Консультация для педагогов и родителей «Воспитание социально адаптированного ребенка»
консультация
Проходя путь социализации, ребенок – дошкольник подвергается воздействиям окружающей действительности, которая выступает стрессом для него. Это дезорганизует поведение ребенка. Для выхода из конфликтной ситуации ребенок вынужден применять различные способы психологической защиты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_i_roditeley.docx | 22.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов и родителей
«Воспитание социально адаптированного ребенка»
Материал подготовил
Педагог-психолог
Воробьева О.А.
Проходя путь социализации, ребенок – дошкольник подвергается воздействиям окружающей действительности, которая выступает стрессом для него. Это дезорганизует поведение ребенка. Для выхода из конфликтной ситуации ребенок вынужден применять различные способы психологической защиты.
Психологическая защита — это система стабилизации личности, направленная на устранение тревоги, связанной с конфликтом, основная функция которой — сохранение позитивного «Я».
Образование психологической защиты позитивного «Я» связано с первым отрицательным опытом свободного самовыражения, которое подвергается ограничениям со стороны взрослых. Дошкольник вынужден приспосабливаться к воздействиям, препятствующим его естественному развитию, прибегая к психологическим механизмам защиты.
Для правильного оценивания поведения ребенка – дошкольника и осуществления индивидуального подхода необходимо знать о возрастных особенностях защитных реакций.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТНЫХ РЕАКЦИЙ.
Отрицание - ранний и примитивный механизм защиты, при котором ребенок старается привлечь к себе внимание любыми известными ему способами.
Защитное поведение в норме: эгоцентризм, внушаемость, общительность, стремление быть в центре внимания, дружелюбие, хвастовство, готовность услужить.
Девиации поведения: лживость, склонность к симуляции, необдуманность поступков, демонстративные попытки и т.п.
Проекция - сложный механизм защиты и предполагает приписывание окружающим негативных качеств, помогающее ребенку ослабить собственное чувство вины.
Защитное поведение в норме: гордость, самолюбие, эгоизм, злопамятность, мстительность, обидчивость, враждебность, упрямство, несговорчивость, пессимизм, замкнутость и др.
Девиации поведения: ревность, несправедливость, собственная ущербность, враждебность и др.
Регрессия - развивается в раннем возрасте и используется ребенком для сдерживания чувства неуверенности в себе и страха неудачи.
Защитное поведение в норме: слабохарактерность, отсутствие глубоких интересов, податливость влиянию окружающих, внушаемость, неумение доводить начатое дело до конца, легкая смена настроения, плаксивость, непереносимость одиночества, потребность в стимуляции, контроле, импульсивность.
Девиации поведения: инфантилизм, конформизм и пр.
Замещение - развивается у ребенка для сдерживания гнева на сильный субъект. Во избежание ответной агрессии ребенком осуществляется перенос действия, изначально направленного на недоступный объект.
Защитное поведение в норме: импульсивность, раздражительность, требовательность к окружающим, грубость, вспыльчивость, реакции протеста в ответ на критику.
Девиации поведения при регрессии: агрессивность, неуправляемость, склонность к деструктивным действиям, жестокость и пр.
Подавление - развивается у ребенка для сдерживания страха и проявляется в удалении чего-то из сознания или удержании его на расстоянии.
Защитное поведение в норме: избегание ситуаций, которые могут вызвать страх, соглашательство, покорность, робость, забывчивость, боязнь новых знакомств.
Девиации поведения: ипохондрия, иррациональный конформизм.
На формирование защитных реакций у детей значительное влияние оказывает родительское воздействие. Взаимодействие с родителями носит травмирующий характер, поэтому ребенок должен выработать особые защитные механизмы, предохраняющие его от угрозы или травмирующего родительского воздействия.
Возникнув в детстве, соответствующие механизмы защиты в дальнейшем определяют отношение человека к другим людям, в том числе и к собственным детям в будущем. Серьезное психологическое воздействие на детей оказывает также и образовательно-воспитательная среда, возникающая вокруг них в дошкольном учреждении. Детская незащищенность требует организации психологической защиты, помощи в ее укреплении со стороны взрослых.
Каждый день перед детьми возникают новые проблемы, решение которых зависит от их душевного равновесия, умения справляться с внутренними и межличностными конфликтами. Детям сложнее, чем взрослым, так как они живут в трех «мирах»:
- мир воображаемый: в нем все так, как они сами себе придумывают;
- мире детского коллектива: он не совпадает с миром воображаемым, в него они приносят опыт, полученный дома;
- мир взрослых: здесь дети чувствуют себя как лилипуты в стране великанов.
Недостаточность жизненного опыта не позволяет ребенку справиться с психотравмирующими факторами: неблагоприятная оценка взрослыми деятельности ребенка или его личности, сравнение ребенка с другими, дефицит родительской любви, отсутствие эмоционального контакта с матерью приводит к снижению адаптивных возможностей детской психики.
