Семинар-практикум для педагогов «Коррекция нарушений эмоционально-личностного развития дошкольников в условиях ДОУ. Агрессивность»
методическая разработка по теме
Решить проблему агрессивности, ставшую в последнее время актуальной в силу повсеместной распространенности, не меняя при этом мировоззрение взрослых, не научив в первую очередь их самих справляться с агрессией, не получится. Проведение семинара-практикума позволит не только обсудить проблему, но прежде всего попробовать на себе и отработать в группе приемы и методы для профилактики агрессивного поведения детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt_agressiya.doc | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Решить проблему агрессивности, ставшую в последнее время актуальной в силу повсеместной распространенности, не меняя при этом мировоззрение взрослых, не научив в первую очередь их самих справляться с агрессией, не получится. Проведение семинара-практикума позволит не только обсудить проблему, но прежде всего попробовать на себе и отработать в группе приемы и методы для профилактики агрессивного поведения детей.
Семинар-практикум
«Коррекция нарушений эмоционально-личностного развития дошкольников в условиях ДОУ. Агрессивность .»
Шел я в джунглях через мост,
Тигра там поймал за хвост.
Тигр тот сразу зарычал,
А потом общаться стал.
Джеки Силберг
Цели: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов по вопросам эмоционального развития детей, профилактика агрессивного поведения всех участников образовательного процесса
Задачи:
-ознакомление с основными аспектами понятий «агрессия» и «агрессивное поведение»;
-обучение практическим приемам и упражнениям выражения гнева социально приемлемыми способами
- рекомендации по профилактике агрессивного поведения детей
- снижение эмоционального напряжения
Материал: листы бумаги, ручки по количеству участников
Ход семинара:
1. Мини-лекция
Как показывают различные наблюдения и исследования у многих современных детей все чаще встречаются различного рода проблемы и трудности, среди которых нарушения поведения занимают одно из ведущих мест. Нарушения поведения рассматриваются как повторяющиеся устойчивые действия или поступки. Одним из самых распространенных нарушений является агрессивное поведение, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.
Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Агрессивное поведение является одной из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т.п. состояния. Психологически агрессивное поведение выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а также сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением. Агрессивные действия выступают в качестве:
- средства достижения какой-либо значимой цели;
- способа психологической разрядки;
- способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.
Перед тем как перейти к практической части нашего семинара хочу рассказать индейскую притчу о двух волках.
Когда-то старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:
-в каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
В каждом из агрессивных детей живут два волка, два тигра, два дракона или кого-то еще, и между ними происходит борьба. Это борьба между обидой и прощением, ненавистью и любовью, пустотой и творчеством. Важно помочь ребенку совершить выбор в пользу светлой, созидающей стороны и научить «подкармливать» и растить эту часть себя.
Для дальнейшей работы нам надо разбиться на подгруппы. Для этого давайте встанем и немного разомнемся, подвигаемся.
Игра «Атомы»
Представьте, что вы «атомы», которые хаотично и беспорядочно движутся в пространстве. Когда я хлопну в ладоши и назову число, «атомы» должны объединится в «молекулы», т.е. в группы с тем количеством человек, которое я назову (3,8,4,6).
Итак, у нас получилось несколько маленьких групп. Теперь пусть каждая группа возьмет себе стулья и расположится так, чтобы не мешать другим группам. Сейчас за 5-7 минут в подгруппах вы должны будете написать ответы на вопросы:
-Признаки агрессивного поведения ребенка?
- Возможные источники и причины появления агрессии в поведении ребенка?
(работа в микрогруппах)
ВЫВОДЫ.При всем многообразии трактовок агрессивности нельзя об этом явлении судить лишь по внешним проявлениям. Необходимо знать ее мотивы, сопутствующие переживания и влияющие на нее факторы. (Педагогам раздаются памятки «Причины агрессивности и методы их преодоления»)
Выделяют множество факторов, влияющих на ее появление:
- стиль воспитания в семье (гипер- и гипоопека);
- повсеместная демонстрация сцен насилия;
- нестабильная социально-экономическая обстановка;
- индивидуальные особенности человека (сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения, повышенная утомляемость, эмоциональная нестабильность и т.д.)
- социально-культурный статус семьи и т.п.
