Поддержка детской инициативы посредством игровой деятельности.
консультация по психологии
Детская инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие умения детей работать в группе сверстников. Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по желанию, участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей, самостоятельно объясняет явления природы и поступки других людей, отличается способностью к принятию собственных решений. У инициативного ребенка ярко проявляются такие отличительные черты, как любознательность, изобретательность, пытливость ума.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podderzhka_kommunikativnoy_initsiativy_posredstvom_igrovoy_deyatelnosti.docx | 21.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Поддержка детской инициативы посредством игровой деятельности.
Детская инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие умения детей работать в группе сверстников. Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по желанию, участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей, самостоятельно объясняет явления природы и поступки других людей, отличается способностью к принятию собственных решений. У инициативного ребенка ярко проявляются такие отличительные черты, как любознательность, изобретательность, пытливость ума.
Выделяют четыре сферы инициативы:
1. коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);
2. творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);
3. инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи);
4. познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения).
В соответствии с основными видами деятельности дошкольника, выделяются следующие направления и способы поддержки детской инициативы:
✔ выбор оптимального уровня нагрузки (в соответствии со способностями и возможностями ребенка так, чтобы он справился с заданием);
✔ приобщение к … (труду, социальным, нравственным нормам и т. д.);
✔ похвала, подбадривание (правильности осуществляемого ребенком действия, а не его самого);
✔ положительная оценка (как итогового, так и промежуточного результата);
✔ поощрение (в процессе деятельности: активности, творческого (не схожего с предложенным образцом результата, задумки) подхода ребенка и т. д.);
✔ проявление внимания к интересам и потребностям каждого ребенка;
✔ косвенная (недирективная) помощь (подсказать желаемое действие, направить и т. д.);
✔ создание ситуаций (общения, игровых, успеха, проблемных и т. д.);
✔ личностный пример воспитателя (использование грамотной правильной речи, отношение к собеседнику, настроение и т. д.);
✔ отсутствие запрета (на выбор партнера для действия, игры, роли и т. д.);
✔ предложение альтернативы (другого способа, варианта действия);
✔ неоднократное повторение действия через различные виды деятельности (возможность овладения детьми с разными ведущими видами деятельности);
✔ создание предметно-пространственной среды (лабораторное оборудование, материалы, атрибуты, инвентарь для экспериментирования и других видов деятельности, к которым обеспечен беспрепятственный доступ и т. д.);
✔ обеспечение выбора различных форм деятельности: индивидуальной, парной, групповой; сменности игрового материала, художественных произведений, музыкальных и спортивных атрибутов.
Данные направления будут реализованы при соблюдении следующих принципов:
✔ вариативности - предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации;
✔ деятельности - стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности;
✔ креативности - создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.
Чтобы дети верили в свои силы, развивались и экспериментировали, педагоги должны поощрять инициативу, применять различные методы:
✔ продуктивные виды деятельности,
✔ совместную исследовательскую деятельность взрослого и детей,
✔ опыты и экспериментирование,
✔ интегрированные познавательные занятия,
✔ наблюдение и труд в уголке природы,
✔ ритуал планирования самостоятельной деятельности,
✔ совместную деятельность взрослого и детей,
✔ организацию проектной деятельности,
✔ самостоятельную деятельность детей,
✔ групповой сбор.
А также, такие приемы, как:
✔ алгоритмы,
✔ моделирование ситуаций,
✔ индивидуально-личностное общение с ребенком.
Способность ребенка к коммуникации является одним из критериев эффективности учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Коммуникация выступает как форма открытого действия при воспитании детей дошкольного возраста, поэтому успешность плодотворного взаимодействия ребенка и взрослого будет зависеть от того, насколько хорошо развита коммуникативная деятельность дошкольника.
Коммуникативная инициатива предполагает включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи.
В связи с этим перед воспитателем возникает ряд проблем, которые ставят вопрос, как организовать образовательный процесс, чтобы помочь воспитаннику овладеть основами коммуникативной компетентности, умению проявлять инициативу в коммуникативной деятельности, способствующей его успешной социализации, развитию культуры общения. При этом сегодня современное образование ставит пред педагогом задачу совершенствовать традиционные и находить новые технологические подходы к организации воспитательно-образовательного процесса.
Именно с помощью использования эффективных форм и методов поддержки детской инициативы в коммуникативной деятельности дошкольников мы можем сформировать коммуникативную компетентность дошкольников. Все это становится возможным лишь при правильно организованной, систематической работе.
