Семинар-практикум для родителей. Формирование эмоционального здоровья в семье.
консультация по психологии
Цель: повышение психолого-педагогических компетенций родителей в сфере развития эмоционального интеллекта детей.
Задачи:
- Создать позитивный настрой на совместную работу группы
- Познакомить родителей с теоретическими основами развития эмоциональной сферы детей
- Познакомить родителей с практическими приёмами развития эмоциональной сферы ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_emotsionalnogo_zdorovya_v_seme.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для родителей
«Формирование эмоционального здоровья детей в семье»
Цель: повышение психолого-педагогических компетенций родителей в сфере развития эмоционального интеллекта детей.
Задачи:
- Создать позитивный настрой на совместную работу группы
- Познакомить родителей с теоретическими основами развития эмоциональной сферы детей
- Познакомить родителей с практическими приёмами развития эмоциональной сферы ребенка
План
1. Введение. Приветствие родителей.
2. Актуальность сохранения эмоционального здоровья детей в семье.
3. Понятие психологического здоровья. Условия и факторы, определяющие эмоциональную нестабильность детей дошкольного возраста.
4. Практикум «Психологические игры по снятию эмоционального напряжения у ребенка в семье».
5. Упражнение «Предпраздничное настроение».
6. Заключительная часть.
7. Рефлексия.
Оборудование:
Магнитофон, чистые листы бумаги, цветные карандаши, цветная бумага, клей, ножницы.
Вводная часть (педагог-психолог)
Эмоциональный интеллект – это сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Люди с высоким уровнем ЭИ гораздо успешней, чем люди с просто высоким IQ.
Роль ЭИ в жизни человека:
Коммуникативная – установление контакта с другими людьми.
Защитная – реакция психики на определенные раздражители.
Чтобы разбираться в своих чувствах, ребенку важно видеть чувства и эмоции других людей, прежде всего своих близких. В мало эмоциональных семьях, по результатам исследований, дети чаще болеют вегетососудистыми и иммунными заболеваниями. Поэтому, психологи советуют: «Эмоция должна выходить!».
Однако, не всякая эмоция я несет в себе положительную воспитательную функцию. Навряд ли ребенку принесут пользу побои и оскорбления. Поэтому, каждое свое слово и действие мы, взрослые должны контролировать.
Что же делать с негативными эмоциями? С одной стороны нужно эмоции выпускать, то есть давать им волю, с другой стороны – контролировать.
Сейчас мы познакомим вас с несколькими приёмами снятия эмоционального напряжения и избавления от негативных эмоций.
- Самый простой способ – это, конечно же рисование.
- Дыхательные упражнения
- Музыка
- Покричать/Потопать/Порвать бумагу и т.д. (мозговой штурм, ответы родителей).
- Обзывалки (Овощи/Фрукты)
Основная часть.
Ход мастер-класса
Понятие психологического здоровья. Условия и факторы, определяющие эмоциональную нестабильность детей дошкольного возраста.
Здоровье — это нормальное состояние правильно функционирующего, неповрежденного организма” или “правильная, нормальная деятельность организма”. Термин «психологическое здоровье» был введен И. В.Дубровиной. Что включает в себя понятие «психологического здоровья»?
Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей (ребенка или взрослого, учителя или менеджера, россиянина или австралийца и т. п.), с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни. В дошкольном воспитании решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Подчеркивается важность создания условий, обеспечивающих и физическое, и психическое здоровье ребенка. Организм психически здоров, если наблюдается его адаптивность и адекватность ко всему объему получаемой информации. Имея определенную и уникальную способность восприятия информации, у организма существуют резервы для защиты от неблагоприятных последствий, резких изменений количества и качества информации. Специфическими защитными механизмами, можно назвать минимальную способность воспринимать информацию детьми Определенный уровень стресса необходим для нормальной реакции организма, но при объеме выше оптимального стресс приводит к различного рода психическим нарушениям. Создание благоприятного климата дома и в детском саду, повышение самооценки, эмоциональная разгрузка, смена деятельности детей, режим дня и отдыха и др. способствуют сохранению психологического (в т.ч. и эмоционального) здоровья детей в дошкольном возрасте.
Практическая часть «Психологические игры по снятию эмоционального напряжения у ребенка в семье».
