Психолого-педагогические основы организации общения детей раннего и дошкольного возраста.
статья по психологии

Князева Евгения Анатольевна

Правильная речь ребенка неотделима от его полноценного развития. Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний, мыслей, общение со взрослыми и сверстниками – все это активно вводит ребенка в жизнь, способствует интеллектуальному развитию и формированию гармонически развитой личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ведение

Правильная речь ребенка неотделима от его полноценного развития. Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний, мыслей, общение со взрослыми и сверстниками – все это активно вводит ребенка в жизнь, способствует интеллектуальному развитию и формированию гармонически развитой личности.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Основной формой речевого общения является диалог или диалогическая речь, которая обеспечивает содержательность форм общения, осмысление своего опыта. Диалогическая речь предполагает ожидание ответа и готовность ответить самому. Но полноценным диалогом  является не просто обмен информацией, а такое взаимодействие партнёров, при котором они уважают друг в друге личность, это личностное общение, обмен чувствами, переживаниями, поиск взаимопонимания.

Диалог рассматривается как основная форма общения дошкольников. А в свете компетентностного подхода диалогические умения являются важнейшей составляющей такой базисной характеристики детей, как коммуникативная компетентность. Диалогические умения дошкольников являются важной предпосылкой их благополучия в социальном и интеллектуальном развитии.

  1. Особенности работы по развитию связной диалогической речи и

       воспитании культуры общения у детей дошкольного возраста

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и общения детей.

Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.

Основной характеристикой связной речи является её понятность для собеседника.

Основная функция связной речи – коммуникативная.

Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамотным строем.

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно – речевой опыт детей.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

К концу первого года жизни – началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, но они преимущественно выражают желания и потребности ребенка. Только во второй половине второго года жизни слова начинают служить для малыша обозначениями предмета. К концу второго года жизни ребенка слова начинают грамматически оформляться.

На третьем году жизни быстрыми темпами развиваются как понимание речи, так и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Пользуются первоначальной формой речи – диалогической, которая связана сначала с практической деятельностью ребенка и используется для налаживания сотрудничества в совместной предметной деятельности.

В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта.

Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи.  Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка.

Можно выделить несколько групп диалогических умений:

  • Собственно речевые умения.
  • Умения речевого этикета.
  • Умения общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе.
  • Умение общаться в совместных действиях, достижения результатов и их обсуждение, обсуждение определенной темы.
  • Невербальные (неречевые) умения.

В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи окружающих и использования активной речи детей как средства общения. Детей учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых (Кто это? Что делает? Какой? Какая?). Развивают инициативную речь ребенка, побуждают его обращаться к взрослому и детям по различным поводам, формируют умение задавать вопросы.

В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение со взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье), поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем?).

В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.

Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь т содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей.

Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми. Эффективным методом также является дидактическая игра, подвижная игра, используется прием словесных поручений, совместная деятельность и специально организованные речевые ситуации.

Работа по развитию связной речи трудоемка и всегда почти полностью ложится на плечи педагогов. Большое влияние на речь детей оказывает воспитатель. В связи с этим его собственная речь должна, прежде всего, учитывать возраст детей.

Педагог должен воспитывать своей речью. «Слово воспитателя, не согретое теплотой его убеждения, не будет иметь никакой силы».К.Д. Ушинский.

Воспитание культуры общения у детей дошкольного возраста осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма. Формируя у ребенка стремление к общению, взрослые должны поощрять даже самые незначительные попытки играть друг с другом. 

Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность. В интересной, насыщенной событиями жизни общение детей приобретает особую сдержанность. Педагог использует различные приемы, которые помогают разнообразить повседневную жизнь детей.

У воспитанников детского сада возникает много поводов для общения. Театр игрушек, песня, спетая на прогулке, собранный по цветочку букет, побуждения к обмену впечатлениями, заставляют тянуться к сверстникам. Главное общение - "ребенок-ребенок", "ребенок-дети" идет по собственному побуждению, т.к. жизнь в обществе сверстников ставит воспитанника в условия делить что-то вместе: трудиться, играть, заниматься, советоваться, помогать – словом, решать свои маленькие дела. Задача взрослых – направлять отношения детей так, чтобы эти отношения содействовали формированию навыков коллективизма. Важно прививать ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением. Старший дошкольник должен уметь проявлять к товарищу предупредительность и внимание, вежливость заботливость и т.д. Такие формы общения легче усваиваются ребенком, если взрослые поддерживают, следят за тем, как он ведет себя с товарищами по играм, с близкими и окружающими людьми. Дети под руководством взрослого приобретают опыт положительного общения. Воспитанию культуры общения во многом способствует участие ребенка в совместной игровой деятельности. Так как управление многими играми необходимо для активации процесса самовоспитания ребенка, то к педагогическим подходам организации детских игр необходимо отнести выбор игры, который в первую очередь зависит от того, каков ребенок, что ему необходимо, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения.