В связи с этим целью работы по данному направлению является организация систематической работы по формированию у детей коммуникативной компетентности, используя эффективные формы и методы поддержки детской инициативы.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
✔ разработка параметров и уровней коммуникативной компетентности воспитанников;
✔ создание в группе необходимых условий для поддержки детской инициативы в коммуникативной деятельности воспитанников;
✔ повышение уровня детской инициативы в коммуникативной деятельности воспитанников;
✔ создание системы работы с дошкольниками по поддержке детской инициативы в коммуникативной деятельности детей.
Одной из форм организации деятельности дошкольника, обладающей большими потенциальными возможностями для формирования инициативы коммуникативной деятельности являются совместные игры - творческие, подвижные, дидактические, развивающие игры со взрослыми.
Предлагаю вашему вниманию примеры игр, используемых для формирования коммуникативной инициативы:
✔ Коммуникативные, сюжетно-ролевые игры
- Мы идем в поход
- А я заяц! А я еду! А я тоже!
- Я змея, змея, змея.
- Дрозд
- Зоопарк
- Резиночка
- Пчелы и змеи
- Японский театр (Кабуки)
✔ Игры-имитации
- Насос и мяч
- Конкурс скульптур
- Где я был?
✔ Игры на взаимодействие
- Узелки
- Гусеница
- Сиамские близнецы
- Шуршунчики
- Все на Борт!
- Веселые лыжники
В процессе данных игр идет благотворное влияние на эмоциональный климат в игровом объединении, а также проявление детской инициативы. Это выражается в формировании таких умений, как:
* умение прямо адресовать свое высказывание сверстнику, чтобы привлечь его внимание к игре, совместным действиям;
* умение обратиться к ребенку по имени или по названию роли;
* умение высказать предложение в приветливой форме, вежливо ответить на просьбу товарища принять его в игру;
* способность доброжелательно выразить согласие с игровым замыслом, придуманным другим ребенком или же в случае несогласия, деликатно отклонить нежелательное предложение партнера, вежливо принять отказ сверстника поиграть вместе, а также его возражения относительно замысла игры;
* умение выяснить, удовлетворен ли партнер полученной ролью, учтены ли его интересы при подборе игрового материала;
* умение обратиться к партнеру как равному, не подчеркивая своего превосходства;
* умение убедительно для сверстника обосновать свои предложения и поручения, объяснить целесообразность их принятия, выполнения.
Стоит отметить, что сформированные навыки коммуникативной деятельности ребенка дошкольного возраста обеспечат его успешную адаптацию в среде сверстников, позволят совершенствовать коммуникативную компетентность в процессе учебной деятельности при переходе к новой ступени образования. Именно развитие коммуникативной деятельности, а также умение ребенка активно включаться в нее, является необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-коммуникативного развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поддержка и развитие игровой деятельности дошкольников через создание авторского мультипликационного фильма.
Сегодняшний мир не похож на вчерашний, а завтрашний – не будет похож на сегодняшний! Ребенок должен научится многому , но как же детство? Для того, чтобы научить ребенка и при этом не украсть у ...
Методическая разработка технологии поддержки и развития игровой деятельности детей дошкольного возраста с использованием (лего) конструирования «Приключения маленьких человечков»
В работе были созданы условия для поддержки детской инициативы для игровой деятельности детей с использованием лего конструкторов, опираясь на сказку Н. Носова про Незнайку. Дети средствами конструкто...
Методическая разработка. Технологии поддержки и развития игровой деятельности детей дошкольного возраста с использованием (лего) конструирования «Тайна планеты роботов»
В работе были созданы условия для поддержки детской инициативыдля игровой деятельности детей с использованием лего конструктора....
Методическая разработка Конспект педагогического мероприятия по познавательному развитию. Технология поддержки и развития игровой деятельности с использованием набора «Дары Ф.Фрёбеля»: «СТИХИЙНОЕ БЕДСТВИЕ»
Конспект занятия с детьми старшей группы с использованием набора "Дары Ф.Фребеля". Игра "Стихийное бедствие"Цель. Создать условия для развития познавательных и творческих способнос...
Технология поддержки и развития игровой деятельности детей 6-7 лет. Игра с правилами и режиссерская игра высокого уровня по Е.Е.Кравцовой.
В свои дошкольные годы ребенок проходит достаточно большой путь развития. К семи годам дошкольнику предстоит многое узнать и многому научиться. От того, чему научится ребенок в дошкольном возраст...
Технология поддержки и развития игровой деятельности детей 6-7 лет. Игра с правилами и режиссерская игра высокого уровня по Е.Е.Кравцовой.
Возникнув в дошкольном детстве, игра сопровождает человека всю его жизнь. Игра позволяет человеку моделировать мир и обеспечивает возможность личностного роста. Игра создает фундамент для становления ...
Технология поддержки и развития игровой деятельности детей с использованием оригами
laquo;Конструирование из бумаги «Коробочка» для игры «Коллекционер» возраст воспитанников - старшая группа 5-6 лет...