Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"
методическая разработка
Методический материал для проведения семинара-практикума для педагогов ДОУ на тему "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_praktikum_formirovanie_zozh_u_detey.docx | 21.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для педагогов
"Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"
Старший воспитатель Рыбакова Е.А.
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №8»
Форма проведения: семинар-практикум в форме круглого стола (мини-лекция, круглый стол, работа творческих подгруппах).
Цель семинара-практикума: объединить стремление педагогов к сотрудничеству, направленному на формирование знаний у детей дошкольного возраста и потребности в здоровом образе жизни.
Задачи:
- Расширить знания педагогов с учетом современных требований по формированию основ физического воспитания и здорового образа жизни.
- Поиск эффективных форм, использование инновационных подходов и новых технологий при организации физкультурно-оздоровительной работы в детском саду и семье.
- Способствовать росту педагогического мастерства, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников.
Подготовка к семинару:
Изучение ФГОС ДО, литературы и статей в периодических изданиях по предложенному списку, источников Интернет, разработка программы и буклетов, подготовка оборудования (спортивного инвентаря, материалов для проведения игр, эмблем), анкетирование.
Оборудование: мультимедийное оборудование, музыкальный центр, CD -диск с записью инструментальной музыки, макет «Цветик-Семицветик», листы бумаги (формат А4, А5), ручки, цветные карандаши.
Методы и приемы: презентация, мини-лекция, работа в творческих подгруппах, круглый стол, практические упражнения.
Ход проведения
- Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Крикните громко и хором, друзья,
Помочь откажетесь мне? (Нет или да)
Деток вы любите? (Да или нет)
Пришли вы на мастер-класс,
Сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)
Я вас понимаю.
Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь откажетесь мне? (Нет)
Последнее спрошу у вас я:
Активными все будете? (Нет или да)
- Наш семинар хотелось бы начать с одной очень известной «Легенды о человеке» (презентация-приложение 1)
- Здоровье для человека – это самая главная ценность, но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье лишь тогда, когда его теряем. Сегодня, мы говорим о здоровье наших детей. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, формируются основные движения, осанка, а также необходимые привычки, приобретаются физические качества, без которых невозможен здоровый образ жизни. Вот мы часто говорим – «Дети – цветы жизни»,а чтобы эти цветы росли здоровыми и счастливыми, нам необходимо создать и поддерживать благоприятные условия.
Чтобы запомнить семь слагаемых здорового образа жизни, мы поиграем в игру «Собери Цветик-Семицветик». Семь слагаемых здоровья, семь лепестков Цветика-Семицветика и каждый лепесток – это новое слагаемое здоровья наших детей.
Сейчас я Вам предлагаю разделиться на подгруппы.
Первый лепесток «Режим дня».
- Одним из условий, обеспечивающих необходимый уровень физического, психического и гармоничного развития детей, является организация режимного дня.
Правильный режим – это рациональная продолжительность и четкое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток (каждая подгруппа на первом лепестке расписывает режим детей).
Второй лепесток «Правильное питание».
- Правильное питание – это включение в рацион овощей и фруктов, мяса и молочных продуктов. То есть продуктов, богатых витаминами, минеральными солями, а также белком. Хочется обратить внимание еще на то, что интервал между приемами пищи должен составлять не более 3-4 часов (каждая подгруппа на втором лепестке отображает информацию о правильном питании).
- Сейчас давайте немножко поиграем.
Дидактическая игра «Солнышко и тучка»
(полезные продукты – солнышко, тучка – вредные продукты).
Мозговая зарядка «Доскажи словечко»
Предлагаем участникам закончить предложение подходящим по смыслу словом.
Наступает час обеда:
Мой-ка руки, непоседа!
Из мяса, овощей и круп,
Сварила мама вкусный… (суп).
Любят взрослые и дети
И колечки, и спагетти,
А добавь в нас тертый сыр –
Будет настоящий пир! (Макароны)
Бабушка достанет банку
с гречкой, рисом или манкой.
Вскипятит потом бабуля
С молоком крупу в кастрюле.
Ешьте, ешьте утром, дети,
Лучшую еду на свете! (Каша)
Спрыгнул он со сковородки,
Подрумяненный в середке.
Знать, готов еще один,
С пылу, с жару тонкий… (блин).
Третий лепесток «Оздоровительные мероприятия».
- Сейчас хочу задать Вам несколько вопросов.
1. Что такое оздоровительные мероприятия?
2. Необходимы ли они?
3. Какое место в физическом развитии ребенка занимает утренняя гимнастика?
- Утренняя гимнастика наряду с другими оздоровительными мероприятиями имеет важнейшее значение в физическом развитии ребенка-дошкольника. Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы.
Таким образом, утренняя гимнастика является многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, систематически оздоравливающим детский организм.
Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение.(каждая подгруппа на третьем лепестке указывает оздоровительные мероприятия)
- Сейчас и мы Вами проведем утреннюю гимнастику.
Комплекс утренней гимнастики «У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде…» (под музыку).
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Хлопаем по всему телу ладонями.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
(Щипаем себя, как бы собирая складки.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
У котяток шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде.
У котяток шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде.
(Поглаживаем себя, как бы разглаживая шерстку.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
(Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки).)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
- Кроме утренней гимнастики, существуют и другие виды гимнастики для дошкольников. Какие вам известны?