  1. Игра как средство развития культуры диалогической речи

В дошкольном возрасте наиболее активно усваиваются и развиваются коммуникативные умения и навыки, дети в этом возрасте учатся строить взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Через игру ребенок усваивает такие коммуникативные умения, как приветствие, прощание, обращение, просьбу, может оказать посильную для ребенка помощь, поддержку, услугу, ребенок может выражать и принимать благодарность, может принести и принять извинение, высказать какое либо требование, может дать развернутое высказывание.

Потребность в общении друг с другом у ребенка возникает уже на 3 году его жизни. Ранние формы общения во многом определяют их дальнейшее развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно.

 В игре же дети учатся находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека.

Итак, игра является средством развития культуры диалогической речи. Ребенок овладевает умением общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.

Игры можно включать не только в занятия и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей. Несомненным достоинством игр является то, что они создают благоприятный эмоциональный фон, необходимый для расположения детей к педагогическому процессу, педагогу, его заданиям.

Трудности, встречающиеся в игре, преодолеваются детьми охотнее и с удовольствием. Включение игровых приемов в процесс развития диалогической речи дошкольников актуально и в связи с ориентацией на гуманизацию педагогического процесса.

Выдвигая перед дошкольниками содержательные задачи, игра способствует активизации их диалогического взаимодействия по поводу организации игры и в процессе самой игры. Инсценировки, режиссерские, дидактические и подвижные игры с готовыми диалогическими текстами, а также игры, в ходе которых эти тексты создаются самими детьми, могут стать действенными методами обучения дошкольников диалогу.

Последовательность использования игр, подобранных для работы по  каждому диалогическому единству, подчиняется логике развития речевых умений: от восприятия и заимствования речевых форм к самостоятельному их использованию и переносу в новые условия общения. Это определяет этапы работы с детьми.

Па предварительном этапе работы основной задачей является обогащение речевого опыта детей разнообразными видами диалогических реплик. При этом следует опираться на подражательные способности детей, так как известно, что дошкольники заимствуют те речевые образцы, которые наиболее часто слышат. Именно поэтому так важно обеспечить многократное восприятие детьми разнообразных диалогических реплик.

К источникам речевого подражания относятся: речь окружающих людей, художественная литература, кукольные и игровые спектакли, фильмы. Используя художественные средства, нужно привлекать внимание детей к диалогам героев. Для этого в беседах после чтения литературных произведений или просмотров спектаклей и фильмов при помощи разнообразных обращений к детям (вопросом, сообщений, побуждений) выделять: инициативные диалогические реплики и ответные высказывания:

Особая роль в этой работе отводится художественной литературе, поскольку встречи с ней ежедневны, а методы приобщения к литературным произведениям содействуют не только восприятию форм диалога, но и их воспроизведению.

Первый этап -  заимствование готовых диалогических реплик использования игр и игровых приемов в процессе развития диалогической речи у детей. Заучивая литературные диалоги и передавая их в инсценировании стихотворений, дети заимствуют различные формы инициативных и ответных реплик.

Диалогическое единство вопрос ответ представлено и в потешках («Кисонька-мурысонька», «Заяц белый, куда бегал?» и др.), и во многих стихотворениях (Е. Благинина «Черемуха», и др.). Передача этих произведений по ролям позволяет детям усвоить различные по форме и содержанию вопросы и ответы, вопросительную и повествовательную интонации.

Диалогическое единство сообщение реакция на сообщение не так часто встречается в стихотворениях, тем не менее можно порекомендовать для чтения по ролям такие произведения: А. Барто «Я знаю, что можно придумать...», С. Маршак «Перчатки», и др. Кроме того, можно использовать стихотворения, не имеющие диалогической формы, но которые поддаются преобразованию в диалогический текст.

