Организация тренинговой работы в дошкольном учреждении.
статья
Технология тренинга с одной стороны, обеспечивает формирования психологического здоровья в соответствии с его трехкомпонентной структурой, с другой стороны обеспечивает формирование основных новообразований детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
treningovye_tehnologii.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация тренинговой работы в дошкольном учреждении.
Педагог-психолог МДОУ №29 «Пчёлка» Азарова Н.В.
г.о. Серпухов, Московская обл.
Цель организации тренинговой работы в дошкольном учреждении: оказание эффективной и своевременной психологической поддержки участникам воспитательно-образовательного процесса.
Задачи:
1) помочь овладеть определенными знаниями;
2) развивать адекватное познания себя, стремление к этому, а также возможность познавать окружающих;
3) выявить и при необходимости скорректировать личностные качества, привычки, устоявшиеся компетенции, «шаблоны», мешающие реальной и максимально гармоничной жизнедеятельности;
4) формировать навыки социально-коммуникативной компетентности, развивать способность эффективно взаимодействовать с окружающими;
5) обучать рефлексивным умениям;
Формы работы с детьми: индивидуальные и подгрупповые занятия.
Формы работы с родителями и педагогами: мастер-классы, мини-тренинги.
Методы и приемы работы: наглядные (показ, символические методы), словесно-практические (объяснение, утверждение, метафоры, логические цепочки и др.), практические («мозговой штурм», ролевая гимнастика, психодрамма, психогимнастические и коммуникативные игры, решение проблемно-поисковых ситуации), релаксационные методы.
и средств реализации, этапы.
Формы проведения: традиционное комплексное занятие, интенсив, квест и т.д.
Участники: воспитанники, родители, педагоги.
Препятствия в реализации:
1. Отсутствие специалистов соответствующей квалификации в образовательных учреждениях .
2. Отсутствие необходимых условий для эффективного проведения тренинговой работы.
Актуальность использования тренинговых технологий в педагогическом процессе.
Технология тренинга с одной стороны, обеспечивает формирования психологического здоровья в соответствии с его трехкомпонентной структурой, с другой стороны обеспечивает формирование основных новообразований детей дошкольного возраста. Так, групповые занятия дают возможность ребенку приобрести опыт в созданной среде, мини-обществе, перекликающемся с внешними факторами окружения, а в последующем перенести полученные знания, умения и навыки в реальную жизнь. Второе потенциальное преимущество группы состоит в возможности получить обратную связь и поддержку от других ее членов. Присутствие знакомых сверстников создает у ребенка ощущение комфорта. У недостаточно уверенных в себе детей группы не возникает чувства, что на них оказывают давление. А когда они начинают проявлять себя, то чувствуют себя спокойнее, ощущая поддержку взрослого.
В-третьих, в рамках технологии тренинга можно быть не только участником, но и зрителем. Ребенок использует сверстника в качестве модели, удобной для наблюдения и анализа («взгляд со стороны»). Это дает возможность идентифицировать, сопоставить себя с другими членами группы.
Необходимо отметить, что групповая психологическая поддержка является одной из оптимальных технологий формирования психологического здоровья ребенка, что в свою очередь определяет не только его включение в общественную жизнь, нахождение своей ниши, но и прогресс развития общества в целом.
Пояснительная записка.
«Вот и в детские сады проникли тренинги » - могут скептически отметить приверженцы традиционной системы образования. Действительно, применение тренинговых технологий на первый взгляд может показаться модным нововведением. Тогда как осуществление данного вида работы нельзя назвать новаторством, ведь использование игры с целью развития рассматривалось такими основоположниками отечественной педагогики, как К.Д.Ушинский, П.П. Блонский, А.С. Макаренко и др.
Осуществление полноценного тренинга требует определённых условий. Прежде всего, к квалификации ведущего, помещению, возможности и уместности в рамках режимного распорядка, распределению нагрузки и т.д. Всё это заставляет педагогов отказываться от данного вида работы, тогда как форма тренинга является эффективной формой работы как с детской, так и со взрослой категорией участников.
