Семинар-практикум с элементами тренинга: «Синдром эмоционального выгорания педагогов».
материал на тему
Направлен на повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum.docx | 30.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум с элементами тренинга:
«Синдром эмоционального выгорания педагогов».
Подготовил:
педагог-психолог
Вершинина Я.С.
Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья.
Задачи:
- Информирование педагогов о проблеме эмоционального выгорания, его факторах, признаках и способах предупреждения.
- Самодиагностика степени подверженности эмоциональному выгоранию.
- Снижение эмоционального напряжения педагогов, обучение техникам и приемам саморегуляции.
- Формирование мотивации у педагогов к сохранению психологического здоровья.
Оборудование: презентация, карточки к упражнениям «Без масок», релаксационное видео «Красота природы».
Участники: педагоги.
Время проведения: 45 минут-1час.
Ход занятия
- Организационная часть.
Приветствие.
Хотелось бы начать нашу встречу с вопроса: «Какие ассоциации у вас вызывает словосочетание «Эмоциональное выгорание»?».
Сегодня на нашем семинаре-практикуме мы разберемся, что такое эмоциональное выгорание, его симптомы, фазы и причины, а также заденем вопросы профилактики СЭВ.
- Основная часть.
Но для начала предлагаю небольшую игру-разминку. Предлагаю каждому назвать свое имя и прилагательное, которое начинается на первую букву вашего имени и может вас характеризовать, например, Лариса-лояльная, Дмитрий-добрый.
Теоретический блок.
Представьте, что в вашей квартире включены различные электрические приборы. Счетчик лихорадочно крутится, наматывая киловатт-часы электроэнергии. В определенный момент приборы выключаются, свет гаснет. Пробки — это защита от пожара. То же самое происходит и с человеком под действием постоянных профессиональных и психологических стрессов. В психологии такое эмоциональное "выключение" человека получило название "синдром эмоционального выгорания".
По мнению известного психолога Виктора Бойко, "эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия".
Самый показательный симптом выгорания — это изменение отношения человека к своей работе, к своим профессиональным обязанностям. Здоровый, мотивированный человек приходит на свою работу с положительными эмоциями, заряженный энергией, ему все нравится, он "рвется в бой", готов делать практически все. Когда наступает эмоциональное выгорание, он становится безразличным и циничным и к своей работе, и к коллегам по работе.
В. В. Бойко выделяет три фазы формирования выгорания.
Фаза напряжения. Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обуславливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов.
Фаза резистенции (сопротивление нарастающему стрессу). В этой фазе человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений.
Фаза истощения. Фаза истощения сопровождается общим падением
энергетического тонуса и ослаблением нервной системы, оскудением психических ресурсов.
Каждая фаза содержит определенные симптомы, описывающие динамику развития синдрома выгорания.
К симптомам эмоционального выгорания относятся :
- эмоциональное истощение, пессимизм, апатия, депрессия;
- напряженность в отношении к людям;
- заниженная самооценка, негативное восприятие себя, жизни, перспектив;
- частая раздражительность;
- психосоматические недомогания (усталость, утомления, бессонницы, желудочно-кишечные расстройства и т.д.);
- снижение активности.
Далее педагогам оглашаются результаты диагностики уровня эмоционального выгорания по методике В.В.Бойко. Как видите, тема достаточно актуальна и для нашего коллектива.
Практический блок.
Упражнение «Без масок».
Цель: познакомиться с атмосферой группы.
Инструкция: Закончите фразы, записанные на карточках. Долго не задумывайтесь. Говорите первое, что приходит в голову.
Фразы:
«Я горжусь тем, что…»;
«Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня…»
«В последнее время в работе меня огорчало…»
«Мне бывает скучно, когда я…»
«Мне очень трудно забыть, но я…»
«Моя сильная сторона в профессиональной деятельности…»
«Верно, что я еще …»
«Иногда люди не понимают меня, потому что я…»
«Мои друзья редко…»
«Думаю, что самое важное для меня…»
Спасибо, за откровенность. (Делается вывод об атмосфере в группе).