Решающее значение в становлении агрессивного поведения ребенка играет семейная среда и воспитание (характер эмоциональных отношений, одобряемые формы поведения, широта границ дозволенного, типичные реакции на те или иные поступки и действия). Если родители ведут себя агрессивно (вербально, физически), применяют физические наказания или не препятствуют проявлениям агрессии у ребенка, то наверняка у него эти проявления будут повсеместными и станут постоянной чертой характера ребенка.
Агрессивность может быть физически и психически обусловленной:
- агрессивные реакции характерны для детей младенческого и раннего возраста (как реакция на физический дискомфорт, из-за несформированности функций самоконтроля и произвольности, из-за незнания нравственных норм и правил)
- агрессивность нельзя воспринимать однозначно отрицательно, т.к. она играет еще и защитную функцию (функцию самосохранения)
Часто неожиданные агрессивные реакции могут появляться в период возрастного кризиса.
Одной из причин появления агрессивных реакций может быть внутренняя неудовлетворенность ребенка статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству. Если сверстники по той или иной причине не признают ребенка, а еще хуже – отвергают его, то агрессивность, простимулированная обидой, ущемленным самолюбием, будет направляться на обидчика, на того, кого ребенок считает причиной своего бедственного положения.
Еще одной причиной появления агрессивности у ребенка может быть ощущение тревоги и страха нападения. Стимулируется она тем, что ребенок, скорее всего, неоднократно подвергался физическим наказаниям, унижениям, оскорблениям.
Иногда агрессивность является способом привлечения внимания окружающих, причина ее – неудовлетворенная потребность в общении и любви.
Агрессивность может выступать и формой протеста против ограничения каких-нибудь естественных желаний и потребностей ребенка, например потребности в движении, в активной деятельности. Эти ограничения часто вызывают если не прямую, то косвенную агрессию: порчу и разрывание книг, поломку игрушек, т.е. ребенок по-своему «отыгрывается» на безобидных предметах за недальновидность и неграмотность взрослого.
Итак, несмотря на многообразие причин и факторов , влияющих на появление агрессии в поведении детей, главные проблемы лежат в сфере отношений со сверстниками. Общим свойством всех агрессивных детей является невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого ребенка. В основе такого отношения к другим лежит особое строение самосознания ребенка, а именно фиксированность на себе и внутренняя изоляция от других, преобладание чувства обособленности над чувством причастности. Это черта и является определяющей при формировании агрессивности. Поэтому основной задачей в работе по преодолению детской агрессивности должно стать формирование личностного типа отношения к сверстникам, в котором преобладает чувство общности и сопричастности. Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в играх, направленных на преодоление враждебности, конкурентности и формирование способности видеть и понимать другого ребенка.
2.Практическая часть
Для преодоления отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушения защитных барьеров рекомендуется проводить игры, направленные на формирование чувства общности путем создания эмоциональных образов. Например, игра «Приветствие без слов»
Взрослый предлагает детям поприветствовать друг друга: «Ребята, как вы обычно здороваетесь, придя в детский сад или в гости? Давайте придумаем, а как можно поздороваться без слов. Например, животные не умеют разговаривать, но они тоже могут приветствовать друг друга». Детям предлагается поздороваться носами, руками, кивками, похлопыванием по плечу, глазами, улыбками и т.д. Основное правило игры: «Ты попробуй поздороваться так, чтобы другому от этого было приятно».
Также полезно играть в игры, направленные на формирование способности видеть внешние особенности сверстника, идентифицироваться с ним на уровне движений.
Игра «Зеркало»
Детям предлагается игра: «Ребята, вы любите смотреться в зеркало? Оно всегда повторяет то, что делаете вы. Давайте попробуем поиграть в зеркало. Один из вас будет показывать какие-то движения, а все остальные будут зеркалом, которое будет повторять все показанные движения».
Игра «Найди своих»
Взрослый объясняет: «Ребята, вы знаете, что в мире животных есть условные знаки, движения, запахи, по которым животное узнает своих: заяц узнает зайца, пчела узнает пчелу именно из своего улья, волк узнает волка и т.д. давайте попробуем быть зайцами. Представьте себе, что два зайчика потерялись. Все остальные зайчики признают этих двух, только если заблудившиеся зайчики смогут повторить движения остальных». Каждый ребенок из «стаи» показывает двум «заблудившимся зайчикам» движение, которое он считает характерным для зайцев, а «потерявшиеся зайчики» должны повторить их за ним. Затем можно предложить поиграть в медведей, пчел, рыб, змей и др.
