши колени.
Только вы ляжете, кошка за дверь
Мчится, считая ступени.
Кошка уходит на целую ночь.
Бинки мне верен и спящий:
Он под кроватью храпит во всю мочь, -
Значит, он друг настоящий!
Р.Киплинг
Перевод С. Маршака
Констпект занятия на тему «Загадки».
Дома Культуры «Горница»
Оборудование: карточки с загадками, предметы утвари, фотографии изб.
Перед началом занятия ребята делятся на разновозрастные команды.
Ход занятия.
Воспитатель: Добрый день, ребята! Сегодня наша встреча посвящена всем нашим путеществиям по эпохам. Наш музей накопил много загадок, которые мы для вас приготовили. Мы устроим небольшое соревнование. Перед вами музейный экспонат – старинная соломенная шкатулка. В ней хранили катушки с нитками. А сегодня я поместила в нее карточки с загадками. После того, как вы дадите ответ на загадку, вам необходимо разъяснить, как использовали данный предмет, наши предки. Итак, начинаем игру!
Нам экскурсовод сказал,
Как пройти в такой-то зал.
Мумию мы посмотрели,
В чем ходили, разглядели.
Даже мамонт здесь стоит,
Глаз закрыл, как будто спит.
Если ты не ротозей,
То иди скорей в...(Музей)
На площади Дворцовой
Стоит он много лет…
Все им восхищаются,
Здесь равнодушных нет.
Из разных стран художники
Картины привезли,
Чтоб их полотна дивные
Увидеть все могли.
И чего здесь нету:
Знаменитостей портреты,
Удивительные вазы,
Украшения в алмазах…
Раньше был он для царей,
А теперь тут стал музей.
Это наш, это ваш
Петербургский… (Эрмитаж).
Голова железная,
Ручка деревянная-
Не бывает она оловянная (топор)
Я похож на месяц.
Он пригож, а я остёр как нож! (серп)
Под потолком свечу, свечу в избе,
Круги отбрасываю, тень.
Я послужу вам в темноте,
Чтоб вас не одолела лень (керосиновая лампа)
Конспект игры «Фигуру изобрази и назови».
Цель: развивать двигательную деятельность, умение выдерживать статичное состояние тела, развивать воображение, память, мышление.
А сейчас я предлагаю поиграть вам в игру «Фигуру изобрази и назови». Педагог предлагает детям встать со своих мест и поиграть в игру «Фигуру изобрази».
Воспитатель: Ребята, сейчас вы отгадывали загадки на тему того о чем мы с вами беседовали (эпоха Возраждения, каменный век). Я предлагаю вам поиграть в игру которая называется «Фигуру назови изобрази». Воспитатель рассказывает детям правила игры.
Дети должны изобразить и замереть в позе, уже изученных экспонатов музеев, или того чего им запомнилось, только после того как воспитатель заканчивает читать стихотворение.
Мы все вдруг в музей попали…
Мы фигурами вдруг стали!...
1,2,3…часы пробили…
Нас в экспонаты превратили
После этого дети замирают, воспитатель подходит, дотрагивается до ребенка, ребенок перестает замирать и рассказывает, какую фигуру или экспонат он изобразил. Игра проводится несколько раз.
Русская народная игра «Гори-гори ясно»…
Тема НОД «Гори-гори ясно»
Образовательная область: Социально –коммуникативное развитие.
Цель: Развивать выдержку и ориентировку в пространстве. Упражнять в быстром беге.
Задачи:
Образовательные:
Обогащать знания детей о русских народной игре, считалках, формировать представления о традициях, подвижных играх, национальном фольклоре русского народа, закреплять навыки в русской народной игре «Гори-гори ясно!»
Развивающие:
Развивать ловкость, быстроту, выносливость; умение перевоплощаться, увертливость в беге, умение действовать по сигналу.
Воспитательные:
Воспитывать интерес и любовь к русским народным играм, уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная.
Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением.
Формы организации: групповая, индивидуальная.
Оборудование: костюм скомороха, маленький платок, угощение для детей.
Предполагаемое время – 20 -25 мин.
Предварительная работа: русские народные игры Растяпа», «Медведь и зайцы», «Солнце и Луна», «Гори-гори ясно!».
Ход:
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Вводная часть Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю поиграть в русские народные игры, в которые играли взрослые и дети на ярмарочной площади. Воспитатель: Вы любите играть, веселиться? Воспитатель: Посмотрите кто к нам в гости пришёл. Скоморох: Здравствуйте, дети! Веселей меня нет на свете! Я, ребята, Скоморох! Не люблю я охи-вздохи! Солнце яркое встаёт, Спешит на ярмарку народ. Отворяют ворота, Проходите, господа! Глядите, не зевайте, Рты не разевайте! Не хотите ль поиграть? Свою удаль показать? | Дети: стоят по кругу. Дети: Да. Детей встречает Скоморох. |
II. Основная часть | |
Скоморох: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Гори-гори ясно». Раз-два, раз-два, начинается игра! (Скоморох достает из мешочка платочек). Русская народная подвижная игра «Гори-гори ясно!» Выходи, честной народ, становись в хоровод! Водящий: «Гори-гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо, Птички летят, Колокольчики звенят. Раз, два, три – беги!» Пара после этих слов бежит по краям вперёд, кто быстрее возьмется за платок – встаёт с водящим. Оставшийся без платка становится следующим ведущим). | Дети становятся в круг, водящий стоит с платочком в кругу и под музыку бежит по кругу. Когда музыка перестает играть, водящий останавливается между двумя детьми и считает. |
IIIЗаключительная часть. | |
Скоморох: Закончилась наша русская народная подвижная игра, пора отправляться в путь домой и раздает угощенье. | Дети благодарят Скомороху за русскую народную подвижную игру и угощение. |
Конспект занятия по интегрированной деятельности на тему «Генеалогическое древо».
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие и физическое развитие.
Форма непосредственной образовательной деятельности: совместная деятельность.
Форма организации: группа.
Цель: расширение представлений детей о семье и её истории.
Задачи:
Образовательные.
Формировать представление о генеалогическом древе. Учить создавать простейшее генеалогическое древо, выстраивая цепочку родственных взаимоотношений. Расширять и закреплять представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях; закреплять умение называть свою фамилию, имя, отчество и имена, отчества членов семьи.
Развивающие.
Развивать связную речь, логическое мышление, внимание, память, познавательный интерес.
Воспитательные.
Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи, чувство гордости за свою семью.
Словарь: генеалогическое древо, родословная.
Предварительная работа: заучивание пословиц и стихотворений о семье, составление рассказов о семье, беседы, игры, чтение художественной литературы по теме.
Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, мультимедийная презентация, письмо с диском, изображения генеалогических деревьев с набором картинок, с изображением членов семьи на каждого ребенка, мяч.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
Воспитатель: Дети, к нам в группу пришло письмо. Посмотрим от кого оно. Так, от домовенка Кузи. Воспитатель читает письмо.
Дорогие, ребята!
Посылаю вам диск с заданиями и рассказами о самом главном в жизни человека. А о чем пойдет речь, вы узнаете, разгадав ребус.
Ваш домовенок Кузя.
Воспитатель предлагает детям разгадать ребус, с помощью которого они узнают тему занятия. На слайде изображение «7я». Слайд 2.
Правильно, дети. Сегодня мы поговорим о самом важном в жизни каждого человека - о семье.
Воспитатель акцентирует внимание детей на слове «семья», предлагая ответить на вопрос: «А почему именно семь «я»?»