Теоретический блок.
Причины синдрома эмоционального выгорания у педагогов:
1. Повышенные требования со стороны общества к личности педагога и его роли, что увеличивает нервно-психическое напряжение человека и приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.
2. Постоянные или периодические стрессы, необходимость сдерживать чувства при общении с детьми и родителями, что влияет на психику и физическое состояние человека.
3. Высокая эмоциональная загруженность педагогов, приводящая со временем к «педагогическому кризису», «истощению» (Ю. Л. Львов) .
4. Высокая ответственность за жизнь и здоровье детей.
Несоответствие ожидаемого результата и фактического.
5. Возникновение и развитие излюбленных приёмов, шаблонов в работе и осознание того, что нужно менять сложившуюся ситуацию, но как – неизвестно.
6. Возможность изоляции педагога в коллективе, когда его инновационные поиски не поддерживаются, или педагог, наоборот, не желает идти в ногу с инновационным коллективом.
Упражнение «Баланс реальный и желательный»
Предлагается нарисовать круг, в нем, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время находятся работа (профессиональная жизнь), работа по дому и личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения).
В другом круге – их идеальное соотношение.
Упражнение "Автобус".
Цель: Осознание способов достижения жизненных целей.
При помощи стульев отграничивается небольшое пространство, имитирующее салон автобуса. Участники изображают пассажиров автобуса в часы пик. Ведущий, обращаясь к участнику, находящемуся в середине салона, сообщает, что автобус подъехал к остановке, и предлагает срочно выйти из автобуса. По мере того, как участники один за другим покидают салон, стулья сдвигаются, создавая тесноту. Когда в автобусе останется 3-4 пассажира, он снова заполняется участниками.
Можно усилить интригу - спросить перед упражнением у участников, какое название остановке они бы дали - чего бы Вы хотели добиться в жизни? - ведущий записывает на листок. Затем называются остановки (быть богатым, сделать блестящую карьеру и т.д.), и выходит тот участник, кто назвал данную остановку.
Рефлексия:
каково выбираться из переполненного автобуса?
приходилось ли Вам оказываться в таких ситуациях?
как Вы обычно поступаете, оказавшись в подобной ситуации?
как чаще всего ведут себя окружающие?
"Автобус" - это наша повседневная жизнь. То, как человек пробирается к выходу, показывает, как он обычно добивается намеченной цели.
Есть ли различия? В чем они заключаются? Почему так получилось?
Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего?
От кого или от чего это зависит?
Игра “Автомобиль”.
Необходимо представить всех педагогов доу в виде автомобиля. Записать варианты на листке. Совместно выбрать один из вариантов. Предложить каждому представить себя частью автомобиля. Записать предложения на доске. Обсудить варианты. Сделать вывод: “Каждому в нашем коллективе есть достойное место”.
Игра “Волшебная шкатулка”
В конце семинара-практикума участникам предлагается достать по одной записке из волшебной шкатулки (вазы, мешочка), которая подскажет им, что на них ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время.
Варианты пожеланий:
— Тебе сегодня особенно повезет!
— Жизнь готовит тебе приятный сюрприз!
— Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь!
— Люби себя такой, какая ты есть, — неповторимой!
— Сделай себе подарок, ты на него заслуживаешь!
— Сегодня с тобой вместе радость и спокойствие!
— Сегодня твой день, успехов тебе!
— Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это!
Можно также пожелать педагогам создать такую шкатулку у себя дома и каждое утро доставать из нее по одной записке. Эти пожелания волшебным образом влияют на настроение людей, подбадривают, придают уверенности.
- Заключительная часть.
Подведение итогов. Обратная связь.
Рефлексия: Что запомнилось больше всего? Что нового вы узнали на занятии?
Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о сегодняшней встрече. Опишите свои чувства.
Приемы и способы профилактики СЭВ.
