Программа занятий по коррекции нарушений ЭВС (тревожность)
учебно-методический материал по психологии
В условиях современной социальной ситуации, отличающейся особой нестабильностью, дети, с их восприимчивой, формирующейся психикой, особенно подвержены негативному воздействию среды. Ученые отмечают рост числа детей, склонных к невротическим проявлениям. На фоне длительного нервного напряжения у детей часто развиваются такие проявления, как повышенная тревожность, навязчивые страхи, повышенная возбудимость. Вследствие таких состояний может нарушаться гармоничное развитие личности, а в некоторых случаях наблюдается регресс развития.
Цель работы специалиста состоит в том, чтобы преодолеть перечисленные негативные состояния, помочь сформировать цельную, гармоничную личность.
Предложенная программа направлена на коррекцию и профилактику нарушений эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста. Может быть использована, как профилактически - при проведении занятий в условиях группы, так и в целях коррекции уже сформировавшихся нарушений ЭВС - в условиях малой группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_trevozhnosti.docx | 28.56 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Детский сад №52 «Аленький цветочек» г. Смоленска
Педагог-психолог Рябова В.Н.
ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ
по коррекции нарушений у детей дошкольного возраста в эмоционально-волевой сфере
(тревожность)
I. Пояснительная записка
В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.
Психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям. Невротические страхи появляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, часто на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов. Поэтому невротические страхи требуют особого внимания психологов, педагогов и родителей, так как при наличии таких страхов ребенок становится скованным, напряженным.
Цель программы: коррекция тревожности и преодоление страхов у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Снизить тревожность.
- Усилить “ Я” ребёнка.
- Актуализировать чувство страха.
- Повысить психический тонус ребёнка.
- Осуществить контроль над объектом страха.
6. Повысить уверенность в себе.
Периодичность: 1 раз в неделю в течение 6 месяцев. Длительность занятия – 30 минут.
Планируемый результат:
- повышение уверенности в себе;
- снижение тревожности;
- снижение количества страхов;
- улучшение взаимоотношений родитель- ребёнок
Методы и техники:
- Релаксация.
- Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.
- Концентрация.
- Сосредоточение на своих зрительных , звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.
- Функциональная музыка.
- Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.
- Игротерапия.
- Телесная терапия.
- Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.
- Арт-терапия.
- Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности.
Структура занятия:
-Ритуал приветствия – 2 минуты.
- Разминка - 5 минут.
- Коррекционно-развивающий этап - 16 минут
- Подведение итогов- 5 минут.
- Ритуал прощания – 2 минуты.
11. Тематический план занятий
№№ | месяц | Цель, задачи | Содержание |
1 | ноябрь | Знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление. |
|
2 | Раскрытие своего “Я”. Формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости. |
| |
3 | Осознание своего эмоционального состояния, снижение психоэмоционального напряжения, развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим. |
| |
4 | Осознание своего самочувствия, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов. |
| |
5 | декабрь | Стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса ребёнка |
|
6 | Преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения. |
| |
7 | Развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе |
| |
8 | Формирование положительной “Я-концепции”, самопринятия, уверенности в себе, снижение тревожности, выявление положительных черт личности. |
| |
9 | январь | Снижение психомышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, развитие социального доверия |
|
10 | Освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, повышение уверенности в своих силах повышение значимости в глазах окружающих. |
| |
11 | Снятие тревоги, беспокойства, подготовка к ожидаемой стрессовой ситуации. |
| |
12 | февраль | Освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия |
|
13 | Снятие тревоги, беспокойства, подготовка к ожидаемой стрессовой ситуации. |
| |
14 | Снижение уровня личностной тревожности |
| |
15 | Снятие мышечных зажимов. |
| |
16 | март | Снижение уровня личностной тревожности |
|
17 | Снятие напряжения, мышечных зажимов, развитие чувственного восприятия |
| |
18 | коррекция страхов, тревожности. |
| |
19 | Дифференциация тревожности и страхов, их первичная стабилизация |
| |
20 | апрель | Коррекция тревожности, развитие эмоциональной сфер |
|
21 | Развитие и гармонизация эмоциональной сферы. |
| |
22 | Отреагирование страха |
| |
23 | Снятие напряжения, мышечных зажимов, развитие чувственного восприятия |
| |
24 | Освобождение от отрицательных эмоций |
|
111. Литература
1. Кузьмина М. Детский невроз страха //Школьный психолог, 2000. -№ 5. - С. 8-9
2. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. - 1998. - № 2. - С. 12-14
3. Ярушина И. Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста// Школьный психолог. - 2000. - № 22
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логоритмическое занятие по коррекции нарушений плоскостопия и осанки "Насекомые"
Коррекционное занятие для детей 5-6 лет...
Рабочая программа учителя-логопеда «Коррекция нарушений произношения отдельных звуков, фонетических нарушений речи у детей дошкольного возраста от 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)»
Рабочая программа предназначена для детей дошкольного возраста от 6 до 7 лет (подготовительная группа), имеющих недоразвитие фонетического строя речи...
Игровые занятия на коррекцию страхов и тревожности детей в сенсорной комнате 3-4 года
Занятие для детей 3-4 лет «Зайчишка – не трусишка!»на снятие чувствительности к страху стихий и нападения....
Игровые занятия на коррекцию страхов и тревожности детей в сенсорной комнате 4-6 лет
Занятие для детей 4-6 лет «Бояться можно»на снятие «боязни страха» через осознание его социальной приемлемости и полезности...
Игровые занятия на коррекцию страхов и тревожности детей в сенсорной комнате.5-8 лет
Занятие для детей 5-8 лет «Волшебный дом» на снятие страха тёмных помещений...
Игровые занятия на коррекцию страхов и тревожности детей в сенсорной комнате. 5-9 лет
Занятие для детей 5-9 лет «Путешествие маленького гнома» на снятие страха мистических существ и страха потеряться...
Конспект занятия по коррекции страхов и тревожности у детей 5-7 лет "У страха глаза велики"
Актуальность: Сказкотерапия, игровая терапия, куклотерапия, арт-терапия – одини из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерпии. Эти методы имеют многовековую историю.Цель &ndash...