Интересными для обыгрывания детьми являются коротенькие фольклорные миниатюры. Тонкий юмор этих произведений раскрывается перед детьми в ходе подготовки небольших театральных этюдов, и они с удовольствием показывают друг другу и малышам сценки по мотивам этих миниатюр.

Заимствование детьми форм диалогического взаимодействия происходит также в дидактических и подвижных играх с готовыми диалогическими текстами. В них дети воспроизводят наизусть готовые реплики различных видов и осваивают разные диалогические единства:

- единство реплик вопрос — ответ содержится в дидактических играх: «Почта», «Маковое зернышко», «Фанты», «Вот так»; и в подвижных играх: «Король», «Коршун», «Лиски», «Краски», «Птицы» и т.д.;

- взаимосвязь реплик сообщение реакция на сообщение присутствует в играх: «Садовник», «Как у тетушки Ирины», «Колпачок», "Пчелки и ласточки», «Фокины дети», «А мы просо сеяли» и т.д.;

- реплики из пары побуждение — реакция на побуждение представлены в словесных играх: «Передай письмо», «Вежливые поиски», «Волшебный ключ»; и в подвижных играх: «Змея», «Волк», «Яша», «Хлоп-хлоп, убегай!», «Барашек», «Стадо» и др.

Воспроизведение готовых литературных диалогов помогает детям осваивать не только формы диалогических реплик, вопросительную, повествовательную и побудительную интонации, но и приучает выполнять основные правила диалога: очередность, поддержание и развитие темы разговора.

На втором этапе задача обучения диалогической речи усложняется. Для этого используются игры, в которых дошкольники оперируют не только заученными (репродуктивными) репликами, но и самостоятельно построенными (продуктивными). Такие виды театральных игр, как пересказ по ролям, инсценирование прозаических литературных произведений и режиссерские игры по мотивам произведений, используются для постепенного перевода детей от использования готовых реплик к построению своих.

Каждое диалогическое единство отрабатывается отдельно. Для этого вначале подбираются произведения с преобладанием какой-либо одной диалогической пары. Позже берутся произведения, где разные диалогические пары переплетаются. Можно использовать народные сказки и произведения писателей.

На данном этапе можно также учить детей вести диалог по телефону. Для этого используются игры с телефоном, в которых педагог демонстрирует различные ситуации, связанные с телефонными переговорами: звонок другу, звонок маме (бабушке), звонок в поликлинику, и многие другие. Обыгрывая ситуации, с традиционными речевыми фразами.

На третьем этапе используются игры, которые должны побуждать детей к самостоятельному построению диалогических реплик. Это словесные игры без готовых текстов, телефонные игры-импровизации, творческие виды игр (театральные и режиссерские игры о придуманными сюжетами). Особую роль играют словесные игры, поскольку они позволяют педагогу направлять речевое поведение детей на создание тех или иных реплик.

Таким образом, игры, подобранные для развития диалогической речи, рассчитаны на то, чтобы:

1) формировать у детей умения пользоваться в диалоге различными видами инициативных реплик (вопросами, сообщениями, побуждениями) и соответствующими им ответными реакциями, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в диалоге (правила очередности и тематического единства реплик);

2) отражать естественную логику формирования речевых умений: от восприятия и заимствования образцов диалогических реплик к их использованию в сочетании репродуктивной и продуктивной речи и творческому переносу усвоенных образцов в самостоятельную речевую практику.

Использование игр для развития диалогической речи детей не исключает разговоров и бесед воспитателя с ними. Дополнительное целенаправленное использование игровых приемов поможет повысить эффективность процесса формирования диалогических умений у дошкольников.

  В играх дети получают опыт равенства в общении со сверстниками, учатся контролировать друг друга и себя, учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания. Таким образом, игра становится средством развития культуры диалогической речи, сохраняя свою исходную функцию, обеспечивающую саморазвитие ребенка.

   

  1. Организации сообщества детей дошкольного возраста как условие развития их коммуникативной компетентности

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для освоения разнообразных форм  взаимодействия  ребенка  со  сверстниками,  что  обеспечивает  возможность  достижения положительных  результатов  в  развитии  личности  в  условиях  совместной  деятельности. Взаимоотношения  со  сверстниками  позволяют  дошкольнику  жить  и  действовать  без вмешательства  взрослых,  а  также  предоставляют «экспериментальную  площадку»  для опробования себя, уточнения границ своих возможностей.