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Воспитатель:
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, ребенок.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
Давайте проверим. Дети называют членов семьи и ведут счет (две бабушки, два дедушки, мама, папа и ребенок). Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз. Но семьи, ребята, бывают разные: большие и маленькие. Большие – где живут вместе и бабушка с дедушкой, папа, мама и дети. Маленькие – например, мама и ребенок, папа и ребенок и т. д. О своей семье расскажет нам Ксения.
Очень мудрые дедули,
Две бабули – красотули.
Папа, мамочка и я
Это вся моя семья.
Слайд 3.
Воспитатель: Приглядитесь внимательнее к своим родным. Ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка - походку папы, цвет глаз такой же, как у бабушки, овал лица и родинка - как у дедушки. Вы похожи на своих братьев и сестёр. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.
Дети определяют характерное отличие каждой семьи – это схожесть членов семьи. Дети рассказывают, на кого из членов семьи они похожи.
Посмотрите на меня -
На кого похожий я?
Глазки-вишни, как у мамы,
Улыбка солнечная –папы.
Цвет волос, как у дедули,
Носик точно уж бабули.
В семье каждый потрудился,
Чтобы я такой родился!
Воспитатель: А, как вы думаете, чем еще отличаются семьи друг от друга?
Дети определяют второе характерное отличие семьи – общая фамилия. Им предлагается назвать фамилии своих семей.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что кроме фамилии и имени у каждого человека есть отчество. Отчество дается ребенку по имени папы, например, если папа Сергей, то отчество ребенка-мальчика Сергеевич, а ребенка-девочки Сергеевна.
Проводится игра с мячом «Назови свое отчество».
Воспитатель называет имя ребенка и бросает ему мяч, а ребенок называет свое отчество.
После завершения игры каждому ребенку предлагается назвать свое полное имя, отчество и фамилию.
Дидактическая игра «Родственники».
Воспитатель:
А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.
Мальчик для папы и мамы кто?
Мальчик для дедушки и бабушки?
Девочка для папы и мамы?
Девочка для дедушки и бабушки?
Папа для дедушки и бабушки?
Мама для дедушки и бабушки?
Мальчик для девочки в семье кто?
Девочка для мальчика в семье кто?
Воспитатель. В народе говорят: «Вся семья вместе, так и душа на месте». А вы знаете пословицы и поговорки о семье?
(Дети вспоминают, а потом по очереди их произносят пословицы и поговорки о семье:
Согласную семью и горе не берёт.
Земля без воды мертва, человек без семьи пустоват.
Когда нет семьи, так и дома нет.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Семья без детей, что цветок без запаха.
Семейный горшок всегда кипит.
В семье и каша гуще.
Не будет добра, коли в семье вражда.
В хорошей семье хорошие дети растут.
В своем доме и стены помогают.
Не нужен и клад, коли в семье лад.
Согласная семья - самая счастливая.
Далее воспитатель читает словосочетания (Слайд 4): «Дружная семья», «Крепкая семья», «Счастливая семья», «Заботливая семья», «Любящая семья», «Здоровая семья» – и предлагает ребятам выбрать слова, которые характеризуют их семьи, и объяснить, почему они так считают. Ребята, кто из вас хочет рассказать о своей семье?
Физминутка «Семейная зарядка».
Осенью, весною Дети выполняют движения по тексту.
Летом и зимою
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку,
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает
Повороты вправо – влево,
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой,
И качаю головой.
Воспитатель: Ребята, никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. (Слайд 5) Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей.
Потом образ жизни людей стал меняться. (Слайд 6) Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям.
Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас.
В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного. С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, (Слайд 7) чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными».
А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, (показ генеалогического древа) (Слайд 8), где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом». (Слайд 9) Оно действительно похоже на дерево. На этом дереве есть ячейки-окошечки.
Заполнять их нужно по правилам. На вершине дерева вы найдёте окошечко. У кого-то оно будет одно, а у кого-то несколько. Это вы и ваши братья, и сестры.
В окошечках, которые находятся справа и слева, располагаются ваши родители: мама и папа.
