Нейрокоррекционные технологии в работе педагога-психолога
план-конспект занятия по психологии

Баклаушева Гульнара Надыровна

Нейропсихологический подход в работе с детьми ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyrokorrekts_tehnologii.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:

Нейрокоррекционные технологии в работе педагога-психолога

в контексте развития ребенка-дошкольника.

Нейропсихология – область клинической психологии, которая изучает мозговую организацию психических процессов у взрослых и ее становление у детей.

Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребенка через движение.

Главенствующим органом нашего тела, безусловно, является мозг. Именно благодаря нейронным связям мы способны ощущать, мыслить и запоминать. С помощью главного органа центральной нервной системы отдаются команды о координации движений, мимических жестах, поэтому можно сказать, что он полностью управляет нашим телом.

Давайте попробуем ответить на вопрос, за что отвечают правая и левая половина коры головного мозга.

Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ.

Правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.

Мозолистое тело - необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Цель нейропсихологической работы - коррекция проблем психического развития нейропсихологическими методами – восстановление утраченных функций

Задачи:

  • выявление (диагностика) индивидуальных особенностей в формировании речи, памяти, внимания и т.д.
  • функциональная активация подкорковых образований мозга;
  • обеспечение и регуляция общего энергетического активационного фона, на котором развиваются все психические функции;
  • развитие высших психических функций;
  • стабилизация межполушарного взаимодействия; оптимизация и стабилизация общего тонуса тела.

В первую очередь нейропсихологические технологии будут нужны детям, у которых имеются трудности в обучении, детям с ЗПР И ЗРР, детям из обычного класса, неуспевающие по 1-2 предметам, а также одаренные дети, и дети, успевающие в ущерб здоровью (психосоматические черты). Особенно она показана при таких видах заболеваний, как ранний детский аутизм, умственная отсталость, задержка психического развития различных типов, общее нарушение развития, алалии, дизартрии, дисграфии, дислексии, СДВГ, ДЦП.

Чтобы эффективно помочь ребенку, важно анализировать его деятельность на предмет «слабых» и «сильных» звеньев.

Нейропсихологический подход предоставляет специалисту совокупность методик диагностики и коррекции ВПФ, учитывающих основные принципы их развития и функционирования.

Нейропсихологический подход дает возможность адресно подобрать каждому ребенку или группе детей необходимые упражнения, методики и игры в соответствии с его (их) причиной трудностей в обучении:

  1. Дефицит внимания
  2. Снижение в развитии моторного компонента деятельности
  3. Слабость зрительных и зрительно-пространственных функций
  4. Нарушения /слабость в развитии речи
  5. Снижение энергетического компонента деятельности и т.д.

Нейропсихологическая коррекция будет результативна в том случае, если будет проводиться систематически и последовательно.

Одним из направлений нейропсихологической коррекции является развитие межполушарных связей.

Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария головного мозга в единую, целостно работающую систему, формируется под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребѐнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.

Использование игр на развитие межполушарного взаимодействия является, на наш взгляд, необходимыми базовыми упражнениями, которые «включают» мозговую активность ребенка и способствуют повышению эффективности и оптимизации всех видов развивающих и коррекционных занятий с ним

Проводить упражнения на развитие межполушарных связей необходимо в первой половине дня и длительность занятий не должна превышать 15 минут.

Умение различать правую и левую сторону — это важная предпосылка для многих видов обучения.

Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребенком в виде различных игр и упражнений: показать правую руку, затем левую. Если ребенок не может назвать левую руку, взрослый называет ее сам, а ребенок повторяет;

  • поднять то правую, то левую руку. Взять предмет то правой, то левой рукой;
  • после уточнения речевых обозначений правой и левой руки можно приступить к различению других частей тела: правой и левой ноги, глаза, уха.
  • можно предложить и более сложные задания: показать левой рукой правое ухо, показать правой рукой левую ногу и т. д.

Прежде чем делать основные упражнения, необходимо провести нейропсихологическую гимнастику, которая включает в себя:

Дыхательные упражнения

На первом этапе необходимо уделить большое внимание выработке правильного дыхания, что оптимизирует газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких, способствует общему оздоровлению и улучшает самочувствие. Оно успокаивает и способствует концентрации внимания. Одной из важнейших целей организации правильного дыхания у детей является формирование у него базовых составляющих произвольной саморегуляции. Ведь ритм дыхания - единственный из всех телесных ритмов, подвластный спонтанной, сознательной и активной регуляции со стороны человека. Дыхание также оказывает релаксирующее воздействие.

«Шарик».

Представьте, что когда Вы вдыхаете у Вас в животе появляются желтый или оранжевый теплый шарик. На выдохе – попробуйте произнести звук « а».

После выполнения дыхательных упражнений можно приступить к самомассажу и другим упражнениям.

Упражнение "Обезьянка расчёсывается"

Правая рука массирует голову, а левая рука одновременно с правой гладит живот по часовой стрелке.

Упражнение "Обезьянка".

Ребенок изображает обезьянку, которая гримасничает перед зеркалом:

-выдвигает нижнюю челюсть взад-вперед; то же с одновременным вытягиванием рук вперед-назад; затем руки и челюсть двигаются в разные стороны;

-двигает челюсть вправо-влево; то же движение с руками;

-язык и челюсть двигаются в одну сторону, затем в разные стороны; -одновременное движение глаз челюсти в одну строну, а затем в разные стороны.