Психологическая защита стоит на страже личностного «Я» и является обязательным атрибутом полноценного человека. Люди различаются средствами защиты: у сильной личности они сознательно контролируемые, а у слабой — бессознательные.
Необходимо развивать у детей навыки стратегии психологической защиты посредством игр и упражнений, которые помогут выработать способы защиты от дискомфорта и психотравмирующих факторов.
БЕСЕДЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ЗАЩИТНЫХ РЕАКЦИЙ.БЕСЕДА «КОГДА МНЕ БЫВАЕТ ПЛОХО...»
✔ Когда человеку на душе бывает плохо, что он чувствует? (Волнение, гнев, досаду, обиду и т.п.)
✔ Вспомни случаи, когда у тебя на душе было плохо, расскажи о них. Что ты чувствовал в этой ситуации? Что тебе хотелось сделать?
✔ Когда тебе бывает плохо, что ты делаешь, чтобы почувствовать себя лучше? (Выяснение защитных реакций у ребенка в сложных для него ситуациях)
БЕСЕДА «КОГДА ЧЕЛОВЕКУ НА ДУШЕ ПЛОХО, ТО ОН МОЖЕТ САМ СЕБЕ ПОМОЧЬ»
Совет 1. Если ты совершил проступок, из-за которого самому стало стыдно, то самый верный способ вернуть расположение к себе близких и друзей — признать свою вину и попросить прощения.
Совет 2. Чтобы самому успокоиться, нужно сесть поудобнее, закрыть глаза и медленно, спокойно и глубоко подышать: во время вдоха считать до пяти, во время выдоха — до семи. Представь, что ты в лесу или на берегу моря, где воздух свежий и где тебе свободно и приятно дышится, и ты сразу успокоишься.
БЕСЕДА «КАК МОЖНО ПОМОЧЬ СЕБЕ ЧЕСТНО ПРИЗНАТЬСЯ В ПРОСТУПКЕ?»
✔ Что мешает человеку честно признать свою вину? (Страх быть наказанным, потерять доверие, любовь, уважение и т.п.)
✔ А как можно убедить себя сознаться в содеянном проступке?
✔ Как понимать следующие высказывания: «тайное всегда становится явным»; «лучше горькая правда, чем сладкая ложь».
✔ Что ты чувствовал, когда не решался признавать свою вину? Что ты чувствовал, когда убедил себя сознаться, признать вину, и попросил прощения? (Облегчение, радость...)
БЕСЕДА «ПОЧЕМУ МЫ ПЕРЕКЛАДЫВАЕМ ВИНУ НА ДРУГОГО?»
✔ На кого ты переложил вину? Почему?
✔ Что ты чувствовал в этот момент?
✔ Кого наказали за проступок?
✔ Как ты думаешь, что чувствовал тот, которого незаслуженно обвинили?
✔ Почему ему было обидно?
✔ Какие слова примирения помогут восстановить дружеские отношения с тем, кого по твоей вине незаслуженно обидели?
БЕСЕДА «У МЕНЯ ПЛОХОЕ НАСТРОЕНИЕ»
✔ Что ты ощущаешь, когда находишься в плохом настроении?
✔ Что тебе хочется сделать в этот момент?
✔ К тебе уже пришли гости — как ты себя будешь вести?
✔ Ты попытаешься поднять свое настроение? Почему? (Чтобы не испортить настроение другим.)
✔ Как ты сможешь поднять свое настроение? (Закрепление советов, данных на предыдущих занятиях.)
БЕСЕДА «ХОРОШО ЛИ БЫТЬ ОДНОМУ?»
✔ Хотелось ли тебе когда-нибудь уйти от всех и остаться одному? Почему?
✔ Что чувствует человек, оставшись один?
✔ Хорошо ли быть одному, когда тебе никто не мешает, не делает замечаний, не спорит?
Совет 1. Когда на душе плохо и ты чем-то раздражен, лучше уединиться в комнате и постараться поднять себе настроение вспомнив о чем-то приятном.
Совет 2. Выразить все свои чувства, о которых ты не можешь сказать ни папе, ни маме, можно своему надежному другу — животному: собаке или коту. Прижми его к себе, погладь, поговори с ним — и станет легче.
Совет 3. Если ты поссорился с родителями и не можешь сразу помириться, послушай музыку или посмотри любимый мультик. А когда немного успокоишься, то не откладывая поговори с родителями о том, что тебя мучает. Помни, что они тебя любят и всегда поймут, и помогут в трудную минуту.
Совет 4. Если же тебе обидно, что твое желание не было выполнено, ты можешь о нем помечтать, пофантазировать и даже (что еще лучше) нарисовать свое желание — и, поверь, станет легче.
БЕСЕДА «ЧТО ТАКОЕ ОБИДА?»