Именно  совместное  сотрудничество,  творческое  общение,  взаимное  доверие  и  уважение позволяют  наполнить  жизнь  ребенка  интересными  делами,  радостью  от  совместных  побед, переживаниями  в  процессе  выполнения  общего  дела,  что,  бесспорно,  составляет  бесценный социальный опыт, столь  необходимый детям во  взрослой жизни.

В  дошкольном  возрасте  начинают  складываться  черты  коллективности,  общности  в процессе совместного общения детей в разнообразных видах деятельности.

Детское  сообщество –  это  группа  детского  сада  как  социальная  общность, объединяющая детей  совместными целями, общей деятельностью и переживаниями.

Для детского сообщества характерны следующие признаки:

•  организатор и руководитель детского сообщества: взрослый– педагог;

•  коллективные  связи  в  дошкольном  возрасте  еще  неустойчивы,  они  только

складываются,  поэтому  легко  возникают  в  различных  видах  деятельности  и  также легко могут распадаться;

•  в  детском  сообществе  преобладают  личностные,  а  не  деловые  взаимоотношения, основанные на симпатии и ситуативном интересе к сверстнику;

•  нет  органов  самоуправления,  то  есть  действующего «актива»,  как,  например,  в

коллективе школьников;

•  в  детском  сообществе  нет  развитой  системы  межличностных  и  деловых  отношений, общественного мнения.

Таким  образом,  можно  констатировать  слабую  генерирующую  функцию  коллектива, когда  им  не  вырабатываются  собственные  нормы  и  правила  поведения.  Эта  функция находится преимущественно в руках воспитателя. Детское  сообщество  является  основной  базой  накопления  детьми  социального, нравственного,  игрового,  речевого  опыта.  В  нем  под  руководством  педагога  ребенок приобретает  опыт  коллективного  поведения,  как  в  позициях  подчинения,  так  и  руководства.

Это  приводит  к  формированию  таких  социально  ценных  качеств  личности,  как

гражданственность,  гуманизм,  инициативность,  ответственность  и  др.  В  сообществе складываются  и  личностные  характеристики:  самооценка,  уровень  притязаний  и самоуважение,  т.е.  принятие  или  непринятие  себя  как  личности.  Коллективная жизнедеятельность  предоставляет  возможности  для  реализации  физического, художественного потенциала личности.

На  основе  анализа  литературы  по  данной  проблеме,  Н.И.  Титовой  выделены

следующие задачи формирования детского сообщества[3]:

•   формирование  гуманных  взаимоотношений  в  группе  сверстников (дружеские

отношения, внимание, уважение мнения другого, взаимопомощь и др.);

•  приобщение  детей  жить  и  работать  сообща,  играть  и  трудиться  вместе  со  всемидетьми в группе;

•   учить  считаться  с  интересами  друг  друга,  подчинять  свои  интересы  интересам

коллектива;

•   учить  заботиться,  помогать  друг  другу,  поощрять  и  поддерживать  дружбу  междудетьми.

При становлении детского сообщества выделяют следующие этапы:

•  создание предпосылок дошкольного детского сообщества(3-5 лет),

•  организация сотрудничества детей в малых группах(5-6 лет),

•  развитие межгрупповых взаимодействий(6-7 лет).

На первом этапе под руководством воспитателя  у детей формируются представления

о  нормах  взаимоотношений  в  детском  сообществе,  появляется  устойчивый  интерес  к

деятельности,  к  сверстникам,  усиливается  сплоченность  детей.  В  результате  могут

возникать  стойкие  игровые  группировки  по 3-5  человек -  это  первоначальный  этап сплочения детского сообщества.

На втором этапе важно сделать эти объединения более  устойчивыми и длительными.

Выдвигаются  более  сложные  цели  совместной  деятельности.  Воспитатель  организует

детское  сообщество,  помогает  распределить  обязанности,  учит  детей  проявлять  чувство

доброты,  чуткости,  отзывчивости,  дружбы,  ответственности  во  взаимоотношениях, происходит  естественный  процесс  объединения  маленьких  группировок.  Дети  проявляют ольшую самостоятельность, состав объединений становится более устойчивым.

