Консультация для педагогов и родителей «Как общаться с ребенком с аутизмом?»
консультация по психологии

Рачёва Ирина

Трудности в коммуникации являются одним из ключевых дефицитов при аутизме. Очень часто взрослые, находящиеся рядом с ребенком с аутизмом, замечают, что он «не слышит», когда к нему обращаются, не реагирует на речь или реагирует только на часть высказывания, не инициирует общение (не обращается с просьбой сам, не делится какими-либо впечатлениями, ему трудно начать диалог, подобрать слова, ответить на просьбу или предложение другого человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл autizm.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов и родителей «Как общаться с ребенком с аутизмом?»

Трудности в коммуникации являются одним из ключевых дефицитов при аутизме. Очень часто взрослые, находящиеся рядом с ребенком с аутизмом, замечают, что он «не слышит», когда к нему обращаются, не реагирует на речь или реагирует только на часть высказывания, не инициирует общение (не обращается с просьбой сам, не делится какими-либо впечатлениями, ему трудно начать диалог, подобрать слова, ответить на просьбу или предложение другого человека.

Неумение выразить свое желание или просьбу социально приемлемым способом (словом, жестом) приводит к возникновению нежелательного поведения. Ребенок с аутизмом добивается желаемого или отказывается от неприятного для себя при помощи крика, плача, агрессии, истерики и т. д. Он может начать швырять предметы, громко кричать, кататься по полу, причинять вред себе или другому (кусать, бить, щипать себя или другого, наносить более сильные повреждения). В таких ситуациях взрослые очень часто бывают растеряны. Уже после они сообщают «Я не знаю, что с этим делать», «я понимаю, что так нельзя, но все равно даю ему конфету, потому что мне жалко и его и себя», «а вдруг у нее начнется какой-нибудь приступ?»«с ней все равно невозможно договориться» и т. д. и т. п.

Но, к сожалению или к счастью, мы не сможем выполнить все желания ребенка, даже если они очень-очень сильные и нам очень-очень хочется удовлетворить его потребность. Например, мы не можем переходить дорогу при активном движении машин или на красный сигнал светофора как бы нам этого не хотелось. Или, например, мы не можем «закрыть глаза» на поедание ребенком не съедобных предметов, потому что это может привести к проблемам с пищеварением и т. д. Вместо всего этого нам необходимо каким-то образом донести до ребенка информацию о том, как делать можно, а как не стоит.

Исследования доказали, что одной из сильных сторон детей с аутизмом, на которую можно опираться при обучении, является хорошо развитое визуальное восприятие и визуальное мышление. Это значит, что детям с аутизмом гораздо проще воспринимать информацию не на слух (как мы обычно привыкли ее предъявлять, а визуально, наглядно, используя картинки, фотографии, рисунки или другие изображения. Существует даже целая система альтернативной коммуникации при помощи обмена карточками.

Зрительная, визуальная поддержка представляет информацию в доступной для детей с особенностями развития форме, облегчает восприятие и проясняет речевую (вербальную) информацию, помогает при смене вида деятельности. Она включает в себя:

• Визуальную организацию (расположение материалов в окружающей среде (контейнеры, структурирование пространства;

• Визуальную четкость ( привлечение внимания к важной информации: выделение цветом, ярлыки, подчеркивание и т. д.);

• Визуальные инструкции и алгоритмы, в том числе и визуальное расписание (показывают с чего начать, последовательность действий и шагов)

приводится по: Дети с расстройством аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью, Довбня С., Морозова Т., Залогина А., Монова И.).

Одной из форм визуальной поддержки является визуальное расписание. Визуальное расписание может помочь в организации не только детей с аутизмом, но и любых детей и даже взрослых. Некоторые из нас каждый день пользуются визуальным расписанием, не осознавая это (составляя планы в ежедневнике, читая меню в кафе, делая записи в календаре и т. п.). Задача визуального расписания – обозначить последовательность действий на определенный период времени (в течение занятия или на целый день) и тем самым способствовать снижению тревожности ребенка, предупреждая о предстоящих изменениях, и повышению мотивации (в конце расписания, как правило, размещается что-то приятное).