Игра «Радио»
Выбирается «диктор», который разыскивает потерявшегося ребенка. «Диктор» выбирает кого-то из участников, описывает его внешность и особенности. Остальные участники должны угадать, о ком идет речь. Кто угадал, тот становится «диктором».
Следующие игры на взаимодействие направлены на формирование согласованности движений. Дети совместно изображают какой-либо образ, где от участия каждого зависит результат.
Игра «Часы»
В игре участвуют не менее шести человек. Взрослый говорит, что часы должны ходить слаженно, не сбиваясь, и предлагает побыть всем участникам одними часами. Среди играющих выбирается ребенок, который встает в середину круга, одну руку вытягивает вперед, изображая стрелку. По кругу он поворачивается к каждому и говорит «тик» или «так». Все участвующие по очереди поднимают вначале правую, потом левую руку, затем опускается правая рука и левая. Правила игры: вначале поднимается правая, потом левая рука, руки не опускаются, пока нет сигнала; ждать именно своего сигнала: «тик» или «так»; кто нарушил правила тот выходит из игры. Когда правила усвоены, темп игры убыстряется.
Игра «Конструктор»
Один ребенок берет роль « конструктора», остальные – роль «материала». «Конструктор» что-то придумывает или создает по условию, затем представляет свое изобретение (машину, поезд, робота и т.д.) и показывает, как слаженно действует созданная машина или механизм. Например, «поезд» должен ехать слаженно, вагоны не должны отцепляться и т.д.
Игра «Липучка»
Все дети убегают от «салочки», которая является «липучкой». Тот, кого поймала «липучка», присоединяется к ней, и они, взявшись за руки, продолжают ловить других детей. Каждый следующий, кого поймала «липучка», присоединяется к ней. Когда все дети будут пойманы, они встают в круг и говорят: «Я липучка-приставучка, я хочу тебя поймать!».
Преодолению детской агрессивности способствуют игры на развитие способности видеть и замечать эмоции, настроение другого, а также на переживание общих эмоций: страха, горя, радости и др. Совместное переживание каких-либо эмоций создает чувство общности, эмоциональной близости и способствует преодолению отчужденной позиции.
Игра «Зеркало эмоций»
Детям предлагается поиграть в «зеркало» с изображением определенного настроения. Детям предлагается : «Ребята, у вас бывает разное настроение. Давайте посмотрим, как это выглядит со стороны». Выбирается один ребенок, который выражает различное настроение: радость, грусть, гнев, отвращение, испуг. Остальные должны изображать то настроение, которое показывает ребенок.
Игра «Телефон настроения»
Дети садятся в ряд. Взрослый говорит: «Ребята, вы все разговаривали по телефону. Когда он исправный, то вы слышите то, что вам говорят, а когда сломанный, то слышите неправильно. Давайте с вами попробуем поиграть. Для этого все закрывают глаза, а первый в ряду загадывает какое-то настроение. Сосед будит следующего и так до конца цепочки. Последний называет настроение, которое ему показали. Если он называет правильно, то телефон можно считать исправным».
Игра «Две страны»
Взрослый предлагает детям: «Ребята, давайте поиграем в игру «Две страны». Одна – Страна грусти, там живут грустные жители, а в другой – Стране веселья - живут веселые жители. Жители веселой страны должны переселить грустных жителей, развеселив их».
Игра «Магазин настроения»
Дети садятся в ряд, выбирается ребенок, который приходит в «магазин настроения» и просит любое настроение: «Я пришел к вам за радостью (весельем, испугом, интересом). Остальные дети должны исполнить просьбу покупателя и попытаться «заразить» весельем или напугать, успокоить, рассказать что-то интересное, страшное и т.д.
С целью формирования у детей умения видеть не только внешние, но и внутренние особенности сверстника – его черты характера, умения, способности, можно предлагать следующие игры:
Игра «Волшебный чемоданчик»
Дети садятся в круг. Один из них садится в середину круга, и ему предлагается представить, что в руках у него находится «волшебный чемоданчик». Каждый, сидящий в кругу, должен придумать, что хочет ребенок или что ему нужно, и подарить этот подарок. Находящийся в круге ребенок принимает подарки, благодарит. В эту игру можно играть по кругу, когда каждый дарит по цепочке подарок своему соседу, тогда в конце игры у каждого в «чемоданчике» будет лежать подарок. Главная задача ребенка - угадать желание сверстника.