Пальчиковая. Центр мелкой моторики рук в мозгу расположен рядом с речевым центром, поэтому развивая моторику рук, вы параллельно развиваете речь.
Утренняя. Помогает быстрее проснуться и восстановить все функции организма после длительного ночного сна. Воспитывает дисциплинированность, волю, приучает к полезной привычке делать по утрам гимнастику.
После дневного сна. Восстанавливает работоспособность после отдыха, тонизирует организм. В тоже время носит оздоровительный характер.
Дыхательная. Развивает легкие, участвует в профилактике против простудных заболеваний.
Лечебная.Общеоздоровительная гимнастика, направленная на исправление осанки или плоскостопия. Для коррекции врожденных заболеваний. Для быстрейшей реабилитации после перенесенных заболеваний.
Физкультминутки. Короткие паузы между занятиями, которые позволяют ребенку отвлечься, встряхнуться, размять мышцы. Физкультминутки не дают детям устать от однообразных занятий, поддерживают их интерес и работоспособность.
Артикуляционная. Разрабатывает органы речи.
Зрительная. Полезна всем современным детям, т. к. они слишком много времени проводят за телевизором, а некоторые, уже и за компьютером. Гимнастика приучает регулярно выполнять упражнения для глаз, что очень пригодится в школе.
Спортивная. Проводится в специализированных спортивных учреждениях под руководством тренера.
Четвертый лепесток «Прогулка на свежем воздухе».
- Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Полезно сочетать прогулку с двигательной деятельностью (каждая подгруппа на четвертом лепестке отображает информацию)
- Сейчас поиграем в подвижную игру «Пирожок».
Цель игры: развивать ловкость, быстроту движений. Упражнять в беге, умении играть в коллективе.
Правила игры. Играющие выделяют из своей среды покупателя, а остальные становятся в ряд, держась один за другого. Передний называется булочником, прочие составляют печь, а последний объявляется пирожком.
Покупатель подходит к булочнику и спрашивает:
- Где мой пирожок?
Булочник отвечает:
- За печкой лежит!
Покупатель бежит туда с правой стороны, а пирожок, крича:
«И бежит, и бежит», – торопится стать перед булочником.
Если ему это удается, он делается булочником, задний – пирожком, а покупатель снова должен покупать.
Но если покупатель поймает пирожок, то он (покупатель) делается булочником, а пирожок – покупателем.
И так должности эти беспрестанно переходят от одного к другому.
Пятый лепесток «Профилактика заболеваний».
- Успешная профилактика ОРВИ, гриппа и других заболеваний у детей – результат совместной работы родителей и персонала дошкольного учреждения. Необходимо следовать советам специалистов, чтобы сохранить здоровье ребенка в любой сезон, а еще – проводить различные профилактические мероприятия.
Шестой лепесток «Правильно организованная развивающая среда».
- Предлагаем сотрудникам поделиться опытом, как и где хранятся игрушки детей дома. Указываем на важность того, что все должно быть доступно, безопасно, трансформируемо и разделено по гендерному признаку (если в семье воспитываются разнополые дети).
Седьмой лепесток «Эмоциональное здоровье».
- Эмоциональное здоровье зависит от нас взрослых. Ссоры, семейные споры, неурядицы – это все влияет на психическое и физическое здоровье детей. Всячески избегайте семейных сцен, если уж это случилось, попытайтесь не повышать голос друг на друга при ребенке, не размахивайте руками. Одна стрессовая ситуация может оставить свой след и подорвать здоровье малышу.
Но в жизни часто бывает так, что стрессовые ситуации возникают неожиданно и мы к ним зачастую не готовы. Для того, чтобы уметь противостоять таким неприятным моментам, крайне важно укреплять свое психическое здоровье.
Работа в творческих подгруппах – создание лэпбука «Здоровье».
Очень бы хотелось, чтобы все услышанное и увиденное на семинаре-практикуме, было полезно и педагогам, и родителям наших воспитанников. А закрепить информацию предлагаем в интересной и нестандартной форме – создании лэпбука «Здоровье».
И в заключение всем присутствующим хотелось бы посоветовать: чаще улыбайтесь, обнимайте, целуйте детей, им это очень необходимо.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.
Наша главная цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать близких, заботиться о своем здоровье и здоровье своих родных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
Цель семинара: систематизировать знания педагогов по формированию привычки к ЗОЖ у детей дошкольного возраста.Задачи семинара:1....
Семинар-практикум для педагогов по теме "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"
Цель семинара: систематизировать знания педагогов по формированию ЗОЖ у детей дошкольного возраста.Задачи семинара:Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов в работе ...
Семинар-практикум МБДОУ д/с ОВ № 6 «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста»
Семинар-практикум МБДОУ д/с ОВ № 6«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста»...
Семинар - практикум «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста через пополнение здоровьесберегающей среды ДОУ»
Семинар - практикум «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста через пополнение здоровьесберегающей среды ДОУ»...
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ Тема: «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста»
Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно – образовательном процессе...
Семинар-практикум "Развитие и укрепление навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"
Систематизация знаний педагогов по формированию привычки к ЗОЖ у детей дошкольного возраста....