Третий  этап  характеризуется  ростом  самостоятельности  детей,  он  предполагает

воспитание  у  детей  навыков  самоорганизации.  Возрастает  количество  участников  детскогосообщества.  Дети  нередко  сами  объединяются  по  своему  усмотрению  в  разнообразныхвидах  деятельности,  самостоятельно  распределяют  роли  в  игре,  обязанности  в  трудовой деятельности,  сами  регулируют  взаимоотношения  в  группе.  На  данном  этапе  создается возможность  для  объединения  нескольких  малых  подгрупп  в  одну  большую  группу  для совместной  деятельности  детей:  сюжетно-ролевую  игру,  объединяющую  несколько сюжетов,  коллективный,  совместный  труд.  На  этом  этапе  воспитатель  от  прямого воздействия на детей переходит к косвенным методам руководства детским сообществом.

Наиболее  эффективно  детское  сообщество  будет  формироваться  при  следующих

психолого-педагогических условиях:

1) организация педагогом интересной и содержательной жизни в группе;

2)  основное  место  в  организации  детского  сообщества  принадлежит  игровой

деятельности детей;

3)  педагог  способствует  осуществлению  детьми  собственного  выбора  партнеров  по

интересам;

4) изменение педагогом структуры группового общения и дистанции общающихся;

5) организация коллективного и совместного труда;

6) участие детей в подготовке и проведении различных праздников и развлечений.

Таким  образом,  при  целенаправленном  руководстве  воспитателя  происходит формирование  детского  сообщества,  устойчивых  дружеских  взаимоотношений,

способствующих внутренней общности детей.

Заключение

Коммуникативная компетентность — одна из ключевых компетентностей выпускника дошкольного образовательного учреждения, что обусловлено ведущей ролью коммуникации в современном информационном обществе и жизни отдельного человека. Коммуникативная деятельность является базовой для других видов деятельности, сопровождает их и одновременно служит условием успешной реализации. Закономерно, что коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, предпосылка его благополучия в социокультурном, интеллектуальном, творческом развитии и освоении различных видов детской деятельности, а развитие коммуникативной компетентности детей является одним из приоритетных направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Педагогическая среда, в которой находится ребенок в дошкольном образовательном учреждении, обладает потенциальными возможностями развития коммуникативной компетентности дошкольников.

Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста — это владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, «умение общаться и посредством общения успешно решать возникающие игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи» (О.Н. Сомкова).

   

Список литературы

  1. Кукушкина Е.Ю., Самсонова Л.В. Играем и учимся дружить. // Социализация в детском саду.  М.: ТЦ Сфера, 2013. 128 с.
  2. Римашевская,  Л.С.  Субъектные  проявления  старших  дошкольников  в  процессе сотрудничества  со  сверстниками, особенности  сопровождения.  // Детский сад от А до Я.  2011.  №2.  С. 105-112.
  3. Титова,  Н.  И.  Организация  сообщества  детей  дошкольного  возраста  как  условие  развития их  коммуникативной  компетентности. /  Н.  И.  Титова//  Детский  сад:  теория  и  практика.  2013. №3. С. 66-75.
  4. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. заведений.  М.: «Академия». 2000.  160 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого - педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста. Презентация на тему: "Особенности общения с застенчивыми детьми".

Презентация содержит в себе материал на тему: "Особенности общения с застенчивыми детьми", где расскрываются - понятие застенчивости, что оно в себя включает, причины застенчивости, особенности п...

«Психолого-педагогические основы познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста» на тему: «Особенности познавательного развития детей 3-4 лет»

1. Образовательная область «Познавательное развитие» в соответствие с  ФГОС ДО2. Содержание Образовательной области «Познание»3. Возрастные особенности развития детей от 3 до 4 лет4. Особенности ...

Основы рационального питания детей раннего и дошкольного возраста

В презентацию входят разделы:1.Пословицы о здоровом питании;2. Питание и его роль для роста и развития детского организма;3. Основные групп продуктов питания...

Психолого – педагогические основы коррекционного образования детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями умственного развития.

Трудности в обучении у детей с нарушениями умственного развития. Специальное образование детей, имеющих трудности в обучении (ЗПР). Особенности образования детей с умственной отсталостью (олигофренией...

Презентация «Основы рационального питания детей раннего и дошкольного возраста»

ПИТАНИЕ – один из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребёнка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на его жизнедеятельность, рост, состояние здоровья и гар...

ПСИХОЛОГО ¬– ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ «ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ЗАСТЕНЧИВЫМИ ДЕТЬМИ»

Застенчивость -это сложное комплексное состояние, которое проявляется в разнообразных формах. Это может быть и легкий дискомфорт, и необъяснимый страх, и даже глубокий невроз. Во-вторых, это может быт...