Глазодвигательные упражнения

(позволяют расширить поле зрения, развивают межполушарное взаимодействие, активизируют кровообращение, снимают умственное утомление, укрепляют зрение), развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

«Обведи двумя руками»

Дайте ребенку в обе руки по карандашу или фломастеру. Поставьте левую и правую руку ребѐнка в определенные места на листе, и попросите его рисовать линии обеими руками вместе (одновременно), чтобы на середине узора руки встретились. Глаза ребѐнка следят за медленными движениями обеих рук. В качестве листа можно использовать готовые ламинированные шаблоны с линиями. Фломастер легко стирается с гладкой поверхности и шаблон можно использовать несколько раз.

Кроме этого удобно использовать в работе специальные нейропсихологические прописи и рабочие тетради для каждого ребенка.

«Симметричные рисунки»

Дайте ребенку фломастеры в обе руки и предложите нарисовать симметричные рисунки двумя руками на чистом листе. Не расстраивайтесь, если сразу не получится. Можно начинать на вертикальной поверхности (мольберт), потом переходить на горизонтальную поверхность.

Нейропсихологическая игра «Попробуй, повтори»

Игра предназначена для детей старшего дошкольного, младшего школьного возраста. Состоит из карточек с изображением положения рук или разных поз. Набор движений, предложенный в игре часто используется в различных программах. И несмотря на простоту является эффективным инструментом работы. В набор входят 2 вида карточек: с изображением только рук и карточки с нарисованными человечками. Основной задачей является повторение изображения. Вариантов игры множество, возможно использование, как в индивидуальной, так и в групповой работе.

Игра «Накорми птичку

Приготовьте: две миски, фасоль и горох, ложки разного объема (столовая, десертная, чайная, кофейная).

Пересыпания гороха и фасоли столовой ложкой из одной мисочки в другую двумя руками одновременно. Для разминки можно предложить выполнить сначала правой рукой, потом левой рукой.

Начинаем с минимального объема 4 столовых ложек и в течение 1-2 недель доводим до 8 ст. л.

Варианты усложнения задачи:

Увеличить расстояние между мисочками, заменить столовую ложку на ложку меньшего объема.

«Перекрестные движения»

Выполняются одновременные перекрестные движения. Например: поднять левую ногу вверх и дотронуться до нее правой рукой.

Тренажер межполушарного развития «Лево-право»

Представляет собой деревянный планшет с вкладышами с лабиринтами. В набор входят деревянные стержни и мелки.

  • Кладем одинаковые для двух рук дощечки и СИНХРОННО идем по лабиринту.
  • Просим ребенка одновременно двумя руками (или поочередно правой и левой рукой) ставить детали мозаики, начиная, например, с середины. Полезно проговаривать во время занятия стихи, скороговорки, решать простые математические примеры. Это сделает упражнение более активным и интересным, даст дополнительную нагрузку мозгу.
  • Особое значение имеют упражнения, в которых используются одновременные РАЗНОТИПНЫЕ движения рук. Они требуют более высокого уровня регуляции и создают при регулярных тренировках принципиально новые нейронные связи. Положите разные дощечки или просто поверните одну на 90 градусов, и вы получите другое по уровню сложности задание.

Альбомы «Пальцевой праксис»

Представляют собой рабочие листы с изображением поз пальцевого праксиса. Ребенок переключается на позы действуя от краев к центу. Постепенно нужно стремится к тому, чтобы позы максимально были точными, а темп движений постепенно увеличивался.

Список литературы:

  1. Семенович А.В. «Нейропсихологическая коррекция в детском

возрасте»

  1. Семенович А.В. «Введение в нейропсихологию детского возраста»
  2. Колганова Е.В. Пивоварова «Нейропсихологические занятия с детьми» часть 1.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога

Предлагается опыт работы педагога-психолога ДОУ по использованию информационно-коммуникационных технологий....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «БОС-ТЕХНОЛОГИЙ» В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Высокие стрессовые и эмоциональные нагрузки не проходят для здоровья человека бесследно, в частности наблюдается значительное увеличение распространенности психосоматических и нервно-психических наруш...

Семинар-практикум для педагогов детского сада «Современные здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога детского сада с детьми ТНР».

- Мы много раз задавали сами себе вопрос, что же самое главное есть в жизни человека?Важным является очень многое, но все же без здоровья, нет жизни.        Когда мы...

Из опыта работы "Применение игровых технологий в работе педагога-психолога при организации психолого - педагогического сопровождения воспитанников раннего и младшего дошкольного возраста."

Первое с чем сталкивается педагог-психолог прийдя в детский сад–это психолого-педагогическое сопровождение детей младшего дошкольного возраста в рамках адаптации к условиям ДОУ.   Под ...

"Арт-терапия как здоровьесберегающая технология в работе педагога-психолога в детьми дошкольного возраста" консультация для педагогов

Арт-терапия -это технология лечения и развития при помощи искусства, творчества. С помощью арт-терапии мы развиваем в ребенке способность самовыражения и самопознания. Соответственно идет га...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА на 2019 - 2022 уч.г. на тему «Здоровьесберегающие технологии в работе педагога – психолога ДОУ»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГАна 2019 - 2022 уч.г.на тему«Здоровьесберегающие  технологии в  работе педагога – психолога ДОУ»...