Наиболее простым вариантом визуального расписания является доска «сначала – потом». При помощи этой доски можно наглядно объяснить ребенку, что ему предстоит делать, чтобы получить приз. Этот инструмент условно называется «доска» и может быть выполнен не обязательно из дерева. Для изготовления вполне подойдет лист плотной бумаги формата А4 или несколько меньше. «Сначала — потом» представляет собой таблицу из двух столбцов и двух строк. Крайний левый столбец называется «сначала», а крайний правый, соответственно, «потом». Именно эти надписи и помещаются в первой, верхней строке. Нижняя строка может быть несколько шире и остается пустой. Она предназначена для того, чтобы в ней располагать карточки. Обычно их прикрепляют при помощи липучки. Соответственно в левом столбце будет помещена карточка, обозначающее действие, которое ребенку необходимо выполнить. Например, Вы хотите чтобы он позанимался за столом, или сделал зарядку, или почистил зубы, или убрал одежду в шкаф и т. д. Следовательно, карточку, обозначающую занятие или чистку зубов, Вы помещаете под надписью «сначала», в левом столбце. В правом столбце будет расположено изображение чего-то приятного для ребенка, того, что его смотивирует на занятие. Например, ребенок очень радуется, когда выдувает мыльные пузыри. Вы можете поместить карточку или фотографию с изображением мыльных пузырей в правый столбец. Или ребенок очень любит мармелад. Тогда в правом столбце будет изображение мармелада.

Эта доска как будто бы говорит ребенку : «ты обязательно получишь что-то приятное сразу же, как сделаешь это (что-то менее приятное)». Доска «сначала – потом» замечательно подходит для начала обучения новому навыку и умению выполнять инструкции. Она мотивирует ребенка сделать что-то, что ему не очень нравится, потому что потом он получит что-то приятное. Для большей мотивации ребенка это «что-то приятное» можно держать в его поле зрения. Например, если в качестве поощрения вы используете печенье, конфеты, шоколад или другую еду, можно поставить контейнер с лакомством в поле видимости ребенка. Однако, будьте готовы контролировать его доступ к желаемому (ребенок может попытаться схватить конфеты раньше, чем выполнит задание и важно этого не допустить).

Как использовать «сначала – потом»?

1. Определите, какое задание будет выполнять ребенок и прикрепите соответствующее изображение под надписью «сначала». Например, вы попросите ребенка надеть ботинки. Значит, в графе «сначала» будет изображение ботинка.

2. Определите, какая награда ждет ребенка за выполнение действия. Это должно быть что-то очень мотивирующее, что-то особенно желаемое ребенком. Только тогда есть высокая вероятность, что ребенок выполнит задание. Например, ребенок очень любит мыльные пузыри. Тогда вы можете поместить карточку с изображением мыльных пузырей в графе «потом».

3. Вы прикрепили карточки на доску. Теперь необходимо показать ее ребенку. Старайтесь говорить как можно меньше. Обратите внимание ребенка и скажитеуказывая поочередно на карточки«сначала – ботинки, потом – пузыри!».

4. При необходимости напоминайте ребенку о доске по мере выполнения задания. Например«Еще один ботинок, потом пузыри».

5. Ребенок выполнил задание. Привлеките его внимание к доске снова. Например«Ты надел ботинки, теперь пузыри!». Старайтесь использовать доброжелательную бодрую интонацию в голосе. Покажите, что вы счастливы. Незамедлительно предоставьте ребенку обещанный предмет. Для того, чтобы дети начали ценить доску «сначала – потом», они должны получать приятное занятие или желанный предмет сразу же после выполнения задания «сначала». В противном случае ребенок больше не будет доверять тому, что изображено на доске.

Начинайте использовать доску при выполнении знакомых ребенку заданий и постепенно переходите к обучению новым навыкам. Если проблемное поведение все-таки возникает, оказывайте ребенку помощь, давайте подсказку, хвалите за то, что он старается и проявляет упорство. В этом случае важно выполнение задания (пусть и с подсказкой, а не контроль за поведением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для педагогов и родителей «Как провести с ребенком осенний день»

Наступила осень. Ушли жаркие денечки. Однако это не значит, что ваши прогулки с малышом будут менее интересными. Осенью, выйдя на улицу, обратите внимание на погоду. Если это солнечный день, то предло...

Консультация для педагогов и родителей СКАЗКА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА

Консультация для педагогов и родителей   СКАЗКА  В ЖИЗНИ  РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА...

Консультация для педагогов и родителей "Как развивать у ребенка чувство ответственности"

Детей нужно учить быть дисциплинированными и ответственными. В представленной консультации  описаны составляющие ответственности; уровни развития ответственности и условия развития чувства ответс...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ. Степень психосоциальной зрелости ребенка . Тестовая беседа С.А. Банкова

В материале представлен перечень вопросов тестовой беседы по определению психосоциальной зрелости ребенка подготовителной ук школе группы, предложенной С.А. Банковым....

Консультация для педагогов и родителей «Воспитание социально адаптированного ребенка»

Проходя путь социализации, ребенок – дошкольник подвергается воздействиям окружающей действительности, которая выступает стрессом для него. Это дезорганизует поведение ребенка. Для выхода из кон...