По мнению специалистов [5] , во время тренинга, мозг работает достаточно интенсивно, задействуются одновременно несколько зон, ответственных за организацию, передачу, распределение и реагирование на полученную информацию. При этом отсутствует возможность прокрастинации, то есть перекладывания задач и действий, откладывание «на потом», так как требуется решение поставленных задач «здесь и сейчас»,что и заставляет мозг работать в максимально активном режиме.
Как правило, тренинговые технологии рассматривают в рамках деятельности педагога-психолога, упуская из виду, что многие виды работы по данной технологии могут проводиться и другой категорией специалистов – инструкторами по физической работе или изобразительной деятельности, воспитателями и т.д. С тем отличием, что данный вид деятельности будет представлять задачи обучения в ситуации, оздоровительно-обучающие и т.п., а не рассматривать глубокие психологические и личностные изменения участников.
Особенность организации тренинга в дошкольном учреждении.
Активность участников тренинга носит особый характер, поскольку они вовлекаются в проигрывание специальных упражнений для отработки определенных умений, развития особых личностных качеств и установок, влияющих на процесс общения с другими. При проведении тренинга акцент делается на создании атмосферы доверия и безопасности, и поэтому очень важно подчеркнуть, что не существует неправильного или ошибочного выполнения упражнений. Ребенок на тренинге принимает участие в играх добровольно, то есть имеет право отказаться от выполнения того или иного упражнения. Ведущий же старается организовать тренинг так, чтобы дети хотели в нем участвовать, он также побуждает участников (на доступном данному возрасту уровне) к рефлексии процессов, происходящих в группе.
Правила поведения на тренинге менее регламентированы, чем на занятии, в том числе снижен внешний контрольный. Предполагается, что участники тренинга сами контролируют свое поведение.
Состав группы и продолжительность занятий определяются, возрастом и личностными особенностями участников, задачами конкретных упражнений.
Оптимальная частота проведения занятий – 2 раза в неделю.
Структура занятия в группе дошкольников.
Групповые занятия включают в себя психогимнастические, коммуникативные, подвижные игры и упражнения, этюды, элементы арт-терапии, релаксационные методы, ритуал приветствия, направленный на создание атмосферы радости, благоприятного эмоционального фона, снятия страха и напряжения, и ритуал прощания, закрепляющий полученный ребенком на занятии эмоциональный опыт.
Обоснование применяемых методов в тренинговой работе с дошкольниками.
Ролевые методы, включающие в себя – ролевую гимнастику и психодрамму. Общеизвестно, что для обеспечения психологического здоровья необходимо адекватное ролевое развитие. Ролевые методы проведения занятий предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу, проигрывание ролей, противоположных обычным и т.д.
Ролевая гимнастика в свою очередь, в соответствии с возрастом детей может быть представлена в виде ролевых действий на начальном этапе и ролевых образов в старшем дошкольном возрасте. Для младших дошкольников важно научиться включать в ролевые действия голоса (помяукать как испуганный котенок), а так же пальчиковые игры. Для старших дошкольников чаще используются ролевые образы животных, сказочных персонажей, социальных и семейных ролей, неодушевленных предметов. Как правило, роль передается при помощи мимики и жестов, иногда озвучивается.
В основе психодраммы может быть разыгрывание расправы или победы над пугающим объектом. При этом используется смена ролей, с роли нападающего на роль жертвы, либо создается ситуация подвига и подключается эмоциональное сопереживание объектам нападения. Так же интересны и эффективны пальчиковые драматизации, разыгрываемые детьми только при помощи пальцев.
· Психогимнастические игры, направленные на принятие своего имени, принятие своих качеств характера, принятие своего прошлого, настоящего и будущего, принятие своих прав и обязанностей.
· Коммуникативные игры, которые можно разделить на три группы: 1) игры направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и давать другому вербальное и невербальное «поглаживание»; 2) игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения; 3) игры, обучающие умению сотрудничать.
· Коммуникативные игры Данные игры можно разделить на три группы, а именно: игры вербальные, невербальные и «мысленные картинки».