Игра «Колдун»
Детям предлагается следующий сюжет: «Жил-был злой колдун. Он был очень старым и хотел иметь ученика. Для этого он украл одного ребенка из нашей группы. Для того, чтобы его выручить, мы должны назвать все хорошее, что есть у этого ребенка, чтобы доказать колдуну, что такой хороший ребенок не подходит ему в ученики».
Ну и конечно , огромную помощь в преодолении агрессивного поведения, оказывают игры и задания, направленные на совместную деятельность, и совместные сюжетно-ролевые игры.
Игра «Слепой художник»
Детям предлагается сюжет: «Жил-был великий художник. Мечтал он нарисовать прекрасную картину. Но случилась с ним беда – художник перестал видеть. Были у великого мастера ученики, которые решили ему помочь. Художник рассказал им о картине, описал ее, а ученики рисовали. В один прекрасный день художник снова стал видеть и увидел картину, которую создали его ученики». Главное правило в игре – ученик должен рисовать только по замыслу художника, ничего не добавлять. В эту игру можно играть парами или группой.
Коллективный рисунок
Первый вариант: все дети рисуют на одном листе. После рисования они придумывают рассказ, чтобы все персонажи рисунков были задействованы.
Второй вариант: каждому ребенку дается листок, на котором он начинает свой рисунок. По сигналу (через 3-4 минуты) ребенок должен передать рисунок соседу справа, получить рисунок от соседа слева и продолжить его. В конце по полученным рисункам придумывают рассказы.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Причины агрессивности детей и методы их преодоления
Причина | Методы преодоления |
1. Недостаток двигательной активности, недостаток физической нагрузки |
|
2. Дефицит родительского внимания, неудовлетворенная потребность в родительской любви и принятии 3. Повышенная тревожность (комплекс несоответствия) |
|
4. Усвоение эталонов агрессивного поведения в семье |
|
5. Косвенно стимулируемая агрессивность (СМИ, игрушки) |
|
6. Низкий уровень развития игровых и коммуникативных навыков |
|
Причины агрессивности детей и методы их преодоления
Причина | Методы преодоления |
1. Недостаток двигательной активности, недостаток физической нагрузки |
|
2. Дефицит родительского внимания, неудовлетворенная потребность в родительской любви и принятии 3. Повышенная тревожность (комплекс несоответствия) |
|
4. Усвоение эталонов агрессивного поведения в семье |
|
5. Косвенно стимулируемая агрессивность (СМИ, игрушки) |
|
6. Низкий уровень развития игровых и коммуникативных навыков |
|
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ
В КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЯХ
ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ.
При появлении физической агрессии тактика взаимодействия с детьми представляет собой приемы, «время жизни» которых составляет от 2-3 до 8-10 минут.
- Если ребенка нельзя отвлечь и нападение вот-вот состоится, наилучшей реакцией взрослого будет отвести руку ребенка или удержать его за плечи. При этом нужно резко сказать ребенку «Нельзя!». Если взрослый находится поодаль, он может окликом остановить ребенка, знающего из прежнего опыта, что такие выходки не позволительны.
- Резкое слово агрессивному ребенку и благосклонное внимание пострадавшему могут явно показать ребенку, что он проигрывает от последствий своего поведения. (конечно, очень важно, чтобы в обычное время виновник пользовался таким же вниманием.)
- Не стоит принуждать ребенка к извинению – некоторые дети быстро заучивают формулу «Прости», чтобы избежать недоброго внимания взрослых.
- Необходимо стимулировать гуманные чувства по отношению к обиженному («Саша, неужели тебе не жалко других детей?», «Если ты других жалеть не будешь, то и тебя никто не пожалеет»).
- Стратегия на осознание. Это стратегия взрослого на понимание причин, ближайших и отдаленных последствий поведения агрессивного ребенка («ты стукнул Веру потому, что…, а еще почему?»)
- Стратегия отреагирования. Взрослый стремится организовать такую ситуацию, чтобы ребенок отреагировал негативные чувства «здесь и сейчас», например, взрослый может предложить ребенку : «Давай разорвем эту бумажку. Вот так! На мелкие кусочки!» и т.п.
- Стратегия переключения. Новизна, необычность, неожиданность действий и поведения используются взрослым как средство переключения ребенка на иное состояние или поведение.