Прежде всего, проанализируйте, что вызывает у вас стресс и как он проявляется. Постарайтесь свести к минимуму стрессовые ситуации. Наконец, освойте стратегии конструктивного (позитивного) снятия неизбежно возникающих стрессов.
- Баланс желаний и возможностей.
– не стремиться всё улучшить,
– меньше мыслить категориями “должен”, “обязан”, “вынужден”,
– прощать себя и других,
– учиться говорить “нет”,
– отсеивать лишнюю информацию.
- Самоконтроль.
– не быть пассивным, отстаивать свою позицию, но без агрессивности,
– определять проблемы, ставить цели и искать пути их решения,
– прислушиваться к собственным потребностям и заботам,
– стараться выполнять принятые решения.
- Организация своего времени.
Учитесь эффективно использовать время. Здесь важно следующее:
– выделять приоритетные задачи,
– назначать реалистические сроки,
– делать самое важное или трудное, когда больше всего сил,
– предвидеть стрессовые ситуации и заранее готовиться к ним,
– всегда оставлять время для себя,
– не брать на себя слишком много,
– поручать часть дел другим,
– делать всё по очереди.
Психологическая диета
- Приятное начало и конец дня. Необходимо начинать и заканчивать день чем-то приятным. Это может быть все что угодно.
- Фиксирование положительных импульсов. Составляйте график положительных импульсов в вашей повседневной жизни не менее трех месяцев. Такая фиксация необходима, чтобы выработать привычку обращать как можно больше внимания на положительные события.
- Соблюдение пропорции положительных и отрицательных факторов
Для жизнерадостного состояния нужна пропорция 6:1.
Для обычного уравновешенного состояния – 3:1.
- Соблюдение пропорции забот и отдыха. Из семи дней минимум один должен полностью посвящаться расслаблению и отдыху.
- Сохранение положительной тематики разговоров. Необходимо научиться контролировать течение разговора:
- в обычных разговорах старайтесь, как можно меньше затрагивать неприятные темы
- постарайтесь, чтобы неприятный разговор, занимал как можно меньше времени
- старайтесь как можно быстрее закончить разговор с человеком, который имеет дурную привычку говорить только о плохом.
- разговор в негативном ключе постарайтесь перевести в положительное русло или просто сменить тему
- Взаимоотношения с людьми.
Общение может снимать стресс, и приводить к нему. Старайтесь:
– беречь интимные отношения,
– развивать общительность,
– замечать чувства окружающих и не смешивать их с собственными,
– поддерживать контакты с друзьями,
– подбадривать окружающих.
- Помощь и поддержка.
Осознайте, что внутри и вне вас всегда найдутся дополнительные ресурсы:
– каждый день подбадривайте себя мыслями “Всё будет хорошо”,
– не стесняйтесь обращаться за помощью к близким, друзьям или специалистам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект семинара-практикума для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"
конспект семинар-практикума для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания для педагогов"...
Семинар-практикум для педагогов "Саморегуляция эмоционального состояния как профилактика эмоционального выгорания педагогов"
Семинар-практикум спедагогами....
Семинар с элементами тренинга «Профилактика эмоционального выгорания педагога»
В материале представлена информация о понятии эмоционального выгорания и пособах его профилактики. Разработан совместно с заместителем директора МБОУ ОШ № 12 Комар Татьяны Викторовны...
Семинар-практикум для воспитателей ДОУ по профилактике эмоционального выгорания
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ по профилактике ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ.Тема: «Жить полной жизнью, не сгорая на работе!» Цели семинара-практикума: Формирование навы...
Семинар-практикум с элементами тренинга «Профилактика эмоционального выгорания педагога ДОУ»
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГАТЕМА: «Профилактика эмоционального выгорания педагога ДОУ»Цель: Сохранение психического здоровья педагогов в образовательной среде.Подготовил...
Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"
В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...
Семинар-практикум для воспитателей ДОУ по профилактике эмоционального выгорания
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ по профилактике ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ.Тема: «Жить полной жизнью, не сгорая на работе!»...