Вербальные игры представляют собой либо придумывание детьми окончания той или иной необычной ситуации, либо коллективное сочинение сказок или подбор различных ассоциаций к какому-либо слову. Невербальные игры предполагают изображение детьми живого существа или неживого предмета. «Мысленные картинки» – это придумывание картинки на свободную или определенную тему в соответствии со звуковым (музыка) и/или кинестетическим (предмет) раздражителями. Затем автор картинки «оживляет» свое произведение, распределяя определенные роли героев и предметов среди детей.
· Терапевтические метафоры. Главная особенность саморазвития заключается в том, что личность берет на себя ответственность за свое развитие. Для этого необходимо, чтобы у человека присутствовало знание о своих ресурсах. Наиболее эффективным для освоения этого знания является использование терапевтических метафор, поскольку уже в самой структуре метафоры заложено обращение к ресурсам. Систематическая работа с детьми в данном ключе приведет к усвоению ими основной идеи – в сложной ситуации необходимо искать ресурсы внутри самого себя, тем самым, формируя «механизм самопомощи».
· Эмоционально-символические методы, включающие в себя две основные модификации: групповое обсуждение различных чувств и направленное рисование.
· Релаксационные методы, включающие упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации, дыхательные упражнения и упражнения, основанные на визуально-кинестетической технике. Метод нервно-мышечной релаксации предполагает достижение состояния релаксации через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления мышц. Из дыхательных техник используются глубокое дыхание и ритмичное с задержкой.
Анализ результативности работы с использованием тренинговых технологий.
Результативность и эффективность групповой работы с детьми можно выявить путем обследования перед началом и по окончанию курса занятий.
Для выявления результатов используется следующий инструментарий:
- оценка детей воспитателями, родителями (анкетирование, опросы);
- обследование детей психологом (изучение эмоционально-личностной сферы).
Результативность групповой работы детьми может быть оценена по таким показателям как:
· уровень тревожности детей;
· уровень эмоционального благополучия;
· уровень сформированности социально-коммуникативных навыков;
· уровень самооценки.
Возможные изменения, в результате групповой работы с детьми:
· осознание собственных эмоциональных состояний, умение дифференцировать эмоции окружающих, переводить эмоции в словесный план;
· сформированность у детей позитивного отношения к себе, уверенность в своих силах, повышение самооценки;
· снижение уровня тревожности, агрессивности, изживание страхов;
·овладение детьми простейшими навыками снятия психоэмоционального и мышечного напряжения.
Используемая литература:
1. Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей / И.О. Карелина. – Ярославль: Академия развития, 2006.
2. Клюева Н.В. Учим детей общению. Характер и коммуникабельность: Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль: Академия развития, 1997.
3. Лютова Е.К. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, анрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – М.: Генезис, 2000.
4. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников д/у / В.М. Минаева. – М.: Аркти, 1999.
- 5. Новикова Л.М., Самойлова И.В. Настольная книга школьного психолога.- М.: Эксмо, 2008 г.
6. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я / О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаева, И.М. Первушина. – М.: Генезис, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении»
Физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особое место в общей системе дошкольного образования и осуществляется в соответствии с научно разработанной и апробированной практикой систе...
Основные формы организации методической работы в дошкольном учреждении
Формы организации методической работы в ДОУ изменяются, обновляются в зависимости от многих факторов. Основными факторами являются следующие: · государственная политика в сфере образова...
Организация опытно-экспериментальной работы в дошкольном учреждении
Строкова Любовь Николаевна, воспитательМКДОУ детский сад общеразвивающего вида № 17с приоритетным осуществлением деятельностипо художественно – эстетическому развитию детейгородской округ Красноуфимск...
Организация работы в дошкольном учреждении по формированию сенсомоторной культуры
Организация работы в дошкольном учреждении по формированию сенсомоторной культурыСенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой ...
"Организация профилактической работы в дошкольном учреждении"
Формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни предполагает включение в работу всех субъектов образовательного процесса (воспитанник-педагог-родитель). Напечатано в ежемесячном журн...
Консультация для воспитателей "Организация оздоровительной работы в дошкольном учреждении "
Консультация для воспитателей "Организация оздоровительной работы в дошкольном учреждении "...
Инновационные подходы к организации методической работы в дошкольном учреждении
Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности очеви...