- Положительное подкрепление – поощрение агрессивного ребенка в случае торможения, задержки его агрессивного поведения по отношению к другим детям («я знаю, ты хотел стукнуть, но не стукнул. Молодец!» и т.п.).
- Игнорирование – отсутствие в поведении взрослого положительного или отрицательного подкрепления, оценочного отношения к проявлениям агрессии в поведении детей.
- Отрицательное подкрепление - применение к ребенку санкций в случае проявления агрессивного поведения. Например, можно ограничить игровую активность ребенка-агрессора («Кто обидно других называет, тот в игре ход пропускает» и т.п.)
- Создание необычных и неожиданных ситуаций путем новых действий и поведения с целью переключения агрессивного состояния ребенка на иное состояние.
- Стимуляция чувства юмора у агрессивного ребенка к собственному состоянию или состоянию другого («Тебе неловко, что ты обидел Иру, или «ловко»?).
- Стимуляция телесного контакта путем прикосновений, рукопожатий, поглаживаний ребенка (взять за плечи, обнять, спросить о случившемся, сказать что-нибудь хорошее и т.п.)
Агрессивному и пострадавшему ребенку можно предложить взяться за руки и помириться под считалку: «Мирись, мирись, мирись и больше не дерись, а если будешь драться, то я буду кусаться» и т.п.
ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ
Вербальная агрессия – это выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятие, ругань).То обстоятельство, что бранные слова шокируют взрослых, привлекают их внимание, иногда оказывается наилучшим поводом для ребенка, чтобы повторять их.
- Некоторые дети ругаются совершенно невинно. Они не знают значения слов и не намерены кого-то шокировать. В подобном случае наиболее эффективным будет просто сказать, что это грубое или неприятное слово и лучше его не использовать.
- Не понимая значения слова, дети часто знают, что оно запрещено. Ребенок использует его для того, чтобы огорчить взрослых или досадить кому-то. Игнорировать брань ребенка и уделять ему внимание в другое время – один из эффективных методов, который может помочь. Ребенок разочаруется в ругательстве, если не будет видеть желаемого эффекта.
- Бывает необходимо сделать выговор ребенку, особенно если он знает, какие слова бранные, а какие нет. В этом случае резкое неодобрительное «Довольно!» действует лучше длительной неодобрительной тирады. Также лучше воздержаться от привлечения внимания других взрослых к сквернословию. Реплики типа «Ты послушай, что он говорит!», сделанные в присутствии ребенка, обеспечивают ему аудиторию и внимание и, скорее, будут стимулировать, а не прекращать брань.
- Дети, как и взрослые, нуждаются, в выражении эмоций. По этому полезно давать им альтернативу бранным словам – слова, которые можно произнести с чувством, когда ребенок ушибется или расстроится, слова для ответа на дразнилки и слова для усиления выразительности.
- Если обидные слова ребенка адресуются взрослым, надо как можно меньше обращать на них внимание. Целесообразно игнорировать ребенка, привыкшего оскорблять людей. Если и другие дети тоже научатся не обращать на него внимания, когда он грубит, ребенок поймет, что продолжать не стоит.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ОСЛАБЛЕНИЕ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ
«Брыкание»
Ребенок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит «нет», увеличивая интенсивность удара.
Упражнение способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения.
«Кулачок»
Дайте ребенку в руку какую-нибудь мелкую игрушку или конфету и попросите его сжать кулачок крепко-крепко. Пусть он подержит кулачок сжатым, а когда раскроет его, рука расслабится, и на ладони будет красивая игрушка.
Упражнение способствует осознанию эффективных форм поведения, смещению агрегации и мышечной релаксации.
«Карикатура»
В группе выбирается один ребенок. . Дети обсуждают, какие качества личности они ценят в этом ребенке, а какие им не нравятся. Затем группе предлагается нарисовать этого ребенка в шутливом виде. После рисования можно выбрать самый лучший рисунок. На следующем занятии «предметом» обсуждения может стать другой ребенок. Игра помогает осознать свои личностные качества, дает возможность посмотреть на себя со стороны».
«Лепим сказку»
Детям предлагается всем вместе слепить какую-нибудь сказку. При подборе сказки важно учесть, что в ней должно быть достаточно много героев, чтобы каждый ребенок мог лепить одного из них. Перед игрой дети обсуждают фрагмент, который они собираются изобразить, и соотносят друг с другом свои замыслы. Для реализации этого упражнения хорошо подходит сказка «Три медведя».
