Консультация для педагогов и родителей "Как развивать у ребенка чувство ответственности"
консультация
Детей нужно учить быть дисциплинированными и ответственными. В представленной консультации описаны составляющие ответственности; уровни развития ответственности и условия развития чувства ответственности у детей..Примите во внимание, что каждый ребёнок уникален Определите, что наиболее важно и приемлемо для него.Неизбежно то,что ядром каждого плана , ориентированного на ребёнка, окажутся одни и те же принципы и элементы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов и родителей.
Как развивать у ребенка чувство ответственности
Ответственность не дается человеку с рождения. Быть ответственным – значит самостоятельно принимать решения и осознавать необходимость действия.
Дисциплина и ответственность – разные, но взаимосвязанные качества человеческой личности. Без дисциплины нет ответственности, дисциплина подразумевает «обучение». По сути, это обучение правильной, эффективной жизнедеятельности. Детей нужно учить быть дисциплинированными и ответственными.
Составляющие ответственности
1.Понимание задачи - знание того, что нужно сделать.
Например, мы говорим: « Наведи порядок в своей комнате». А ребёнок решает эту проблему по - своему. Для ясности нужно, чтобы родитель и ребенок вместе убирали детскую комнату.
2.Для согласия с поставленной задачей у ребенка должен быть выбор.
Чаще предлагайте ребенку альтернативу: « Ты соберёшь игрушки или разберёшь книги на столе?», « Ты поможешь мне пропылесосить или будешь вытирать пыль?»
Если есть выбор, то чувство ответственности будет проявляться на практике.
3.Умение самостоятельно мотивировать свои действия.
Для этого можно использовать похвалу, а по мере взросления учить «отсроченному» вознаграждению, развивать систему накопления бонусов и т.д.
Три уровня воспитания ответственности
1.Ребёнок в качестве помощника.
Впервые принимаясь за какое-то дело, многие дети нуждаются в моральной поддержке и присутствии взрослого. Хорошо бы вместе накрыть стол, убрать игрушки и т. д.
2.Ребёнок нуждается в напоминании и контроле.
Дети, играя, могут забыть что-нибудь, необходимо напомнить им об их обязанностях без раздражения и недовольства.
3. Ребёнок выполняет задание самостоятельно.
Ребёнок, выполняя всю работу, больше не нуждается в напоминании. Переход на этот уровень – начальная цель воспитания ответственного человека.
Условия развития чувства ответственности
1.Самоуважение.
Дети нуждаются в положительной самооценке. Если они верят в то, что способны, ответственны, им легче справиться с какой-либо задачей.
2. Разумные ограничения.
Ограничения рождают у детей чувство защищенности, позволяют вести себя в обществе, где соседствуют разные ценности.
3.Условия развития ребёнка.
Развитие ответственности - длительный процесс. Родители должны позволить ребенку быть самостоятельным, помочь ему развить свои способности. А быть самостоятельным – значит осуществлять выбор по собственному желанию, самому принимать решения и нести за них ответственность.
Установлено, что к концу старшего дошкольного возраста дети могут достичь выраженных показателей самостоятельности в разных видах деятельности (игре, труде, познании, общении):
- стремление к деятельности без посторонней помощи;
- умение поставить цель деятельности;
- осуществление элементарного планирования;
- реализация задуманного и получение результата, адекватного поставленной цели;
- способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.
Воспитывая в детях ответственность, принимайте во внимание тот факт, что каждый ребёнок уникален. Вы должны определить, что наиболее важно и приемлемо для него. Для этого:
- поймите природу своих притязаний, определите свои цели;
- учитывайте возрастные особенности ребёнка;
- принимайте в расчёт особенности характера;
- оценивайте опыт ребёнка, не спрашивайте то, чему его не учили.
Неизбежно то, что ядром каждого плана, ориентированного на будущее ребёнка окажутся одни и те же элементы и принципы:
- формирование таких черт характера, как дисциплинированность, самообладание, мужество, терпение, трудолюбие, честность;
- развитие умения принимать решения, отбирать и накапливать необходимую информацию как основу для принятия решений;
- формирование устойчивого, целостного мировоззрения, способного к саморазвитию;
- выработка навыков повседневной жизни: знание правил личной безопасности, умение готовить пищу, навыки бытового самообслуживания, планирование и соблюдение бюджета. Бережное отношение к имуществу и т.п.;
- выработка навыков общения: умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, владение основами практической психологии, умение разрешать конфликтные ситуации, стойкость в случае необходимости сопротивляться давлению общества.
Используемая литература:
Давыдова О.И. , Вялкова С.М. Беседы об ответственности и правах ребёнка. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 112с.
Материал подготовлен
педагогом-психологом
Строгалевой Р.Х.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/05/picture-630355-1430832782.jpg)
Как привить ребенку чувство ответственности
В статье рассказывается о том, как привить ребенку чувство ответственности....
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/16/picture-1444145-1671181930.png)
Консультация для педагогов и родителей "Развиваем у ребёнка чувство ритма"
Родителям важно знать, что не только на музыкальных занятиях, но и в повседневной жизни можно создать условия для развития музыкальных способностей ребёнка....
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/29/picture-1450068-1674965013.jpg)
Консультация для педагогов "Учимся играя, развиваем речь ребенка"
Цель повысить компетентность и успешность педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста; познакомить с современными методами и приемами стимулирования речевой деятельности у детей д...
- Мне нравится (1)