Проблемы эмоционально- волевых нарушений сегодня отражены в научной литературе: у детей в дошкольном возрасте имеется тревожность, агрессивные модели поведения, страхи и др. Чтобы помочь улучшить эмоциональное состояние детей в нашем детском саду проводится большая целенаправленная работа всем педагогическим коллективом, в т.ч. и педагогом-психологом. Значимое место в психолого-педагогической коррекции отводится семье, родителям.
Многим деткам, необходима помощь в снятии эмоционального напряжения. Родители отмечают следующие проявления у ребенка: физическое напряжение; повышенный тонус мышц; капризы; раздражительность; тревожный сон; плохой аппетит, агрессивные модели поведения, тревожность, плаксивость и др. В таких ситуациях ребенку необходимы любовь, внимание и некоторые простые действия со стороны родителей.
Если вы найдете время для того, чтобы побегать вместе с сыном или дочкой, поиграть в кошки-мышки, догонялки, лапту, бадминтон или просто попрыгать, «как заяц», походить, «как медведь», побегать, «как лев», вы заметите, как исчезает напряженность, настороженность, неуверенность, как наладится ваш контакт с ребенком. Можно помочь ребенку расслабиться, предварительно погуляв вместе, обсудив насущные дела. Перед сном хорошо бы сесть рядом, не спеша, погладить ребенка по голове, по спине легкими спокойными движениями, провести несколько раз по лбу, как бы снимая все дневные заботы и тревоги, приговаривая что-нибудь ласковое, доброе... Не лишайте ребенка своего тепла, даже если он чем-то рассердил или огорчил вас! Не вспоминайте на ночь о неприятностях! Особенно важно это для тех детей, которые плохо засыпают и тревожно спят.
По мнению австрийского врача Гизела Эберлейн, у детей младшего возраста основу страха составляют неразрешенные, «непроработанные» конфликты. Ребенок чувствует себя под угрозой, у него сохраняется беспокойство - и он плохо спит. Взрослые часто не могут выяснить причину этих нарушений: маленький ребенок ведь не всегда может выразить словами свое состояние. Помогает в засыпании какой-нибудь утешитель - медведь, заяц, кукла.
Очень помогают преодолеть дневные неприятности и страхи любимые сказки или истории с продолжениями - и обязательно с хорошим концом! Можно помечтать о близких каникулах или воскресной прогулке, интересной книге, которую вы начнете читать завтра, или покупке велосипеда. Но только, ни в коем случае не ставьте условие «если...» - так вы можете усилить напряжение ребенка.
Расслабиться и восстановить благоприятное эмоциональное состояние детям в домашних условиях помогут специальные комплексы аутогенной тренировки. Вот некоторые примеры упражнений для детей, рекомендованные австрийским врачом Гизелой Эберлейн. Давайте их проиграем.
Арт-терапевтическая техника «Раскраски антистресс»
Цель: снять эмоциональное напряжение.
Упражнения на расслабление.
Цель: снять мышечные зажимы.
Положение лежа. «Вытяни руки вдоль туловища, кистями руки «смотрят» вниз. Ты закрываешь глаза, дышишь спокойно: вдох, выдох». (Ваш голос должен быть ровным, спокойным, тихим. Все ваши мысли должны быть направлены на ребенка, на его успокоение, расслабление. Если вы будете нервничать, отвлекаться, результата не будет).
Положение сидя. «Сядь. Твердо поставь ноги на пол. Предплечья лежат свободно на бедрах, руки свисают вниз. Они не двигаются. Ты закрываешь глаза, дышишь спокойно: вдох, выдох».
Упражнение «Гусеница»
Цель: формировать доверие к группе.
Дети (родители) становятся друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего, затем «голова» «ползет» и ведет за собой всех (используя «зигзаги»).
Установка спокойствия.
Цель: научить способам релаксации.
«Ты любишь купаться в море? Представь себе: ты долго-долго качаешься на волнах, море плещется о берег, светит солнышко, тебе тепло и приятно, ты спокоен, расслаблен».
Родителям, хорошо знающим своего ребенка, нетрудно пофантазировать вместе с ним, угадать, что ему особенно приятно, о чем он мечтает. Это и будет переключение на спокойствие.
Упражнение на создание чувства теплоты.
Цель: научить способам релаксации.
«Представь себе, что ты поставил ноги в теплую воду, а в руки взял теплый шарик. Тебе тепло, ты расслабился.»