Работа с пластилином дает возможность сместить «энергию кулака». Разминая пластилин, ребенок направляет на него свою энергию, расслабляет руки, что позволяет косвенным образом реализовать агрессивные чувства. Кроме того , игра развивает и закрепляет навыки совместной деятельности.
«Клеевой дождик»
Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия, например:
- подняться и сойти со стула.
- проползти под столами.
- обогнуть «широкое озеро»
- пробраться через «дремучий лес»
- спрятаться от диких животных
На протяжении всего упражнения дети не должны отцепляться от своего партнера
Упражнение способствует развитию сплоченности группы.
«Строители»
Каждому ребенку предлагается построить себе дом и рассказать о нем другим детям. Для строительства дома можно использовать все предметы, находящиеся в игровой комнате: маленький стол, стулья, мячи, кегли и т.п. каждому строителю задаются вопросы:
- удобно ли тебе будет жить в этом доме?
- где ты разместишь, приехавших к тебе гостей?
- кто будет жить в этом доме кроме тебя?
Можно спросить детей группы, подходит ли домик его строителю. После беседы возможна перестройка дома с помощью других детей. Игра сближает детей в группе, способствует эмоциональному и моторному самовыражению.
«Связующая нить».
Дети сидят, по кругу передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держал клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что могут пожелать другим. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-нибудь сказать. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя по просьбе ведущего, что они составляют единое целое, что каждый из них значим и важен в этом целом.
Это упражнение формирует чувство близости с другими людьми, способствует принятию детьми друг друга, формирует чувство ценности других и самоценности.
Упражнение «составь портрет агрессивного ребенка»
(цель – получить правильное, более точное представление об агрессивном ребенке)
Теперь, раскрыв общее представление об агрессии детей, предлагаю вам составить портрет агрессивного ребенка.
Педагогам раздаются карточки с различными формами поведения. В результате обсуждения выбираются карточки, наиболее подходящие к портрету агрессивного ребенка.
- не может долго работать, не уставая;
- ему трудно сосредоточиться на чем-то;
- любое поручение вызывает излишнее беспокойство;
- во время выполнения заданий очень напряжен, скован;
- смущается чаще других;
- часто теряет контроль над собой;
- имеет высокие требования к себе;
- спорит, ругается со взрослыми;
- беспокоен в движениях;
- специально раздражает других людей;
- задает много вопросов, но редко дожидается ответов
- винит других в своих ошибках;
- часто сердится и отказывается что-либо делать;
- завистлив и мстителен;
- чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых);
- отказывается от коллективной игры
- отказывается выполнять просьбы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детская застенчивость, коррекция нарушений эмоционально-личностного развития дошкольников в условиях ДОУ
Почему дети становятся застенчивыми.Как помочь застенчивому ребёнку.Рекомендации педагогам при работе с застенчивыми детьми....
Коррекция нарушений эмоционально – личностного развития детей в условиях ДОУ
Консультация для родителей состоит из обьяснительной записки и игр и упражнений....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекция нарушений речи у старших дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ»
Будет полезна учителям-логопедам, работающим в дошкольных учреждениях...
Семинар-практикум: «Коррекция нарушений эмоционально-личностного развития дошкольников в условиях ДОУ. Детские страхи»
В дошкольном возрасте нередко можно столкнуться с таким явлением, как страхи. В определенной мере они характерны и для взрослого человека, однако у детей данное явление приобретает особую остроту и эм...
"Коррекция нарушений эмоционально – личностного развития дошкольников в условиях ДОУ".
Консультация...
Семинар -практикум: « Использование технологии «Социо-игровая педагогика» в работе с дошкольниками в условиях ДОУ в соответствии с ФГОС ДО».
Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов посредством знакомства с современной технологией работы с дошкольниками «Социо-игровая педагогика».Задачи:1.Сформировать предст...
Теоретический семинар для педагогов "Коррекция нарушений эмоционально-личностного развития дошкольников в условиях ДОУ"
Одной из самых серьезных социальных проблем, с которой сталкиваются педагоги - это нарушение эмоционально-личностной сферы детей и недостаточное развитие коммуникативных навыков. К сожалению, эмоциона...