Что такое обида? (чувство, которое возникает, если тебя оскорбили или не дали осуществить задуманное, или не заметили твоей помощи и участия. Чем ближе тебе человек (родители, друг), с которым связано это чувство, тем сильнее обида.)
✔На что она может быть похожа?
✔Из-за чего люди обижаются друг на друга?
✔Приходилось ли вам обижаться?
✔Что хочется в момент обиды сделать с обидчиком?
БЕСЕДА «КОГДА МЫ ССОРИМСЯ С РОДИТЕЛЯМИ?»
✔Почему дети ссорятся с родителями?
✔Что ты чувствуешь, когда ссоришься со своими родителями? (Обиду, боль, злость, вину, стыд.)
✔Что тебе хочется в этот момент сделать?
✔Что ты делаешь для того, чтобы почувствовать себя лучше и изменить ситуацию?
✔Для чего человеку нужна мама? (Мама — защитник, мама — утешение, мама — друг.)
БЕСЕДА «ПОЧЕМУ ЧЕЛОВЕК ЗЛИТСЯ?»
✔В каких ситуациях может злиться человек?
✔На что похоже зло в человеке? (На вулкан, молнию, дикое животное...)
✔А тебе приходилось когда-нибудь злиться?
✔Что ты чувствовал в этот момент?
✔Что хотелось сделать?
БЕСЕДА «КОГДА МЫ ОБИЖАЕМ ТЕХ, КТО СЛАБЕЕ НАС?»
✔Как ты думаешь, правильно ли мы поступаем, когда, рассердившись или разозлившись, вымещаем свой гнев на тех, кто слабее: безобидных животных, людях?
✔Как чувствует себя обиженный человек (животное)?
✔Что чувствует человек, когда кого-либо незаслуженно обидел?
Совет 1. Если ты чувствуешь, что совершил что-то нехорошее и не можешь сразу честно об этом сказать, то вырази свои чувства в своем дневнике, в котором ты можешь записывать самые сокровенные мысли (срабатывает эффект исповеди, когда, раскаиваясь, человек получает физическое и эмоциональное облегчение и воссоздает полную картину того, что произошло, многое для себя проясняя).
Совет 2. Умей признать свою вину или ошибку и постарайся ее исправить: извинись за совершенное необдуманное действие, утешь обиженного.
Совет 3. Если ты разгневан, то лучше ударь по подушке или боксерской груше, и ты почувствуешь облегчение.
Совет 4. Чтобы почувствовать себя лучше, нужно заняться своим любимым делом.
БЕСЕДА «КАК ПОБОРОТЬ ЗЛО И СТАТЬ ДОБРЕЕ?»
✔Назови слова и выражения, которые вызывают у тебя злость, гнев.
✔Почему люди обижают слабых?
✔Кто надежнее: добрый или злой?
✔Можно ли справиться со злом?
✔Как ты понимаешь смысл пословиц: «Злой не верит, что есть добрые люди», «Без добрых дел нет доброго имени»?
Совет 1. Учитесь преодолевать плохое состояние, настроение.
Совет 2. В каждой тревожной и печальной ситуации пытайся уловить юмористические нотки, посмотри на себя со стороны.
Совет 3. Если наваливаются неприятности, не пугайся, попытайся успокоиться и разобраться в их причинах.
Совет 4. Можно написать гневное письмо, и пусть оно останется неотправленным, или высказать «все, что ты думаешь», но наедине, мысленно представляя себе противника.
Совет 5. «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки».
Совет 6. Помогает исправить плохое настроение секрет-правило: подумай о хорошем, и будет хорошо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для педагогов и родителей «Как провести с ребенком осенний день»
Наступила осень. Ушли жаркие денечки. Однако это не значит, что ваши прогулки с малышом будут менее интересными. Осенью, выйдя на улицу, обратите внимание на погоду. Если это солнечный день, то предло...
Консультация для педагогов и родителей "Воспитание без наказания. Профилактика жесткого обращения с детьми"
Консультация для педагогов и родителей с целью профилактики жесткого обращения с детьми. Может быть использована на общих или групповых родительских собраниях...
Консультация для педагогов и родителей «Что должен уметь ребенок в речевом развитии».
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ...
Консультация для педагогов и родителей СКАЗКА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА
Консультация для педагогов и родителей СКАЗКА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА...
Консультация для педагогов и родителей "Как развивать у ребенка чувство ответственности"
Детей нужно учить быть дисциплинированными и ответственными. В представленной консультации описаны составляющие ответственности; уровни развития ответственности и условия развития чувства ответс...
Консультации для педагогов и родителей "как правильно одевать ребенка весной"
Как правильно одевать ребенка весной...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ. Степень психосоциальной зрелости ребенка . Тестовая беседа С.А. Банкова
В материале представлен перечень вопросов тестовой беседы по определению психосоциальной зрелости ребенка подготовителной ук школе группы, предложенной С.А. Банковым....