Внимание! Прежде чем учить детей, научитесь все делать сами, потренируйтесь, чтобы уметь все показать и объяснить не только на словах!
Упражнение «Круглый ушастик»
Цель: способствовать эмоциональной релаксации, освобождению от негативного состояния.
Наклеить на стене (щите) круг с ушами. Дети, которых кто-то обидел, разозлил, могут побросать мяч (бумажные комочки) в ушастика, представляя своего обидчика. Таким образом, снимается негативное состояние.
Упражнение «Ласковые ладошки»
Цель: научить способам релаксации.
Взрослый и ребенок стоят друг за другом. Кто стоит сзади, гладит ладошками впереди стоящего по голове, спине, внешней части рук (легко, слегка прикасаясь). Это упражнение снимает напряжение, расслабляет.
Упражнение «Хлопай- топай»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Предложить участникам, испытывающим психоэмоциональное напряжение, выполнить простые движения: потопать ногами, похлопать в ладоши так сильно, как кому нравится. Выполнять упражнение нужно в специально отведенном для этого уголке.
Упражнение «Рваная бумага»
Цель: освобождение от гнева.
Родители (дети) разрывают на мелкие кусочки бумагу свои неприятности, огорчения, обиды и др. (старые газеты, другую ненужную бумагу), выбрасывая все это в мусорную корзину, таким образом, подсознание освобождается от эмоциональных проблем.
Упражнение «Мишки»
Цель: снятие мышечных зажимов.
Участники изображают медведей, выполняют различные движения.
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли мишки погулять.
Раз, два, три!
Ну-ка! Порычи!
Далее медведи дружно рычат, так, как им этого хочется.
6. Упражнение «Предпраздничное настроение».
Уважаемые родители, приближается праздник – Новый год. И чтобы создать предпразничное настроение, давайте нарядим нашу елочку. Создадим хорошее настроение себе и детям.
7.Заключительная часть.
- Наш мастер-класс подходит к концу. Хочется выразить вам благодарность за участие, за то, что вы нашли время прийти на нашу встречу за круглым столом.
Рефлексия:
- Впечатление от встречи.
- Какие выводы вы сделали (высказывания родителей, вопросы).
Список литературы
1. «Детская агрессивность» С.Ю. Чижикова, О.Ю. Калинина, Ярославль,
Ак. Развития,2005г.
2.«Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста». В.Г.Алямовская, С.Н.Петрова, Москва,2002г.
3. «Психолог в детском дошкольном учреждении» Методические рекомендации к практической деятельности, Авт. коллектив: О.М.Дьяченко, А.И. Булычёва, Е.Л. Пороцкая… Москва, «Новая школа»,1996г.
4. «Настольная книга практического психолога в образовании»,
Е.И. Рогов, Москва «Владос»,1995г.
5. «Справочник психолога ДОУ», М.А. Аралова, Москва,2007г.
6. «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду»,
И.Л. Арцишевская, Москва, Книголюб,2003г.
7. «Психологическая помощь дошкольнику», Н.Я. Яковлева, Санкт-Петербург «Валери СПД»,2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов «Коррекция нарушений эмоционально-личностного развития дошкольников в условиях ДОУ. Агрессивность»
Решить проблему агрессивности, ставшую в последнее время актуальной в силу повсеместной распространенности, не меняя при этом мировоззрение взрослых, не научив в первую очередь их самих справляться с ...
Семинар-практикум с элементами тренинга: «Синдром эмоционального выгорания педагогов».
Направлен на повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья....
Семинар - практикум с участием родителей. "Здоровье ребёнка в ваших руках"
Цель: способствовать созданию единого здоровьесберегающего пространства «Детский сад – семья». Задачи: 1. Содействовать повышению педагогической культуры родителей в области сохранения и укрепления зд...
Семинар - практикум «Взаимодействие с родителями в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста и формированию основ ЗОЖ»
Семинар - практикум «Взаимодействие с родителями в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста и формированию основ ЗОЖ»...
Семинар практикум Логопедические приемы в формировании здорового образа жизни
Семинар практикум Логопедические приемы в формировании здорового образа жизни...
Интерактивный семинар- практикум по теме: «Повышение эффективности психологического здоровья и эмоционального благополучия детей в ДОУ»
Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, основу которого составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех возрастных этапах детства. У каждого взрослого свое п...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"
Методический материал для проведения семинара-практикума для педагогов ДОУ на тему "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"...