У ваших родителей тоже были родители, которые их любили, воспитывали и учили уму-разуму, их вы называете бабушками и дедушками.
Игра «Кто моложе или старше?»
Воспитатель. Дети, послушайте два слова «папа» - «сын» и определите, кто старше, а кто моложе. Составьте предложение с этими словами.
Пример: Папа - сын. Папа старше сына, а сын моложе папы.
Лексический материал: мама - дочь, бабушка - внучка, дедушка - папа, бабушка - мама, внучка - дедушка, внук - бабушка.
Составление генеалогического древа.
Воспитатель. Подойдите к столам. Посмотрите вокруг. Мы с вами очутились в большом саду. Подойдите каждый к своему дереву. Ребята, ваша семья как это дерево, и каждый член семьи - листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Это дерево пустое, без листочков. Листочками вашего генеалогического дерева будут картинки с изображением бабушек, дедушек, мамы, папы. Предлагаю вам разместить их на своем родовом дереве, то есть, изобразить генеалогическое древо. Сверху размещаем свой портрет и своих родных братьев, и сестёр. Следующее поколение вашей семьи – ваши родители – это кто? Мамы и папы. Они родились раньше вас. До мам и пап было поколение бабушек и дедушек. Они жили ещё раньше. А у кого есть прабабушки и прадедушки?
(Дети раскладывают картинки).
Воспитатель. Посмотрите, какие красивые деревья у нас получились. Почувствуйте, какая сильная, заботливая, добрая ваша семья. Все поколения ваших предков являются корнями этого дерева и помогают ему расти, цвести, приносить новые плоды. Предлагаю вам забрать работы домой и продолжить дома с родителями работу по составлению деревьев. В окошечки вы наклеите фотографии ваших родственников.
Семья - святое слово,
И обижать его нельзя!
В нём наши корни, наша сила,
Наши заветные слова.
Каждому слово «семья» родное
В этом слове много тепла
Оно словно солнце большое,
Полно надежд и добра.
Семья – это радость, тепло и уют
Семья - это дом, где тебя всегда ждут.
Если мир и дружба в семье,
Вами будут гордиться все.
Знают взрослые и дети,
Что важней всего на свете-
Мама, папа, ты, и я-
Вместе дружная семья!
(Слайд 10)
Семья – это счастье, любовь и удача.
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты,
Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет.
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота.
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно,
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!
Воспитатель. Дети, когда вы вырастите, у каждого будет своя семья. И это будет самая лучшая семья, где взрослые будут заботиться о детях и пожилых родителях, а дети будут слушаться взрослых и во всем им помогать. А главное, все будут любить друг друга и относиться друг к другу с уважением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого–педагогические основы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Психолого–педагогические основы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. Значение и необходимость воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста....
Психолого-педагогические условия снижения уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста
Статья написанная по материалам выпускной квалтфикационной работы....
Система психолого-педагогических условий формирования основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.
На современном этапе образование по безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения является социальным заказом общества системе дошкольного образования. Столь раннее приобщение детей к проблем...
статья Психолого-педагогические основы проблемы творческого развития детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрыты психолого-педагогические основы творческого развития детей старшего дошкольного возраста...
Творческий отчет "Психолого-педагогическая поддержка семьи в творческом развитии дошкольников"
Психолого-педагогической поддержки семьи в развитии творческого потенциала ребенка очевидна в современных условиях и должна эффективно решаться в условиях образовательных учреждений, в том числе, в ус...
«Развитие творческой деятельности и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ технологий и театральной деятельности»
Творчество является важнейшей характеристикой личности, и формировать его необходимо у ребенка с самого раннего возраста. Следовательно, особое место в развитии творчества имеет именно дошкольный возр...
Конспект образовательной деятельности по музыкальному развитию детей старшей группы "Путешествие в весенний лес"
Конспект образовательной деятельности по музыкальному развитию детей старшей группы "Путешествие в весенний лес"...